Тема 4. Понятие личности в социологии
ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ»
Общество представляет собой многоуровневую социальную систему, включающую в себя множество переменных, основной из которых является личность.
Человек как автор социального действия и взаимодействия выступает непосредственным объектом социологического анализа. Понятие личности водится в науку для выделения неприродной сущности человека (отличие от животного: человек – существо общественное, мыслящее, духовное, творческое), подчёркивания его социального начала.
Человек – родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей вида homosapiens, воплощающего высшую ступень развития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие указывает на качественные отличия людей от животных, но не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
Индивид – отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, т.е. темпераментом, характером, способностями, спецификой памяти, чувств и др.
Личность–относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
В социологии личность определяется как:
1. системное качество индивида, определяемое его включённостью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
2. субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
3. социально-исторический тип способности к деятельности.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Социальные качества – это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах (достоинство, мужество, доброта, зависть, подозрительность).
Наиболее значимые социальные качества личности (по Е.М. Бабосову):
1. Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий.
2. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей.
1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и ...
... его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых ...
3. Активность – способность человека самостоятельно и энергично производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместной деятельности, в творчестве.
4. Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности.
5. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.
6. Убеждения – личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности.
7. Установка – социальная характеристика личности, которая отражает ее готовность к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение цели.
8. Ценностная ориентация – совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей в жизни основных средств их достижения и приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.
9. Идентичность – социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального отождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом. Идентичность является результатом процесса идентификации. Выделяют социальный тип идентификации и ролевой.
С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, так как показывает индивидуальность проявления в нем социальных качеств.
Для личности как системы характерны следующие свойства:
1. Целостность
2. Открытость
3. Динамичность
4. Самопознание
5. Саморегуляция
6. Саморазвитие
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Типология личности в социологии представляет собой сложную проблему из-за отсутствия чётких критериев типологизации, что заставляет учёных прибегать к помощи других наук (в т.ч. и околонаучных теорий):
1. Поведение, жизненная энергия (Л.Н.Гумелёв): нормальный тип (достаточно жизненной энергии); «пассионарий» (избыток энергии); «субпассионарий» (недостаток энергии).
2. Реальные условия жизнедеятельности (Р.Линтон, В.А.Ядов):
идеальный (нормативный) тип (модель будущего существования, идеализированная личность);
базисный тип (наилучшим образом отвечает современным общественным условиям; наиболее часто встречающийся в обществе на определенном этапе развития социальный портрет индивида, их личностные характеристики, формируемые господствующими типами культуры);
модальный (реально господствующий статистически, эталон) тип личности.
3. Признак принадлежности к социальной групп: интеллигенция, рабочие, военные, студенты.Вводится понятиемаргинальнойличности, обозначающей разрыв со своей социальной средой и неадаптированность к новой среде.
4. Характер отношений с другими людьми в обществе: конформистский –нонконформистский тип личности (Э.Фромм и Р. Мертон).
5. Типы социальных характеров Э. Фромма, в основе которыхлежат социологические факторы (политических, экономических, религиозных и антропосоциологических): непродуктивные, или нездоровые (рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий), рыночный, и продуктивные, или здоровые (продуктивный тип — это психически идеально здоровый тип).
Индивидуальные и личностные характеристики, влияющие на личность человека
... психология управления». II Основная часть 1. Личность работника. Характеристики личности: индивидуальные и социальные В социологии и психологии управления личность - это каждый человек во всем разнообразии свойств, присущих ему, отличающих его ...
6. Типы невротических личностей К.Хорни: 1. Уступчивый тип (движение к людям).
Этот тип личности отличается выраженной потребностью в любви и одобрении и имеет особую потребность в друге, любовнике, жене или муже. 2. Агрессивный тип (движение против людей).
У людей этого типа доминируют агрессивные склонности. Если уступчивый тип склонен фанатично считать всех людей хорошими, то данный тип напротив, видит во всех своих знакомых недоброжелателей. Отсюда реальность воспринимается как борьба всех со всеми. 3. Обособленный (отстраненный) тип (движение от людей).
Для людей такого типа типичны стремления избегать общения с людьми, самоотчуждение (нечувствительность к эмоциональным внутренним переживаниям), потребность самодостаточности.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
2. Социологические теории личности
В социологии наиболее известны следующие теории личности.
Теория зеркального «Я» (Чарльз Хортон Кули).
Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект.
Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я — это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. «Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку», 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ», 3) вытекающее из этого специфическое «чувство Я» вроде гордости или унижения – «самоуважение». Все это складывается в человеческое «зеркальное Я».
Джордж Герберт Мид (1863-1931) продолжил разработку идей Ч.Кули.Дж.Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям.Внутренне мы принимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъектом – наблюдателем и объектом – наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.
Психоаналитические теории (З. Фрейд).
Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества.
Сфера психики человека включает в себя:
1) (Id – Оно) бессознательное (природные инстинкты:питание, сексуальность, избегание опасности и смерти, агрессивность);
Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте
... личности «основная плоскость движения - нравственно-ценностная». [7;122] Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот «узел», который позволяет человеку, ... личности, возрастной аспект проблемы самоопределения Л.И.Божович, теория личности Э.Эриксона, стадии развития идентичности Дж.Марше, трансакционная теория Э.Берна, теория ... то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На ...
2) (Ego – Я) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций;представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рациональности (разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире.
3) (SuperEgo – Сверх-Я) –формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида (запреты, нормы, правила).
Личность – человек, стремящийся к удовольствию, общество – система запретов на пути этого стремления. Основной потенциал и источник активности личности – бессознательное (либидо и танатос).
Поведение – вечный поиск компромисса между желанием и табу, постепенные невротический рост.
Если три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами морали, права, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутриличностным конфликтам, с которыми индивид не всегда оказывается в состоянии справиться собственными силами. В таком случае он способен на отклоняющееся поведение, проявляющееся в психических расстройствах, наркомании, алкоголизме, преступности и т.п.