Социальная педагогика как учебный предмет

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра рекламы

Реферат

 

По дисциплине

«СОЦИОЛОГИЯ»

На тему:

 

«Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина»

 

выполнил студент

заочной формы обучения

по специальности ЛОГИСТИКА

специализация_______________

3 курса

№ студенческого билета

зачетной книжки № __________________

( подпись)

 

Проверил преподаватель

 

 

_________________________ _____________________________ _____________________

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)

 

Москва – 2010

 

 

На тему:   «Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина»

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Социальная мобильность причины и виды……………………………… 4

2. Социальный конфликт и причины его возникновения………………….. 7

3. Разрешение конфликтов…………………………………………………… 12

Заключение……………………………………………………………………. 13

Литература…………………………………………………………………….. 15

 

 

Введение

Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросысоциальной мобильности населения, то есть перехода человека из одногокласса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальныеперемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовыйхарактер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться.В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей, чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год-другой поработать, получить трудовой стаж, сменить социальное положение. Таким образом, получив новый социальный статус рабочего, они как бы очищались от своего «ущербного» социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж, получали льготы при поступлении, зачислялись на самые престижные специальности практически без конкурса.В западной социологии также очень широко исследуется проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность это изменение социального статуса. Есть статус реальный и мнимый, приписываемый. Любой человек получает определенный статус уже при рождении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.Во всех общественных системах действуют принципы как мнимых, так иреальных заслуг. Чем больше при определении социального статуса преобладаютмнимые заслуги, чем жестче общество, меньше социальная мобильность(средневековая Европа, касты в Индии).

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... образ поведения, выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в ...

Такое положение может сохранятьсятолько в предельно простом обществе и то до определенного уровня. Дальшеоно просто тормозит общественное развитие. Дело в том, что по всем законамгенетики талантливые и одаренные молодые люди встречаются одинаковоравномерно во всех социальных группах населения.Чем более развито общество, чем оно динамичней, тем больше в его системе работают принципы реального статуса, реальных заслуг. Общество в этом заинтересовано.

Социальная мобильность причины и виды

Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. То есть перемещение некоего индивида из одной религиозной группы в другую, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, – всё это примеры

горизонтальной социальной мобильности. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз).

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — вынужденное. Повышение в должности это пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности это пример нисходящей. Вертикальная мобильность это изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса рабочего на должность главы предприятия, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция. Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.

12 стр., 5812 слов

Социальный статус личности 6

... несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором. Социальный набор — введено американским социологом Мертоном. В социальный набор входят: социальный статус и статусный набор. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, ...

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель.

Выделяется и такой вид социальной мобильности, как межпоколенная мобильность.Примером служит сын плотника, который становится президентом компании. Важность этого вида мобильности заключается в том, что масштаб сообщает о том , до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность не велика, то это означает, что неравенство в данном обществе пустило глубокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. Другими словами важна степень мобильности общества, которая определяется:

  • диапазоном мобильности в обществе;
  • условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности, который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой. Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности. Существует понятие дистанция мобильностиэто количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений.Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус — восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус — нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

... аккуратным видом, хорошей одеждой, воспитанностью и чьё социальное происхождение совпало с социальным происхождением учителя.  Перейдем к рассмотрению причин школьных конфликтов. При всем их разнообразии, можно прийти к ...

· межпоколенная мобильность,

· внутрипоколенная мобильность,

· межклассовая мобильность,

· внутриклассовая мобильность.

Здесь применимо понятие групповая мобильность, которая характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты. Например, Октябрьская революция в России. Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы

· социальные революции;

· иностранные интервенции, нашествия;

· межгосударственные войны;

· гражданские войны;

· военные перевороты;

· смена политических режимов;

· замена старой конституции новой;

· крестьянские восстания;

· междоусобная борьба аристократических родов;

· создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества. В современный период в российском обществе особо ярко проявляется такой вид горизонтальной мобильности, как миграция. Миграция это процесс смены постоянного места проживания индивидуумов или социальных групп, выражающейся в перемещении в другой регион или другую страну. Миграция бывает внешней и внутренней. К внешней относятся эмиграция, иммиграция, а к внутренней — движение из села в город, межрайонные переселения и др. Участие России в мировых миграционных потоках приобрело в конце 80-х — 90-е годы массовый характер. С появлением ближнего зарубежья возникла уникальная ситуация, когда в рамках бывшего СССР внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю. Существуют четыре вида подхода к явлению миграции. Первое понятие трактуется наиболее широко, и понимаются все виды движения населения (социальные передвижения, текучесть кадров, профессиональное перемещение).

Второй подход предусматривает все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей (ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на учебу, на работу).

Третий подход схож со вторым, но при этом исключаются возвратные эпизодические поездки из одного пункта в другой. Четвертый подразумевает основной процесс пространственного передвижения населения, ведущий к территориальному перераспределению. Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы и носит противоречивый характер, в ходе которого часто возникают социальные проблемы и конфликты.

4 стр., 1987 слов

Социальный проект «Береги себя»

... проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков. Описание проекта 1.Название проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и ... в 3-4 раза больше чем у взрослых, отсюда эмоциональная нестабильность, конфликты, ранняя беременность); Изменения в сердечно-сосудистой и нервной системах. Психологические изменения ...

горизонтальной социальной мобильности. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления… На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на… Выделяется и такой вид социальной мобильности, как межпоколенная мобильность.Примером служит сын плотника, который…

Социальный конфликт и причины его возникновения

Социология социального конфликта новое для отечественной социологии направление. С начала 90-х гг. забастовки, голодовки, волнения, межнациональные столкновения стали для нашего общества обычным явлением, и для их осмысления приходится обращаться к западным авторам, где социология социального конфликта, давнее и относительно развитое научное направление. Традиции изучения социальных конфликтов восходят к таким именам, как К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Зиммель, М. Вебер. Понятие «социальный конфликт» введено в научный оборот, Г. Зиммелем — немецким философом и социологом, который именно так назвал свою работу, изданную в первой четверти ХХ в. Основные понятия, используемые западными социологами для обозначения социального конфликта, — «индустриальный конфликт», «социальная напряженность», «управление конфликтом», «забастовка». Методологической основой для объяснения социального конфликта является несколько научных парадигм.
Социально-биологическая парадигма исходит из того, что конфликт и борьба свойственны всему живому. Сторонники этого направления опираются на учение Ч. Дарвина о естественном отборе и выводят из него идею естественной агрессивности человека и отдельных групп, которая и находит выражение в социальных конфликтах. При этом выделяют следующие виды агрессивности:

  • территориальная агрессия (например, группы подростков);
  • агрессия доминирования;
  • сексуальная агрессия и т.п.

Социально-психологическая парадигма объясняет социальные конфликты социально-психологическими мотивами, посредством теории напряженности. Что является типичными чертами урбанизированного общества: перенаселенность, скученность, социальная несправедливость, неравенство, нестабильность, сложность социальных организаций. Все это ведет к возникновению социально-психологического напряжения у многих людей. Постепенно накапливаясь, оно выливается в групповые взрывы агрессии. Это особенно характерно для межнациональных конфликтов. Диалектическая теория конфликта восходит к работам Г. Гегеля, Г. Зиммеля. Социальный конфликт функционален для любой общественной системы, он — продукт ее функционирования. В противовес теории насилия здесь конфликт представляется созидательным.
Г. Зиммель считал, что конфликт очищает, он присущ всем уровням социальной системы и не может считаться отклонением. Исход социальных конфликтов — растущая гармония в обществе. Любой социальный конфликт высвечивает проблемы, показывает пути их решения, создает условия для изменений, является тем парником, где они вырастают. Конфликты самого различного уровня повышают энергию социальных групп, усиливают мотивацию, установки на разрешение причин конфликта, сплоченность социальных групп, коллективов, делают жизнь более интересной, интригующей. И, наконец, конфликты повышают качество принимаемых решений, потому что при разногласиях, острых конфликтных отношениях решения продумываются более тщательно.

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... разрешению конфликтов (межличностных и групповых). Позиция взаимосвязи и зависимости личности группы. Фестингер внес вклад в теорию когнитивного соответствия как основы индивидуального и социального ... явления - феномены представляющие собой результат взаимодействия людей, как представителей различных социальных общностей ( их общественные отношения) Все виды общест. отношений построенны на ...

Стоит еще раз отметить, что в нашем прошлом насквозь идеологизированном обществе к конфликтам обращались лишь тогда, когда это требовалось вождям, для устранения политических противников и развязывания массовых репрессий. Поэтому, пока нет и надежного научного обоснования путей управления, урегулирования теперь уже достаточно массовых социальных конфликтов. Социальный конфликт, регулируемый законом, одно из преимуществ демократического устройства общества. В социологическом исследовании социального конфликта можно выделить следующие сферы:

  • Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности. Их источник, неадекватная самооценка личности и межличностных отношений.
  • Трудовые конфликты. Они могут быть межличностными, групповыми, организационными. Базируются трудовые конфликты на противоположности интересов и целей, связанных с профессиональной деятельностью. Трудовые конфликты либо содействуют сохранению существующей социально-экономической системы, либо способствуют ее разрушению.
  • Конфликты среди разных социальных слоев. Они связаны с нарастающей социальной дифференциацией общества, социальным неравенством.
  • Межнациональные конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России, особенностями политической обстановки в них.

