Риски в процессе реализации программы

Программа индивидуального развития

Глазырина Артема Анатольевича,

обучающегося МОУ «___________ средняя общеобразовательная школа №2»

Автор-составитель программы:

Богатырева Людмила Васильевна,

учитель начальных классов

 

 

2014 г.

 

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... практическая разработанность для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили ... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ...

 

Актуальность

Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным МО РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера.

Данная программа направлена на решение одной из актуальных задач — индивидуальный подход и помощь ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.

Данная программа разработана для индивидуального развития ученика Глазырина Артема. Уже с начала обучения в 1 классе мной было замечено, что у Артема с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы, слабо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу), которая не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. У него выявились большие трудности с чтением, письмом.

Обоснованность программы

Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися, нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества.

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.

Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из – за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может .

9 стр., 4053 слов

Методика «Изучение готовности детей, поступающих в первый класс» ...

... подтверждены и проверены результатами диагностики по другим трем методикам программы. Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении ... и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлением своим поведением в ... хочешь пойти в школу? Почему? 16 Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? 17 Ты любишь ...

 

Цель:

Помощь обучающемуся, испытывающему затруднения при усвоении учебной программы.

Задачи:

индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;

коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;

логопедическая коррекция нарушения речи;

психокоррекция поведения ребенка;

социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Принципы и подходы:

Принципы построения: Приоритет индивидуальности.

Принципы реализации — создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; — выстраивания ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.

Этапы и фазы

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

1. Физиологические;

2. Психологические;

3. Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

1. Недостатки познавательной деятельности

— несформированность приемов учебной деятельности;

— недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

— неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

 

Ожидаемые результаты

1. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора.

2. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности.

3. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.

4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Этапы и сроки реализации программы:

I этап – организационно-подготовительный — 1 четверть 1 класс ;

II этап – диагностический — 2 четверть 1 класс;

III этап — коррекционно-развивающий — 2,3, 4 класс;

IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический — 4 четверть 4 класс.

Основными принципами работы программы являются:

учёт современных требований;

учёт возрастных особенностей;

доступность;

последовательность;

системность;

эффективность;

личностно-ориентированный подход;

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков - Н.А. Лепская «5 ...

сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Основные методы работы по реализации программы:

1 организация практической помощи в учебной деятельности

2 беседы, викторины, нацеленные на развитие свойств и качеств личности;

3 анкетирования, тесты с целью диагностирования различных параметров;

4 Упражнения по развитию специфических качеств;

5 Экскурсии, походы с классом;

6 Посещение уроков предметников целью наблюдения;

7 Индивидуальные и групповые занятия;

8 Беседы с родителями, посещение семьи;

9 Коллективно-трудовая деятельность в классе, в школе.

 

Риски в процессе реализации программы

1.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья.

2. Изменение его поведения, преобладание возбудимости.

3. Излишняя психологическая напряженность ученика.

4. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников.

III этап — коррекционно-развивающий

Цель: реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей)

Методы: методы формирования сознания –

Убеждение:

ü Рассказ;

ü Объяснение;

ü Разъяснение;

ü Этическая беседа;

ü Инструктаж;

ü Пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения — Упражнения:

ü Приучение;

ü Педагогическое требование;

ü Поручение;

ü Воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования — Мотивация:

ü Поощрение;

ü Наказание;

ü Соревнование.

Деятельность на данном этапе: