Словестное действие в предмете Техника речи

Речи-ручной рефлекс в работе по воспитанию речевого голоса

Постановка речевого и певческого голоса по своей физиологической сущности представляет собой образование определенного динамического стереотипа, совокупности условных рефлексов, связанных с рациональным использованием голосового аппарата. В большинстве случаев постановка голоса происходит на фоне ломки старых неэффективных привычек голосообразования и голосоведения. Задача и сложность тренинга состоит в разрушении прежних условнорефлекторных связей и формировании правильных навыков. Академик Павлов говорил, что ломка старого «динамического стереотипа» (в данном случае дыхательного и голосового) сопряжена с упорной работой над собой. Работа над голосом – длительный процесс. Развить можно и объем, и силу, и звучность голоса. За счет верхних резонаторов (полость глотки, рта, носа) достигаются такие качества голоса, как звонкость, полетность, а за счет нижних резонаторов грудной клетки – насыщенность, мягкость, сила, «мощь», «объем». Такое разделение функций каждого резонатора во многом условно, так как четко разграничить их невозможно. Весь наш речевой аппарат, все наше тело – сложный и удивительно устроенный резонатор.

Отсюда происходит исключительное богатство и тембровое разнообразие человеческого голоса. Известно, что движения рук отличаются не меньшим разнообразием, чем движения мускулов речевого аппарата. Речевой процесс регулируется двигательным, слуховым и зрительным анализаторами. Можно считать поэтому, что речевая деятельность-это деятельность всего мозга в целом, а управление осуществляется из двигательной зоны коры головного мозга. Эффект применения в голосовых и речевых упражнениях рече-ручного рефлекса, который находит все более широкое использование в педагогической практике, очевиден.В первых же упражнениях по голосу самое активное участие принимает кисть руки, делая привычное, много раз повторяющееся в жизни движение. Например, палец нажимает «курок» — и вместе с взрывным согласным «П» «вылетают пулею», разорвав губы, звуки «пиф-паф». Кисть руки короткими, резкими движениями бросает жонглерские «тарелки». Руки «укачивают ребенка», бьют в «барабан», печатают на «пишущей машинке», «ловят комара», работают «с пульверизатором» и т.д.Эти и подобные движения рук координируются с речью, звучанием отдельных гласных и согласных и их сочетанием. Их движения помогают рождению свободного звучания голоса, придают нужный характер произнесению отдельных звуков речи, словам, фразам.

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

... на язык современных средств массовой информации, а также на речь старшего поколения интеллигенции. Неумение владеть речевой коммуникацией на должном уровне ­это весьма существенная причина, отличающая ... сострадания и сопереживания, тихая и громкая речь, использование иронии и юмора, хороших анекдотов и др. Интенсивность. Как принцип речевого воздействия характеризует темы подачи информации, степень ...

 

Словестное действие в предмете Техника речи

Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи – психологический акт, мотивируемый действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники речи – действию.Техника сценической речи — существенный элемент актёрского мастерства; она связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения дикцией интонационной выразительностью.Словестное действие — это один из моментов процесса речи, превращающий простое словоговорение в подлинное продуктивное и целесообразное действие. Только чувство, мысль или воображение оживят пустые звуки, создается иное к ним отношение, как к содержательному слову. Слово «вперед», оживленное изнутри патриотическим чувством, способно послать целые полки на верную смерть.Слово может возмуждать все наши ощущения и даже болевые. Словесное действие – заключается в умении раскрыть характер героя. Словесное действие, как достижение цели. Слово является главным выразителем мысли. Работая над текстом, надо знать логические паузы и ударения. Одиннадцать простых словесных действий и их направленность: воздействие на внимание партнера; воздействие на чувства (эмоции) партнера; воздействие на воображение партнера; воздействие на память партнера воздействие на мышление партнера; воздействие на волю партнера (П.М. Ершов).

Эмоциональное воздействие на слушателей посредством активного словесного действия. Элементы словесного действия: видения, кинолента видений, внутренние и внешние объекты; личное восприятие текста, ассоциативный ряд; иллюстрированный подтекст; предлагаемые обстоятельства. Отношение, оценка. Перспектива речи, события. Три принципа словесного действия (выразительная триада): видение, лепка фразы, способы воздействия. Их взаимосвязь и взаимозависимость. Принцип видения. Тренировка воображения. Технология «лепки фразы». Способы словесного воздействия. Опорные словесные действия. Слова — это Энергия, превращенная в эмоцию звука.

Основные характеристики профессионального речевого голоса

Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи — вот те стороны речевого мастерства, которыми в первую очередь занимается дисциплина «Сценическая речь».Основными характеристиками профессионального речевого голоса я вляються: высота,чистота,тембр,громкость. Первое — достаточная сила звука*. Он должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии технических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса.Второе — посыл звука, то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.Третье — подвижность, гибкость голоса, так называемый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии оттенков в меняющемся интонационном- мелодическом рисунке устной речи.Четвертое — тембр голоса. От того, насколько выразителен голос в своей тембральной окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания.Пятое — полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.Шестое — выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку. 1) тоновый диапазон;2) сила;3) окраска и тембр;4) вибрато. 1) сила звука 2) посыл звука.3) подвижность, гибкость голоса (диапазон) 4) тембр голоса) 5 полетность звука 6) выносливость голоса.

10 стр., 4661 слов

Особенности вокально-хоровой работы с детьми в мутационный период ...

... установку; -певческое дыхание и опору звука; -высокую вокальную позицию; -точное интонирование; -ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса; -использование различных видов звуковедения; -дикционные: ... современника Емельянова В.В., который разработал собственный фонопедический метод работы с голосом. В соответствии с развитием ребёнка, его физиологического, психологического роста, ...

Диапазон голоса

Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц. В двух формах проявления человеческого голоса – пении и разговоре –качества голоса представлены несколько различно. Разговорный голоссоставляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса. Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования. Голосовой диапазон расширяется в основном врезультате повышения верхней тоновой границы. Кроме того, приобретается необходимая сила голоса и тренированность (устойчивость к утомлению) ДИАПАЗОН (гр. dia pason (chordon) — через все (струны)) — совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом.Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса. Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физического состояния человека, его обученности — в процессе целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется.

Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи.Различают также диапазон динамический и диапазон тембральный. Что касается динамического диапазона, то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно громкого будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности — это позволяет сделать речь и хорошо слышимой и выразительной. При этом надо избегать форсированиязвука, когда голос искажается и находится на грани срыва. В музыке, пении и отчасти в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами — в порядке возрастания: пианиссимо (pp), пиано (p), меццо-пиано (mp), меццо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff).

Очевидно, эту шкалу удобно распространить на все случаи, когда анализируются громкостные характеристики голоса и речи.Тембральный диапазон — это разнообразие тембров, звуковая «палитра» голоса, определенный набор специфически звучащих вариантов. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, присущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат достаточно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. Так, не представляет большого труда осуществить назализацию, лабиализацию, палатализацию звука, что приводит к существенному изменению тембра. При известной тренировке удается произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань /с размахом до нескольких см/, менять режим смыкания голосовых складок. Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а это обеспечивает более точное решение коммуникативных задач.

14 стр., 6674 слов

Нарушения речи и их физиологические и психологические причины

... становится более правильным и совершенным [7;317]. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из ... 3.7. Нарушения голоса 29 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...30 Список литературы. 32 Введение С каждым годом жизнь предъявляет ...

 

Особенности голосоведения русской, европейской и восточной школ

Существует несколько различных школ голосоведения: восточная, европейская и русская. Восточная школа основана на принципе медитаций – духовного сосредоточения. Она рассчитана на очень протяженный во времени процесс. Актеры в театрах Китая, Кореи и Японии, как правило, являются представителями династий и поэтому голосоведению там обучают с самого раннего детства. Это обучение основано на знаниях, хранящихся в глубокой тайне. Восточная школа уже в силу ментальности ее представителей не очень близка нашей культуре, хотя мы с большим вниманием относимся к опыту ее актеров и, безусловно, используем какие-то элементы из их практики в своих речевых тренингах. (Именно этим словом мы будем называть свои практические занятия.)
Западная школаголосоведения, причем как европейская, так и американская, направлена скорее на освобождение индивидуального голоса, чем на воспитание и становление стабильного, профессионального речевого аппарата, который необходим артистам.Такой подход нам представляется целесообразным и необходимым на самом начальном этапе работы со студентами, поэтому мы учитываем опыт педагогов западной школы и выборочно используем их упражнения в своей программе.