Социальный конфликт можно определить как силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов (или социальных групп), на основе действительного или ошибочного несовпадения интересов, нехватки ресурсов. Возникший конфликт трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию, причем часто более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и захватывает все больше людей. Стоит отметить составляющие социального конфликта. Любое вмешательство, создающее преграду в удовлетворении потребностей индивида или социальной группы, можно назвать блокадой.
При появлении блокады от человека или социальной группы требуются переоценка ситуации, отказ от желаемой потребности или постановка новой цели, принятие нового плана действий. Ситуация блокирования это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям, поиск обходных путей. Встреча человека или социальной группы с непреодолимым затруднением в удовлетворении желаемой потребности вызывает фрустрацию. Реакция на фрустрацию может развиваться по двум вариантам: отступление от намеченных целей или агрессия. Агрессивное поведение может быть направлено на другого человека, группу людей. С этого момента, собственно, и начинается социальный конфликт. Однако далеко не всякое состояние фрустрации и вызванное им эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, связанное с неудовлетворенными потребностями, должно перейти некую границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, авторитетом властных структур, культурными нормами, действием социальных институтов. Если в обществе или социальной группе происходят процессы дезорганизации, снижаются авторитет и эффективность действий социальных институтов, то участники социального конфликта легко переходят грань, отделяющую их от самого конфликта. Все конфликты можно классифицировать по разным основаниям:

5 стр., 2277 слов

Социальная и биологическая основы материнства

... них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную ... неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой. Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ...

  • Личностный конфликт – конфликт, происходящий внутри личности на уровне индивидуального сознания. Так называемый психологический конфликт. Способен стать катализатором для возникновения групповой напряженности.
  • Межличностный конфликт – разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
  • Межгрупповой конфликт – противостояние некоторого числа индивидуумов, образующих группу (социальную общность) с другой группой, не включающей в себя индивидуумов из первой группы. Самый распространенный вид конфликтов.

По учету содержания проблем, вызывающих противонаправленные действия. Такие как производственные, семейно-бытовые, экономические, политические, экологические и другие. Учитывается показатель массовости участия в них, социальные статусы конфликтующих сторон, реальности причин, временная длительность и характер протекания, степень остроты и психологическая форма проявления. По своим функциям конфликты делятся на:

  • разрушительные. (Конфликты дестабилизирующие социальную систему.)
  • интегративные. (В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм.)

После типологии социальных конфликтов следует рассмотреть стадии, фазы конфликта, что дает основу для поиска способов регулирования.
Зарождение конфликта — латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на социально-психологическом уровне. Это разговоры на кухне, в курилках, раздевалках. Развитие этой фазы можно отслеживать по некоторым косвенным признакам (рост числа увольнений, прогулов).

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное раздражение накапливаются в течение какого-то времени, и предконфликтная стадия может быть растянутой.
Предконфликтная стадия это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону; информация; власть; связи; союзники, на поддержку которых можно рассчитывать. Первоначально участники конфликта ищут пути достижения целей без воздействия на соперничающую сторону. Когда такие попытки оказываются тщетными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его вины, степень возможного противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Предконфликтная стадия характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Инициирующей является стадия, на которой происходит событие, играющее роль спускового крючка. Оно заставляет стороны начать действовать открыто и активно. Это могут быть словесные прения, митинги, депутации, голодовки, пикеты, экономические санкции и даже физическое воздействие и т.п. Иногда действия участников конфликта могут носить и скрытый характер, когда соперники пытаются обмануть, запугать друг друга. Пиковая стадия — критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определить прохождение этой точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. И в то же время вмешательство в конфликт на пиковой точке бесполезно и даже опасно. Угасание конфликта связано либо с исчерпанием ресурсов одной из сторон, либо с достижением соглашения. Если конфликт — силовое взаимодействие, то участие в конфликте требует наличия некоторой силы, способа воздействия на соперника, противоборствующую сторону. Под силой понимается потенциал социальной группы, которая своим действием или угрозой действия может заставить другую социальную группу уступить, удовлетворить требования.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав). принцип социального реагирования принцип профилактической направленности принцип клиентоцентризма принцип опоры на собственные ... над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры ...

