Программа индивидуального развития
Глазырина Артема Анатольевича,
обучающегося МОУ «___________ средняя общеобразовательная школа №2»
Автор-составитель программы:
Богатырева Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
2014 г.
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... практическая разработанность для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили ... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ...
Актуальность
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
По данным МО РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера.
Данная программа направлена на решение одной из актуальных задач — индивидуальный подход и помощь ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.
Данная программа разработана для индивидуального развития ученика Глазырина Артема. Уже с начала обучения в 1 классе мной было замечено, что у Артема с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы, слабо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу), которая не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. У него выявились большие трудности с чтением, письмом.
Обоснованность программы
Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися, нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.
Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из – за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может .
Методика «Изучение готовности детей, поступающих в первый класс» ...
... подтверждены и проверены результатами диагностики по другим трем методикам программы. Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении ... и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлением своим поведением в ... хочешь пойти в школу? Почему? 16 Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? 17 Ты любишь ...
Цель:
Помощь обучающемуся, испытывающему затруднения при усвоении учебной программы.
Задачи:
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
логопедическая коррекция нарушения речи;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Принципы и подходы:
Принципы построения: Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации — создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; — выстраивания ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.
Этапы и фазы
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1. Физиологические;
2. Психологические;
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
— несформированность приемов учебной деятельности;
— недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
— неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Ожидаемые результаты
1. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора.
2. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности.
3. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.
4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Этапы и сроки реализации программы:
I этап – организационно-подготовительный — 1 четверть 1 класс ;
II этап – диагностический — 2 четверть 1 класс;
III этап — коррекционно-развивающий — 2,3, 4 класс;
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический — 4 четверть 4 класс.
Основными принципами работы программы являются:
учёт современных требований;
учёт возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностно-ориентированный подход;
Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...
... применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков 6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков - Н.А. Лепская «5 ...
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Основные методы работы по реализации программы:
1 организация практической помощи в учебной деятельности
2 беседы, викторины, нацеленные на развитие свойств и качеств личности;
3 анкетирования, тесты с целью диагностирования различных параметров;
4 Упражнения по развитию специфических качеств;
5 Экскурсии, походы с классом;
6 Посещение уроков предметников целью наблюдения;
7 Индивидуальные и групповые занятия;
8 Беседы с родителями, посещение семьи;
9 Коллективно-трудовая деятельность в классе, в школе.
Риски в процессе реализации программы
1.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья.
2. Изменение его поведения, преобладание возбудимости.
3. Излишняя психологическая напряженность ученика.
4. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников.
III этап — коррекционно-развивающий
Цель: реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей)
Методы: методы формирования сознания –
Убеждение:
ü Рассказ;
ü Объяснение;
ü Разъяснение;
ü Этическая беседа;
ü Инструктаж;
ü Пример.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения — Упражнения:
ü Приучение;
ü Педагогическое требование;
ü Поручение;
ü Воспитывающие ситуации.
Методы стимулирования — Мотивация:
ü Поощрение;
ü Наказание;
ü Соревнование.