развитие активности и самостоятельности школьников в процессе обучения на уроках технологии.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии 6

1.1 Понятие активности и самостоятельности в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся 14

1.3 Формы и методы развития активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии 20

Выводы по первой главе 34

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии 35

2.1 Изучение уровня активности и самостоятельности учащихся 35

2.2 Комплекс мероприятий по развитию активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии 43

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 52

Выводы по второй главе 56

Заключение 58

Список литературы 60

Приложение 64

Введение

На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности. В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знании, умения адаптировать полученные знания к практике. В личности должны быть развиты такие качества как потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения различных проблем.

Внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников и творчески использовать их на практике характеризуются как самостоятельность. Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский. Проблему анализа сформированности у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П.Аристова, Е.Я.Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И.СЯкиманский и др.

Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б.Богоявленская, Л.Г.Вяткин, З.И.Калмыкова, М.Н.Махмутов и др.).

10 стр., 4690 слов

Развитие оценочной самостоятельности у младших школьников в учебной деятельности

... у младших школьников оценочной самостоятельности на уроках будет успешным, если будут разработаны методы развития оценочной самостоятельности младших школьников в учебной деятельности: критериальные методы оценивания, ... отмечает, что решение учебной задачи направлено на овладение учащимися способами действий. [27, с. 85]. Учебная задача, Г.А. Цукерман - точка отсчета поисковой активности [27, с. 3 ...

В педагогической литературе познавательная самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Исследование путей формирования познавательной самостоятельности учащихся проводили В.К.Буряк, ЕЛ.Голант, Б.П.Есипов, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, А.В.Усова и др.

Формирование активности и самостоятельности личности возможно только при смене приоритетов в образовании — с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.

Важную роль в формировании активности самостоятельности школьников играет технологическое образование. Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов, позволяющих освободить технологическое образование от немотивированных упражнений по обработке различных материалов. Образовательная область «Технология» включенная в инвариантную часть базисного учебного плана российской школы в 1993 года, признана создать условие для развития активности и самостоятельности учащихся в процессе преобразовательной деятельности.

Несмотря на актуальность проблемы развития активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии в настоящее время недостаточно разработана методика их развития, не определены наиболее эффективные пути, формы и методы обучения. Возникает противоречие между существующей в теории ориентации на формирование активности и самостоятельности у учащихся и недостаточной разработанностью на практике организационно-методических аспектов проблемы.

Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс мероприятий по развитию активности и самостоятельности школьников на уроках технологии.

Объект исследования – развитие активности и самостоятельности школьников в процессе обучения на уроках технологии.

Предмет исследования – формы и методы развития активности и самостоятельности школьников на уроках технологии.

Гипотеза исследования: в процессе обучения на уроках технологии развитие активности и самостоятельности будет эффективно, если будут реализованы различные формы и методы обучения.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития активности и самостоятельности школьников.

2. Выделить формы и методы развития самостоятельности школьников на уроках технологии.

3. Разработать комплекс мероприятий по развитию активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии.

4. Определить эффективность предложенной методики в ходе педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение и систематизация, обобщение фактов); эмпирические (наблюдение, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности учащихся); эксперимент, методы обработки результатов исследования.

6 стр., 2831 слов

3993 Д Развитие познавательной активности младших школьников ...

... выбор темы исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте». Цель исследования – теоретически определить и эмпирически оценить эффективность путей и средств активизации познавательной деятельности учащихся младших классов ...

Теоретико-методологической основой исследования являются труды по проблемам активизации учебно-познавательной деятельности и формирования познавательной самостоятельности (Б.П.Есипов, А.С.Лында, П.И.Пидкасистый, Н.А. Половникова, М.Н.Скаткин, Н.Н.Тулькибаева, Т.Н.Шамова, Г.И.Щукина и др.).

Существенное значение для исследования имели теория технологической подготовки учащихся (П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, В.А.Поляков, В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, С.Н.Чистякова и др.).

Экспериментальная база исследования – МОУ СОШ №46 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты развития активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии

1.1 Понятие активности и самостоятельности в психолого-педагогической литературе

В современной науке существуют различные подходы к рассмотрению понятия «активность»: обозначается как деятельность (в ее операционально-действенном выражении); противопоставляется пассивности и понимается как предпосылка деятельности, выступая либо как готовность к ней, либо как ее условие; рассматривается как свойство личности: почин, инициативность субъекта, его личностная вовлеченность в деятельность; определяется как категориальное противопоставление адаптивности в качестве исследовательского, творческого звена осуществления всякого поведения и деятельности человека.

Активность — предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. С достаточной степенью условности можно выделить четыре аспекта проблемы в изучении активности; биологический (физический и физиологический), социально-психологический (личностный), психологический и педагогический.

С биологической активностью связывают такие способности, как способность к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организмов с окружающей средой. Источником активности, по В.М.Бехтереву, выступает внешняя среда и внутренние процессы, происходящие в организме. Если биологическая активность характеризуется стих………

Список литературы

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. — М.: МГУ, 1995.

2. Атаулова О. В. О структуре урока технологии // Школа и производство. – 2004. – №1. – С. 15.

3. Бабенкова Е.С. Использование компьютерных программ для выполнения схем вышивки и лоскутной мозаики // Школа и производство. — 2005. — №4. — С.32-34.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров(педагогика третьего тысячелетия).

— М.,2002.

5. Богатырев А.Н. Учителю технологии о современных информационных технологиях. — Киров, 1998.

6. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. – 1999. — №5. – С.12-16.

7. Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. – 2003. — №1. – С.20.

8. Гирина Д.С. Компьютерное моделирование декоративно-прикладных изделий непрямоугольной формы // Школа и производство. – 2005. – №7. – С.28-36.

11 стр., 5096 слов

Место школы в системе образования страны

... производства, но и интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев. Итак, образование как социальное явление это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение ... преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно - дифференцированное среднее образование или дополнить одну ...

9. Гирина Д.С. Моделирование изделий декоративно-прикладного искусства в программе 3D Studio Max // Школа и производство. – 2005. – №4. – С.45-55.

10. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Вайскунского. — М.: Можайск-Терра,2000. — 432 с.

11. Дидактика технологического образования: Книга для учителя / Под ред. П.Р.Атутова. — М., 1998.

12. Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Прессмана. — М., 1981.

13. Дистанционное обучение / Под ред. Е.С.Полат.- М.: Владос, 1998. — 192 с.

14. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.- М.: Академия, 2001. — 192 с.

15. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин).

— Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999.

16. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. – Мн., 2003.

17. Захарова И.Г. информационные технологии в образовании. — М., 2003.

18. Зимина О.В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. – 2005. — №1. – С.23.

19. Коджаспиров Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.

20. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma Mater. – 2002. — №2. – С.16.

21. Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств. — М.: МГИУ, 2003. — 223 с.

22. Кругликов Г.И. Дидактические средства на занятиях по технологии // Школа и производство. – 1999. — №4. — С.25-29.

23. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

24. Ларионова Т.П., Жилкина Т.А. Изготовление и оформление учебно-наглядных пособий по обслуживающему труду // Школа и производство. – 1999. — №1. – С.52-57.

25. Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках по технологии // Школа и производство. – 2005. – №7. – С.53-56.

26. Некрасова Г.Н. Уроки технологии с использованием компьютера // Школа и производство. – 2004. – №3. – С.25-27.

27. Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Завуч. – 2003. — №8. — С.118-125.

28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат и др. — М.: Академия,2001. — 272 с.

29. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. — М.: Институт человека РАН, 1998. — 195 с.

30. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 165 с.

31. Розов И.Х. Интеллект, окружающий новый мир и новый век // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование – 2005. — №1. – С.111.

32. Свистунова Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования // Школа и производство. – 2004. – №8. – С.18-21.

4 стр., 1812 слов

Принципы специального образования.Технология и методы спец образования.Средства ...

... широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения (аппаратура, предназначенная для более эффективного ... представляющими собой оригинальные образовательные технологии. Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым ... Урок, как и в общеобразовательной массовой школе, позволяет организовать не только учебно- ...

33. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.

34. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. — М., 2002.

35. Ставрова О.Б. Компьютерные программные средства в обучении технологии // Школа и производство. – 2004. – №4. – С.21-23.

36. Ставрова О.Б. Применение компьютера на уроках технологии в 5-м классе // Школа и производство. – 2005. – №2. – С.36-38.

37. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

38. Стаценко Е.Р. Типы и особенности проблемных задач по художественному труду в начальных классах общеобразовательной школы // Творчество учителя как условие гуманизации и гуманитаризации школы. — Мурманск: МОИУУ, 1992.

39. Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.А. Сметании, К.А. Квасневский, В.В. Ильин и др.; Под общ. ред. К.А. Квасневского. — М., 1984.

40. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 220с.

41. Угольков В.В. Дистанционное обучение с помощью компьютерных технологий // Современные проблемы воспитания и образования: психолого-педагогический сборник научных трудов, выпуск 4. – М.: Альфа, 2002. – С.62-64.

42. Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М.: 1998. — Т.5. — С. 130-136.

43. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 239 с.

44. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. — М., 1983.

45. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.

46. Щурнова Н. Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 112 с.

47. Якиманская И. С. Технологии личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.