Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста происходит развитие внимания в направлении от непроизвольного к произвольному. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается новизной, силой и другими специфическими раздражителями. Позднее внимание начинает привлекаться такими раздра­жителями, которые имеют сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объектами, связанными с яркими и эмоциональными пережива­ниями. С развитием произвольного внимания дети получают возможность направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени.

Вопрос о генезисе и развитии произвольного внима­ния в детском возрасте был поставлен отечественными психологами Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Внима­ние ребенка с самого начала становится направляе­мым вниманием. Первоначально им руководят взрос­лые, однако вместе с постепенным овладением ре­чью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отно­шении других, а затем и в отношении себя.Вначале взрослый направляет внимание ребенка словами, созда­вая как бы добавочные указания – стрелки – к окру­жающим его вещам, и вырабатывает из слов могуще­ственные стимулы-указания. Затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом или звуком как средством указа­ния, т. е. обращать внимание взрослых на интересую­щий его предмет.

Эффективность всех психических процессов регулиру­ется механизмами внимания, связанными с активацией кортикальных областей со стороны ядер ретикулярной формации. Если в раннем детстве внимание проявляется только в непроизвольной форме, то увеличение способов поведения с возрастом постепенно преобразует непроиз­вольное внимание в произвольное. Основной механизм этой важнейшей трансформации –формирующаяся речь ре­бенка, с помощью которой планируются действия и осу­ществляется над ними контроль. В.Г. Каменская от­мечает, что возраст, от трех до семи лет связан с по­степенным усилением роли произвольности в процессах внимания.К шести-семи годам наблюдается скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания. Но для это­го необходима направляющая деятельность взрослых че­рез игру, речевое общение и управление поведением.

16 стр., 7512 слов

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнь

... Определение эффективности формирующего этапа исследования по проблеме развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием Третьим этапом нашей исследовательской работы был ... — целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебная мотивация и ...

В среднем периоде дошкольного возраста произволь­ность внимания проявляется в способности ребенка к восприятию предметов и действию с ними по словесно­му предложению со стороны взрослого. Ребенок уже может сосредоточиться на том деле, которое предлагает ему взрослый. Однако период сосредоточения у четы­рех-, пятилетних детей не долог, не более 3-5 минут, к тому же дошкольник легко отвлекается на посторон­ние, не относящиеся к делу стимулы и события. Такая рассеянность обычна для дошкольников, так как вни­мание еще не приобрело необходимой устойчивости и концентрированности. Внимание в этом возрасте выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности.Психофизиологической причиной этих свойств внимания выступает недостаточная зрелость лобных долей и несформированность длинных ассоциа­тивных путей, связывающих передние отделы с проек­ционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга.

В психологии и педагогике в качестве основного сред­ства развития произвольности внимания считают со­вместные общение и деятельность ребенка и взрослого, а также игру. Через игровую деятельность проис­ходит становление произвольности поведения в целом, в том числе внимания, как важнейшего «усилителя» мышления.

К семи годам многие дошкольники способны про­извольно управлять своим поведением, что служит основанием для выводов о достаточной степени раз­вития произвольного внимания. Основные свойства произвольного внимания следующие:избирательность как настройка на восприятие сиг­нала, относящегося к осознанной цели; объем внимания – количество одновременно отчет­ливо осознаваемых предметов, необходимых для успешной деятельности; устойчивость и переключаемость – два взаимосвя­занных динамических свойства, первое связано со ста­бильностью выполнения какой-либо деятельности, второе определяет способность произвольно завершать одно действие и переходить на другое; распределение как способность одновременного вос­приятия нескольких предметов, событий и организа­ции нескольких действий с ними. Перечисленные свойства в полной мере относятся к произвольному вниманию взрослого человека, которое включено во все виды и формы осознанной целенаправ­ленной его деятельности. В связи с тем, что активность, общение и поведение дошкольника далеко не полнос­тью еще осознаваемы, произвольность его внимания про­является в недостаточно зрелой форме.

10 стр., 4717 слов

Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с соматогенной формой ЗПР

Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с соматогенной формой ЗПР Одним из основных условий успешной социальной адаптации детей младшего школьного возраста является их способность к произвольной регуляции деятельности. В последнее время, все чаще говориться о трудностях обучения детей в начальной школе. По данным официальной статистики ...

Избирательность произвольного внимания дошколь­ника является функцией его спонтанной игровой дея­тельности, так как в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее. По­жалуй, основные достижения в процессе формирования произвольности внимания в дошкольном возрасте свя­заны с оттачиванием механизмов его избирательности. Остальные свойства внимания развиты намного слабее. Итак, произвольное внимание старшего дошкольника, несмотря на высокую степень сформированности, еще не совершенно и не полностью готово к обеспечению более сложного вида деятельности – учебной. Общей закономерностью является то, что устойчи­вость внимания увеличивается от младшего дошколь­ного к старшему.По данным А.А. Люблинской младшие дошкольники тратят на рассматривание кар­тинки 6-7 с, а старшие рассматривают эти же картинки в течение 12-19 с. Средняя продолжительность продук­тивной деятельности и средняя продолжительность от­влечений от нее зависят от возраста детей. Старшие до­школьники не только более длительное время могут за­ниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее.