Но при этом мы пытаемся конкретизировать предмет и сделать его более результативным.Самого пристального внимания заслуживают программы сценической речи, основанные на традициях русского театра. Разработанные Е.Ф. Саричевой, Э М. Чарелли, Н.П. Вербовой, О.М. Головиной и О.М. Урновой, А.Н. Петровой, И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой и другими педагогами, развивающими речевые технологии. Они основываются на живом опыте работы в сценическом пространстве. Кроме того, эти педагоги используют на практике новые открытия в близких нашему предмету областях науки – лингвистике, литературоведении, психологии, медицине.За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика предлагает новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей – ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом. Возвращаясь к сценической природе театра, необходимо обратить особое внимание на взаимодействие всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера.

10 стр., 4514 слов

Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать ...

... Гц. Дети этой группы не различают звуков речи. Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать некоторые звуки речи, особенно, обладающие низкими форматами (О,У). ... отличается монотонностью, однообразием, нет достаточной эмоциональной окраски, модуляции, в речи присутствуют призвуки, недостатки голоса: либо слишком высокие, либо слишком низкие; невнятность, недостаток речевого ...

 

Посыл звука

Посыл звука — способность звука достигать нужной точки. При этом каждый произносимый слог должен упруго лететь вверх, сочетаться со звуком голоса. Необходимо «добирать» дыхание в конце каждой строчки, не сбиваясь с ритма всего упражнения.
При тренировке посыла звука нужно заботиться о качестве звучания. Лучше представить себе, что Вы говорите в микрофон. Читайте, например, гимны. Посыл звука – важнейший компонент хорошо поставленного голоса. Постоянно необходимо посылать голос кому-то или чему-то. Нельзя говорить в пустоту. Представьте, что ваш голос – это ниточка с привязанным камнем на конце. Извлекая из себя голос, вы кидаете этот камень, а соответственно и всю ниточку, в цель. Цель –это точка. Точкой может быть что угодно: одушевленный, неодушевленный предмет, элемент одежды, потолок, небо, плинтус. В общем, что угодно.

Сила голоса

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Громкость голоса зависит от его силы

Полетность звука

Полетность голоса — это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. В большой степени это имеет отношение к актёрам, у которых нет микрофона и им необходимо, чтобы голос как бы зависал в воздухе и доходил до самых последних рядов.Это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.Полётность речи – это лёгкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривания слов с усилием. Всё должно быть легко, а речь – литься как ручеёк. способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звукоизвлечения — голос как бы «летит». Независимо от типа голоса, высоты и тесситуры, а также громкости звучания, в полетном голосе всегда присутствует некоторая металличность, слышится своеобразный «звоночек» — призвук в области четвертой октавы, если воспользоваться нотным обозначением. Высокочастотные обертоны в этой области, названные «высокой формантой», с наибольшей легкостью воспринимаются нашим слухом, поэтому голос, в тембре которого содержатся такие обертоны, отличается хорошей слышимостью.

Полетный голос, испытывающий воздействие всевозможных шумов, рельефно выделяется и тем самым проявляет помехоустойчивость. П. — одна из важнейших характеристик тембра профессионального, в частности педагогического голоса. Если в голосе нет П., то это не только обедняет выразительные возможности говорящего, но и указывает на нерациональную организацию фонации, недостаточное владение голосом. Дело в том, что появление высокой форманты обусловлено определенной конфигурацией резонаторов речевого тракта, а также специфическим взаимодействием мышц дыхательной системы и гортани. Правильная постановка голоса позволяет придать ему, помимо других качеств, и П. полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.

11 стр., 5013 слов

Глава I. Теоретические вопросы развития просодической стороны ...

... голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, ... кроме носовых, у человека происходит отделение носовой полости от ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц ...

