АННОТАЦИЯ
Учебно-методическое пособие представляет тематику практических занятий по курсу «Олигофренопсихология». Разработаны вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, рекомендации к работе над темами, основная и дополнительная литература по каждой теме. Предусмотрены установки для проведения лабораторных занятий в школе по составлению психолого-педагогических характеристик учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Материалы пособия предназначены студентам факультета специального образования по специальностям:
03.03.08-01 Олигофренопедагогика. Дошкольное образование.
03.03.08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия.
Могут быть использованы школьными психологами, учителями вспомогательных школ и классов интегрированного обучения.
ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие представляет собой методические рекомендации к организации самостоятельной работы при изучении курса «Олигофренопсихология» («Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью») студентами факультета специального образования. Основой для их составления является действующая учебная программа. В рекомендациях представлена разработка проблем и отдельных вопросов курса с учетом традиционных, а также современных литературных данных и требований к ведению в университетах научных дисциплин: формированию у студентов научного мышления, умений самостоятельно добывать знания и творчески их использовать в практической работе. Осуществляется обобщение конкретных экспериментальных материалов, как и конкретизация ряда общих положений, отражающих особенности развития психики школьников с интеллектуальной недостаточностью, и поиски педагогических путей и средств их обучения и воспитания.На основании работ ведущих в олигофренопсихологии ученых (Л. С. Выготского, Г. М. Дульнева, Л. В. Занкова, В. И. Лубовского, В. Г. Петровой, Б. И. Пинского, Т. В. Розановой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф и др.) показывается, что при интеллектуальной недостаточности развитие разных сторон психики происходит своеобразно: замедленно, недостаточно системно, с качественным своеобразием, составляющим сущность состояния «недоразвития». Подчеркивается недостаточная активность опосредствования различных психических актов со стороны речевой деятельности, результатом чего оказывается недоразвитие таких фундаментальных систем психики, как речь и практическая деятельность, речь и чувственное познание, речь и мышление и т.д. В проблеме «психологической структуры развития» при интеллектуальной недостаточности в качестве «первичного симптома» отклонения от нормы рассматривается положение виднейшего психолога Л. С. Выготского о слабо выраженной психической активности (активности психического отражения).
Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической ...
... ; Выполнила: Гурьянова А.Ю. речь; в)эгоцентрическое мышление. 3.Л.С. Выготский. Критическоеисследование теории Ж. Пиаже. а)жизнь и научная деятельность Л.С. ...
С позиции принципа единства биологического и социального факторов, опосредствованного в развитии психики психической активностью, реализуется положение Л. С. Выготского о необходимости создания для детей с интеллектуальной недостаточностью специальных условий обучения и воспитания, позволяющих осуществлять компенсацию дефекта и коррекцию процесса развития. Показ этого положения в качестве теоретической основы для развития олигофренопсихологии позволяет рассматривать особенности развития психики учащихся с интеллектуальной недостаточностью как внутренние условия организации их поведения, общения, учебной и трудовой деятельности, социальной адаптации. Это позволяет устанавливать прямую связь олигофренопсихологии с коррекционной педагогикой и специальными методиками обучения и воспитания.
Использованная в пособии основная и дополнительная литература составляет отбор важнейших, значимых научных психологических данных по проблеме интеллектуальной недостаточности, представленных в русскоязычной специальной психологии в течение 20 — 90-х гг. прошедшего века и в новейших учебных пособиях века нынешнего.
Автор-составитель Т. А. Процко.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИИ (психологии школьника с интеллектуальной недостаточностью)
Связь ее с другими науками.
Основные понятия: олигофренопсихология, психология школьника с интеллектуальной недостаточностью, коррекционная педагогика и другие смежные науки, межпредметные связи.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом изучения в олигофренопсихологии?
2. В чем состоит связь олигофренопсихологии с психиатрией и невропатологией?
3. Какие факторы определяли становление олигофренопсихологии как науки? Какие факторы влияют на ее становление в настоящее время?
4. В чем состоят межпредметные связи олигофренопсихологии с коррекционной педагогикой и специальными методиками обучения и воспитания?
Задания для самостоятельной работы.
1. Написать реферат по книге: Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. – М., 1986.
2. Подготовиться к обсуждению реферата по следующим вопросам:
3. В чем обнаруживается инактивность психики у ребенка с интеллектуальной недостаточностью?
4. Какие педагогические средства стимулируют его активность?
5. В чем состоит особая роль педагога-дефектолога в развитии психики школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Рекомендации к работе над темой
§ Для овладения материалом темы необходимо усвоить основные понятия, показать различия и связи изучаемой науки с другими родственными ей науками.
§ При работе по книге Э.Сегена уяснить связь ряда современных положений с научными исследованиями прошлого.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития ... от него высокой интеллектуальной подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально-творческое развитие. Под музыкально-творческим развитием человека подразумевается сочетание ...
§ Для ответов на вопросы использовать конспект лекций и указанную литературу:
Основная: 1; 2; 3; 16; 21; 22; 30; 33; 35
Дополнительная:
1. Власова Т. А. Вопросы специального обучения и воспитания в СССР // Дефектология. – 1972. — № 6.
2. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. – М., 1974.
Тема 2: Принципы, методы и приемы изучения психики школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные понятия: «закономерности» развития психики – «принципы» ее изучения. Общие для всех детей закономерности развития психики: -развития, -материалистического детерминизма, -взаимодействия биологического и социального факторов, -активности психического отражения, -единства сознания и деятельности, -поэтапного развития, -системности развития. Специфические закономерности, общие для всех детей с ОПФР: «-первичный симптом» в «психологической структуре развития», -своеобразие в развитии речи, -трудности в овладении понятиями, -изменение способности к восприятию, переработке, хранению и использованию информации (словесной и образной).
Конкретные специфические закономерности для каждой группы детей с ОПФР. Специфически конкретные закономерности при интеллектуальной недостаточности: -слабость психической активности или активности психического отражения (Л. С. Выготский), -рассогласованность практической и интеллектуальной деятельности (В. Г. Петрова), -возможность формирования нейропсихических связей на наглядной основе при частичном словесном опосредствовании, но одновременно путем постепенного «проторения», -с использованием названной возможности, по мере закрепления определенных знаний и умений, со все большим словесным опосредствованием (В. И. Лубовский).
Методы и приемы изучения психики, психологические тесты. Проблема неразработанности специальных приемов и тестов для психодиагностики школьников с интеллектуальной недостаточностью (В. И. Лубовский).
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «закономерности» развития психики и «принципы» ее изучения?
2. Что отражают общие принципы изучения психики детей с нормальным и отклоняющимся развитием?
3. В чем состоят специфические общие закономерности развития психики детей с ОПФР?
4. Что надо понимать под специфически конкретными закономерностями (особенностями) развития психики у детей с интеллектуальной недостаточностью?
5. Какие методы используются при изучении психики школьников с интеллектуальной недостаточностью?