Факторами устойчивости внимания являются: интерес ребенка к материалу, его знакомость и понятность, связь с потребностями, комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняет­ся, психическое состояние дошкольника, индивидуаль­но-психологические особенности личности (такие, напри­мер, как уровень развития волевых свойств и свойства темперамента).

Свойства темперамента во многом определяют индивидуальные особенности свойств внима­ния детей, что не противоречит наличию общих возраст­ных закономерностей внимания в дошкольном возрасте. К возрастным особенностям внимания дошколь­ников относится быстрая отвлекаемостъ и труд­ность сосредоточения на непривлекательных объек­тах.В отвлекаемости внимания участвуют различные механизмы. Отвлекаемость может являться результатом торможения отдельных участков мозга вокруг очага оп­тимальной возбудимости по закону отрицательной ин­дукции. Это характеризует непроизвольную, пассивную отвлекаемость от каких-либо раздражителей, которые могут даже недостаточно осознаваться, образуя некото­рый фон.

14 стр., 6806 слов

Диагностика ведущего типа памяти у детей младшего школьного возраста

... это или нет. Следовательно, пользоваться памятью ребенку необходимо целенаправленно. А для этого ему нужно овладеть определенными приемами запоминания. Память – это не готовая способность. Как ... целиком. Эта игра служит ещё и для развития объёма памяти. «Опосредованное запоминание». Положите перед ребёнком карточки с изображениями предметов (обезьяна, сыр, книга, луна ...

Причинами не­способности детей сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени и по­явления рассеянности также могут быть:общее расстройство нервной системы (неврастения); малокровие; болезни носоглотки, затрудняющие поступление воз­духа в легкие и, следовательно, обедняющие кисло­родное питание мозговых клеток; физическое и умственное утомление и переутомление, тяжелые переживания; перегрузка мозга большим количеством впечатлений; разбросанность интересов, неупорядоченность увле­чений; неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, ос­вобождение от трудовых обязанностей; неинтересные однообразные занятия, на которых де­тям даются слишком легкие для них задания, не по­буждающие к активной мыслительной деятельности.

Распределение, переключение и объем внимания у дошкольников (особенно у детей младшего дошкольно­го возраста) развиты недостаточно сильно. Распределе­ние внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполняются в рам­ках этого свойства внимания. Чем более значимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, чем более оно освоено, тем легче его со­вмещать с выполнением другого действия. Дети до­школьного возраста способны распределять свое внима­ние в незначительной степени. Переключение внима­ния развивается в различных играх и упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменившейся обстановке. Развивающая­ся речь ребенка, увеличивающаяся самостоятельность, разнообразие деятельности, в которую он включается, обусловливают увеличение объема внимания.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Память –это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе­реживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохране­ния и воспроизведения. Память – это удивительное свойство человеческого со­знания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немысли­ма вне других психических процессов. Память имеет большое значение в жизни каждого человека, она обеспечивает непрерывность психической жизни. Благодаря ей мы запоминаем полученную информацию, сохраняем ее и при необходимости восстанавливаем, воспроизводим.

16 стр., 7562 слов

Память умственно отсталых детей

... у имбицилов. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно ... намерения, и многое из того, что мы совсем не стремились запомнить, запоминаем так, что мы никогда не сможем забыть, - даже если ...

В зависимости от того, что запоминает человек, различают двигательную (запоминание собственных движений, выработка навыков), эмоциональную (память чувств), образную (образцы восприятия, мышления и воображения) и словесно-логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации) память. Существует особая форма образной памяти – эйдическая, когда человек запоминает полученную информацию полно, детально, с фотографической точностью. Очень часто дошкольники обладают такой памятью и их способность к эйдетическим представлениям сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Разные виды памяти тесно связаны друг с другом и почти никогда не существуют изолированно.

Сохранение и воспроизведение информации зависит от богатства, содержательности и прочности связей, которые человек устанавливает при запоминании нового опыта с элементами уже имеющегося у него опыта. Поэтому овладение способами и приемами запоминания – единственный путь улучшения памяти.

Большая часть нашего опыта сохраняется в памяти без специальной цели запомнить, т.е. непроизвольно. Непроизвольное запоминание является дополнительным результатом восприятия, мышления, воображения.

При произвольном запоминании человек ставит перед собой цель запомнить что-либо для этого он выполняет действия запоминания, которые специально направлены на достижение этой цели. В действиях запоминания используются те же средства, что и в действиях восприятия, мышления, воображения (сенсорные эталоны, наглядные модели, понятия).

Но при запоминании человек устанавливает максимальное число связей между запоминаемым материалом и имеющимся опытом, а также между разными частями и сторонами самого запоминаемого материала.

