Одаренные дети | Дети с проблемами в обучении | |
Особенности в развитии высших психических функций | ||
1. Внимание | ||
Высокий уровень Умение наблюдать за несколькими процессами одновременно Быстрая переключаемость Длительное сохранение интенсивного внимания Высокий объем внимания | Рассеянное внимание Высокая отвлекаемость Быстрая утомляемость Низкий объем внимания Большие трудности в переключении Неспособность к сохранению интенсивного внимания | |
2. Мышление | ||
Абстрактное мышление Способность классифицировать и категоризировать информацию, широко использовать полученный опыт в других сферах познания Склонность к систематизации Потребность к познанию и стимулированию разума Ненасытное любопытство, нескончаемый поток вопросов и требовательных приглашений к диалогу Полнота и самостоятельность перспективного планирования, развитый самоконтроль, высокая наблюдательность Взаимозависимость мыслительной деятельности и практических действий (согласованность слова и действий) Яркие, широкие, конкретные познавательные интересы Принятие и решение практических задач, требующих предварительн6ого планирования и самоконтроля | Наглядно-действенное Слабые (или отсутствуют) способности к классификации, неспособность использовать накопленный опыт Отсутствие склонности к реорганизации Избегание неуспеха путем отказа принять задачу или выбор задачи минимальной сложности Познавательная ригидность, инфантилизм, безынициативность Отсутствие потребности в планировании, отсутствие познавательного самоконтроля Большие трудности в соединении теоретических знаний с практическими умениями Слабые проявления познавательных интересов Недостаточная осмысленность или полное отсутствие выраженных познавательных интересов Непринятие или непонимание условий задачи | |
3. Речь | ||
Ранняя Большой словарный запас | Поздняя Маленький словарный запас | |
4. Память | ||
Превосходная: — способность принять и обработать большое количество информации, неустанный поиск «пищи для ума» — повышенная биохимическая и электрическая активность мозга — хорошо развиты все виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная), но особенно ярко – словесно-логическая Основные особенности: Произвольная и непроизвольная память срабатывает одинаково стабильно и долговременно | Проблемная: -непринятие большого количества информации -потребность в заучивании (многократное механическое повторение для запоминания) — неспособность удержать информацию длительное время — большие проблемы со словесно-логической памятью (трудно вспомнить и пересказать даже самый короткий учебный текст) — особо хорошо развита эмоциональная память, фиксирующая положительные и отрицательные эмоции, пережитые чувства, психологическое ощущение ребенка Особенности: Кратковременность | |
5. Воображение | ||
Ярко развитие воображение, постоянная потребность фантазировать | Слабое воображение, неспособность к фантазированию | |
Психосоциальные аспекты | ||
Сильно развито чувство справедливости: — наличие личной системы ценностей — хорошо развитое чувство юмора — неустанные попытки решать проблемы, которые «не по зубам» — эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность нервной системы, стремление преувеличить свои страхи Эгоцентризм – проецирование своего восприятия на всех присутствующих, неспособность понять, что другие воспринимают мир по-иному — социальное непринятие со стороны сверстников — обостренное чувство самовосприятия — трудности в достижении близких отношений с другими людьми — преобладание лидерской позиции — легкость в поверхностном общении с разными людьми — способность к партнерству, сотрудничеству | Наличие чувства несправедливого отношения к себе других людей: — отсутствие личной системы ценностей — неразвитое чувство юмора — избегание проблем, нежелание ставить и решать задачи — эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность нервной системы, стремление преувеличить свои страхи — неспособность понять других, неумение, нежелание считаться с требованиями и интересами окружающих — ограниченный контакт со сверстниками, как следствие, социальное непринятие с их стороны — обостренное чувство самовосприятия — трудности в достижении близких отношений с другими людьми, ущербное чувство самовосприятия — преобладание лидерской позиции — преобладание ведомой позиции или протеста против педагогического «натиска» | |
Психофизиологические характеристики | ||
— всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения — чаще всего дети отказываются от дневного сна, мало спят — могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему — могут вступать в межличностные конфликты — могут «застревать» на своей точке зрения — тяжело переживают психологические травмы — требуется частая смена форм и видов деятельности, т.к. ребенок быстро справляется с любым заданием, а так же выполняет только то, нравится ему | — всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения — чаще всего дети много спят, нуждаются в дневном сне в начальной школе для восстановления сил — психомоторное развитие происходит сравнительно ровно — могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему — могут вступать в межличностные конфликты — могут «застревать» на своей точке зрения — тяжело переживают психологические травмы — нуждаются в частом отдыхе на каждом этапе работы |