Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе).
Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.
Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865).
В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.
Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.
Человек и окружающая среда
... ускорять или тормозить развитие хозяйства. Окружающая среда – это окружающий человека природный и созданный людьми материальный мир. Поэтому в окружающую (географическую) среду включают природную среду и искусственную, т. ... телом он принадлежит природе, и поэтому каждый удар по ней сказывается на организме человека. Техника, производство – это основные формы «борьбы» и единства (взаимодействия) ...
Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.
Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.
Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.
В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:
• мотив;
• цель;
• предмет;
• средства.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.
Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.
Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.
Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.
Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)
Любая деятельность имеет определенную структуру. В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.
Основные свойства деятельности:
♦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;
♦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.
Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.
14. Психологическая структура личности.
Отличие деятельности человека от активности животных
... культуры. Все это - благодаря деятельностному характеру человеческой активности. Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она ...
Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.
Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
15. Темперамент как психологическое свойство личности.
Темперамент — одно из индивидуально-психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчеркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства. Темперамент является одной из наиболее общих, интегральных характеристик личности вместе с такими, как характер, направленность и др. С темпераментом связаны скорость и интенсивность реагирования на внешние эмоциогенные раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое. В повседневности темперамент проявляется в реакциях человека на слова собеседников, в его походке, жестах, мимике, речи, движениях и поступках.
Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4
... изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск ... ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию. Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, ...
Темперамент не обусловливает содержания деятельности и поведения личности. Он определяет стиль деятельности, способ и манеру реализации поведенческих действий. Другими словами, знание темперамента индивида дает ответ на вопрос, КАК тот действует в той или иной ситуации, но не ЧЕМ обычно занимается. По меткому замечанию Ф. Энгельса, личность характеризуется не только тем, ЧТО она делает, но и КАК она это делает. Темперамент определяет лишь динамические проявления психики (медлительность — торопливость, хладнокровие — горячность, общительность — замкнутость и др.).
В этом плане темперамент позволяет с определенной степенью точности предсказать ситуативное поведение индивида.
Темперамент не дает ценностной оценки личности, ее мотивов, потребностей, целей, мировоззрения, политической ориентации, общей направленности. Но он содействует усвоению этих важных характеристик в жизнедеятельности человека по мере его взаимодействия с другими людьми.
Зарождение понятия и развитие учения о темпераменте (от лат. temperamentum — соразмерность, смесь) связывают с представителями так называемого гуморального направления, объясняющего психологическую сущность темперамента соотношением различных видов жидкостей (соков) в организме. Так, врачи Гиппократ и Гален рассматривали смешение четырех типов соков. На этом основании первоначально были предложены 13 типов темперамента, которые впоследствии были сведены до четырех:
— холерик (в организме преобладает желчь, или «холе»);
— флегматик (преобладание слизи, или «флегмы»);
— сангвиник (преобладает кровь, или «сангвис»);
— меланхолик (преобладает черная желчь, или «мелана-холе»).
16. Характер и способности.
Характер – это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам деятельности.
В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных случаях. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семью, дружеские компании, трудовой или учебный коллектив и т. д.).
Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, формированием определенной системы отношений человека к действительности и самому себе. Типические черты характера определяются типическими обстоятельствами жизненного пути человека в конкретных исторических условиях.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.
Личность. Возрастные психологические особенности медсестры
... медработник может оценить важность тех или иных качеств характера. 4 Медсестра-рутинер – сестра уделяет больше внимания ... при совершенно безукоризненных навыков медсестра не замечает больного человека, которому проводит все необходимые процедуры. Из – за ... – агрессивны и вспыльчивы. Способствовать изменению настроения может любая личность, в первую очередь – какие – то незначительные неудачи. ...
К характеру, однако, относятся не все устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения.
Характер относится к инструментальной сфере личности. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.
Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на формирование характера, определяя динамические особенности его возникновения, т. е. темперамент представляет собой динамическую сторону характера. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных характерологических черт.
Характер – прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки человека и во многом является результатом самовоспитания. Темперамент не односторонне и не окончательно определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам в определенных пределах преобразуется под влиянием свойств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле являются взаимообусловленными процессами. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте – со стороны динамических проявлений.
Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельности и общения. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт.
Структурность характера выражается также в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера одни являются основными, определяющими и ведущими, а другие – второстепенными, менее существенными. Основные, ведущие, черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обусловливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях.