Способы снятия мышечных зажимов и подготовка аппарата к звучанию

Для снятия мышечных зажимов используют большое количество упражнений на «растяжку», зажатие и расслабление мышц.Цель этих упражнений — подготовить («разогреть») речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы, ощутить звук в резонаторах. Гимнастика артикуляционно-резонаторного аппарата. Массаж лица. Массаж шеи.Носовое дыхание При вдохе через нос холодный воздух согревается, сухой — увлажняется, пыль оседает на волосках слизистой оболочки носа. Это предохраняет голосовые связки от охлаждения, сухости или загрязнения. Вдох носом, обеспечивая полное дыхание, не дает вредной для голоса перегрузки. Кроме того, использование носового дыхания предотвращает скапливание слизи в носоглотке и способствует активизации нервно-мышечных тканей носа, принимающих участие в сложном процессе голосообразования и резонирования звука.Тренировка мышц нёба и глотки. Упражнения для губ. Упражнения для языка. Вибрационный массаж со звуком (проверка ощущения звука в резонаторах) В результате тренировки мышцы речевого аппарата должны стать эластичными и свободными. Гигиенический массажвыполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.Вибрационный массажделается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова.

 

Осанка и ее влияние на процесс дыхания

Для осуществления правильного дыхания очень важна правильная осанка (положение головы и спины), а также умение подтягивать мышцы брюшного пресса. Это движение, которое необходимо для опоры и регулирования дыхания в процессе фонации (звучания).

Хорошо подтянутый низ живота способствует освобождению зажимов на уровне плечевого пояса. Таким образом, правильная осанка уже сама по себе создает верные условия для оформления звука. Постоянная проверка свободы мышц окологортанной мускулатуры также благоприятно действует на качество звучания.
Дыхательная гимнастика должна подкрепляться правильной осанкой и осуществляться в соответствии с методикой, только тогда она будет эффективной.

 

Паузы. Виды пауз в речи

пауза (лат. pausa, от греч. pausis — прекращение, остановка) — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза — это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Наука, изучающая паузы,называется паузологией. Первый паузолог США профессор О’Коннор считает.Среди пауз прежде всего выделяют так называемые пустые паузы, которые противопоставляются паузам значимым. Существуют грамматические паузы и паузы хезитации.Грамматическая пауза (ее называют также логической) диктуется лексико-грамматической структурой предложений и сопровождает, как правило, группы слов, тесно связанных различными типами синтаксической связи; например, определение с определяемым словом (большой дом), сказуемое с дополнением (строит дом), сказуемое с обстоятельством (строит быстро) и др. Пауза обязательно возникает на границе предложений. Часто (но не всегда) пауза совпадает со знаками препинания внутри предложения. Известна следующая закономерность: чем крупнее синтаксические единицы, тем больше длительность пауз между ними.

2 стр., 712 слов

38. Интонация, паузы и их значение в ораторской речи

... которой можно было бы заполнить речь. С такой «пустой» паузой не следует смешивать паузы хезитации, т. е. паузы обдумывания, размышления. Есть еще логические паузы — выделяющие наиболее значимое слово ... тексту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической паузы она безжизненна... Логическая пауза служит уму, психологическая - чувству..;». Есть еще ...

Другими словами, самыми долгими являются паузы между абзацами текста, меньше по длительности паузы между предложениями, а паузы внутри предложений (между синтагмами) самые непродолжительные (их длительность зависит также от грамматического типа синтагмы).Паузы хезитации(т. е. колебания) возникают в речи в том случае, если человек не подготовлен, не знает, что или как сказать, задумывается при выборе слов и т. п. Часто паузы хезитации наблюдаются при эмоциональной напряженности, возбуждении и т. д. Такие паузы могут возникать в любом месте высказывания и никак не связаны с его лексико-грамматической структурой. Иногда паузы хезитации случаются даже внутри слова. Часто эти паузы бывают «звучащими», т. е. наполняются звуками – «э-э-э», «м-м-м» и т. п. Паузы хезитации называют также незапланированными, поскольку они появляются в речи спонтанно, произвольно. Речь, содержащая паузы хезитации, раздражает слушателей, расценивается как признак неуверенности, некомпетентности говорящего.Особый вид пауз – это паузы психологические, цель которых – привлечь и удержать внимание слушателя, вызвать у него интерес к сообщению. Психологические паузы могут не совпадать с синтаксическим членением предложения, но являются, как правило, запланированными. Они могут появляться как после слова, к которому необходимо привлечь внимание, так и перед ним. Роль паузы в создании художественного образа неоднократно подчеркивали известные актеры и режиссеры. Следует отметить, что и в обычной (нехудожественной) речи психологические паузы являются средством привлечения внимания. К.С. Станиславский утверждал, что интонация и пауза сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей.