Раздел 3. Основы психологического консультирования

Специализация психологического консультирования

В Интернет-консультировании самый большой риск связан для клиента с тем, что:
он может довериться авантюристу или больному человеку
Лечение письмом называется:
скриботерапия
В групповой работе оказание помощи в первую очередь связано не только с профессиональными действиями консультанта, но и с:
целями группового взаимодействия
Соответствие основных форм консультирования с их содержанием:
1) консультативная работа психолога с супружескими парами, группами, сообществами Групповое консультирование
2) наиболее традиционная и распространенная форма психологической помощи, осуществляемая психологом с глазу на глаз в виде индивидуально ориентированной беседы, консультации, психотерапевтической сессии Индивидуальное консультирование
3) распространенная форма консультативной помощи, возникшая в ответ на потребности людей, нуждающихся в собеседнике для разрешения психологической проблемы, но по разным причинам не имеющих возможности встретиться с консультантом лицом к лицу Телефонное консультирование
Разновидности психологического консультирования, выделяемые по характеру решаемых в них проблем, например, семейное, психолого-педагогическое, деловое:
виды психологического консультирования
В групповой работе оказание помощи особенно связано:
с партнерскими влияниями участников
Групповое консультирование появилось:
позже индивидуального
К ошибкам телефонного консультирования относят:
) поспешное определение проблемы
) неприятие ценностей клиента
) чрезмерное отождествление с проблемой или переживаниями клиента
Интернет-консультант работает по преимуществу с:
письменным текстом клиента
Идея соконсультирования была предложена:
) К.Роджерсом
Интернет-консультирование требует от клиента в первую очередь:
) умения выражать свои мысли письменно
Построение таких групповых отношений между клиентами, когда они поочередно становятся друг для друга консультантами, Х. Дженкинс назвал:
) соконсультированием
Наиболее частой причиной того, что клиент обрывает разговор с консультантом по телефону, можно считать:
) его собственную неготовность к конструктивному диалогу
К специфике работы консультанта на «Телефоне доверия» относят:
) опора только на слуховое восприятие
) невозможность заранее подготовиться к восприятию клиента и ситуации
) отсутствие контроля за собственной нагрузкой в течение смены
К особенностям телефонного консультирования относят:
) экстренность
) анонимность
) отсутствие финансовых и иных обязательств клиента
При отсутствии «живого» контакта:
) консультанту труднее работать с клиентом
Интернет-консультирование подходит лишь:
) людям, по разным причинам избегающим непосредственного общения
Наиболее продуктивной формой консультирования сегодня является:
) индивидуальное консультирование
Реже других в телефонном консультировании обсуждаются:
) вопросы карьеры
«Запретной зоной» телефонного консультирования являются:
1) советы
2) рекомендации
3) высказывания-решения
*4) вопросы

Организация психологической консультации

Задание
Установление диагноза и составление плана работы с клиентом совместными усилиями двух или более психологов-консультантов называется:
) консультация
Обстановка психологического консультирования —
) условия, в которых организуется и проводится психоконсультирование, включая место, время, приемы и средства проведения консультирования, стиль общения психолога-консультанта с клиентом
Информированием клиента является существенным методом психологической помощи при:
) психологическом консультировании
К элементам консультативного взаимодействия относят:
взаимодействие через слово
эмоциональное взаимодействие
интерактивный контакт
Модель психологического консультирования:
) консультационная
Задачи психологического консультирования —
) вопросы, которые можно решить в процессе проведения психологического консультирования, его цели и конечные результаты
Особым образом структурированная диалоговая форма вербального взаимодействия консультанта и клиента, состоящая в интерпретации консультантом психологических проблем клиента в процессе активного общения с ним:
) консультативная беседа
В консультативной практике при выборе ситуаций принято отталкиваться от трех положений:
) выбираемые ситуации должны быть непосредственно и тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента
) обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента
Длительность контакта психолога с клиентом —
) время, в течение которого психолог-консультант общается с клиентом в течение одной или нескольких личных встреч с ним
Раппорт — это:
) завязывание теплых личных отношений консультанта с клиентом и создание атмосферы взаимного доверия
Демократическая позиция, которую может занять консультант в процессе сессии:
) позиция «на равных»
Внутренний режим работы психологической консультации — это:

) режим работы психологической консультации, определенный для ее собственных сотрудников
Коррекционное воздействие осуществляется психологом на:
) третьем этапе консультирования
Соответствие основных понятий консультативного процесса и их описания:
1) максимально полный и подробный рассказ клиента, который отражает, когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица и т. д. Конкретная ситуация
2) результат первых стадий работы с клиентом, сформулированный как вариант более конструктивной позиции для клиента в имеющихся обстоятельствах Консультативная гипотеза
3) наиболее распространенный вариант организации консультативного взаимодействия, включающий знакомство с клиентом и начало беседы, расспрос клиента, формулирование и проверку консультативных гипотез, коррекционное воздействие, завершение беседы Общая схема консультирования
Консультативная гипотеза обычно выдвигается на:
) втором этапе консультирования
Встречая клиента необходимо:
) вставать ему навстречу
) помогать ему снять верхнюю одежду
) создавать атмосферу доброжелательности и комфорта
Этап процесса психологической помощи:
*) этап вхождения в новый опыт
Режим работы психологической консультации для клиентов и других ее посетителей:
) внешний режим работы психологической консультации
На знакомство с клиентом консультант обычно тратит:
) 5−10 минут
Завершение консультации обычно предполагают:
) пересказа обсужденного в консультации материала
) принятия совместного решения
) ответов консультанта на дополнительные вопросы клиента
Консультативный контакт отличается от других форм близкого межличностного взаимодействия (дружеких, любовных, родственных):
) ассиметричностью
Самая объемная стадия консультирования — это …
) расспрос

Происхождение психологической проблемы

… — прием консультирования, состоящий в стимулировании клиента к построению развернутых конкретных высказываний, насыщенных подробностями и деталями
выяснение
Запрос типа «Скажите ему…» свидетельсвует о стремлении управлять:
) эмоциями другого человека
Универсальной составляющей оказания психокоррекционного воздействия является:
) формирование нового взгляда на проблему
Межличностные психологические проблемы —
) проблемы, возникающие во взаимоотношениях людей друг с другом
Результат деятельности психолога-консультанта, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности клиента в целях оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработка рекомендаций — психологический …
диагноз
В сознании консультанта рассказ клиента выглядит прежде всего:
) комплекс поведенческих паттернов, подлежающих интепретации
В структуру жалобы, описанную В.В. Столиным входят:
) локус
) запрос
) проблема
Чтобы консультативная гипотеза была подтверждена или опровергнута, правильнее всего:
) рассмотреть 2−3 конкретные ситуации из жизни клиента
Результатом идентификации проблемы консультантом становится:
) выдвижение консультативной гипотезы
Показать клиенту неконструктивность его позиции и навести на выработку индивидуально приемлемых стратегий разрешения проблемы — это задача фазы:
) проверки гипотез
Степень обособленности людей, обычно выражающаяся в утверждениях относительно количества трудностей, возникающих в процессе взимодействия — психологическая …
1) дистанция
… — первая стадия консультативного процесса, суть которой состоит в построении прочного рабочего эмоционально-когнитивного союза с клиентом, создании ему ощущения комфорта, а также получении первичной информации о нем, в том числе касающейся характера запроса, описания проблемы, ориентации в целях клиента и т. д.
1) знакомство
Консультанту прежде всего стоит стремиться к:
) моделированию новых вариантов поведения для «старых» обстоятельств клиента
Запрос «Как заставить подростка считаться с мнением родителей?» относится к:
) манипулятивным запросам
Манипулятивный запрос включает в себя управления:
эмоциями других
поведением других
Психологические проблемы:
) могут иметь неразрешимый характер
Экзистенциальный запрос можно определить по высказыванию:
) «Помогите начать новую жизнь»
Запрос типа «Заставьте его…» свидетельствует о стремлении управлять:
поведением другого человека
Соответствие основных понятий психоконсультирования и их содержания:
1) совокупность психологических затруднений клиента, вынесенная на совместное обсуждение Психологическая проблема в консультировании
2) обоснованное заключение об особенностях и состояние клиента, предметом которого могут быть причины и факторы, влияющие на особенности его поведения и переживания Психологический диагноз
3) совокупность выводов консультанта, содержащих характеристику психологических проблем клиента, указание на их возможные причины и описание предплагаемых направлений их решения Психологическое заключение

Клиент как объект психологического консультирования

По способу работы со своими проблемами выделяют следующий тип клиентов:
) клиент, который в ситуации затруднения стремиться перестроить свое поведение, стиль деятельности
Е.Г. Бельская выделила и описала особый тип клиентов:
) трудные клиенты
Длительность контакта психолога с клиентом —
) время, в течение которого психолог-консультант общается с клиентом в течение одной или нескольких личных встреч с ним
Мотивация клиента —
) то ради чего клиент обращается в психологическую консультацию
Большинству клиентов труднее всего:
) описывать свои чувства и переживания
По характеру запроса среди клиентов выделяют тип:

) клиент с потребностью выговариваться
Высказывания клиента типа: «Я хочу всем нравится», «Мне нужно, чтобы мой ребенок всегда меня слушался» — характеризуют:
) запрос с предельным обобщением
Высказывания клиента типа: «Сделайте так, чтобы он меня полюбил»
) манипулятивный запрос
Тип клиента: часто причина обращения за помощью — желание снять с себя ответственности, в консультации такой клиент взвешивает доводы «за» и «против» —
) неуверенный в себе клиент
Главным во взаимодействии клиента и консультанта является:
) отношение клиента к своим проблемам и способность к их решению
В.В. Столин выделил основные ориентации клиентов:
) деловая ориентация
) рентная ориентация
Моральная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта —
) эмоциональная, словесная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта в форме сочувствия, сопереживания ему, одобрения, похвалы
По особенностям восприятия психических явлений выделяют следующий тип клиентов:
) эмоционально-утонченный клиент
По способу работы со своими проблемами выделяют следующий тип клиентов:
1) трудные клиенты
2) клиент все знающий и доверяющий только себе
3) клиент-катализатор
*4)
клиент, который в ситуации затруднения стремиться перестроить свое поведение, стиль деятельности
Интегративный подход, направленный на изучение индивидуальности клиента, истоков его проблем и потребности в психологической помощи:
1) клиент-центрированный
*2) решение-ориентированный
3) проблемно-ориентированный
4) клинический

Раздел 4. Основные техники и приемы консультирования

Построение консультативного альянса

Консультативное взаимодействие —
)
) уникальный, наполненный эмоциями динамический процесс, во время которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни
… — прием консультирования, состоящий в стимулировании клиента к построению развернутых конкретных высказываний, насыщенных подробностями и деталями
1) выяснение
Опознать и понять переживания клиента помогают следующие приемы:
) обращать внимание на слова и выражения, которые клиент употребляет для определения чувств
) тщательно следить за невербальными реакциями клиента
) вообразить себя на месте клиента
…- совокупность собираемых консультантом дополнительных сведений о возникновении и развитии конкретных затруднений клиента, об обстоятельствах, вызвавших его нынешние проблемы, о его жизни, семье, работе, отношениях с другими и т. п.
1) консультативный анамнез
«Присоединение к модели мира клиента» по В. Сатир относятся высказывания:
) «Вас не устраивает такое положение вещей…»
) «Я понимаю, что вас беспокоит…»
) «Вы хотели бы справиться с дискомфортом…»
Параметры консультативного альянса:
) эмоциональность
) конфиденциальность
) интенсивность
…- прием консультирования, состоящий в возвращении клиенту в более сжатой и ясной форме сути когнитивного содержания его высказывания
1) прояснение
В качестве средства психологической поддержки клиента неправильной является реплика:
) «Это все пустяки, ерунда, не берите в голову…»
Специфическая форма конструктивного общения в психологическом пространстве «консультант-клиент», организуемая для эффективной работы с проблемами клиента:
) консультативный альянс
Один из отчетливых показателей переживаемых эмоциональных состояний: несложно понять, что означают лицо-маска, сдвинутые брови, сжатая линия губ и т. д. -
) выражение лица
Подлинные условия пребывания консультанта вместе с клиентом включают рекомендации:
) быть с клиентом с глазу на глаз
) быть в открытой позе
) поддерживать контакт глаз
Консультативная техника, состоящая в том, что консультант помогает клиенту сменить угол зрения на обсуждаемую проблему и рассмотреть ее в различных ракурсах, способствующих отысканию необходимого решения называется …
фокусирование
Соответствие приемов консультирования с их описанием:
1) прием консультирования, реализуемый в форме разделения с клиентом собственного опыта, предоставления некоторой информации о себе, подходящих для обсуждения с клиентом его затруднений, а также в форме непосредственного выражения испытываемых чувств или идей Техника альтернативных формулировок
2) прием консультирования, позволяющий за счет опоры на неожиданность пошатнуть устоявшиеся истины и фиктивные идеи клиента с целью поставить под сомнение нечто, что клиент считает очевидным, само собой разумеющимся и незыблемым, открыть необычную перспективу для разрешения ситуации Техника парадоксальных вопросов
3) прием консультирования, позволяющий психологу и точно поименовать испытываемое клиентом в отношении значимых обстоятельств и лиц переживание в целях лучшего осознания его смысла Техника акцентирование переживания

