Теоретические истоки: 1) Вебер— при взаимодействии индивидов большую роль играют их эмоцинальное состояние (негативное_взаимод. Может прекратиться).
Люди испытывабю эмоции во взаимодействии, исходя из контекста. 2) Зиммель— в конеяном итоге все отношения между людьми регулируются двумя эмоциями: завистью и доброжелательностью. Они создают бесконечные синтезы общения. 3) Кули — зеркальное Я: есть самоощущение, которое предполагает чувство гордости или стыда, в зависимости от отношения к человеку. 4) Блумер —усложняет схему эмоционального воздействия: люди фиксируют эмоции друг друга, подстраиваются под них и стремятся контролировать. Эмоции включены в разговор людей друг с другом и при общении чел. с самим собой. Эти чувства помогают корректировать свою систему действий. 5) Гофман -роль запаха во взаимодействии. Все социальное взаимодействие построено на избегании смущенности и стыда. Они и определяют порядок нашего взаимодействия. Стараемся контролировать впечатления других и управлять ими. 6) Рэндол Коллинз-рассматривает ритуалы взаимодействия, вводит понятие «эмоциональной энергии». Успешное взаимодействие ведет к накоплению эмоционального ресурса и гарантирует успех следующего подобного взаимодействия. Эмоции формируют и легитимизируют соц. порядок.
Арли Рассел Хокшилд (1940) –профессор социологии в Калифорнийском университете. Работы: «Управляемое сердце: коммерционализация чел. ощущения»; «Работающие родители и революция дома». Эмоции – важный элемент соц. обмена. Женский опыт не принимается в обществе всерьез – объект шуток. Научные корни: Д. Дьюи, Гофман, Фрейд, Блумер, Зиммель.
Основные эмоции, которые должен учитывать социолог: горе;депрессия; фрустрация; беспокойство; зависть; любовь; смущние; гнев; презрение; вина; тоска; ревность; жалость; стыд.
Вводит понятие эмоционального труда для обозначения управления чувствами. Индивид всегда демонстрирует опр. эмоцию во взаимодействии. Она проявляется во внешнем облике (лицо, тело).
Эмоц. труд продается за денежное вознагрождение, поэтому обладает меновой стоимостью. Поскольку сфера услуг в развитых странах расширяется (особенно персональные услуги), число людей (часто женщин), включающихся в процесс эмоционального труда, продолжает возрастать. =» понятие «эмоц. работа» и «эмоц. менеджмент» (управление эмоциями др. др.) для обозначения сходных действий. Все они обладают потребительской стоимостью. Такая работа подчиняется «чувству правил» (управлению соответствия эмоций особым социальным ситуациям) и в действительности означает товаризацию чувств.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. ... Оно не ситуативно, а растянуто во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые ...
Есть определенные профессии, предпологающие эмоц. труд. Характеристики таких профессий: 1) взаимодействие с окружабщими лицом к лицу; 2) работнику необходимо создавать определенное эмоциональное состояние у другого чел.; 3) руководитель осуществляет эмоциональный контроль за деятельностьюподчиненных. (пр.: работники бара и казино) Исследовала проф. Стюардесс и сборщика платежей. Если первая должна вызывать, симпатию и уверенность, то второй – недоверие и недоброжелательность.
Рабочий процесс предполагает использование или имитация эмоций. Изучение проблемы реальных чувств и симуляций. Это создает напряженность – эмоциональный диссонанс. Вводит понятие «эмоциональная география рабочего места». Работ. Один легче управляет эмоциями. Помимо ролевых обязанностей и формальных ограничений эмоции могу выйти за рамки.
О гендерных ролях в современном обществе — движение женщин закончилось “неудачной революцией”. Роли женщины изменились, когда многие женщины стали работать, беря на себя ответственность и дома, и в обществе, тогда как роли мужчин остались неизменными. Мужчины ничего не сделали, чтобы компенсировать работу женщины, когда она стала зарабатывать деньги.
Ненси Чодороу. «Воспроизводство материнства». Почему мальчики, взрослея, стремяться ликвидировать нежные чувства от матери? Они стремяться подавить женские качества – необходимо для завершения формирования мужской индивидуализированной идентичности. Теряют способность поддерживать длительные межличностные контакты.
Эту идею продолжает Рафаэлла Бест. Наблюдала за малч. и дев. в школе. Когда необходимость в совершении обязанностей по классу – девочки охотно помогают учительнице. Мальчики относятся к учительнице с пренебрежением. Уборка не соответствует мужскому характеру. Д. не скрывают эмоций. М. привержены к грубым, опасным играм, формируют группы, не принимая в них маменьких сынков. Подавление феминности (симпатия, сочуствие, нежность, жалость).
Лилиян Рубин – исслед. семьи рабочего класса. Мужчины отрицают проявление эмоций и критикуют эмоциональную природу своих жен. Эмоциональное = нерациональное. Это основа для большинства семейных конфликтов.