19 стр., 9255 слов

Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет

... : изменение слова считается ошибкой (например, солнце - солнышко, окно - окна). 2. Методика «Запомни картинки» Немов Р.С. Цель. Изучить уровень кратковременной зрительной памяти детей 4 ... . Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства. При обучении детей запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному ...

Если запоминание происходит главным образом путем установления смысловых связей (это касается запоминания как мыслей, так и образов), оно называется смысловым. Запоминание, преимущественно основанное на повторениях, — механическим. Однако обычно при запоминании сочетается осмысление материала и его повторение.

В начале дошкольного детства память ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (игра, рисование, конструирование, слушание сказок и рассказов).

В среднем дошкольном возрасте начинает складываться произвольное запоминание. Впервые это проявляется в сюжетно-ролевой игре.

У старших дошкольников произвольное запоминание продолжает развиваться, но остается главным образом механическим. При заучивании дети старшего дошкольного возраста от повторений вслух переходят к повторению шепотом или про себя.

При активной умственной работе над материалом его непроизвольное запоминание старшими дошкольниками оказывается продуктивнее произвольного. Однако к произвольному запоминанию дети обращаются редко и главным образом по просьбе взрослых.

В старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание в условиях специального обучения.

Преобладающим видом памяти у старших дошкольников остается образная память. Поэтому для запоминания информации по смыслу могут быть использованы картинки.

В 3 года ребенок может запомнить и воспроизвести не более 2-3 слов или 3-4 названия предметов, изображенных на картинках, которые предъявляются ребенку для запоминания, дети этого возраста могут заучить понравившиеся им небольшие песенки, потешки, стихотворения. К 4 годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до 5- 6 названий предметов (из 10-15), изображенных на картинках. Некоторые дети могут принять задачу на запоминание и приложить определенные усилия, чтобы запомнить. В 4 года, получив поручение от взрослого, малыш повторит его не один раз и довольно точно передаст другому ребенку или взрослому. Играя в «магазин», 4 — летний ребенок способен запомнить названия 5-6 предметов, которые ему необходимо купить. Некоторые дети в состоянии нарисовать по памяти простой узор. В 5 лет ребенок может запомнить уже 7-8 предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках. Для ребенка 6-7 лет доступно прямое задание – запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, не связанных по смыслу, он в первый раз назовет от 2 до 5 слов. Можно называть те же слова еще несколько раз, каждый раз спрашивая, какие слова он запомнил. После 3-4 предъявлений ребенок 6-7 лет обычно называет больше половины слов, причем количество запоминаемых слов чаще всего увеличивается от предъявления к предъявлению. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить больше 3 слов с 4-го предъявления, следует обратить внимание на общее психосоматическое состояние ребенка, – возможно, ему необходима консультация невропатолога.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Помимо не связанных между собой слов старшие дошкольники легко заучивают наизусть стихотворения, иногда очень длинные. Если ребенок испытывает трудности при запоминании даже одного четверостишия, необходимо организовать активное действие с этим материалом: показ картинок, игру-драматизацию. В том случае, когда и это не приводит к улучшению результата, нужна консультация психолога или врача.

Если младшие дошкольники при запоминании чаще всего не используют никаких специальных средств, то в старшем дошкольном возрасте картина меняется. Помимо самого простого способа – повторения дети (особенно 7 лет) используют группировку материала по смыслу, так как им уже доступно такое мыслительное действие, как классификация. Появление элементов словесно-логического мышления приводит к тому, что для лучшего запоминания рассказа или сказки дети выделяют их структуру (сюжет, основные герои, их взаимоотношения).

Поэтому ребенок 6, а особенно 7 лет способен изложить содержание небольшого рассказа или сказки. Тем не менее, необходимо помнить, что даже у старших дошкольников эффективность непроизвольного запоминания обычно все-таки выше произвольного.

Итак: в 3 года –по просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов; в 4 года –по просьбе взрослого ребенок в состоянии запомнить до 5 названий предметов, выполняет несложное (2-3 последовательных действия) поручение взрослого; в 5 лет –может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов; в 6-7 лет –в состоянии изложить содержание небольшого рассказа или сказки.

Использование мнимических приемов обеспечивают условия успешного запоминания: воспроизведение и сохранение информации. Необходимо проводить все в игровой деятельности: лепку, рассказы… Если воспитатель хорошо владеет словом, то это увеличивает объем запоминания материала.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

· преобладает непроизвольная образная память;

· память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

· словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

· складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

· формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

· по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Таким образом, память необходима любому человеку, она позволяет накапливать и сохранять эту информацию, а затем воспроизводить ее в личном жизненном опыте. И как писал К. Д. Ушинский: Если хотите, чтобы дитя, что-то усвоило прочно, то заставьте в этом усвоении участвовать, как можно большее число нервов… слух, вкус, обоняние, осязание, зрение…