Активное слушание

Модель активного слушания предполагает:
) концентрации психолога на собеседника
) построения консультантом собственной концепции внутреннего мира собеседника
) психической настройки консультанта на клиента
Характеристики процесса слушания консультанта:
) ассертивность
Поддержание мотивации долговременной работы с клиентом осуществляется:
) почти всегда, независимо от запроса
По преимуществу консультант работает:
) с субъективной реальностью клиента

Постановка вопросов в консультировании

Вопрос консультанта «Вы сразу же пожалели о том, что наговорили ему?» относится к:
) закрытым вопросам
Парадоксальные вопросы —
) подталкивание клиента к переосмыслению некоторых своих решений
Если вопрос консультанта используется для получения конкретной информации, для подтверждения или отрицания сказанного, он называется:
) закрытым
Закрытые вопросы —
*1) ориентированы на получение фактической информации
Открытые вопросы — :
) ориентированы на формирование у клиента ответственности за беседу и исследование им своего внутреннего мира
Специальные вопросы —
) углубление понимание высказываний клиента

Работа с эмоциями, чувствами и переживаниями клиента

В консультативном контакте психолог:
) не осуществляет «пристроек» к клиенту вообще
В консультативном контакте важнее всего:
) чувства
Консультант сохраняет личную анонимность в:
) психоанализе
Переоценка ценностей и переориентация особенно полезны:
) «зацикленным» клиентам
Ассиметричность консультативного контакта связана в первую очередь с тем, что:
) подробности личной жизни раскрывает только клиент

Использование интерпретации в консультировании

Соответствие основных приемов консультирования и их содержания:
1) прием консультирования, которым демонстрируется противостояние защитным маневрам или иррациональным представлениям клиента, которые он не осознает или не подвергает изменению Конфронтация
2) прием консультирования, состоящий в «отзеркаливании» психологом и словесном обозначении вербально или невербально выраженных клиентом эмоций с целью фасилитации их отреагирования и осмысления Отражение чувств
3) прием консультирования, состоящий в трансляции психологом содержания, изложенного клиентом, другими словами и без утраты смысла сказанного Перефразирование
Прямое воспроизведение сказанного клиентом называется:
) повторением
Процедура, позволяющая психологу представить значимую для клиента совокупность значений и смыслов в определённом аспекте, называется:
) интерпретацией
При перефразировании рекомендуется соблюдать три основных правила:
) нельзя искажать или подменять смысл утверждения клиента
перефразируется основная мысль клиента
) надо избегать дословного повторения высказывания клиента
… — процедура, позволяющая психологу представить значимую для клиента совокупность значений и смыслов в определенном аспекте, под необходимым для разрешения ситуации углом зрения, и одновременно- ее результат как комплекс значений и смыслов, приписанных обсуждаемым фрагментам опыта клиента
1) интерпретация
Интерпретация в психологическом консультировании понимается как:

) интервенция, воздействия консультанта на клиента, при котором он пытается довести до клиента значение некоторых скрытых смыслов и озвучивает свои гипотезы о различных внешних и внутренних связях, детерминирующих и объясняющих поведение клиента, которое до этого момента им не осознавалось
Вербально выраженная гипотеза является:
) интерпретацией

Работа с «Я-образами» и «Я-метафорами»

Соответствие уровней индивидуальной Я-концептосферы субъекта с их описанием:
1) это уровень игры, образов и масок, выработанных для презентации себя другим Уровень «изображаемых Я»
2) концепты, отражающие то, каким, как кажется субъекту, он может стать в дальнейшем, развиваясь в пределах избранной логики, за пределами непосредственно представляемых целей Уровень «будущих Я»
3) выполняют своеобразную регулятивную функцию, позволяя отслеживать результативность движения субъекта в направлении образно представленных изменений, необходимых для перехода из наличного состояния в желаемое иное Уровень «динамическое Я»
«Я-метафоры» —
*) самобытные Я-концепты, представляющие субъекту самого себя таким, каким он не сможет быть в реальности, но каким он требуется самому клиенту для внутреннего самоощущения, комфортного самопереживания своего «Я»
Часто первым условием для успешного консультирования метафорически называют:
) веру клиента в действенность психологической помощи
Контент-анализ —
) методика оценки частоты появления в тексте определенных характеристик, позволяющий строить предположения относительно намерений клиента и его личностных характристик
Дискурс-анализ —
) анализ высказываний клиента, связанный с взаимодействием разных типов контекстов, исследовании фреймов, сценариев, ситуационных моделей клиента

Приемы воздействия на клиента на коррекционном этапе консультирования

Типы конфронтации, используемые в консультировании:
) конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, оценках или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т. д.
) конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлениям о ней клиента в контексте его потребностей
) конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем
Понятия «перенос» и «контрперенос» относятся к следующим направлениям психотерапии:
) психодинамической
… — прием консультирования, представляющий собой предложения предпринимать определенные действия в ходе сессий или выполнить определенные задания между ними или после них
1) директива
Реплика консультанта «Я вижу, что вы решительно настроены бороться со своим пристрастием к алкоголю, — может быть классифицирована как:
) совет
Информирование —
) предоставление клиенту необходимой информации в форме объяснений, описаний, изложения фактов
Техника направлена на раскрытие смысла, как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий:
) прояснение
Соответствие основных приемов консультирования с их описанием:
1) демонстрируется противостояние защитным маневрам или иррациональным представлениям клиента, которые он не осознает или не подвергает изменению Конфронтация
2) психолог описывает клиенту его повторяющееся поведение так, чтобы он смог представить и прочувствовать, как у людей появляется определенная реакция на его поступки и высказывания Обратная связь
3) прием консультирования, адресующийся к осознанному жизненному опыту, позиции, мировоззрению, ценностям клиента, на которые консультант стремится воздействовать с помощью личного влияния, использования прецедентных случаев в качестве примеров Убеждение
Реакция консультанта, противоречащая поведению клиента, называется:
конфронтацией
Метод парадоксальной интенции состоит в том, чтобы побудить клиента:
начать желать того, чего он боится
Высказывание характеризующее принцип организации диалога с клиентом „использование парадоксальных вопросов“ в психологическом консультировании:
) » А почему бы не???"

Общие трудности и ошибки в консультативном процессе

К ошибкам реагирования консультанта на высказывания клиента относят:
) логическое аргументирование
…- это специфическая иллюзия клиента, возникающая по отношению к консультанту и представляющая в ряде аспектов повторение отношения клиента к какому-то значимому лицу из его прошлого
2) перенос
Соответствие ошибок консультирования с их содержанием:
1) ограничения консультантом свободы выбора клиента в принятии решения, воздействие собственных мотивов и личностных проблем консультанта на желания и намерения клиента, навязывание клиенту помощи в ситуациях, когда он в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, отсутствие разделения за поставленные задачи и пр. Ошибки присоединения
2) связаны с неумелым проведением расспроса, невнимательностью к деталям рассказа и невербальным реакциям клиента, поспешной «типизацией проблемы клиента, слабым знанием клинико-психологической диагностики, тенденциями давать рекомендации и советы вместо выслушивания и точного определения сути проблемы клиента, отсутствием фокусирования на личности клиента при анализе его проблемы Ошибки диагностики
3) вытекают из отсутствия у консультанта «четкой концептуальной базы психосоциогенеза данного расстройства у данного пациента, из умения планировать работу и прогнозировать ее результаты» Тактические ошибки

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector