Раздел 3. Основы психологического консультирования

Специализация психологического консультирования

 

В Интернет-консультировании самый большой риск связан для клиента с тем, что:
   
   
  он может довериться авантюристу или больному человеку
   
Лечение письмом называется:
   
   
  скриботерапия
   
В групповой работе оказание помощи в первую очередь связано не только с профессиональными действиями консультанта, но и с:
   
   
  целями группового взаимодействия
   
Соответствие основных форм консультирования с их содержанием:
1) консультативная работа психолога с супружескими парами, группами, сообществами Групповое консультирование
2) наиболее традиционная и распространенная форма психологической помощи, осуществляемая психологом с глазу на глаз в виде индивидуально ориентированной беседы, консультации, психотерапевтической сессии Индивидуальное консультирование
3) распространенная форма консультативной помощи, возникшая в ответ на потребности людей, нуждающихся в собеседнике для разрешения психологической проблемы, но по разным причинам не имеющих возможности встретиться с консультантом лицом к лицу Телефонное консультирование
     
Разновидности психологического консультирования, выделяемые по характеру решаемых в них проблем, например, семейное, психолого-педагогическое, деловое:
   
  виды психологического консультирования
   
   
В групповой работе оказание помощи особенно связано:
   
   
  с партнерскими влияниями участников
   
Групповое консультирование появилось:
   
  позже индивидуального
   
   
К ошибкам телефонного консультирования относят:
   
) поспешное определение проблемы
) неприятие ценностей клиента
) чрезмерное отождествление с проблемой или переживаниями клиента
Интернет-консультант работает по преимуществу с:
   
   
   
  письменным текстом клиента
Идея соконсультирования была предложена:
) К.Роджерсом
   
   
   
Интернет-консультирование требует от клиента в первую очередь:
) умения выражать свои мысли письменно
   
   
   
Построение таких групповых отношений между клиентами, когда они поочередно становятся друг для друга консультантами, Х. Дженкинс назвал:
   
   
) соконсультированием
   
Наиболее частой причиной того, что клиент обрывает разговор с консультантом по телефону, можно считать:
) его собственную неготовность к конструктивному диалогу
   
   
   
К специфике работы консультанта на «Телефоне доверия» относят:
) опора только на слуховое восприятие
) невозможность заранее подготовиться к восприятию клиента и ситуации
   
) отсутствие контроля за собственной нагрузкой в течение смены
К особенностям телефонного консультирования относят:
) экстренность
   
) анонимность
) отсутствие финансовых и иных обязательств клиента
При отсутствии «живого» контакта:
) консультанту труднее работать с клиентом
   
   
   
Интернет-консультирование подходит лишь:
   
   
) людям, по разным причинам избегающим непосредственного общения
   
Наиболее продуктивной формой консультирования сегодня является:
) индивидуальное консультирование
   
   
   
Реже других в телефонном консультировании обсуждаются:
   
) вопросы карьеры
   
   
«Запретной зоной» телефонного консультирования являются:
1) советы
2) рекомендации
3) высказывания-решения
*4) вопросы

Организация психологической консультации

 

Задание
Установление диагноза и составление плана работы с клиентом совместными усилиями двух или более психологов-консультантов называется:
   
   
) консультация
   
Обстановка психологического консультирования —
   
   
   
) условия, в которых организуется и проводится психоконсультирование, включая место, время, приемы и средства проведения консультирования, стиль общения психолога-консультанта с клиентом
Информированием клиента является существенным методом психологической помощи при:
   
   
) психологическом консультировании
   
К элементам консультативного взаимодействия относят:
  взаимодействие через слово
  эмоциональное взаимодействие
  интерактивный контакт
   
Модель психологического консультирования:
   
   
   
) консультационная
Задачи психологического консультирования —
   
   
) вопросы, которые можно решить в процессе проведения психологического консультирования, его цели и конечные результаты
   
Особым образом структурированная диалоговая форма вербального взаимодействия консультанта и клиента, состоящая в интерпретации консультантом психологических проблем клиента в процессе активного общения с ним:
   
   
) консультативная беседа
   
В консультативной практике при выборе ситуаций принято отталкиваться от трех положений:
) выбираемые ситуации должны быть непосредственно и тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента
) обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента
   
   
Длительность контакта психолога с клиентом —
) время, в течение которого психолог-консультант общается с клиентом в течение одной или нескольких личных встреч с ним
   
   
   
Раппорт — это:
) завязывание теплых личных отношений консультанта с клиентом и создание атмосферы взаимного доверия
   
   
   
