особенности памяти в подростковом возрасте

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Проблема памяти в современной психологии…………………………5

1.1 Понятие о памяти, её виды и процессы………………………………………5

1.2 Психологическая характеристика произвольного и непроизвольного запоминания……………………………………………………………………..10

1.3Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………….22

Выводы по главе 1……………………………………………………………….28

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти в подростковом возрасте……………………………………………………………………….…..30

2.1. Задачи, база, организация исследования…………………….…………….30

2.2. Анализ результатов исследования ….…………………………..…………34

Выводы по главе 2……………………………………………………………….46

Заключение ………………………………………………………………………47

Список литературы ………………………………………………………………50

Приложение

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что почти каждый подросток сталкивался с проблемами связанными с таким психическим процессом как память. Память является одной из неотъемлемых частей нашей жизни. Для каждого память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей[26, c.47].

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Память рассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных теорий можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, генетический. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и ценных наработок.

Родоначальником экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз [43]. Можно также отметить имена А. Бергсона[22], П. Жане[22], Ф. Баттлета[22], советских учёных П.П. Блонского[22], Л.С. Выготского [5], А.Н. Леонтьева[15], которые внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти. Стоит упомянуть и имена П.И. Зинченко [9], А.А. Смирнова[35], А.Р. Лурия[22], Л.С. Рубинштейна[33], Б.М. Теплова[22], В.А. Крутецкого[13] и др. Интересный материал в проблему механизмов забывания внёс известнейший психолог З. Фрейд[4].

Процесс запоминания является одним из свойств памяти, много вопросов в психологии было связано с запоминанием, которое получило название «случайного» запоминания. В действительности и такое запоминание по своей природе не является случайным, на что указывают и зарубежные психологи, особенно в исследованиях последнего времени. Большой ошибкой многих зарубежных психологов было то, что таким случайным запоминанием они пытались исчерпать все непроизвольное запоминание. В связи с этим оно получило преимущественно отрицательную характеристику. Между тем такое случайное запоминание составляет лишь одну, причем неосновную, форму непроизвольного запоминания. Целенаправленная деятельность занимает основное место в жизни не только человека, но и животного. Поэтому непроизвольное запоминание, являющееся продуктом такой деятельности, и является основной, наиболее жизненно значимой его формой.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... психологов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ...

Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования и определили его цель.

Цель исследования — исследовать особенности произвольного и непроизвольного запоминания в подростковом возрасте

Объект исследования — подростки 10-11 лет

Предмет исследования — произвольное и непроизвольное запоминание подростков.

Гипотеза исследования — непроизвольное запоминание в подростковом возрасте выше, чем произвольное, если оно зависит от деятельности учащихся и эмоциональной окрашенности слов.

Исходя из цели и гипотезы, нами поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования подростковой памяти.

2. Выявить психологические особенности памяти в подростковом возрасте.

3. Провести эмпирическое исследование эффективности запоминания у подростков.

4. Проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

— теоретический анализ психологической литературы;

— тестирование.

Глава 1. Проблема памяти в современной психологии

1.1. Понятие о памяти, её виды и процессы

Согласно определению из Большого психологического словаря, память — «форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования». [22, с. 49].

Значение памяти в жизни людей очень велико. Память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов, мыслей, пережитых чувств, движений и их систем. [17, с.110].

Память входит в целостную структуру человеческой психики, поскольку с ее помощью происходит связь между различными психологическими состояниями и процессами, в их временном представлении. Интеграция отдельных аспектов памяти — «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я в прошлом» — формирует устойчивость и непрерывность человеческого «Я». Наряду с этим, в процессе развития человека, изменения его мотиваций и потребностей, складывается различное отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти [35]. Неповторимый характер работы механизмов памяти обеспечивает все стороны жизнедеятельности человека, создает условия для формирования индивидуально-личностных особенностей его психики.

4 стр., 1782 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование ...

... исследование данной проблемы является главным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Поскольку память является самой важной определяющей характеристикой психической жизни личности. Функция памяти ... секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, возникшее от прямого восприятия стимулов. Это память - образ. Кратковременная память представляет собой ...

Основные процессы памяти и её виды.

Память представляет собой сложную психическую деятельность. В структуре памяти различают такие процессы, как запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение).

Запоминание — это процесс запечатления и закрепления в сознании образов, которые возникают под влиянием различных предметов и явлений действительности в ходе процессов ощущения и восприятия. Запоминание основывается, как правило, на установлении связей или ассоциаций между отдельными составляющими запечатлеваемой информации [22, c.54].

Сохранение и забывание — процессы, которые находятся во взаимосвязи друг с другом. С помощью сохранения происходит удержание заученного в памяти. Забывание, напротив, ведет к выпадению материала из памяти, т.е. представляет собой своего рода процесс затормаживания связей. С одной стороны, забывание — это естественный процесс, с другой стороны, на процесс забывания влияют различные факторы, а именно: время, степень активности субъекта запоминания, деятельность, предшествующая запоминанию. Поэтому забывание может отличаться по характеру своего протекания: быть полным либо частичным, длительным либо временным [13, c.112]

Воспроизведение представляет собой процесс, который заключается в оживлении в мозгу следов памяти и проявляется в возникновении в сознании представлений, ранее воспринятых мыслей, реализации заученных движений [13, c.113]

Кроме того, выделяют еще один процесс памяти — узнавание. Он представляет собой такое свойство памяти, как появление чувства знакомости в случае повторного восприятия информации [13]. В отличие от узнавания, воспроизведение проявляется в актуализации закрепленных в памяти образов без вторичного восприятия объектов или явлений. Узнавание представляет собой более простой процесс по сравнению с воспроизведением. Узнавание характеризуется осознанием того, что некие новые сведения являют собой тоже самое, что уже встречалось ранее. Воспроизведение, в отличие от узнавания, представляет собой активный процесс восстановления в памяти необходимой в настоящий момент информации. На основании только лишь процесса узнавания мы не можем говорить о прочности памяти — эффективность запоминания может быть оценена только на основании учета результатов процесса воспроизведения.

Поскольку память включена в различные стороны жизни человека, то и формы и виды ее проявления отличаются многообразием и вариативностью. Существуют разные основания для разделения памяти на виды. Так, по содержанию запоминаемого материала можно говорить о двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память отвечает за формирование двигательных навыков в трудовой, спортивной, игровой и других сферах деятельности человека. Двигательная память — самый ранний вид памяти: первые двигательные реакции можно наблюдать уже на первом месяце жизни ребенка. [13, с. 58].

4 стр., 1861 слов

Условия организации продуктивного запоминания в процессе изучения ...

... Процесс запоминания - одна из характеристик памяти. Изучение процесса запоминания и применение его методов на практике дает возможность лучше понять психологию памяти человека. Поэтому тема запоминания становится очень острой при изучении памяти. «Запоминание ... с. 3. Арден Дж. Развитие памяти «для чайников». - М.: Вильямс, 2013. - 351 с. 4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с ...

Эмоциональная или аффективная память — тоже достаточно ранний вид памяти, ее начало относится к первому полугодию жизни ребенка. Эта память осуществляет взаимодействие человека с окружающим миром на основе эмоций и чувств, которые могут либо побуждать его к совершению какого-либо действия, либо удерживать от действий, связанных с отрицательным прошлым опытом.

Память образная выражается в запоминании и воспроизведении чувственных образов предметов и явлений. Этот вид памяти появляется позже двигательной и эмоциональной — первые проявления образной памяти в виде свободных воспоминаний отмечаются на втором году жизни ребенка. Образная память является главным видом памяти в дошкольном возрасте развития ребенка.

Выделяют несколько типов образной памяти [5]: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. При этом если зрительная и слуховая память обычно достаточно хорошо развиты у людей, то последние три типа образной памяти лучше функционируют у человека в зависимости от его пребывания в тех или иных специфических условиях деятельности.

Словесно-логическая память — память, при которой запоминаются мысли, суждения, умозаключения[5]. Если двигательная, эмоциональная и образная память присущи и животным, то этот, более поздний филогенетически вид памяти, является отличительной особенностью человека. Словесно-логическая память активно развивается в школьные годы, особенно в подростковый период жизни.

По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В том случае, когда человек не ставит перед собой специальной цели запомнить материал, говорят о непроизвольной памяти. Эта память формируется генетически раньше, чем произвольная, она находится в тесной связи с эмоциональной и смысловой сферами жизни человека. Произвольная память — это память, характеризующаяся наличием сознательной мнемической цели, она во многом связана с трудовыми и социальными обязанностями человека[22, c.157]. Произвольное запоминание может выражаться в качестве двух видов — механического и осмысленного. Механическое запоминание проявляется в повторном заучивании материала без установления в нем смысловых и логических связей. Смысловое запоминание базируется на понимании внутренней логики и отношений в составляющих частях заучиваемой информации, а также в осознанном и осмысленном сравнении данного материала и предшествующих знаний. Механическое запоминание чаще всего ведет к формальности и низкой прочности знаний, а также является неэкономным — требует больше времени по сравнению с запоминанием смысловым. Вместе с тем, в некоторых случаях механическое запоминание имеет свои достоинства — при запоминании различных терминов, названий, фамилий, адресов, дат, иностранных слов. Поэтому только уместное и разумное совмещение механического и осмысленного запоминания материала может быть, полезно и эффективно для прочного его нахождения в памяти.

Память долговременная и кратковременная различаются временем закрепления и сохранения материала. Объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 единицами материала с однократным и непродолжительным восприятием и последующем за этим воспроизведением. Для долговременной памяти, напротив, характерно длительное хранение запоминаемой информации при условии ее неоднократных повторений и воспроизведений. Таким образом, эффект кратковременной памяти сильно сжат по времени и используется в ситуациях, требующих от человека немедленной реакции, долговременная же память служит закреплению и сохранению умений и навыков на продолжительный период. Долговременное запоминание наиболее продуктивно при условии использования повторения с установлением ассоциативных связей в материале, а не при простом механическом запоминании информации.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. ... : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. ...

Деление памяти на два типа — кратковременную и долговременную подводит нас к таким двум видам памяти, как непосредственная и опосредствованная[22]. Критерий их различения — наличие вспомогательных средств для запоминания. Опосредствованная память опирается на использование различных развернутых средств и приемов, а непосредственная осуществляется без их применения. Однако это не сводит непосредственное запоминание к кратковременной памяти и механическому запечатлению, напротив этот вид памяти может проявляться в использовании особых «внутренних» средств, являющих собой «в высокой степени, автоматизированные внутренние действия» [15, с.48].

Отдельно выделяют вид памяти, называемый оперативной памятью. Оперативная память необходима для выполнения операций, действий в какой-либо деятельности. Например, письмо состоит из ряда действий, осуществление которых обеспечивает успешный результат — написанный текст. Механизм функционирования такого процесса выражается в удержании в памяти действия для текущей деятельности до промежуточной операции, затем оперативная память заполняется новой информацией, более актуальной для настоящего момента.

Взаимодействие различных видов памяти — характерная особенность памяти как целостного процесса. Например, в определенных обстоятельствах словесно-логическая память может становиться непроизвольной либо произвольной, кратковременной или же долговременной. Таким образом, виды памяти, выделяемые по различным критериям, вместе представляют собой единство и взаимосвязь механизмов функционирования памяти………..

Список литературы

1) Агафонов, А.Ю. Подходы к изучению памяти: историко-психологический анализ // Журнал прикладной психологии. — 2004. — №6. — С. 26-37.

2) Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997. — 224 с.

3) Бирюк, С.М. Развитие опосредствованной памяти у детей подросткового возраста: курсовая работа — М., 2007-2008. — 52с.

4) Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания в 2 т. Т.1. / Б.М. Величковский — М.: Академия, 2006. — 448с.

5) Выготский, Л.С. История развития высших психических функций// Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2005. — C.208-375.

6) Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка // Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — С.1072-1119.

6 стр., 2609 слов

Психология горя

... ставится, например, тарелка, и это вновь вызывает ухудшение состояния. Нарушаются работоспособность, внимание, память, что усиливает и подчеркивает ощущение собственной малоценности. ФАЗЫ ГОРЯ Начальная фаза горя ...

7) Выготский, Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2001. — С.10-47.

8) Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребёнка // Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2005. — C.191-208.

9) Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — 3-е изд. — М.: ЧеРо, 2002. — С.465-476.

10) Зинченко, Т.П. Опосредственная и непосредственная память // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПБ.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, 2003. — 672с.

11) Иванова, Е.Ф. Развитие непроизвольной памяти: повторение исследований П.И. Зинченко / Е.Ф. Иванова, Е.С. Мажирина // Культурно-историческая психология. — 2008. — №1. — С.48-58.

12) Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [ // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — 3-е изд. — М.: ЧеРо, 2002. — С.653-657.

13) Крутецкий, В.А. Психология — М.: Просвещение, 1986. — 336с.

14) Кулагина, Е. С. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте // Бакалаврская работа. — Дубна: Университет Дубна, 2006.

15) Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: внимание и память — М.: Смысл, 2000. — 511с.

16) Леонтьев, А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — 3-е изд. — М.: ЧеРо, 2002. — С.626-653.

17) Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст].- М: Мысль, 1965.- 574с.

18) Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и В.Я. Романова В.Я. М.: ЧеРо, 1998. — С.420-436.

19) Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. — М: Смысл, 2003. — 439с.

20) Лохов, М.И. Динамика формирования произвольной памяти у детей / М.И. Лохов [и др.] // Психологический журнал. Т. 14. — 1993. — № 4 — С. 56-65.

21) Ляудис, В.Я. Память в процессе развития [Текст]. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 253с.

22) Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]. — СПб.: Питер, 2005. — 592с.

23) Мальцева, К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании у школьников // Вопросы психологии памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М.: АПН СССР, 1958. — С.89-108.

24) Мещеряков, Б.Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты: реконструкция имплицитной концепции Л. С. Выготского [Текст] // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 2004. — № 3. — С.57-72.

25) Мещеряков, Б.Г. Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения [Электронный ресурс] / Б.Г. Мещеряков [и др.] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2008. — №1. — Режим доступа: www.kip.mgppu.ru/index.

26) Митина, О.В. Математические методы в психологии: Практикум [Текст]. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 237с.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... педагогика, биология, физика, химия. 2. Объект и предмет психологии. История развития представлений о предмете психологии. Объект психологии – это субъект, обладающий психикой (чеовек/группа людей ... составила когнитивная психология. Главная задача – изучение познавательных процессов, человеческого сознания. Представители: Ульрикнайсер, Джеромбрунер. Исследования были связаны с памятью и вниманием, ...

27) Мясоед, П.А. «Параллелограмм» А.Н. Леонтьева, «генетический закон» Л.С. Выготского и традиция научной школы [Текст] // Вопросы психологии. 2003. — №2. — С.105-117.

28) Норман Д. Память и научение. — М, 1985, 405c.

29) Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов [Текст]. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460с.

30) Отрочество. Подростковый возраст. Особенности памяти в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: tmn.fio.ru.

31) Петухова, Н. Развитие опосредствованной памяти в младшем школьном возрасте. — Дипломная работа. — М., 2008-2009.

32) Пильник, И. Развитие опосредствованной памяти у детей дошкольного возраста [Текст]. — Курсовая работа 5-го курса. — М., 2007-2008.

33) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. — СПб: Питер, 2000. — 720с.

34) Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения их в клинике. [Приложение (стимульный материал)]. — М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 160с.

35) Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание [Текст] // Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — 3-е изд. — М.: ЧеРо, 2002. — С. 476 — 486.

36) Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.; ил.

37) Социология: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003. — Режим доступа: voluntary.ru/dictionary/568/.

38) Толстых, Н.Н. Тенденция мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. — М.: МГППУ, 2007. — С. 142-151.

39) Фёдорова, А.В. Развитие опосредствованной памяти у детей младшего школьного возраста (на примере репликации методики А.Н. Леонтьева) . — Дипломная работа. — М., 2008.

40) Хасаева, Т.М. Проблема развития мнемических способностей в педагогической психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: biysk.asu.ru.

41) Хозиев, В.Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции // Культурно-историческая психология. 2005. — №1. — С.25-35.

42) Черемошкина, Л.В. Психология памяти — М.: Академия, 2002. — 368с.

43) Эббингауз Г. Основы психологии.- С-Пб, 1912. — 354с.

44) Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Академия, 2007. — 384с.