Тема, затрагивающая социально-психологические проблемы современной молодежи, является в настоящее время одной из самых актуальных. Молодые люди сталкиваются с целым рядом проблем, таких как социальные, связанные с нахождением своего места в социуме, психологические, продиктованные стремлением к самореализации.
«Молодежь» в возрастном отношении обозначает молодое поколение, молодых людей. Сравнительно недавно стало активно употребляться понятие «современная молодежь», хотя оно, конечно, существовало всегда. Уже во времена возникновения и расцвета древних цивилизаций, существовала своя «молодежь», и уже тогда, по свидетельствам исторических источников, молодые люди испытывали сложности во взаимоотношениях с взрослыми и окружающим миром.
Что именно склонно понимать большинство из нас под термином «современная молодежь»? Это новое поколение, которое стремится определять социальную и отчасти экономическую ситуацию в стране. Совсем недавно, во времена наших бабушек и дедушек, молодежь воспитывало старшее поколение, но теперь наблюдается обратная тенденция — молодежь «воспитывает» общество, пытаясь навязать ему свои взгляды. Нетрудно догадаться, что это приводит к конфликтам отцов и детей, которые в настоящее время превосходят по своим масштабам все конфликты. Наверное, поэтому у современной молодежи возникает так много социально-психологических проблем.
Социально-психологические проблемы — это проблемы, возникающие по большей части при взаимодействии человека с социумом. От умения человека контактировать, взаимодействовать, сотрудничать с людьми и находить свое место в обществе напрямую зависит его психологическое состояние. Социальные и психологические проблемы неразрывно связаны друг с другом и вытекают одна из другой. Эти проблемы действительно существуют и, можно отметить, что чем более высокого уровня развития достигает общество, тем больше проблем оно порождает. Огромное внимание исследованию социально-психологических проблем современной молодежи уделяют специалисты — психологи, социологи, педагоги. Хотелось бы остановиться на некоторых из них:
— низкая оплата труда молодого специалиста, не имеющего стажа и опыта работы;
Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России
... проблемы и методологический подход к ее решению Представляется, что при определении объекта и предмета обеспечения информационно-психологической ... структура общества изменяется на протяжении жизни одного поколения. В России это особенно заметно. Индивидуумы вынуждены ... преступности, ее ожесточению, привлечению в криминальный мир молодежи. Не менее опасными являются представители «оккультных наук», ...
— отсутствие доступного жилья;
-трудности в создании семьи;
-ежегодное сокращение бюджетных мест в ВУЗах и увеличение стоимости платного обучения;
-появление все большего количества различных субкультур, которые зачастую не могут ужиться друг с другом, и вступают в острую конфронтацию;
-отсутствие необходимых бесплатных образовательных услуг в сфере досуга;
-межклассовое разделение на бедных и богатых, на которое особенно остро реагирует подростковая и молодежная среда.
Все перечисленные выше проблемы порождены социально-экономической ситуацией в России. В данный момент государство осознает всю важность и необходимость решения этих проблем и предпринимает определенные шаги для их разрешения: появилась федеральная программа «Доступное жилье для молодых семей», «Материнский капитал», вступивший в силу с 2007 года. В городе Екатеринбурге, например, существуют телефоны доверия, созданные специально для молодежи, комитеты по делам молодежи и другие организации, помогающие молодым гражданам решать их социальные и психологические проблемы.
Однако для того, чтобы помочь современной молодежи в решении социально-психологических проблем, необходима особая государственная программа в сфере молодежной политики, которой пока не существует.1
2. ПЯТЬ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ РОССИИ
Молодой человек стоит перед проблемой — стать самостоятельным, занять свое место в жизни. Перед ним стоит множество проблем, которые необходимо решить. Давайте посмотрим, с какими трудностями ему предстоит столкнуться.
1. Где жить?
Независимость и самостоятельность, к которым так стремится молодежь, очень сложно получить без собственного жилья. Собственное жилье — это отдельная квартира, которая может быть не только купленной, но и арендованной. Квартирный вопрос имеет несколько проблем.
Во-первых, молодежь всегда и везде не является обеспеченной частью общества. Молодежь является отдельным классом общества, который только начинает жить и пользуется ресурсами своих родителей. Это значит, что родители принимают решение, нужна ли их ребёнку или молодой семье отдельная квартира или нет. А выбор и решение родителей зависит не только от их взглядов на жизнь, но и от материальной обеспеченности. В России нет среднего класса, поэтому в большинстве случаев они не могут помочь решить квартирный вопрос своих детей. А для таких решений у молодых людей просто нет денег. К сожалению, при решении квартирного вопроса молодое поколение не может рассчитывать на государственную помощь. Ипотека1 в России практически не развита. Кроме квартирной части, вопрос, где жить, можно считать географическим. Можно жить в Москве, Нижнем Новгороде— там, где есть работа и где для жизни созданы лучшие условия. Но в нашей стране легальная миграция населения крайне затруднена: действует система регистрации-прописки. И если кто-нибудь из читателей решит начать работать и жить в другом городе, то он немедленно столкнется с множеством бюрократических преград.
Профилактика алкоголизма у молодёжи. проблемы профилактики алкоголизма ...
... Алкогольная зависимость как социальная проблема 1.1. История появления алкоголя в России О похитителе рассудка, а именно так раньше именовали алкоголь, люди узнали еще далеко до ... государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма . Решить проблему алкоголизации молодежи только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений ...
2. Где учиться?
Работа в прибыльной профессии практически невозможна без профессиональной подготовки и высшего образования. Поэтому выпускники средней школы стремятся продолжить свое образование.
Положение нашего образования и материальное состояние наших преподавателей в частности, порождают коррупцию. Зачастую вступительные экзамены являются соревнованием кошельков.
Единственное, что может сделать молодой человек, чтобы иметь возможность бесплатно учиться в ВУЗе — стать талантом. Тогда он сможет блестяще сдать вступительные экзамены. В противном случае нужно быть готовым платить за свое обучение. Почти всегда это делают родители.
3. Где отдыхать?
Где молодой человек проводит время вне учебы, дома и работы? Это вопрос очень важный. Как правило, в это время человек предоставлен сам себе и никто точно не знает, что он делает.
Важно, чтобы молодой человек в это время действительно чем-то занимался, потому что по причине «нечего делать» может произойти что угодно: от хулиганства до убийства.
«Нечего делать» приводит к пьянству, наркомании, хулиганству, дракам и другим преступлениям.
Молодежь нуждается, чтобы для нее были созданы доступные центры досуга: клубы, дискотеки, спортивные и культурные центры, кинотеатры.
4. На что жить?
Найти работу, которая станет источником основного дохода — это очередная трудность, которую необходимо преодолеть. В мегаполисах сделать это легче, а в других городах России, ситуация намного хуже.
Когда молодой человек ищет работу, то он пытается решить две своих проблемы: карьерный рост и материальное благосостояние.
Начиная работать, он думает, что будет делать через год-два, какую работу сможет получить в будущем. И для него очень важно понимать, что он будет получать опыт и практические знания, которые сделают из него более дорогого, более востребованного рынком специалиста.
С другой стороны, человек, начинающий самостоятельную жизнь, требует от своего работодателя такой оплаты труда, которая соответствует его уровню жизни.
В России очень трудно найти работу молодым специалистам. Бывает, что работа приходит сама, но очень часто её нужно искать. И поиски работы могут продолжаться не одну неделю. Приходится писать правильно составленные резюме, рассылать его по компаниям, проходить собеседования, выдерживать испытательные сроки.
Решение проблемы безработицы в целом и молодежной безработицы в частности — это забота государства. В больших городах есть, где работать и молодежь работает. Но есть целые регионы, где нечего делать. И тогда это уже не проблема молодежи, а проблема региона, а значит государства.
Следует помнить, что безработица среди активного и работоспособного населения, которому нужно как-то получать средства к существованию ведет к росту преступности, социальному расслоению, а как следствие, к социальной напряженности.
Проблема смысла жизни 2
... человеку. С философской точки зрения смысл жизни человека должен, неизбежно, находиться за ПРЕДЕЛАМИ этой жизни. Основная часть 1. Личность. Активность. Направленность Центральная и высшая проблема всей психологии -- проблема ... характеристик личности. Активность личности -- это клубок сложнейших проблем: о формах функционирования человека, мотивах его поведения, об энергии, воле, целях, решениях ...
Проблема безработицы может быть решена путем миграции населения в регионы, где есть работа, но работа в Москве, например, без московской прописки-регистрации, по мнению МВД, является преступлением.
Но трудоустройство не является единственным решением проблемы. Доходом молодого человека может быть стипендия, пособие или другие социальные выплаты.
5. К чему стремиться?
Молодежь сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у наших отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне огромной и мощной пропагандистской машиной. И слава богу.
Но у наших отцов и матерей было, то чего нет у нынешней молодежи: знание о законах общества и системы. Им было точно известно, как достичь той или иной цели, что возможно, а что нет. К сожалению, современная молодежь не имеет такого знания.
Молодому человеку необходимо иметь представление о жизни и окружающем мире. Ему нужно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему нужно знать законы того мира, в котором он живет.
Вся эта информация поступает к ребенку от родителей, друзей, педагогов, из сказок, мультиков, песен и кинофильмов. А молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта.
Картина мира, которая сейчас есть у молодых людей, которая создавалась в течение десятилетия, говорит им о бессилии и предрешённости. Что есть богатые и властные дядьки, которые все решают: кто, куда и зачем.
Такая картина мира провоцирует молодое поколение. Одна его часть полностью потеряла интерес к политике и жизни государства. Другая, накопив в себе достаточно агрессии, объединяется под радикальными, националистическими и фашистскими лозунгами. И похоже, что никто из современных политиков не думает, что у России через 10 лет будет лицо современной молодежи.2
Заключение
Действительно, проблемы волнующие современную молодежь многообразны. Сегодняшние молодые люди кажутся намного взрослее своих сверстников 60-х или 70-х годов. Но это означает также и то, что сегодняшняя молодежь умнеет и понимает, что надеяться, кроме как на себя не на кого. Вот это и есть тот переломный пункт. Поняв это, кто-то ступает на скользкий путь забвения, а кто-то упорно, изо всех сил продолжает бороться. И те, кто продолжает бороться, поистине заслуживают уважения.
Наверное, проблема безопасности также волнует сегодняшнюю молодежь. Безопасности не только физической, но и социальной защищенности. Они, эти проблемы молодежи, все те же самые, что и у старшего поколения, и совершенно ничем не отличаются. Просто в молодости все воспринимается намного острее, чем в зрелые годы, и хочется все сделать сразу (опять всплывает юношеский максимализм).
Но, в общем и целом, наша сегодняшняя молодежь прекрасна. В рядах ее мы все же видим больше студентов, чем не учащихся, больше работающих, чем наркоманов, больше богатых, чем бедных. И это не может не радовать. Пройдет время, и сегодняшние молодые люди будут решать проблемы молодежи 20-х годов двадцать первого столетия и, наверное, применят свой опыт, нелегко усвоенный ими на рубеже тысячелетий. А пока они продолжают жить и радоваться жизни, и решать насущные проблемы.3