Сравнительная характеристика одаренных детей и детей с трудностями в обучении

 

Одаренные дети Дети с проблемами в обучении
Особенности в развитии высших психических функций
1. Внимание
Высокий уровень Умение наблюдать за несколькими процессами одновременно Быстрая переключаемость Длительное сохранение интенсивного внимания Высокий объем внимания Рассеянное внимание Высокая отвлекаемость Быстрая утомляемость Низкий объем внимания Большие трудности в переключении Неспособность к сохранению интенсивного внимания
2. Мышление
Абстрактное мышление Способность классифицировать и категоризировать информацию, широко использовать полученный опыт в других сферах познания Склонность к систематизации Потребность к познанию и стимулированию разума Ненасытное любопытство, нескончаемый поток вопросов и требовательных приглашений к диалогу Полнота и самостоятельность перспективного планирования, развитый самоконтроль, высокая наблюдательность Взаимозависимость мыслительной деятельности и практических действий (согласованность слова и действий) Яркие, широкие, конкретные познавательные интересы Принятие и решение практических задач, требующих предварительн6ого планирования и самоконтроля Наглядно-действенное Слабые (или отсутствуют) способности к классификации, неспособность использовать накопленный опыт Отсутствие склонности к реорганизации Избегание неуспеха путем отказа принять задачу или выбор задачи минимальной сложности Познавательная ригидность, инфантилизм, безынициативность Отсутствие потребности в планировании, отсутствие познавательного самоконтроля Большие трудности в соединении теоретических знаний с практическими умениями Слабые проявления познавательных интересов Недостаточная осмысленность или полное отсутствие выраженных познавательных интересов Непринятие или непонимание условий задачи  
3. Речь
Ранняя Большой словарный запас Поздняя Маленький словарный запас
4. Память
Превосходная: — способность принять и обработать большое количество информации, неустанный поиск «пищи для ума» — повышенная биохимическая и электрическая активность мозга — хорошо развиты все виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная), но особенно ярко – словесно-логическая Основные особенности: Произвольная и непроизвольная память срабатывает одинаково стабильно и долговременно Проблемная: -непринятие большого количества информации -потребность в заучивании (многократное механическое повторение для запоминания) — неспособность удержать информацию длительное время — большие проблемы со словесно-логической памятью (трудно вспомнить и пересказать даже самый короткий учебный текст) — особо хорошо развита эмоциональная память, фиксирующая положительные и отрицательные эмоции, пережитые чувства, психологическое ощущение ребенка Особенности: Кратковременность
5. Воображение
Ярко развитие воображение, постоянная потребность фантазировать Слабое воображение, неспособность к фантазированию
Психосоциальные аспекты
Сильно развито чувство справедливости: — наличие личной системы ценностей — хорошо развитое чувство юмора — неустанные попытки решать проблемы, которые «не по зубам» — эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность нервной системы, стремление преувеличить свои страхи Эгоцентризм – проецирование своего восприятия на всех присутствующих, неспособность понять, что другие воспринимают мир по-иному — социальное непринятие со стороны сверстников — обостренное чувство самовосприятия — трудности в достижении близких отношений с другими людьми — преобладание лидерской позиции — легкость в поверхностном общении с разными людьми — способность к партнерству, сотрудничеству Наличие чувства несправедливого отношения к себе других людей: — отсутствие личной системы ценностей — неразвитое чувство юмора — избегание проблем, нежелание ставить и решать задачи — эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность нервной системы, стремление преувеличить свои страхи — неспособность понять других, неумение, нежелание считаться с требованиями и интересами окружающих — ограниченный контакт со сверстниками, как следствие, социальное непринятие с их стороны — обостренное чувство самовосприятия — трудности в достижении близких отношений с другими людьми, ущербное чувство самовосприятия — преобладание лидерской позиции — преобладание ведомой позиции или протеста против педагогического «натиска»  
Психофизиологические характеристики
— всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения — чаще всего дети отказываются от дневного сна, мало спят — могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему — могут вступать в межличностные конфликты — могут «застревать» на своей точке зрения — тяжело переживают психологические травмы — требуется частая смена форм и видов деятельности, т.к. ребенок быстро справляется с любым заданием, а так же выполняет только то, нравится ему — всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения — чаще всего дети много спят, нуждаются в дневном сне в начальной школе для восстановления сил — психомоторное развитие происходит сравнительно ровно — могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему — могут вступать в межличностные конфликты — могут «застревать» на своей точке зрения — тяжело переживают психологические травмы — нуждаются в частом отдыхе на каждом этапе работы