6. Какие Вам известны приемы изучения индивидуальных особенностей психики учащихся?
7. Все ли приемы, по Вашему мнению, соответствуют субъективному опыту школьников?
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...
... выполненных действий с исходным намерением. Для интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее ... детей - маугли сознание отсутствует) и к тому же оно изменяется на протяжении истории и в зависимости от характера культуры общества. Сознание является таким уровнем развития психики, ...
8. По какому принципу следует производить отбор и преобразование распространенных методик в соответствии с особенностями «опыта» учеников?
9. На что следует ориентироваться при анализе результатов использованного приема: только на конечный «результат» или также – на «способы» выполнения задания?
Рекомендации к работе над темой
§ Овладеть основными понятиями, используя конспект лекций и рекомендованную литературу.
§ Усвоить положение об «общих», «специфических» и «конкретных» закономерностях развития при интеллектуальной недостаточности.
§ При изучении темы использовать конспект лекций и следующую литературу:
Основная: 1; 11; 12; 18; 24; 25; 34.
Дополнительная:
1. Венгер Л. А., Цеханская Л. И. О некоторых принципах диагностики умственного развития // Психодиагностика и школа. – Таллин, 1980.
2. Гуревич К. М. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-психологические особенности испытуемых // Психодиагностика и школа. – Таллин, 1980.
Тема 3: Проблема развития психики детей с опфр
Основные понятия: объективное – субъективное, биологическое – социальное, деятельность – сознание, активность психического отражения (психическая активность); высшие психические функции – относительно элементарные формы (уровни) развития психических функций; развитие – обучение; объективный общественно-исторический опыт; субъективный личный опыт школьника; возрастные этапы развития, ведущие виды деятельности; общие с нормой и специфические закономерности развития детей с ОПФР.
Вопросы для самоконтроля
1. Как нужно понимать термин «биологический фактор» развития?
2. В чем состоит «социальный фактор» развития?
3. Что такое объективный общественно-исторический опыт?
4. Что такое субъективный личный опыт ребёнка?
5. Какую роль в развитии психики играет обучение?
6. Что означают термины «высшие психические функции» (ВПФ) и «относительно элементарные» формы (уровни) в развитии ВПФ?
7. В чем состоит взаимодействие биологического и социального факторов, опосредованное «психической активностью» (активностью психического отражения)?
8. В чем состоит единство деятельности и сознания?
9. Какие выделяют возрастные этапы в развитии ребенка и ведущие виды деятельности на каждом этапе?
10. Как проявляется замедленность поэтапного и системного развития психики при ОПФР?
11. Почему обычные условия развития являются недостаточными для развития психики детей с ОПФР?
Задания для самостоятельной работы
1. Написать реферат по работе А. Н. Леонтьева: Психическое развитие ребенка и проблема интеллектуальной недостаточности // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
Коррекция психики детей переживших развод родителей
... коррекции психики детей, переживших развод родителей_____________________________57 2.3. Результаты коррекционной работы_____________________64 III. Заключение____________________________________________69 IV. Список основной использованной литературы_______________70 V. Приложение ___________________________________________75 Введение В современных условиях социально-экономического развития ...
2. Подготовиться к обсуждению реферата по следующим вопросам:
§ В чем состоит различие в передаче опыта у животных и у человека?
§ Что является материальной (анатомо-физиологической) основой развивающихся психических способностей у ребенка?
§ Что может служить причиной отставания ребенка в процессе обучения и воспитания?
Рекомендации к работе над темой
§ Овладеть системой понятий, используя конспект лекций, задания для самостоятельной работы и рекомендованную литературу.
§ Усвоить, что психическое развитие ребенка зависит не только от биологического фактора, но и от социальных условий, в которых осуществляется передача детям общественно-исторического опыта.
§ Усвоить, что передача общественно-исторического опыта осуществляется как передача детям общественно-исторического опыта при необходимом речевом общении.
§ При изучении темы использовать следующую литературу:
Основная: 1; 4; 11; 16; 21; 22; 25; 26; 32; 34.
Дополнительная:
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1973.
2. Крутецкий В. А. Психология. – М., 1980.
3. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка //А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. – М., 1972.
4. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – М., 1969.
Тема 4: Проблема интеллектуальной недостаточности (проблема «первичного симптома» в «психологической структуре развития»).
Основные понятия: причина интеллектуальной недостаточности; «психологическая структура развития» при интеллектуальной недостаточности, первичный и вторичный признаки недоразвития психики при интеллектуальной недостаточности, инактивность (по Л. С. Выготскому) психики, недоразвитие высших психических функций (ВПФ); олигофрения, деменция; интеллектуальная недостаточность, развивающаяся на дефектной основе и с текущими заболеваниями; классификация детей – олигофренов (по М. С. Певзнер); другие виды классификаций в современной патопсихологии и олигофренопсихологии.
Вопросы для самоконтроля
1. Как определяется понятие «интеллектуальная недостаточность» («умственная отсталость») в отечественной русскоязычной олигофренопсихологии?
2. Что является причиной (биологическим фактором) интеллектуальной недостаточности?
3. Как характеризуется «психологическая структура развития» при интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) по Л. С. Выготскому?
4. Чем отличается «психологическая структура развития» при интеллектуальной недостаточности от других случаев дизонтогенеза?
5. Как определить роль специального обучения и воспитания в качестве фактора развития детей с интеллектуальной недостаточностью?
процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу ...
... 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью будет возможным при следующих условиях: 1. учет нервно-психического развития детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью; 2. организация и проведение ... здоровье являлась непреходящей базисной фундаментальной ценностью для человечества, главным условием свободной деятельности человека. Первые представления о понятии «ценность» возникли еще в античные ...
6. В чем можно видеть «компенсацию дефекта» и «коррекцию развития психики» в процессе специального обучения и воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью?
7. По каким основаниям классифицируются дети с интеллектуальной недостаточностью в традиционной и современной олигофренопсихологии и патопсихологии?
8. Как классифицируется дети-олигофрены по М. С. Певзнер?
Задания для самостоятельной работы
1. Написать реферат по статье: С. Я. Рубинштейн: «Л. С. Выготский о развитии психики умственно отсталого ребенка» // Дефектология. – М., 1970. — №5.
2. Подготовиться к обсуждению реферата по следующим вопросам:
§ Что надо понимать под термином (введенным Л. С. Выготским) «социальный вывих» при нарушенном онтогенезе?
§ В чем Л. С. Выготский видел возможности предупреждения и преодоления «социального вывиха»?
§ В чем Л. С. Выготский видел «ядерный признак» интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости)?
§ Какие термины психологического и анатомо-физиологического ряда не следует отождествлять при определении «ядерного признака» в «психологической структуре развития» при интеллектуальной недостаточности?
Рекомендации к работе над темой
§ Овладеть системой основных понятий, используя текст лекции, задания для самостоятельной работы и рекомендованную литературу.
