Стиль и общение в деятельности врача

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом – ощущение поддержки. Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает.

Уважениеподразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах, когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие– ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами.

Врач должен уметь не только слушать, но и слышатьпациента.

33.Технология педагогического общения и установление педагогически целесообразных взаимоотношений (врача и пациента.) педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием. Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений Технология педагогического общения обусловливает установление педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и воспитанниками.

Отношения педагогов и воспитанников в школе — это обусловленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое педагогами на решение образовательных задач. Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе являются гуманные или так называемые педагогически целесообразные отношения. Такие взаимоотношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета, прав, знаний и опыта педагога и его лидерства. Это проявляется в стремлении учащихся учиться у учителя, общаться с ним и подражать ему. Отношения в педагогическом процессе складываются в совместной деятельности. технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений требует определенной инструментовки педагогического требования, опоры на общественное мнение коллектива, адекватных оценок знаний, умений, навыков, а также поведения учащихся и самой личности педагога как фактора, оказывающего непосредственное влияние на характер складывающихся отношений в той или иной деятельности В процессе установления взаимоотношений в педагогическом процессе большое значение имеет такое явление, как эмпатия (сопереживание).

9 стр., 4227 слов

Функции педагогического процесса.

... и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, ... воспитания. Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и ...

34.Социальные установки как стержень моделей отношений врач – пациент (5- модели Роберта Вич и Уильяма Мейя).

В области этической медицины Роберт Витч создал пять моделей взаимоотношений «врач — пациент»: 1. патерналистскую (или сакральную); 2. техническую (или инженерную); 3. Коллегиальную; 4. Контрактную; 5. договорную (разработанную им позже), но признавал неравноценность созданных им моделей по моральным критериям.

1. Межличностный контакт врача и пациента патерналистской модели сходен с отеческо-сыновним. Позиционная основа врача – милосердие, сострадание. Пациент не является безличным в глазах доктора, и отношение к нему эмоционально окрашено. Субъективизм взаимовосприятия модулирует к общению. Мотивационный посыл осуществляет горячее желание помочь, характеризующее высокоуровневую нравственность врача.

Хотя, несомненно, в этой модели отношений есть свой минус, выражающийся в неравноправии сторон.Акцентное превосходство знающего и умеющего врача «противопоставляется» некой незрелости подопечного, нуждающегося в наставничестве. На это ущемление «прав пациента как автономной личности, самостоятельно и свободно принимающей жизненно важные решения, контролирующей свое состояние» указывал и сам Витч. Он находил такое положение вещей унизительным для больного и сравнивал это взаимодействие с «вертикальными» отношениями силы власти и силы подчинения, характеризуя взгляд пациента на врача как взгляд «снизу вверх». Наиболее часто подобные отношения возникают в педиатрии и психиатрии. Врач-патерналист – человек с жесткими моральными установками, готовый к принятию ответственных решений.

И всё же патернализм нельзя назвать синонимом авторитаризма. Он уместен там, где необходим, но должен модулировать в зависимости от ситуации. В этой модели взаимоотношений есть элемент «морального превосходства над пациентом», хотя главный принцип доктора «приноси пользу пациенту и не наноси вреда» традиционен.

2. Отеческому наставничеству патерналистской модели «врач-пациент» противостоит позиционная техничность врача и его взгляд на пациента как на очередной дефектный объект, требующий устранения неисправностей. Создаётся ощущение, что врач лечит болезнь, а не больного. От такого врача невозможно ожидать душевного подхода и необходимой моральной поддержки, он способен грубо оборвать пациента на полуслове, если тот, по его мнению, слишком назойлив, и не утруждает себя поиском деликатных оборотов речи. Больные часто жалуются на доктора, ссылаясь на его неуважительное отношение к пациентам и даже, по их представлениям, профессиональную некомпетентность.Доктора, выстрáивающего с пациентом «инженерную модель», не назовёшь безграмотным врачом или бездуховным человеком, обычно он квалифицированно и достаточно точно применяет на практике полученные о механизмах жизнедеятельности организма знания. Процедурный подход хорош непредвзятостью, отсутствием личных предпочтений и заинтересованностей.

9 стр., 4411 слов

Тема 11 Взаимоотношения врача и пациента

... стремится понять, в каком состоянии находится пациент и в какой помощи он нуждается. Зачастую, обращаясь к врачу, пациенты пребывают в различных состояниях, испытывают негативные ... эмоции - тревогу, страх, беспокойство, неуверенность, подавленность, разочарование. Задача врача на этой фазе - ...

С другой стороны, пациент признаёт за врачом профессиональную компетентность, полагается на неё и потому не оспаривает этот принцип докторской доминантности, считая его даже благом для себя.

3. Третий тип основан на принципе равноправия. Врач откровенен с больным в сведениях о его диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях болезни. Пациент принимает участие в обсуждении лечения своего заболевания.

Эта модель предполагает гармонию взаимоотношений, но всё же таит в себе некоторые опасности, во-первых, соскальзывания на панибратство, почти никогда не приносящее положительных плодов, а во-вторых, — вследствие медицинской некомпетентности пациента — вероятности проявления негативной реакции его психики.Коллегиальная модель область обладает бόльшим потенциалом личностной реализации пациента, чем две предыдущие. Равноправие в отношениях даёт больному ощущение собственной значимости, ценности. Всё, что ему требуется, — это достоверная информация о своём здоровье, альтернативные пути лечения, прогнозы и поддержание веры на выздоровление. Реализуя своё право на свободу выбора, психологически он чувствует себя в этой жизни более уверенным.

4. Основой для этих отношений служит принцип общественного договора.Пациент обязан заключить договор с лечебным учреждением на медицинское обслуживание. В договоре прописаны обязательства каждой из сторон. Договорной базис превращает пациента в «клиента», а врача — в «поставщика услуг». Эта модель отношений более жизнеспособна и жизнестойка, поскольку является гарантом сохранения совокупности личностных ценностей.

Контрактная модель предполагает деловые партнёрские отношения между пациентом и врачом, регламентируемые контрактным соглашением и вознаграждением за предоставление определённых медицинских услуг. Подобный правовой контракт, имеющий дополнительные медицинские уточнения и разъяснения, мог бы стать врачебной этикой.

Отношение же исключительно контрактное, в однозначной юридической трактовке накладывает обоюдосторонние обязательства как на врача, так и на пациента, и только на время оказания медицинской услуги. Морально- этических категорий оно не затрагивает.

5. Предложение договорной модели было вдохновлено религией – намерением достичь соглашения между Богом и отдельным сообществом.Договорная модель апеллирует больше к духовным ценностям человека, общества, человечества и накладывает обязательства на медицинский персонал именно в связи с ними. Наглядным примером тому является невозможность врача не оказать помощь больному, даже если их отношения не регламентированы контрактом.Договор основан на длительных и открытых отношениях, предполагающих их возможное прекращение после обеспечения дальнейшего ухода за больным, в зависимости от необходимости и вне связи с его платежеспособностью.Приоритетными принципами этой модели являются добрая совесть врача и уважение прав пациента.Такой подход правильный, но не совершенный, поскольку зависит от субъективных отношений между врачом и пациентом.

6 стр., 2643 слов

Социальные отношения. Конфликтная модель устройства общества

... коренятся в том, что «людям от рождения присуща взаимная ненависть, определяющая отношения между группами, народами, племенами и расами». Следствием этого является неустранимость конфликтов из ... противопоставлена идея «социального изменения», которая в литературе также часто именуется «конфликтной» моделью, или «теорией конфликта». Наиболее сильным выразителем оппозиционной точки зрения был Георг ...

35. Цели, задачи и содержание нравственно-деонтологического воспитания студентов медиков.

В педагогической энциклопедиинравственноевоспитаниеопределяетсякакцеленаправленноеформированиеморальногосознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения видно, чтонравственностькакличностнаяхарактеристика–явлениевесьмасложное, объединяющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля.

Поэтомунравственноевоспитаниеопределяетсякакединыйпроцессвоспитания:

– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

– нравственного блика (терпения, милосердия),

– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

– нравственного поведения (готовности служения людями Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).

Нравственное воспитание–двухсторонний процесс. Онзаключаетсяввоздействиивоспитателейнавоспитанниковивихответныхдействиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, впереживаниисвоегоотношениякнравственномуибезнравственномувпоступкахивовсемповедении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличиетакихубежденийиустойчивыхпривычекнравственногоповедениясвидетельствуетовоспитанностичеловекавнравственномотношении, его нравственной зрелости. Единствонравственногосознания, воплощенноевустойчивыхнравственныхкачествах, — важнейшийпоказательсоответствиямеждупроцессомвоспитанияинравственнымразвитиемличности.

Нравственноевоспитаниеэффективноосуществляетсятолькокак целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни студентов: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных индивидуальных особенностей.

Специфическойособенностьюпроцессанравственноговоспитанияследуетсчитатьто, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Вовсевременапризнавалиогромнуюрольнравственностивразвитиииформированииличности. Сегодняэтапроблемавсистемесовременноговоспитанияимеетещебольшеезначение.

Нанравственноеформированиеличностиоказываютвоздействиемногиесоциальныеусловияи биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

23 стр., 11371 слов

Педагогическая психология 10

... педагогическом процессе, направленное на формирование неповторимой личности, способной к нравственному и творческому совершенствованию. Задачами психологии воспитания являются: выявление закономерностей и механизмов возникновения новых форм поведения, ... параллельно; в) реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении). Конкретными показателями ...

Воспитание будущих медицинских работников имеет свои особенности. Медицинский работник–это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Формированиетребуемойдуховно-нравственнойкультурылежитвосновевоспитательнойдеятельностивподготовке специалистов вобразовательномучреждениимедицинскогопрофиля. Всовременноймедицинеусиливаетсязначениеморально-этическогофактора. Это связано с тем, чтомедицинскиетехнологииставят специалиста переднеобходимостьюделатьнравственныйвыборприрешении профессиональных задач, затрагивающих личность или здоровье больного. Таким образом, переднашими преподавателями стоитважнаязадачавоспитаниянетолькокомпетентногоспециалиста, ноидуховноразвитойличностисустойчивымиморальнымивзглядамииубеждениями.

За время обучения студенты медики должны не только приобрести специальные знания, но и получить соответствующую гуманитарную подготовку. Овладеть совокупными знаниями о человеке, как существе биопсихосоциальном, знанием проблем и принципов современной биомедицинской этики, умением правильно решить сложные медицинские проблемы, требующие морально-этического выбора. Современное общество требует специалиста, которыйвсвоейдеятельностибудетсочетать профессиональные инравственныесоставляющиесвоейличности.