Демократическая позиция, которую может занять консультант в процессе сессии:
   
   
   
) позиция «на равных»
Внутренний режим работы психологической консультации — это:

 
   
   
   
) режим работы психологической консультации, определенный для ее собственных сотрудников
Коррекционное воздействие осуществляется психологом на:
   
   
) третьем этапе консультирования
   
Соответствие основных понятий консультативного процесса и их описания:
1) максимально полный и подробный рассказ клиента, который отражает, когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица и т.д. Конкретная ситуация
2) результат первых стадий работы с клиентом, сформулированный как вариант более конструктивной позиции для клиента в имеющихся обстоятельствах Консультативная гипотеза
3) наиболее распространенный вариант организации консультативного взаимодействия, включающий знакомство с клиентом и начало беседы, расспрос клиента, формулирование и проверку консультативных гипотез, коррекционное воздействие, завершение беседы Общая схема консультирования
Консультативная гипотеза обычно выдвигается на:
   
) втором этапе консультирования
   
   
Встречая клиента необходимо:
   
) вставать ему навстречу
) помогать ему снять верхнюю одежду
) создавать атмосферу доброжелательности и комфорта
Этап процесса психологической помощи:
   
   
   
*) этап вхождения в новый опыт
Режим работы психологической консультации для клиентов и других ее посетителей:
) внешний режим работы психологической консультации
   
   
   
На знакомство с клиентом консультант обычно тратит:
) 5-10 минут
   
   
   
Завершение консультации обычно предполагают:
   
) пересказа обсужденного в консультации материала
) принятия совместного решения
) ответов консультанта на дополнительные вопросы клиента
Консультативный контакт отличается от других форм близкого межличностного взаимодействия (дружеких, любовных, родственных):
   
) ассиметричностью
   
   
Самая объемная стадия консультирования — это …
   
) расспрос
   
   

Происхождение психологической проблемы

 

… — прием консультирования, состоящий в стимулировании клиента к построению развернутых конкретных высказываний, насыщенных подробностями и деталями
  выяснение
   
Запрос типа «Скажите ему…» свидетельсвует о стремлении управлять:
   
   
   
) эмоциями другого человека
Универсальной составляющей оказания психокоррекционного воздействия является:
   
   
   
) формирование нового взгляда на проблему
Межличностные психологические проблемы —
) проблемы, возникающие во взаимоотношениях людей друг с другом
   
   
   
Результат деятельности психолога-консультанта, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности клиента в целях оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработка рекомендаций — психологический …
   
  диагноз
В сознании консультанта рассказ клиента выглядит прежде всего:
) комплекс поведенческих паттернов, подлежающих интепретации
   
   
   
В структуру жалобы, описанную В.В. Столиным входят:
) локус
) запрос
) проблема
   
Чтобы консультативная гипотеза была подтверждена или опровергнута, правильнее всего:
   
   
) рассмотреть 2-3 конкретные ситуации из жизни клиента
   
Результатом идентификации проблемы консультантом становится:
   
   
) выдвижение консультативной гипотезы
   
Показать клиенту неконструктивность его позиции и навести на выработку индивидуально приемлемых стратегий разрешения проблемы — это задача фазы:
) проверки гипотез
   
   
   
Степень обособленности людей, обычно выражающаяся в утверждениях относительно количества трудностей, возникающих в процессе взимодействия — психологическая …
1) дистанция
   
… — первая стадия консультативного процесса, суть которой состоит в построении прочного рабочего эмоционально-когнитивного союза с клиентом, создании ему ощущения комфорта, а также получении первичной информации о нем, в том числе касающейся характера запроса, описания проблемы, ориентации в целях клиента и т.д.
1) знакомство
   
Консультанту прежде всего стоит стремиться к:
   
) моделированию новых вариантов поведения для «старых» обстоятельств клиента
   
   
Запрос «Как заставить подростка считаться с мнением родителей?» относится к:
) манипулятивным запросам
   
   
   
Манипулятивный запрос включает в себя управления:
  эмоциями других
  поведением других
   
   
   
Психологические проблемы:
) могут иметь неразрешимый характер
   
   
   
Экзистенциальный запрос можно определить по высказыванию:
   
   
) «Помогите начать новую жизнь»
   
Запрос типа «Заставьте его…» свидетельствует о стремлении управлять:
   
   
  поведением другого человека
   
Соответствие основных понятий психоконсультирования и их содержания:
1) совокупность психологических затруднений клиента, вынесенная на совместное обсуждение Психологическая проблема в консультировании
2) обоснованное заключение об особенностях и состояние клиента, предметом которого могут быть причины и факторы, влияющие на особенности его поведения и переживания Психологический диагноз
3) совокупность выводов консультанта, содержащих характеристику психологических проблем клиента, указание на их возможные причины и описание предплагаемых направлений их решения Психологическое заключение

Клиент как объект психологического консультирования

 

По способу работы со своими проблемами выделяют следующий тип клиентов:
   
   
   
) клиент, который в ситуации затруднения стремиться перестроить свое поведение, стиль деятельности
Е.Г. Бельская выделила и описала особый тип клиентов:
   
) трудные клиенты
   
   
Длительность контакта психолога с клиентом —
) время, в течение которого психолог-консультант общается с клиентом в течение одной или нескольких личных встреч с ним
   
   
   
Мотивация клиента —
   
   
   
) то ради чего клиент обращается в психологическую консультацию
Большинству клиентов труднее всего:
   
   
) описывать свои чувства и переживания
   
По характеру запроса среди клиентов выделяют тип:

 
) клиент с потребностью выговариваться
   
   
   
Высказывания клиента типа: «Я хочу всем нравится», «Мне нужно, чтобы мой ребенок всегда меня слушался» — характеризуют:
   
) запрос с предельным обобщением
   
   
Высказывания клиента типа: «Сделайте так, чтобы он меня полюбил»
) манипулятивный запрос
   
   
   
Тип клиента: часто причина обращения за помощью — желание снять с себя ответственности, в консультации такой клиент взвешивает доводы «за» и «против» —
   
   
) неуверенный в себе клиент
   
Главным во взаимодействии клиента и консультанта является:
) отношение клиента к своим проблемам и способность к их решению
   
   
   
В.В. Столин выделил основные ориентации клиентов:
) деловая ориентация
) рентная ориентация
   
   
Моральная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта —
) эмоциональная, словесная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта в форме сочувствия, сопереживания ему, одобрения, похвалы
   
   
   
По особенностям восприятия психических явлений выделяют следующий тип клиентов:
) эмоционально-утонченный клиент
   
   
   
По способу работы со своими проблемами выделяют следующий тип клиентов:
1) трудные клиенты
2) клиент все знающий и доверяющий только себе
3) клиент-катализатор
*4)
клиент, который в ситуации затруднения стремиться перестроить свое поведение, стиль деятельности
Интегративный подход, направленный на изучение индивидуальности клиента, истоков его проблем и потребности в психологической помощи:
1) клиент-центрированный
*2) решение-ориентированный
3) проблемно-ориентированный
4) клинический

Раздел 4. Основные техники и приемы консультирования

Построение консультативного альянса

 

Консультативное взаимодействие —
)  
) уникальный, наполненный эмоциями динамический процесс, во время которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни
   
   
… — прием консультирования, состоящий в стимулировании клиента к построению развернутых конкретных высказываний, насыщенных подробностями и деталями
1) выяснение
   
Опознать и понять переживания клиента помогают следующие приемы:
) обращать внимание на слова и выражения, которые клиент употребляет для определения чувств
) тщательно следить за невербальными реакциями клиента
) вообразить себя на месте клиента
   
…- совокупность собираемых консультантом дополнительных сведений о возникновении и развитии конкретных затруднений клиента, об обстоятельствах, вызвавших его нынешние проблемы, о его жизни, семье, работе, отношениях с другими и т.п.
1) консультативный анамнез
   
   
«Присоединение к модели мира клиента» по В.Сатир относятся высказывания:
) «Вас не устраивает такое положение вещей…»
) «Я понимаю, что вас беспокоит…»
   
) «Вы хотели бы справиться с дискомфортом…»
Параметры консультативного альянса:
) эмоциональность
) конфиденциальность
   
) интенсивность
…- прием консультирования, состоящий в возвращении клиенту в более сжатой и ясной форме сути когнитивного содержания его высказывания
1) прояснение
   
В качестве средства психологической поддержки клиента неправильной является реплика:
   
) «Это все пустяки, ерунда, не берите в голову…»
   
   
Специфическая форма конструктивного общения в психологическом пространстве «консультант-клиент», организуемая для эффективной работы с проблемами клиента:
) консультативный альянс
   
   
   
Один из отчетливых показателей переживаемых эмоциональных состояний: несложно понять, что означают лицо-маска, сдвинутые брови, сжатая линия губ и т.д. —
   
) выражение лица
   
   
Подлинные условия пребывания консультанта вместе с клиентом включают рекомендации:
   
) быть с клиентом с глазу на глаз
) быть в открытой позе
) поддерживать контакт глаз
Консультативная техника, состоящая в том, что консультант помогает клиенту сменить угол зрения на обсуждаемую проблему и рассмотреть ее в различных ракурсах, способствующих отысканию необходимого решения называется …
  фокусирование
   
   
   
Соответствие приемов консультирования с их описанием:
1) прием консультирования, реализуемый в форме разделения с клиентом собственного опыта, предоставления некоторой информации о себе, подходящих для обсуждения с клиентом его затруднений, а также в форме непосредственного выражения испытываемых чувств или идей Техника альтернативных формулировок
2) прием консультирования, позволяющий за счет опоры на неожиданность пошатнуть устоявшиеся истины и фиктивные идеи клиента с целью поставить под сомнение нечто, что клиент считает очевидным, само собой разумеющимся и незыблемым, открыть необычную перспективу для разрешения ситуации Техника парадоксальных вопросов
3) прием консультирования, позволяющий психологу и точно поименовать испытываемое клиентом в отношении значимых обстоятельств и лиц переживание в целях лучшего осознания его смысла Техника акцентирование переживания

Активное слушание

 

Модель активного слушания предполагает:
) концентрации психолога на собеседника
   
) построения консультантом собственной концепции внутреннего мира собеседника
) психической настройки консультанта на клиента
Характеристики процесса слушания консультанта:
   
) ассертивность
   
   
Поддержание мотивации долговременной работы с клиентом осуществляется:
) почти всегда, независимо от запроса
   
   
   
По преимуществу консультант работает:
) с субъективной реальностью клиента
   
   
   

Постановка вопросов в консультировании

 

Вопрос консультанта «Вы сразу же пожалели о том, что наговорили ему?» относится к:
) закрытым вопросам
   
   
   
Парадоксальные вопросы —
   
   
   
) подталкивание клиента к переосмыслению некоторых своих решений
Если вопрос консультанта используется для получения конкретной информации, для подтверждения или отрицания сказанного, он называется:
   
) закрытым
   
   
Закрытые вопросы —
*1) ориентированы на получение фактической информации
   
   
   
Открытые вопросы — :
   
   
) ориентированы на формирование у клиента ответственности за беседу и исследование им своего внутреннего мира
   
Специальные вопросы —
) углубление понимание высказываний клиента
   
   
   

Работа с эмоциями, чувствами и переживаниями клиента

 

В консультативном контакте психолог:
   
   
) не осуществляет «пристроек» к клиенту вообще
   
В консультативном контакте важнее всего:
   
) чувства
   
   
Консультант сохраняет личную анонимность в:
   
) психоанализе
   
   
Переоценка ценностей и переориентация особенно полезны:
   
) «зацикленным» клиентам
   
   
Ассиметричность консультативного контакта связана в первую очередь с тем, что:
) подробности личной жизни раскрывает только клиент
   
   
   

Использование интерпретации в консультировании

 

Соответствие основных приемов консультирования и их содержания:
1) прием консультирования, которым демонстрируется противостояние защитным маневрам или иррациональным представлениям клиента, которые он не осознает или не подвергает изменению Конфронтация
2) прием консультирования, состоящий в «отзеркаливании» психологом и словесном обозначении вербально или невербально выраженных клиентом эмоций с целью фасилитации их отреагирования и осмысления Отражение чувств
3) прием консультирования, состоящий в трансляции психологом содержания, изложенного клиентом, другими словами и без утраты смысла сказанного Перефразирование
Прямое воспроизведение сказанного клиентом называется:
   
) повторением
   
   
Процедура, позволяющая психологу представить значимую для клиента совокупность значений и смыслов в определённом аспекте, называется:
) интерпретацией
   
   
   
При перефразировании рекомендуется соблюдать три основных правила:
) нельзя искажать или подменять смысл утверждения клиента
  перефразируется основная мысль клиента
) надо избегать дословного повторения высказывания клиента
   
… — процедура, позволяющая психологу представить значимую для клиента совокупность значений и смыслов в определенном аспекте, под необходимым для разрешения ситуации углом зрения, и одновременно- ее результат как комплекс значений и смыслов, приписанных обсуждаемым фрагментам опыта клиента
1) интерпретация
   
Интерпретация в психологическом консультировании понимается как:

 
   
) интервенция, воздействия консультанта на клиента, при котором он пытается довести до клиента значение некоторых скрытых смыслов и озвучивает свои гипотезы о различных внешних и внутренних связях, детерминирующих и объясняющих поведение клиента, которое до этого момента им не осознавалось
   
   
Вербально выраженная гипотеза является:
   
   
) интерпретацией
   

Работа с «Я-образами» и «Я-метафорами»

 

Соответствие уровней индивидуальной Я-концептосферы субъекта с их описанием:
1) это уровень игры, образов и масок, выработанных для презентации себя другим Уровень «изображаемых Я»
2) концепты, отражающие то, каким, как кажется субъекту, он может стать в дальнейшем, развиваясь в пределах избранной логики, за пределами непосредственно представляемых целей Уровень «будущих Я»
3) выполняют своеобразную регулятивную функцию, позволяя отслеживать результативность движения субъекта в направлении образно представленных изменений, необходимых для перехода из наличного состояния в желаемое иное Уровень «динамическое Я»
«Я-метафоры» —
*) самобытные Я-концепты, представляющие субъекту самого себя таким, каким он не сможет быть в реальности, но каким он требуется самому клиенту для внутреннего самоощущения, комфортного самопереживания своего «Я»
   
   
   
Часто первым условием для успешного консультирования метафорически называют:
   
   
) веру клиента в действенность психологической помощи
   
Контент-анализ —
   
   
) методика оценки частоты появления в тексте определенных характеристик, позволяющий строить предположения относительно намерений клиента и его личностных характристик
   
Дискурс-анализ —
) анализ высказываний клиента, связанный с взаимодействием разных типов контекстов, исследовании фреймов, сценариев, ситуационных моделей клиента
   
   
   

Приемы воздействия на клиента на коррекционном этапе консультирования

 

Типы конфронтации, используемые в консультировании:
   
) конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, оценках или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.д.
) конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлениям о ней клиента в контексте его потребностей
) конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем
Понятия «перенос» и «контрперенос» относятся к следующим направлениям психотерапии:
   
   
   
) психодинамической
… — прием консультирования, представляющий собой предложения предпринимать определенные действия в ходе сессий или выполнить определенные задания между ними или после них
1) директива
   
Реплика консультанта «Я вижу, что вы решительно настроены бороться со своим пристрастием к алкоголю, — может быть классифицирована как:
   
   
) совет
   
Информирование —
) предоставление клиенту необходимой информации в форме объяснений, описаний, изложения фактов
   
   
   
Техника направлена на раскрытие смысла, как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий:
   
   
   
) прояснение
Соответствие основных приемов консультирования с их описанием:
1) демонстрируется противостояние защитным маневрам или иррациональным представлениям клиента, которые он не осознает или не подвергает изменению Конфронтация
2) психолог описывает клиенту его повторяющееся поведение так, чтобы он смог представить и прочувствовать, как у людей появляется определенная реакция на его поступки и высказывания Обратная связь
3) прием консультирования, адресующийся к осознанному жизненному опыту, позиции, мировоззрению, ценностям клиента, на которые консультант стремится воздействовать с помощью личного влияния, использования прецедентных случаев в качестве примеров Убеждение
Реакция консультанта, противоречащая поведению клиента, называется:
   
  конфронтацией
   
   
Метод парадоксальной интенции состоит в том, чтобы побудить клиента:
   
   
   
  начать желать того, чего он боится
Высказывание характеризующее принцип организации диалога с клиентом «использование парадоксальных вопросов» в психологическом консультировании:
   
   
) « А почему бы не…?»
   

Общие трудности и ошибки в консультативном процессе

 

К ошибкам реагирования консультанта на высказывания клиента относят:
   
   
   
) логическое аргументирование
…- это специфическая иллюзия клиента, возникающая по отношению к консультанту и представляющая в ряде аспектов повторение отношения клиента к какому-то значимому лицу из его прошлого
   
2) перенос
Соответствие ошибок консультирования с их содержанием:
1) ограничения консультантом свободы выбора клиента в принятии решения, воздействие собственных мотивов и личностных проблем консультанта на желания и намерения клиента, навязывание клиенту помощи в ситуациях, когда он в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, отсутствие разделения за поставленные задачи и пр. Ошибки присоединения
2) связаны с неумелым проведением расспроса, невнимательностью к деталям рассказа и невербальным реакциям клиента, поспешной «типизацией проблемы клиента, слабым знанием клинико-психологической диагностики, тенденциями давать рекомендации и советы вместо выслушивания и точного определения сути проблемы клиента, отсутствием фокусирования на личности клиента при анализе его проблемы Ошибки диагностики
3) вытекают из отсутствия у консультанта «четкой концептуальной базы психосоциогенеза данного расстройства у данного пациента, из умения планировать работу и прогнозировать ее результаты» Тактические ошибки