 

Социально-психологическая парадигма объясняет социальные конфликты социально-психологическими мотивами, посредством теории напряженности. Что… Стоит еще раз отметить, что в нашем прошлом насквозь идеологизированном… Социальный конфликт можно определить как силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом…

Разрешение конфликтов

 

Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества. Наилучший способ регулирования социального конфликта — его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений. В условиях нарастания социальной напряженности знание ее индикаторов позволяет умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. В качестве инцидента могут выступать такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие действия одной из конфликтующих сторон, возникновение спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями. Для управления социальным конфликтом чрезвычайно важно умение вести переговоры, в конечном счете обе конфликтующие стороны заинтересованы в достижении компромисса. В процессе ведения переговоров можно выделить:

8 стр., 3557 слов

Динамика и механизмы социального конфликта

... они относятся к категории социального конфликта, под которым обычно понимают любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами, группами людей, если они преследуют какие- ... к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не ...

  • подготовительную фазу, первоначальный выбор позиции;
  • поисковую фазу;
  • финальную фазу.

Западные социологи разработали несколько принципов, которые помогают лидерам вести переговоры в процессе разрешения социального конфликта. Важнейшие среди них:

  • переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;
  • участвующие стороны должны понимать друг друга;
  • долговременные решения базируются на интересах, а не позициях;
  • переговоры должны быть гибкими.

Кроме того, существует несколько правил ведения переговоров при разрешении социального конфликта.
Правило выслушивания. Надо внимательно выслушивать всех во время переговоров. Не прерывать выступающих ни при каких обстоятельствах ни репликами, ни восклицаниями.
Правило равенства. При любом раскладе сил, при любой иерархии на переговорах стороны размещаются так, чтобы подчеркнуть равенство. Никакой власти должности, только власть авторитета. Очень важны умение излагать аргументированно, в меру эмоционально свою точку зрения; свободно раскрепощено себя вести. Разумеется, не доходя до беспечности.
Процедурное правило. Необходимо соблюдать порядок работы, регламент, очередность сообщений, привлечение консультантов, юристов.
Правило безоценочных суждений.Следует отказаться от слов, несущих негативный, отрицательный оттенок по отношению к оппоненту.
Правило переговорного помещения. Переговоры вести не в кабинете начальника. Необходимо относительно нейтральное, специально оборудованное помещение.

 

Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь… Западные социологи разработали несколько принципов, которые помогают лидерам… Кроме того, существует несколько правил ведения переговоров при разрешении социального конфликта. Правило…

Заключение

Социальная мобильность это изменение положения групп и индивидов в рамках системы социальной стратификации. Это изменение социального статуса, социальной позиции людей в социальной структуре общества. Различают несколько вариантов социальной мобильности, но основными из них принято выделять горизонтальную и вертикальную.

Существуют два пути изучения социальной мобильности, и они связаны с анализом внутрипоколенной и межпоколенной мобильности. В первом случае речь идет об изучении служебной карьеры людей, а во втором об изменении или сохранении социального статуса детей по отношению к родителям. Реформы, осуществляемые в современном российском обществе, во многом простимулировали усиление социальной мобильности. Как групповой, так и индивидуальной, причем в виде социального подъема, и в виде социального спуска, что проявило себя в экономической, политической и профессиональной мобильности. В целом социальная мобильность общества противоречивый процесс. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты. Социальный конфликт — сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует: разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей. Вместе с тем необходимо учитывать, что никакое общество никогда не бывает по всем показателям только конфликтным. В любом обществе, даже находящемся в состоянии войны, наблюдается не только конфликт, но и согласие. В развитии социального согласия можно выделять этапы, формы, исследовать протяженность и длительность. Принципиально важно различать ценностное и функционально-целевое согласие. Ценностное согласие это характеристика состояния и взаимодействия между находящимися в единстве социальными субъектами, ориентирующимися на близкие, совпадающие ценности. Функционально-целевое согласие это характеристика взаимосвязи между находящимися в единстве социальными субъектами, имеющими общие потребности, интересы и цели, а также общие представления о способах их достижения, закрепленные в правовых нормах. Функционально-целевое согласие это всегда согласие социальных субъектов, преследующих определенную цель.
Социальное согласие имеет многофакторную детерминацию. Его возникновение и развитие зависят от многих условий и факторов, социально-экономического, социально-политического, общественного и духовного характера.

 

Литература

Санжаревский И.И., Титаренко В.А. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. Изд-во ОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2002. С.432. 2. Н.К. Оврах. Социология. Учебник. ТИДОТ. Владивосток 2007. 107 – с. 3. В.И. Кандауров Социология. Общий курс: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2010 – 332 с. 4. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Учебник. Изд. Академический проект. 2009 – 605 с. 5. Михайлов В.А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей. — Ульяновск: УлГТУ, 2004. — 207 с.