В системе отношений выражается содержание характера, его индивидуальное своеобразие. Структура характерологических отношений складывается в основном из отношений человека к своему делу и труду, окружающим людям, а также к самому себе.
В отношении к своей деятельности, труду могут проявляться такие черты характера, как трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, чувство нового или консерватизм, энтузиазм или формальное отношение к труду.
В межличностных отношениях проявляются общительность или замкнутость человека, коллективизм или индивидуализм, вежливость или грубость, правдивость или лживость и т. д.
В отношении человека к самому себе для характера показательны высокая требовательность или самоуспокоенность, самокритичность или преувеличенное самомнение, скромность или высокомерие, чувство собственного достоинства или его недооценка.
Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр
... условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением» (М.,1996) С.В.Калинина выделяет следующие требования к активизирующим ... попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не ... ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную ...
Кроме того, выделяют черты характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека.
К познавательным чертам характера относят склад ума (теоретический или практический) и качества ума (аналитичность, критичность, гибкость и др.).
К эмоциональным чертам характера относят страстность, сентиментальность, а также черты, основанные на моральных чувствах: патриотизме, гуманности и др.
В волевых чертах характера (целеустремленности, выдержке, настойчивости, смелости и др.) находит выражение отношение к препятствиям. Волевые черты характера нельзя оценить, не учитывая направленности личности. Они ценны только при условии морально воспитанной воли, направленной на достижение социально полезных целей. Волевые черты иногда называют «хребтом» характера и в зависимости от их развития относят характер к сильному или слабому типу. Сильный характер у того человека, который всегда поступает сообразно своим убеждениям, последовательно ведет себя в различных, в том числе и трудных, условиях, проявляет настойчивость в достижении поставленных целей. Слабость характера проявляется в непоследовательности поведения, в расхождениях между словами и делами, в боязни трудностей.
Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. При неустойчивом характере взгляды, убеждения и отношения быстро меняются.
Системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях присуще качество цельности, в других – противоречивости. Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, поступки согласуются между собой, соответствуют его убеждениям. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы. Человек с противоречивым (дисгармоничным) характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, стремлений, желаний и поступков.
Характер – очень сложное образование. В реальной жизни в характерах людей наблюдается множество оттенков, переходов между различными полярными особенностями свойств характера, чем объясняется бесконечное разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.
Важной характеристикой личности являются также ее способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Б.М. Теплов предложил разделять задатки и способности. При этом задатки определяются исследователем как врожденные, физиологические особенности человека, которые служат природной основой развития способностей. Они представляют собой условия развития способностей, но не предопределяют одаренности. В процессе психического развития личности задатки преобразуются и изменяются.
Для классификации способностей используют несколько критериев. По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности – на научные (математические, лингвистические и пр.); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные и т. д. Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных).
Между тем креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Высокий уровень развития общих (специальных) способностей характеризуется как общая или специальная одаренность, или талант.
Высшей степенью развития способностей личности, выражающейся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества, является гениальность. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Психологические исследования показали, что на основе ранней диагностики общих способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности.
17. Типология личностей.
Типология личности — фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.
Как видно из краткого обзора классификаций темперамента и характера, при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.
По Павлову, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.
У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».
Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.
Другой пример системной разработки проблем типологии личности — теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.
В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.
Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт — это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.
Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.
Второй значимый фактор дифференциации психологических типов — максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две — остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.
По данному критерию выделяются следующие типы:
Эмоциональный
Итуитивный
Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.
Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.
К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера. В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций. Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.
Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.
Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,
Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.
Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.
Политическая. Доминирующий интерес политического типа — впасть. Ему соответствует «человек силы».
Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.
Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон (Уиллард) Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.
Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.
Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек — жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.
18. Социализация личности
Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социальность» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).
В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество).
Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
O сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
O изменение себя, «стать как все»;
O конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
19. Понятие и классификация малых групп.
Малая группа – немногочисленная по составу общность людей, связанных совместной деятельностью и тесными межличностными отношениями. Отличительными признаками малых групп являются:
— пространственное и временное соприсутствие членов группы;
— наличие общей цели совместной деятельности;
— наличие в группе организующего начала;
— наличие эмоциональных отношений между членами группы;
— выработка специфической групповой культуры (нормы, правила, стандарты поведения и т. п.).