§ Уточнить и отдифференцировать термины и обозначаемые явления: а) диффузное органическое поражение мозга как причина интеллектуальной недостаточности; б) причины органического поражения мозга при интеллектуальной недостаточности; в) инактивность психики (снижение восприимчивости к новому) как ядерный психологический признак интеллектуальной недостаточности (по Л. С. Выготскому).
§ При подготовке вопросов для обсуждения использовать конспект лекций и следующую литературу:
Основная: 1; 2; 3; 4; 16; 25; 30; 31; 33.
Дополнительная:
1. Власова Т. А. Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей // Дефектология. –1983. — № 4.
2. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Л. С. Выготский. Собр. соч. – М., 1983. Т. 5.
3. Певзнер М. С. Этиология и классификация олигофрений // Дефектология. – М., 1972. — № 6.
4. Процко Т. А. Особенности проявления любознательности у младших умственно отсталых школьников // Дэфекталогiя. – Мн., 1998. — № 2.
5. Рубинштейн С. Я. Выготский о развитии психики умственно отсталого ребенка // Дефектология. – М., 1970. — № 5.
Тема 5: Значение данных современной физиологии цнс для понимания природы интеллектуальной недостаточности
Основные понятия: центральная нервная система (ЦНС) и высшая нервная деятельность (ВНД); орган и его функции; аналитико-синтетическая деятельность коры, интегративная деятельность мозга; нервные процессы, их характеристики (по силе, подвижности, уравновешенности); деление (при интеллектуальной недостаточности) детей по типу нейродинамики; системное строение ВПФ, мозговые функциональные системы; «компенсация дефекта» и «коррекция развития психики».
Возможности интеллектуального развития школьников
... мышления, склонности к теоретизированию. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности старшеклассников. Основной особенностью, как указывают И.С.Кон и Д.И.Фельдштейн, является нарастающая способность ... Г.Н.Степановой [14], в которой рассматривается информационный подход в развитии школьников в процессе обучения физике. Однако информационный подход в обучении, определяемый ...
Вопросы для самоконтроля
1. Какая зависимость существует между особенностями психики и особенностями ВНД в норме и при интеллектуальной недостаточности?
2. Что составляет анатомо-физиологическую основу ВПФ?
3. Как обнаруживаются в психике и в деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью:
§ слабость нервных процессов,
§ инертность нервных процессов,
§ неуравновешенность нервных процессов?
1. Какие особенности поведения и мышления имеют место у возбудимых (эрективных) и заторможенных (торпидных) школьников?
2. Что составляет «компенсацию дефекта» и «коррекцию процесса развития психики» при интеллектуальной недостаточности?
3. Какими путями можно стимулировать активность и развитие функциональных мозговых и психологических систем у школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Задания для самостоятельной работы
1. Проработать и законспектировать статью: Л. С. Цветковой: К теории восстановительного обучения // Дефектология. – 1986. — № 2.
2. Подготовиться к обсуждению статьи по вопросам:
§ Что такое динамическая локализация высших психических функций?
§ Какие положения излагаются автором как психологические принципы при «восстановительном обучении»?
§ Какие называются психолого-педагогические принципы «восстановительного обучения»?
§ В чем состоит различие между «восстановительным обучением» и обучением во вспомогательной школе?
§ Применимы ли психолого-педагогические принципы восстановительного обучения при обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Рекомендации к работе над темой
§ Усвоить различие и связь между анатомо-физиологическими и психологическими явлениями, между педагогической и учебной деятельностью.
§ Различать анатомо-физиологическую, психологическую и педагогическую терминологию как обозначающую разные (по своей природе) объекты действительности.
§ Изучая тему, использовать конспект лекций и следующую литературу:
Основная: 1; 2; 3; 13; 30; 31; 38; 39.
Дополнительная:
1. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их психологическое обоснование //Конференция по вопросам дефектологии. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
2. Цветкова Л. С. К теории восстановительного обучения // Дефектология. –1986. — № 2.
3. Ляпидевский С. С. Невропатология. – М., 1969.
1. Онтогенетические особенности интеллектуальной деятельности взрослых
... Функциональная психическая асимметрия мозга и индивидуальные различия интеллектуальной деятельности Интеллектуальная деятельность – эмерджентное динамическое свойство целостного мозга. Своеобразие интеллекта связано с индивидуальными особенностями (стилями) информационных психических процессов. Способы (стили) кодирования ...
4. Бодалян Л. О. Невропатология. – М., 1987.
ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 6: Особенности развития и формирования личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные понятия: биологическое – социальное; личность – деятельность; структура личности; взаимодействие «интеллекта» и «аффекта» (по Л. С. Выготскому); активность и инактивность психики; направленность личности (потребности, мотивы, побуждения, интересы, мировоззрение); самосознание (уровень притязаний, характер самооценки); система отношений (межличностные отношения, социальный статус); обучение и воспитание, развитие.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит взаимодействие «биологического» и «социального» в формировании личности человека?
2. Какую роль играет инактивность психики детей с интеллектуальной недостаточностью в своеобразном развитии их личности?
3. В чем видел своеобразие структуры личности при интеллектуальной недостаточности Л.С.Выготский?
4. Какие особенности имеют место в процессе формирования направленности личности при интеллектуальной недостаточности (потребностей, мотивов, интересов, мировоззрения)?
5. Под влиянием каких факторов формируется самосознание учащихся с интеллектуальной недостаточностью?
6. Какие внутренние факторы влияют на социальный статус школьников в коллективе (социальной группе)?
7. Какие внешние условия способствуют формированию личности учеников вспомогательной школы и классов интегрированного обучения?
8. Какие методы и приемы используются для изучения личности школьников?
Задания для самостоятельной работы
1. Определить уровень притязаний, характер самооценки и социальный статус выбранного для наблюдений в школе ученика.
2. Соотнести полученные показатели с нейродинамическими особенностями ребенка и условиями его жизни, обучения и воспитания.
3. Ответить на вопросы:
§ Как соотносится социальный статус ученика:
а) с его уровнем притязаний и характером самооценки;
б) с его нейродинамическими особенностями, а также условиями жизни, обучения и воспитания?
§ Какие факторы необходимо использовать для обеспечения ребенку эмоционального благополучия в коллективе (социальной группе)?
Рекомендации к работе над темой
§ Овладеть положением о роли социального фактора в формировании личности.
§ Проследить связь конкретных особенностей личности школьника при интеллектуальной недостаточности с первичным отклонением в развитии его психики.
§ Обратить внимание на положение Л. С. Выготского о своеобразии взаимодействия «интеллекта» и «аффекта» в структуре личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
§ Использовать положение Л. С. Выготского о своеобразной структуре личности в выборе педагогических средств для формирования в школьном коллективе межличностных отношений.
Особенности лечения острой сердечной недостаточности
... всех случаях сердечной недостаточности срочная в терапевтический (кардиологический) стационар. недостаточность инфаркт сердечный тромбоэмболия 2. Особенности лечения острой сердечной недостаточности, развившейся на фоне ... это состояние не нуждается. 1. Острая сердечная недостаточность Симптомы острой левожелудочковой недостаточности. Наиболее ранним клиническим признаком является тахикардия, которая ...
§ В работе над темой использовать конспект лекций и следующую литературу:
Основная: 1; 3; 4; 9; 15; 16; 22; 27; 31; 35; 38.
Дополнительная:
1. Байкенов С. Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательной школы //Вопросы патопсихологии. – М., 1970.
2. Викулова Л. З. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов // Вопросы экспериментальной патопсихологии. – М., 1975.
3. Вярянен В. А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы // Дефектология. – 1972. — № 6.
4. Карвялис В. Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников вспомогательной школы // Дефектология. – 1973. -№ 6.
5. Коломинский Н. Л. О формировании самооценки и уровня притязаний учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1972. — № 6.
6. Коркунов В. В. Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе //Дефектология. – 1986. — № 5
7. Красовская Л. Г. Некоторые проблемы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательных школ // Дефектология. – 1986. — № 5.
8. Кузьмайте Л. М. Некоторые особенности личных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов // Дефектология. – 1970. -№ 3.
9. Намазбаева Ж. И. Изучение развития самооценки умственно отсталых школьников 5-8 классов // Дефектология. – 1971. — №1.
10. Процко Т. А., Ненашева Е. А. Роль эмоционального фактора в нравственном воспитании младших умственно отсталых школьников // Дефектология. –1986. — №6.
Тема 7: Особенности деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью
Основные понятия: деятельность, действия, предмет, цель, мотив; мотивация, целеполагание, критичность; внешние и внутренние действия; представления, знания, умения, навыки, операции; ориентировка в задаче, актуализация опыта, преобразование предмета (материального и идеального); речь как орудие и средство деятельности; «ведущие виды» деятельности школьника (общение, речевая, предметная, игровая, учебная, трудовая); учебная и педагогическая деятельность.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит «деятельностный подход» к изучению человеческой психики?
2. Какие две стороны выделяются в деятельности? Как они взаимосвязаны?
3. Что отличает действия внешние от действий внутренних?
4. По каким общим критериям можно охарактеризовать деятельность школьников с интеллектуальной недостаточностью?
5. Какие особенности отличают мотивационную сторону деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью?
6. Что отличает целеполагающую сторону их деятельности?
7. В чем обнаруживается недоразвитие операциональной стороны деятельности у учеников вспомогательной школы и классов интегрированного обучения? Какие можно привести примеры?
8. Какую роль играет в деятельности речь? Чем отличается опосредствующая функция речи в процессе деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью?
9. В чем состоят особенности развития и формирования «ведущих видов деятельности» на разных этапах возрастного развития при интеллектуальной недостаточности?
10. Что составляет основу коррекционной направленности деятельности учителя-дефектолога при организации учебной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Задания для самостоятельной работы
1. Провести в школе наблюдения за учеником младших классов со стороны проявления активности в его поведении, общении, в игровой и учебной деятельности.
2. Провести с ребенком беседу с целью выявления его «жизненного опыта» (представлений и знаний о себе и об окружающем мире).
3. Соотнести жизненный опыт ученика с особенностями проявления активности и особенностями речи.
4. Соотнести особенности деятельности ученика на уроках с эффективностью тех или других педагогических методов, приемов и средств, направленных учителем на организацию учебной деятельности класса в целом и наблюдаемого ученика, в частности.
5. Сопоставить характеристику учебной деятельности ребенка с учетом его анатомо-физиологических и психологических особенностей, условий жизни, обучения и воспитания.
Рекомендации к работе над темой
§ Для раскрытия темы обратить внимание на дополнительную литературу № 3.
§ Овладеть основными понятиями, используя конспект лекций и рекомендованную литературу.
§ Уяснить, что психика человека имеет материалистическую детерминацию не только в биологическом, но и в социальном планах.
§ Выделить в деятельности внешнюю и внутреннюю стороны (внешние и внутренние действия) в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
§ Дифференцировать понятия «действие» и «операции», правильно соотносить их с понятиями «умения», «навыки».
§ Различать понятия «деятельность обучения» и «деятельность учения», где первая должна быть направлена на организацию второй.
§ Уяснить, что обучение во вспомогательной школе и классах интегрированного обучения должно иметь коррекционную направленность, что осуществление последней возможно только при понимании учителем особенностей формирования у учащихся внутренних действий.
§ При изучении темы использовать конспект лекций и следующую литературу:
Основная: 2; 3; 5; 7; 10; 16; 18; 19; 25; 35; 38.
Дополнительная:
1. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
2. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., 1985.
3. Процко Т. А. Особенности деятельности умственно отсталого ребенка (олигофренопсихология): методическая разработка; МГПИ им. М. Горького. – Мн., 1989.
4. Соколова Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Н. Д. Носковой. – М., 1984.
Тема 8: Особенности внимания школьников с интеллектуальной недостаточностью
Основные понятия: внимание, внимательность, психическая активность, деятельность, личность, сознание; причины особенностей внимания; произвольное и непроизвольное внимание; наглядная форма внимания; объем, распределение, переключение, устойчивость внимания, развитие внимания.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое внимание и внимательность?
2. Какие факторы влияют на особенности внимания, на его развитие и формирование?
3. По каким критериям характеризуют внимание?
4. Какая форма внимания преобладает при интеллектуальной недостаточности? В чем это проявляется?
5. От каких факторов зависит недоразвитие произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью?
6. В чем состоят особенности внимания со стороны устойчивости, объема, распределения и переключения?
7. Какие объективные условия способствуют стимуляции и устойчивости внимания учащихся на уроках и при проведении воспитательных мероприятий во вспомогательной школе и классах интегрированного обучения?
8. Какие имеются возможности формирования у школьников с интеллектуальной недостаточностью навыков самоконтроля в деятельности?
9. Какие приемы используются для выявления устойчивости распределения и переключения внимания?
Рекомендации к работе над темой
§ Уточнить, что в современной психологии понятие «внимание» тесно связывается с понятиями «деятельность», «личность», «сознание»; что внимание рассматривается как состояние активности личности в процессе деятельности; что состояние активности, обнаруживающее себя в направленности сознания на предмет деятельности, является необходимым условием для осуществления деятельности.
§ Выделить и четко дифференцировать факторы, влияющие на особенности и формирование внимания учащихся: биологический и психологический.
§ Работая над темой, использовать конспект лекций и следующую литературу:
Основная: 1; 3; 16; 22; 28; 35.
Дополнительная:
1. Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов. – М., 1982.
2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
3. Лиепень С. В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательной школы // Дефектология. – 1977. — № 5.
4. Осипова Н. С. Опыт формирования внимания у умственно отсталых школьников // Управляемое формирование психических процессов. – М., 1977.
5. Процко Т. А. Внимание и память // Т. А. Процко. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: уч.-метод. пособие; Миннаробраз РБ, БГПУ им. М. Танка. – Мн., 2000.
6. Хомская Е. Д. Мозг и активация. – М., 1972, (с. 67, 118-123).
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Тема 9: Особенности чувственного (образного) познания.
Основные понятия: чувственное (образное) отражение действительности; ощущения разной модальности, восприятие, представления, воображение; процесс и продукт отражения; чувственные образы; опосредствование чувственных образов речью.
Вопросы для обсуждения
1. Какие познавательные процессы можно определить как составляющие сенсорно-перцептивное (чувственное, образное) отражение действительности?
2. В чем состоит сущность ощущений, восприятия, представлений, воображения – как процессов и как их продуктов?
3. Какую роль играет чувственное отражение действительности в развитии всей познавательной деятельности ребенка и его личности в целом?
4. Какие общие и специфические закономерности определяют конкретные особенности развития чувственных образов предметов и явлений объективной действительности у школьников с интеллектуальной недостаточностью?
5. В чем состоят особенности развития в сознании детей с интеллектуальной недостаточностью связей между чувственными образами реальных объектов (предметов и явлений) и словами, несущими в своем значении словесные знания о них?
6. Какие конкретные особенности присущи ощущениям разной модальности?
7. В каких конкретных особенностях обнаруживается у школьников с интеллектуальной недостаточностью недоразвитие образов предметного восприятия?
8. Что составляет конкретные особенности предметных представлений у учеников вспомогательной школы и классов интегрированного обучения?
9. В чем состоят особенности пространственно-временного восприятия и представления при интеллектуальной недостаточности?
10. Какие особенности имеют место в развитии у школьников с интеллектуальной недостаточностью образов воображения?
11. Какими путями осуществляется коррекционная направленность обучения при формировании у школьников чувственных образов реальной действительности?
12. С помощью каких приемов изучаются особенности чувственных образов у детей с интеллектуальной недостаточностью?
Задания для самостоятельной работы
1. Проиллюстрируйте особенности развития чувственных образов в сознании младших школьников, используя материалы психолого-педагогического обследования детей в школе.
2. Объясните, как вы понимаете внутреннюю связь между реализацией в педагогическом процессе принципов доступности и наглядности и особенностями чувственного познания у школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Рекомендации к работе над темой
§ Для ответа на вопросы № 1, 2 обратить внимание на литературу: доп. № 5, 10.
§ При подготовке вопросов для обсуждения использовать материалы лекций по данной теме, а также материалы лекций и практических занятий по вопросу о закономерностях развития психики; использовать литературу:
Основная: 1; 2; 3; 14, 16; 17; 20; 22; 25; 26; 28; 35.
Дополнительная:
1. Аббасов М. Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентации у младших умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1977. — № 1.
2. Аббасов М. Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы // Дефектология. –1983. — № 2.
3. Безрукова Е. З., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников: — Свердловский педиститут. – Свердловск, 1974.
4. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М., 1974.
5. Дмитриева Е. М. Особенности восприятия слабоструктурированных объектов («Пятен Роршаха») у младших умственно отсталых школьников // Теоретические и прикладные аспекты педагогической и социальной психологии: Матер. 3-й республиканской студ. науч.-практич. Конференции; БГПУ им. М. Танка. – Мн., 2002.
6. Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психологической регуляции деятельности. – М., 1986. Гл. 1 (1-1, 1-2).
7. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных нарушениях мозга. – М., 1969.
8. Нудельман М. М. Развитие воображения умственно отсталых детей в процессе игровой деятельности // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе: Сб. науч. тр. /Под ред. Ж. И. Шиф, Т. Н. Головиной. – М., 1977. Вып. 2.
9. Нудельман М. М. Методы исследования воображения: МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1978. Вып. 1.
10. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
11. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов. – М., 1966.
12. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1965.
Тема 10: Особенности развития речи
Основные понятия: язык, речь, знаковая деятельность; биологическая и социальная природа речевой деятельности; внешняя и внутренняя речь; функции речи (номинативная, общения, отвлекающая, обобщающая, планирующая, регулирующая); стороны речи (фонетико-фонематическая, лексико-семантическая, логико-грамматическая, самостоятельное развернутое высказывание («текст»)); недоразвитие всех функций и сторон речи; виды внешней речи (диалогическая, монологическая, письменная); взаимосвязь внешней и внутренней речи; особенности восприятия и понимания обращенной к детям речи; речь как внутренний фактор учебной деятельности; внешние условия организации ревой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Вопросы для самоконтроля
Понятия «язык» и «речь»: в чем состоит содержание этих понятий?
Какая связь существует между развивающейся у ребенка речью и языком?
Что составляет специфику речи как «знаковой деятельности» в отличие от деятельности, составляющей чувственное познание ребенка?
В чем состоит неразрывное единство и взаимодействие чувственного познания и речи?
Какие биологические и социальные условия являются необходимыми для развития и формирования взаимодействия чувственного познания и речи?
Какие причины определяют замедленный темп и своеобразие в развитии речи при интеллектуальной недостаточности?
Что составляет внешнюю и внутреннюю речь? Каковы их строение и функции?
Что составляет фонематико-фонетическую сторону речи и каковы их особенности при интеллектуальной недостаточности?
Что составляет лексико-семантическую сторону речи и какие особенности отличают ее развитие у школьников (со стороны объема лексики и содержательности значения слова)?
Что составляет логико-грамматический строй речи и как он развивается при интеллектуальной недостаточности?
В чем состоят особенности школьников в построении самостоятельного развернутого высказывания («текста»)?
В чем состоят особенности диалогической, монологической и письменной речи (как внешней вербализации внутренней речи)?
Какие специфические закономерности развития обнаруживаются в особенностях речи школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Как влияют особенности речи детей на развитие у них высших психических функций (ВПФ)?
Как следует учитывать особенности речи школьников в процессе организации их деятельности?
В чем состоят возможности коррекции речевого развития учеников вспомогательной школы и классов интегрированного обучения?
Задания для самостоятельной работы.
1. Написать реферат по кн.: Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977 (Гл. ІІІ).
2. Подготовиться к обсуждению реферата по следующим вопросам:
§ В чем состоят особенности использования детьми имеющихся в их опыте словесных и грамматических значений?
§ Какие особенности письменной речи (как письменного развернутого высказывания) определяются при интеллектуальной недостаточности слабой целенаправленностью и критичностью деятельности?
§ Что характеризует динамику развития письменной речи школьников с интеллектуальной недостаточностью?
§ Какую роль играет речь в развитии чувственного (образного) познания?
§ Какие приемы используются для психологического изучения индивидуальных особенностей различных сторон внешней речи у школьников?
Рекомендации к работе над темой
§ Овладеть основными понятиями в их системной взаимосвязи.
§ Усвоить, что недоразвитие речи у школьников с не осложненной олигофренией в степени дебильности определяется недоразвитием психической активности; что особенности речи выступают как важнейший фактор трудностей учебной деятельности.
§ Работая над темой, использовать конспект лекций и следующую литературу:
Основная: 1; 2; 3; 11; 12; 13; 16; 19; 20; 22; 25; 26; 28; 29.
Дополнительная:
1. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. – М., 1981, (с. 30-45).
2. Кулащик Т. И. Особенности речевого опосредствования предметного восприятия у школьников с умственной отсталостью // Теоретические и прикладные аспекты педагогической и социальной психологии: Матер. 3-й респ. студ. науч.-практич. конф.; БГПУ им. М. Танка. – Мн., 2002.
3. Лурия А. Р., Виноградова А. Д. Объективное исследование смысловых связей нормального и умственно отсталого ребенка // Дефектология. – 1969. — №1.
4. В работе над темой обратить внимание на литературу: № 25 (основная), № 2 (дополнительная).
Тема 11: Особенности мышления
Основные понятия: мышление, мыслительные операции; возрастные этапы развития и формы мышления, системные связи практического действия и образа, слова и образа; «слова» и «понятия»; овладение знаниями, использование знаний, перенос знаний, преобразование мыслительной задачи; приемы изучения мышления у школьников.
Вопросы для самоконтроля
1. Что составляет сущность процесса мышления человека?
2. Какие формы мыслительной деятельности соответствуют в нормальном онтогенезе возрастным этапам развития ребенка и ведущим видам деятельности на каждом этапе?
3. В чем состоит своеобразие в становлении у ребенка с интеллектуальной недостаточностью ведущих видов деятельности и соответствующих им форм мыслительной деятельности?
4. Как можно охарактеризовать общие особенности развития мышления у при интеллектуальной недостаточности в младшем школьном возрасте?
5. В чем состоят особенности мыслительных операций у школьников с интеллектуальной недостаточностью?
6. Какие особенности отличают наглядно-образное («словесное наглядно-образное») мышление младших школьников?
7. В чем состоит своеобразие мышления в процессе решения наглядных задач у учеников младших классов?
8. Какие особенности взаимодействия слова и образа имеют место у младших школьников при решении словесно-образных задач: (при осмысливании литературных и других текстов, при решении задач-загадок)?
9. В чем состоят особенности формирования научных понятий и оперирования им при овладении учебным материалом по родному языку, математике, истории, географии, естествознанию?
10. Какие педагогические принципы, методы, приемы и средства способствуют активизации и коррекции развития мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью?
11. Какие приемы используются при выявлении индивидуальных особенностей мышления у учащихся вспомогательной школы и классов интегрированного обучения?
12. Какие надо соблюдать условия при использовании приемов изучения особенностей мышления у школьников с интеллектуальной недостаточностью?
13. Какие принципы надо соблюдать в процессе изучения индивидуальных особенностей мышления при интеллектуальной недостаточности?
14. Из каких оснований надо исходить при определении содержания учебных программ и учебного материала при обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Задания для самостоятельной работы
Подготовить доклады об особенностях мышления по материалам проведенного в школе психолого-педагогического обследования учеников младших классов.
Подготовиться к обсуждению докладов по следующим вопросам:
§ Какие способы отличают мыслительную деятельность учащихся при решении наглядных задач (манипуляции, метод практических «проб и ошибок», решение задачи во внутреннем наглядном плане или во внутреннем словесном плане)?
§ Какой характер носят выполняемые при решении наглядных задач практические действия учащихся (поисковый или исполнительский)?
§ В чем состоит своеобразие мыслительных действий учеников при установлении связей между словом и образом при решении словесно-образных задач?
§ Какие особенности умственных действий имеют место у младших школьников при решении учебных задач на уроках родного языка и математики?
§ Какие особенности имеют место у младших школьников в овладении знаниями понятийного плана при изучении предмета «Человек и окружающий мир»?
§ Из каких оснований надо исходить при определении содержания учебных программ и учебного материала для развития у школьников с интеллектуальной недостаточностью мышления?
Рекомендации к работе над темой
§ Овладеть терминологией в рамках проблемы «мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью».
§ Научиться сознательно использовать терминологию для характеристики мыслительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
§ Овладеть материалом проведенного в школе психолого-педагогического обследования детей как иллюстративным для характеристики своеобразия их мышления.
§ Усвоить принципы, методы и приемы изучения мышления учащихся вспомогательной школы и классов интегрированного обучения.
§ Уяснить принципиальные отличия мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью от мышления других школьников с ОПФР (с учетом специфических – при всех отклонениях – закономерностей).
§ Для ответов на вопросы № 2, 6 – 14 и на вопросы в заданиях для самостоятельной работы обратить внимание на литературу: осн. № 25, 28; доп. № 2, 5, 6, 7, 14, 25.
§ Изучая тему, использовать конспект лекций и указанную литературу:
Основная: 1; 2; 3; 6; 10; 16; 21; 22; 25; 26; 35; 37.
Дополнительная:
1. Баранов К. В. Возможности применения дедуктивного метода формирования знаний на уроках истории в старших классах вспомогательной школы; Автореф…. Канд. пед. наук: 13. 00. 03. Спец. педагогика. – М., 1992.
2. Бгажнокова И. М. Мыслительные операции умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний // Дефектология. – 1975. — № 3.
3. Блинова А. И. Некоторые вопросы доказательного мышления у умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1975. — № 1.
4. Гудема Г. А. Активизация мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы на уроках математики // Дефектология. – 1978. — №2.
5. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе /Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. – М., 1981.
6. Егорова Т. В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. – 1975. — № 4.
7. Завертнева В. П. особенности понятийного мышления умственно отсталых школьников // Теоретические и прикладные аспекты педагогической и социальной психологии: Матер. 3-й респ. студ. науч.-практич. конф.; Минобраз. РБ, МГПУ им. М. Танка. – Мн., 2002.
8. Исенбаева Р. А. Особенности решения математических задач учениками младших классов вспомогательной школы // Дефектология. – 1972. — № 6.
9. Капустин А. И. О формировании операции сравнения у учащихся вспомогатльной школы в процессе усвоения понятий // Дефектология. – 1974. — № 2.
10. Катаева А. А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием слуха и интеллекта / Под ред. Н. Д. Носковой. – М., 1984.
11. Коломыткина И. В. О роли орфографического чтения и проговаривания в предупреждении ошибок при списывании у умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1983. — № 5.
12. Луценко В. С. Некоторые приемы организации самостоятельной умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе обобщения словесной информации // Дефектология. – 1981. — № 6.
13. Луцкина Р. К. Умение умственно отсталых школьников критически относиться к прослушанному тексту // Дефектология. – 1973. — № 6.
14. Матасов Ю. Т. Некоторые особенности мышления учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1989. — № 5.
15. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
16. Процко Т. А. Роль наглядности в мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1972. — № 2.
17. Процко Т. А., Юрковец И. И. Особенности овладения умственно отсталыми школьниками грамматической категорией времени / Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития: Сб. науч. тр. МГПИ им. А. М. Горького. – Мн., 1985.
18. Процко Т. А., Чернобук В. А. Роль пространственной ориентировки в формировании первоначальных географических понятий у умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1984. — № 5.
19. Процко Т. А., Пархимович В. Б., Парфенович В. А. Понимание литературного текста 3-классниками с интеллектуальной недостаточностью // Проюлема формирования компетентности дефектолога: Матер. респ. науч.-практич. конф. – Мн., 1997.
20. Процко Т. А. Развитие взаимодействия словесных и наглядных компонентов мышления учащихся вспомогательной школы // Роль обучения в развитии психики учащихся вспомогательной школы / Под ред. В. Г. Петровой; Сб. науч. тр. НИИ дефектологии АПН СССР. – М., 1981.
21. Процко Т. А. Особенности наглядных форм мышления у младших умственно отсталых школьников // Дэфекталогiя. – 1998, — № 3, 4.
22. Процко Т. А. Мышление // Т. А. Процко. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы. – Минобраз. РБ, МГПУ им. М. Танка. – Мн., 2000.
23. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978. Гл. 5.
24. Синев В. Н. Коррекция развития познавательных процессов у учащихся на уроках географии // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г. М. Дульнева. – М., 1971.
25. Синев В. Н., Капустин А. И. Изучение причинно-следственных связей между историческими событиями в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. –1976. — № 1.
26. Торшина Л. Г. Роль сюжетных картинок в усвоении содержания литературных текстов учащимися младших классов вспомогательной школы // Дефектология. – 1985. — № 3 .
Тема 12: Особенности памяти
Основные понятия: память, физиологические основы памяти, процессы памяти, виды памяти; специфические закономерности и конкретные особенности развития памяти; приемы заучивания учебного материала; приемы изучения индивидуальных особенностей памяти.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит сущность памяти как одного из познавательных процессов в психике человека?
2. Какие особенности ЦНС определяют общие особенности памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью?
3. Какие особенности отличают разные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) при интеллектуальной недостаточности?
4. Какие виды памяти выделяются в мнемической деятельности?
5. Какие специфические закономерности определяют особенности разных видов памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью?
6. Что составляет причину преобладания у школьников механической и образной памяти?
7. В чем обнаруживаются при интеллектуальной недостаточности особенности механической, образной и логической памяти?
8. Как используются в педагогическом процессе различные виды памяти с учетом возраста и объективных особенностей изучаемого материала?
9. Какие методические приемы способствуют запоминанию и воспроизведению учебного материала?
10. Какие используются приемы изучения индивидуальных особенностей памяти школьников?
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать материал по теме «Память» в учебных пособиях по курсу «Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)».
2. Подготовить сообщение об особенностях памяти по материалам психолого-педагогического обследования младших школьников.
3. Для обсуждения пройденного материала подготовить ответы на следующие вопросы:
§ Какие авторы изучали особенности памяти школьников с интеллектуальной недостаточностью?
§ Какие особенности высшей нервной деятельности обнаруживаются в памяти учащихся вспомогательной школы и классах интегрированного обучения?
§ Какие приемы использовались при выявлении особенностей памяти школьников в процессе их психолого-педагогического обследования?
§ Какие индивидуальные особенности можно обнаружить при сравнении материалов изучения памяти у учащихся одного и того же школьного возраста?
Рекомендации к работе над темой
1. Овладеть терминологией в рамках проблемы «память школьников с интеллектуальной недостаточностью ».
2. Рассматривать конкретные особенности памяти школьников с интеллектуальной недостаточностью, используя положение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей с отклоняющимся развитием.
3. В работе над темой использовать конспект лекций и следующую указанную литературу:
Основная: 1; 3; 11; 16; 22; 25; 26; 28; 30; 34; 35; 38; 40.
Дополнительная:
1. Белякова И. В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками // Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой; НИИ дефектологии АПН СССР. – М., 1981.
2. Григонис А. В. Особенности непреднамеренного запоминания умственно отсталыми учениками разных клинических групп // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1972.
3. Григонис А. В. Развитие преднамеренной памяти учащихся вспомогательной школы в процессе обучения // Роль обучения в развитии психики детей олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой; НИИ дефетологии АПН СССР. – М., 1981.
4. Дульнев Г. М. О значении намерения для точности и полноты восприятия текста // Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. – М., 1940.
5. Замский Х. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе // Известия АПН РСФСР. – М., 1953. – Вып. 57.
6. Занков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей // Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М., 1940. Вып.8.
7. Иодрайтис А. А. Особенности припоминания умственно отсталыми школьниками непреднамеренно запомнившегося словесного материала // Дефектология. – 1980. — № 5.
8. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под ред. И. М. Соловьева. – М., 1953.
9. Петрова В. Г. Исследования вербальной памяти у умственно отсталых детей // Дефектология. – 1986. — № 5.
10. Процко Т. А. Внимание и память // Т. А. Процко Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы. – Мн., 2000.
11. Особенности элементарных уровней в развитии внимания и памяти // Процко Т. А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости).
– Мн., 2006.
12. Соловьев И. М., Сумарокова В. А. Память и ее избирательность у умственно отсталых детей // Дефектология. – 1973. — № 1.
13. Сумарокова В. А. Психологический анализ понимания и запоминания словесного материала при разных способах его восприятия // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ж. И. Шиф, Т. Н. Головиной; НИИ дефектологии АПН СССР. – М., 1977.
14. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1961.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Тема 13: Особенности эмоционально-волевой сферы психики
Основные понятия: эмоции, чувства, воля; эмоционально-волевая сфера психики как своеобразное отражение действительности; чувства и воля как высшие психические функции; интеллектуальная регуляция, коррекция.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит своеобразие отражения объективной действительности в эмоционально-волевой сфере человека?
2. В чем состоит отличие эмоций от чувств в эмоциональной сфере психики?
3. Что составляет физиологические основы особенностей эмоций и чувств детей с интеллектуальной недостаточностью?
4. Что составляет психологические основы особенностей развития чувств детей с интеллектуальной недостаточностью?
5. Какие конкретные особенности присущи чувствам школьников с интеллектуальной недостаточностью?
6. В чем обнаруживается недостаточная интеллектуальная регуляция чувств у изучаемой категории детей?
7. Какую роль играют чувства в организации деятельности школьников при интеллектуальной недостаточности?
8. В чем состоит роль нравственного опыта, формируемого в условиях совместной деятельности и общения, для коррекции развития чувств школьников?
9. Какие физиологические и психологические основы определяют недоразвитие волевых качеств при интеллектуальной недостаточности?
10. В чем проявляются конкретные особенности недоразвития волевых качеств у учащихся с интеллектуальной недостаточностью?
11. Как обнаруживается недоразвитие взаимодействия интеллекта и аффекта в особенностях воли учащихся вспомогательной школы и интегрированных классов?
12. Какие специальные условия, виды деятельности способствуют коррекции развития волевых качеств у учащихся?
13. Какие патологические особенности эмоционально-волевой сферы могут иметь место при интеллектуальной недостаточности у детей разных клинических групп?
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить сообщения об особенностях личности школьников с интеллектуальной недостаточностью с учетом особенностей эмоционально-волевых проявлений по материалам психолого-педагогического обследования.
2. Проанализировать сделанные сообщения по вопросам:
§ Как можно охарактеризовать нравственный опыт детей со стороны их знаний о чувствах людей?
§ В чем обнаруживается недостаточная социальная детерминированность выбора действия при возникновении у ребенка психического насыщения?
Рекомендации к работе над темой
§ Овладеть специальной терминологией в рамках проблем «Эмоционально-волевая сфера психики при интеллектуальной недостаточности», «Личность школьника с интеллектуальной недостаточностью».
§ Использовать в ответах на вопросы специальную терминологию.
§ Применять научные знания в оценке индивидуальных особенностей школьников со стороны их эмоционально-волевой сферы.
§ Для овладения темой использовать конспект лекций и указанную литературу:
Основная: 1; 2; 3; 4; 9; 16; 22; 27; 28; 30; 35; 38; 40.
Дополнительная:
1. Ананьев Б. Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Избр. психолог. тр. – М., 1980. Т. 2.
2. Бусько А. А. Особенности эмоциональных реакций умственно отсталых младших школьников в состоянии фрустрации // Теоретические и прикладные аспекты педагогической и социальной психологии: Матер. 3-й респ. студ. науч.-практич. конференции; БГПУ им. М. Танка. – Мн., 2002.
3. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
4. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости / Собр. соч. – М., 1983. Т.5.
5. Ковалев В. В. К клинической дифференциации психогенно обусловленной патологии поведения… // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. – С. Петербург, 2002.
6. Мясищев В. Н., Корсарский Б. Д. и др. Основы общей и медицинской психологии. – Л., 1969.
7. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психологического развития учащихся вспомогательной школы. – М., 1985.
8. Процко Т. А., Ненашева Е. А. Роль эмоционального фактора в нравственном воспитании младших умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1986. — № 6.
9. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1956. – Т. 3.
10. Царцидзе М. Г. Особенности развития воли у умственно отсталых детей // Дефектология. – 1975. — № 2.
11. Царидзе М. Г. Особенности развития произвольного поведения детей-олигофренов // Дефектология. – 1987. — № 1.
Тема 14: Особенности характера
Основные понятия: характер, биологические и социальные факторы, физиологические и психологические основы особенностей характера, условия и средства формирования характера.
Вопросы для самоконтроля
1. Что составляет биологический и социальный факторы в развитии характера как устойчивой системы индивидуальных свойств личности? В чем проявляется характер человека?
2. Какие особенности нейродинамики влияют на развитие характера при интеллектуальной недостаточности?
3. Какие особенности характера развиваются у олигофренов разных клинических групп?
4. Какие тенденции в развитии особенностей характера имеются при интеллектуальной недостаточности, наступившей вследствие травматической болезни и менинго-экцефальных заболеваний?
5. В чем состоят особенности характера у школьников с эпилепиией, шизофренией?
6. Какие условия и средства педагогического воздействия необходимы для предупреждения и исправления отрицательных черт характера у детей разных клинических групп?
Задания для самостоятельной работы
1. Использовать для определения своеобразия характера учащихся с интеллектуальной недостаточностью разных клинических групп знания по невропатологии и психиатрии.
2. Проследить в литературных источниках вопрос о роли социального фактора в развитии характера.
3. Подготовить сообщения об основных педагогических условиях и педагогических средствах коррекционного воздействия на развитие характера учеников вспомогательной школы и классов интегрированного обучения.
Рекомендации к работе над темой
§ Осмыслить особенности характера по их выражению в поведении и деятельности учеников вспомогательной школы и интегрированных классов.
§ При ознакомлении с конкретными особенностями характера у разных категорий детей с интеллектуальной недостаточностью использовать материал об особенностях их деятельности и о возможностях ее организации в различные возрастные периоды.
§ Изучая тему, использовать конспект лекций и следующую литературу:
Основная: 1; 2; 9; 22; 28; 30; 31; 33; 35.
Дополнительная:
1. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. – М., 19865.
2. Занков Л. В. Психологический облик умственно отсталого ребенка // Известия АНН РСФСР. – М., 1951. – Вып. 37.
3. Кузьмина В. К. Дети с расстройствами поведения. – Киев, 1981.
4. Сухарева Г. Е.Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1965. Т. 3.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
2. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики. – М., 2003.
3. Виноградова А. Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 1985.
4. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Л. С. Выготский. Собр. соч. – М., Т. 5.
5. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М., 1974.
6. Давыдов В. В.Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
7. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1969.
8. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – С.-Петербург, 2003.
9. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978.
10. Леонтьев А. Н. Принципы развития психики и проблема умственной недостаточности // А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. – М., 1972.
11. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития аномальных детей //Дефектология. – М., 1971. — № 6.
12. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).
– М., 1978.
13. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1969.
14. Матасов Ю. Т. К вопросу об особенностях наглядно-действенного мышления у умственно отсталых школьников // Изучение аномальных школьников: Сб. науч. тр. /Под ред. А. Д. Виноградовой и др. – Л., 1986.
15. Морозова Н. А. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969.
16. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2002.
17. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1965.
18. Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. – М., 1968.
19. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М., 1968.
20. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
21. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они – дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
22. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.
23. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., 1985.
24. Принципы отбора учащихся во вспомогательную школу / Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. – М., 1973.
25. Процко Т. А. Психолого-педагогическое обследование учащихся вспомогательной школы: Уч.-метод. пособие; Минобраз РБ, БГПУ им. М. Танка. – Мн., 2000.
26. Процко Т. А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с интнллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью. – Мн., 2006.
27. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. – М., 1980.
28. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. – М., 2001.
29. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978. Гл. 5.
30. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
31. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
32. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: сравнение и познание отношений предметов. – М., 1966.
33. Сорокин В. М. Специальная психология. – С.-Петербург, 2003.
34. Сорокин В. М., Кокаренко В. Л. Практикум по специальной психологии. – С.-Петербург, 2003.
35. Специальная психология. / Под ред. В. И. Лубовского. – М., 2003.
36. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1961.
37. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – М., 1986.
38. Учащиеся вспомогательной школы. / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. – М., 1979.
39. Фишман М. Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. – М., 1989.
40. Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. – М., 1993.