развитие творческого мышления в процессе обучения биологии

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. Развитие творческого мышления в процессе школьного обучения. 4

1.1. Психологические аспекты развития творческого мышления 5

1.2. Методика обучения, организованные формы и средства творческого учебного процесса 11

ГЛАВА 2. Развитие творческого мышления учащихся в процессе обучения биологии. 15

2.1. Проблемное обучение биологии как средство развития творческого мышления 17

2.2. Практические разработки некоторых авторов, направленные на развитие творческого мышления в процессе обучения биологии 19

Выводы 25

Использованная литература 26

Введение

Потребность массового формирования творческого мышления и потенциала личности выдвинула проблему перестройки школьного обучения на основе принципиально новых подходов. В результате отставания психолого-педагогической и методической науки от запросов школы оставался один путь совершенствования учебно-воспитательного процесса: обобщение и распространение передового педагогического опыта. Можно назвать интересные работы, содержащие педагогические рекомендации по развитию творчества, но они не представляют собой ни системной технологии преподавания, ни учебного пособия для учащихся.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы охарактеризовать формирование творческого мышления в процессе обучения биологии.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу, которая раскрывает сущность, закономерности творческого мышления, пути его формирования в процессе обучения биологии;

2. Охарактеризовать развитие творческого мышления в обучении биологии.

ГЛАВА 1. Развитие творческого мышления в процессе школьного обучения.

Творчество имеет структуру, состоящую из двух блоков: науч­ное и ненаучное творчество. В структуре научного творчества, в свою очередь, можно выделить учебно-научное и собственно-научное творчество. Собственно научное творчество и адекватное ему мышление имеет эмпирический и теоретический уровни. Ненаучно, творчество также имеет сложное строение, в нем выделяются четыре основных блока: игровое, житейское, художественное и производственное творчество.

5 стр., 2401 слов

Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения

... мышление - это процесс познания, а использование термина «творчество» в сугубо психологическом контексте обозначает скорее всю совокупность результатов творческого мышления, его условия, введение в практику продуктов творческого мышления Вудвордс Р. Этапы творческого мышления ... структуры образования и методов обучения. Вопросами развития творческого мышления занимаются психологи и педагоги, ...

Принципиальное значение для решения исследуемой проб­лемы имеет доказанное психологической наукой положение о том, что способность к творчеству представляет собой не только наследственно обусловленное, но и прижизненно Армируемое качество личности. Это не означает нивелировки людей по такому уникально­му признаку, как творчество, а лишь утверждает в принципе возможность развития творческого потенциала средствами обучения и воспитания. Данный тезис основан на материалистическом учении о факторах развития человеческой личности, ее детерминированности биологическими, социально-экономическими условиями и воспитанием. Отсюда научная разработка вопросов формирования творчества и практическая работа в этом направлении требует от исследовате­лей и педагогов-практиков овладения диалектикой как методом поз­нания и преобразования действительности.

Одно из важнейших требований к человеческому мышлению — быть логичным, то есть ясным, определенным, последовательным, непро­тиворечивым и обоснованным. Только при соблюдении этих требова­ний, вытекающих из основных законов формальной логики, мышление приобретает достоинство логической последовательности. Однако характерной особенностью творческого мышления служит то, что оно не может развиваться и функционировать только на основе зако­нов формальной логики, коренной недостаток которых заключается в их ограниченности сферой неизменного, неразвивающегося мира. Они удовлетворяют процесс познания лишь до тех пор, пока нет необходимости изучения, исследования процессов изменения и раз­вития. Такое изучение и исследование возможны на основе законов и принципов диалектической логики, которая не отменяет законы формальной логики, а дополняет их, в силу чего полнее и глубже раскрывает сущность предметов и явлений действительности. В то время как формальная логика служит основой выводного знания, рассудочного мышления, диалектическая логика — основой разума, самостоятельного открытия знаний.

Здесь целесообразно ввести в рассуждения понятие о двух ступенях мышления — о рассудочном и разумном мышлении, что непосредственно связано со ступенями логического познания. Рассудок рассматривается как элементарная способность непротиворечивого изложения суждений в процессе умозаключения. Рассудочная способность отличается тем, что понятия не подвергаются преобразованиям, а выступают как готовые теоретические догмы. Человек, вооруженный одним лишь рассудочным мышлением, свои действия строит по принципу улитарной рациональности, становится непробиваемым догматиком или формалистом — бюрократом. Характеризуя такое мышление, Ф. Энгельс писал, что такой человек «становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в не­разрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их всеобщей связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса» (Ф. Энгельс. Развитие социализма от утопии к нау­ке. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. T. I9. С. 2 — 204.)

12 стр., 5864 слов

Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...

... вопроса, и требуют анализа профессиональной деятельности педагога. Объект - профессионально-педагогическая деятельность. Предмет - личность педагога профессионального обучения. Цель курсовой работы - ... педагогической деятельности [16, стр.127] Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как ...

1.1. Психологические аспекты развития творческого мышления

Из зарубежных пси­хологов мы отмечаем таких ученых, как Уоллес, Гилфорд, Торренс, Линдсей, Томпсон, Роджерс, Маслоу, Стайн, Вине, Штерн, Спирмен, Джексон и других, внесших заметный вклад в научную разработку проблемы творчества. В обзоре, посвященном советской психологии, мы выделяем труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, теорию учеб­ной деятельности Эльконина — Давыдова и теорию содержательного обобщения Давыдова В.Б. На основании анализа литературных источ­ников и собственных исследований нами сформулированы следующие положения о сущности, закономерностях и механизмах творческого мышления:

— творческие возможности заложены и существуют в каждом ре­бенке, является естественной функцией мозга;

— развитие креативности происходит только в деятельности, носящей творческий характер;

— формирование творческой индивидуальности зависит от окружающей социальной среды. В свою очередь творческие результаты деятельности могут определять новые направления в развитии об­щественного опыта, поведении и деятельности людей;

— в формировании творческой индивидуальности важная роль принадлежит школе. В зависимости от способа организации учебного процесса, применяемых методов обучения, школа может стимулировать развитие как пассивно-шаблонного, так и продуктивно-творческого мышления;

— психологический анализ творчества предполагает выделение его сущности, стадий, предпосылок, закономерностей и т.д.;

— применительно к школьнику подлинно творческим можно приз­нать такое мышление, которое позволяет ему самостоятельно тео­ретически анализировать ситуацию, выделять проблему, находить способы решения задач и осуществлять рефлексивно-оценочные действия.

— в связи с открытием лептонного поля сложной квантовой природы совершенно по-новому встают принципиальные вопросы фи­лософии, теории познания, психологии и педагогики, имеющие вы­ход на проблему формирования творческого мышления; намечается синтез подходов, применяемых в науке и религии, материализме и идеализме.

Психология творчества рассматривает мышление учащихся как особый вид деятельности, который прямо или косвенно опосредствует его материально-предметную деятельность. Творчество в различ­ной степени может проявляться в самых различных видах деятельности и зависит от наличия потребностей, интереса, мотивов, сти­мулирующих создание новых материалов и духовных ценностей.

Если творчество проявляется в деятельности и посредством деятельности, то представляется, что его исследование может быть продуктивным не иначе, как с позиций разработанного советской психологией деятельностного подхода. Это обязывает рассматривать процесс обучения в качестве источника развития у школьников твор­ческого мышления. Поэтому одна из задач педагогической науки за­ключается в разработке и применении технологии обучения, способ­ствующей развитию творческого мышления у всей школьной молодежи. Содержание обучения и методы новой технологии должны обеспечить формирование ди……..

10 стр., 4908 слов

Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами ...

... состоит из 20 человек, занимающихся творческой деятельностью. Во вторую группу входят 20 человек, не занимающиеся творческой деятельностью. Методы исследования: методика ценностных ... ценностные ориентации у студентов, занимающихся творческой деятельностью. Гипотеза: Ценностные ориентации у студентов, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, существенно различаются. В исследовании ...

Использованная литература

1. Биология в школе: №5, №7, 2001; № 8, 2004; №2, 2005; №5, № 7, 2006; №7, 2008; №8, 2008.

2. О двух путях формирования обобщенных приемов умственной деятельности школьников. // Актуальные психолого-педагоги­ческие проблемы обучения и воспитания: Тез. Всесоюзн. конф. / Минский гос. пед. ин-т. Минск, 1973, C.I3I-I32

3. Формирование приемов умственной деятельности на основе содержательного обобщения // Всесоюзная научная сессия, посвященная дно радио: Тез. Всесоюзн. конф. Научно-техническое общество радиотехники. М. 1973. 29-З0.