Малые группы делятся на формальные (внешне организуемые группы с четким разделением ролей) и неформальные (возникают стихийно, не имеют предписанной ролевой структуры).
Данная классификация была предложена Э. Мэйо. Также различают группы членства и референтные группы (группы, нормы и правила которых служат для личности образцом).
Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми, позитивными или негативными, могут совпадать или не совпадать с членством. Эта классификация предложена Г. Хайменом.
20. Психология малых групп, групповое давление, групповая сплаченность.
При изучении групповой сплоченности исследуется процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей. Существуют различные подходы к интерпретации групповой сплоченности. В социометрических исследованиях (социометрия означает «социальное измерение», метод предложен Дж. Морено) сплоченность связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Л. Фестингер анализирует сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Сплоченность интерпретируется либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в ней.
В отечественной психологии принципы исследования сплоченности разработаны А. В. Петровским. Основная идея заключается в том, что структуру малой группы можно представить как состоящую из трех основных слоев. Внешний уровень – непосредственные эмоциональные межличностные отношения, второй слой – ценностно-ориентационное единство, третий слой – совместная групповая деятельность и ее цели (ядро групповой структуры).
Эти три слоя могут быть рассмотрены как три уровня развития групповой сплоченности.
В процессе взаимодействий в группе вырабатываются нормы, правила, стандарты поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие такое явление, как групповое давление (конформность).
Конформность – психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, означающая принятие определенного стандарта, мнения, свойственного группе. Различают внешнюю и внутреннюю конформность. Внешняя конформность – это демонстративное согласие личности с группой при сохранении собственного мнения. Внутренняя конформность – когда мнение человека меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, впоследствии проявляет усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы.
Исследования показывают, что конформизм в той или иной мере присущ каждому человеку, но степень его выраженности зависит от ряда факторов:
— от характеристик самого человека (пол, возраст, род профессиональной деятельности);
— от взаимоотношения человека и группы. Чем выше степень приверженности человека группе, тем выше конформность;
— от сущности проблемы, относительно которой принимается или не принимается групповое мнение.
Традиционная модель конформности была продемонстрирована в экспериментах С. Аша, суть которых состояла в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Дальнейшие исследования привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).
21. Лидерство и стили руководства.
В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально (формальный лидер), а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом. Относительно объяснения того, почему тот или иной человек становится лидером, существуют различные подходы. Согласно теории черт, лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств. В соответствии с ситуативной теорией в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве. Но, поскольку, именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Системная теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера – как субъекта управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидера также должна учитываться.
Взаимоотношения подчиненных с руководителем, результаты работы и психологический климат в коллективе зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. При анализе особенностей основных стилей руководства рекомендуется обратиться к таблице.
Таблица 1. Стили руководства
Характеристики стиля | ||
Демократичность | Контроль | Отношение к работнику |
1. Авторитарный стиль | ||
Жесткое единоличное принятие руководителем всех решений (минимум демократии) | Жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (максимум контроля) | Отсутствие интереса к работнику как к личности |
2. Демократический стиль | ||
Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы с учетом мнений и инициатив сотрудников (максимум демократии) | Выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками (максимум контроля) | Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников |
3. Попустительский стиль | ||
Все могут высказывать свои позиции, но реального их учета, согласования нет (максимум демократии) | Нет контроля за выполнением принятых решений, все пущено на «самотек» (минимум контроля) | В коллективе нет сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться |
22. Функции, средства, структура общения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
1. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.
2. Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.
3. Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов». В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.
Рассмотрение трёх сторон общения в единстве – важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стилей, методов общения.
Функции общения:
1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
3. Функциясамовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
4. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
5. Экспрессивная– функция выражения переживаний и эмоциональных состояний
6. Социального контроля–регламентации поведения и деятельности
7. Социализации – формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами
Средства общения.
Общение возможно только при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используется устная и письменная речь) и невербальные (когда применяются не речевые средства).
23. Роль и место общения в структуре делового взаимодействия. Профессиональное общение.
24. Взаимосвязь общения с индивидуальными особенностями человека.
25. Вербальные и невербальные коммуникации.
Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).
Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час1.
Вербальные коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.
Невербальная коммуникация– это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система1.
Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Следует отметить, что невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.
26. Механизмы и типы межличностного восприятия.
Еханизмы межличностного восприятия.
Идентификация.
Отождествление себя с другим человеком, один из самых простых способов понимания другого человека, уподобление себя ему.
Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.
Идентификация тесно связана с эмпатией. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмпатия – аффективное понимание. Если я проявляю к человеку эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения, но свою могу строить иначе. Если же я отождествляю себя с человеком, то я и строю свое поведение так, как строит его этот человек.
Рефлексия.
Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» — Кон.
Вспоминаем Джона и Генри, в ситуации общения которых принимало участие на самом деле не 2, а минимум 6 человек.
Каузальная атрибуция.
Приписывание причин поведения другому человеку.
27. Предмет педагогики.
Предмет педагогики – НАУКА О ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ специально организованной деятельности по формированию личности.
28. Методы психологии.
Метод теоретического анализа педагогических исследований позволяет сделать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания, находить новые закономерности там, где нельзя их выявить с помощью эмпирических методов.
Моделирование –метод создания и исследования вновь созданной или материально реализованной системы, которая адекватно отображает предмет исследования и способна заменить его настолько, что изучение модели позволит получить информацию об этом предмете.
Социометрия –метод исследования групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутриколлективные взаимоотношения. Главное его достоинство в том, что создается возможность представить структуру группы в наглядной форме: с помощью матриц, социограмм, а также количественной обработки результатов.
Математические методы, в частности, статистические, используются для количественного анализа результатов исследования.
Ко второй группе относятся следующие методы исследования:
Метод педагогического наблюдения –основной, наиболее распространенный в педагогической практике эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Он может быть как прямым, так и косвенным, скрытым, включенным и т.д. Метод наблюдения должен отвечать требованиям: систематичности, плановости, объективности, длительности. Точность наблюдения можно обеспечить с помощью технических средств: фото, звуко-или видеозаписи. Этот метод помогает накапливать, изучать фактический материал, делать определенные выводы и формировать суждения по той или иной проблеме или о конкретном человеке, группе людей.
Метод беседы (интервью) –метод получения информации об отношении учащихся к тому или иному педагогическому явлению или факту. Требует тщательной подготовки, планирования и целенаправленности.
Интервью как специфическая форма беседы с целью получения информации не только о самом интервьюируемом, но и о других людях и событиях.
Анкетирование –метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Анкетирование может быть индивидуальным, групповым, письменным и устным, открытым и закрытым, в зависимости от поставленной цели или ситуации.
Метод педагогического экспериментаСущность эксперимента (от лат. experimentum – проба, опыт) заключается в специальной организации педагогической деятельности с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находит свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.
Метод изучения и обобщения передового педагогического опытаоснован на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и преподавателей и последующем внедрении ее в педагогический процесс.
Используемые в педагогике методы исследования имеют комплексный характер и оказывают большую помощь в реализации педагогических задач.
29. Основные категории педагогики.
Выделяют следующие основные категории педагогики:
Воспитание (мировоззрение, отношение, поведение)
Образование (знания, умения, навыки)
Обучение (преподавание, учение)
30. История развития педагогической науки
Первые попытки осмысления практики воспитания, с учетом потребностей общества, относятся к эпохе античности. В трудах древних философов содержатся идеи о взаимосвязи педагогики с этикой и психологией, о необходимости учета возрастных, психологических факторов в процессе обучения. Конечной целью хорошего воспитания считалось нравственное достоинство и добродетель. Наиболее развитыми школами античности считались спартанская и афинская.
В эпоху средневековья педагогические идеи развивались в религиозном русле. Существует три типа школ:
Приходские, монастырские, кафедральные. Основными изучаемыми дисциплинами были: философия и богословие.
Для эпохи Возрождения характерен отказ от религиозных догм, возвращение интереса к личности, ее повседневной деятельности, формирование системы светского образа на основе научного познания и обращение к научным идеалам.
В 17 веке педагогика получает статус самостоятельной науки. Основателем научной педагогики считается Ян Каменский. Его Работа «Великая дидактика».
В целом для эпохи Просвещения характерен акцент на … социальных факторов в процессе развития личности.
19 век считается эпоха реформации педагогики. Была поставлена проблема модернизации содержания образования, индивидуализация обучения. Развиваются теории педагогики И. Гербарт, Дистерверг, К. Ушинский и т.д.
На современном этапе развития педагогики акцент ставится на проблемах дидактики. Разрабатываются новые методы и средства обучения на основе развития информационных технологий.
31. Образование как социокультурный феномен.