Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Валявко С.М., Белая К.Ю.

Ежедневник логопеда детского сада.

М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001.

Оглавление

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Выдержки из официальных документов

Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (утверждены Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 13 августа 1995 г. № 463/1268) (Извлечение)

Приложение 3. Министерство здравоохранения СССР. Приказ № 245 от 30 августа 1991 г. (Извлечение).

О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения

Приложение 4. Государственный комитет СССР по народному образованию. Приказ № 18 от 14 января 1991 г. О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии (Извлечение)

Приложение 5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы по логопедии

Настоящий ежедневник адресован учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях компенсирующего вида с логопедическими группами.

Он поможет систематизировать необходимую информацию, привести в порядок текущие дела.

Однако авторы не ставят перед собой задачу отразить в схемах все многообразие существующих проблем. Каждый специалист вправе применять собственные формы организации коррекционной работы.

Ежедневник одобрен и рекомендован к использованию в логопедической практике лабораторией дефектологии МИПКРО и активом старших логопедов ДОУ г. Москвы.

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей и коррекцию речевых нарушений.

Всестороннее обследование детей логопед проводит в первой половине сентября, а полученные сведения заносит в таблицы раздела I.

Краткие сведения о детях заносятся в таблицу 1.

14 стр., 6875 слов

Формирование психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной

Содержание Введение 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования 1.1 Методологическая, теоретическая и нормативно-правовая основы формирования психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования 1.2 Основные понятия и определения 2. Разработка модели формирования ...

При заполнении таблицы 2 (так называемого звукового профиля) логопед указывает виды нарушений произношения, характер искажений, уровень нарушенного произношения, используя при этом привычную для него графическую маркировку (например: «+» — звук есть, О — звук отсутствует, О — звук поставлен, О— звук введен в речь) или другие сокращения (бок., ниж., иск.).

Результаты обследования фонематического восприятия, звукового анализа и обучения грамоте обобщаются в таблице 3.

Данные изучения лексического строя речи фиксируются в таблице 4. При желании логопед может разделить каждую графу пополам диагональной чертой и отметить пассивное и активное владение детьми лексикой либо отметить наличие-отсутствие обобщающих слов по лексическим темам.

Графы таблицы 5 включают в себя основные способы словообразования, которыми овладевают дети в дошкольном возрасте. Логопед вписывает в клетки нужные приставки, суффиксы, основы слов и фиксирует результаты обследования.

Анализ слоговой структуры слов (таблица 6) проводится также по общепринятым в логопедии методикам.

Обследование грамматического строя речи охватывает основные грамматические категории. Логопед отмечает доступность их детям в пассивной или активной форме (таблица 7).

Для подготовительной к школе группы введена графа «Знание условных обозначений предметов, признаков, действий». В последней графе таблицы указываются типы предложений, используемых детьми.

Данные обследования, характеризующие коммуникативные умения, состояние связной речи дошкольников, вписываются соответственно в таблицы 8, 9.

Логопед может заполнять либо все таблицы раздела I, либо выборочно, применительно к возрасту детей, их речевым возможностям, году обучения.

Таблица 1. Общие сведения о детях

Фамилия, Имя ребенка Дата рождения Дата поступления Откуда поступил Дом. адрес, телефон Ф.И.О. родителей, место работы Краткий анамнез Медицинские заключения Заключение ПМПК при поступлении Речевое заключение логопеда ДОУ Когда и куда выбыл
отец мать Логопед поликлиники Психоневролог (психиатр) педиатр
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

 

 

Таблица 2. Обследование звукопроизношения

Фамилия, имя ребенка Заднеязычные Свистящие Шипящие Сонорные Другие звуки
к к, г г, х х, с с, з з, ц ш ж ч щ р р, л л,                                
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
Итого:                                                                      

 

Таблица 3. Обследование фонематического восприятия и навыков звукового анализа, результатов обучения грамоте

Фамилия, имя ребенка Опознание изолированного звука в ряду Определение порядка звуков в слове Определение позиции звука в слове Определение количества звуков в слове Понятие «слог». Слоговый анализ Составление схем слов. Подбор слов к схемам Знание букв Навык чтения
с максимальной контрастностью со слабой контрастностью с минимальной контрастностью начало слова середина слова Конец слова
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Итого:                        

 

Таблица 4. Обследование лексического строя речи

Фамилия, имя ребенка Существительные Глаголы Прилагательные Наречия Местоимения
семья тело, его части игрушки одежда обувь продукты мебель посуда инструменты транспорт профессии дом. животные дикие животные домашние птицы дикие птицы насекомые рыбы овощи фрукты ягоды растения бытовые игровые учебные движения Эмоцион. состояния Действия с инструм. цвет форма величина пространство относительные притяжательные Антонимы   личные притяжательные
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               

 

Таблица 5. Обследование словообразовательного процесса

Фамилия, имя ребенка Префиксальный Способ образования глаголов Суффиксальный способ образования слов Сложение основ слов
  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов относительных прилагательных притяжательных прилагательных
                 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Итого:                        

 

Таблица 6. Обследование слоговой структуры слов

Фамилия, имя ребенка Грубое нарушение слоговой структуры. Типология нарушения Отдельные случаи нарушения в многосложных словах
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Итого:    

 

Таблица 8. Обследование коммуникативных умений детей

Фамилия, имя ребенка Владение речевыми оборотами для установления контакта Легкость контактирования со сверстниками и взрослыми Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми Умение отвечать на вопросы Умение задавать вопросы в ходе диалога Умение слушать собеседника Умение своевременно вступать в диалог Умение завершать разговор
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
Итого:                

 

 

Таблица 9. Обследование связной речи

Фамилия, имя ребенка Рассказывание знакомой сказки Пересказ текста Рассказ по картинке Рассказ по серии картинок Рассказ-описание Рассказ по представлению
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 

Целесообразно начинать планирование с анализа результатов коррекционно-воспитательной работы за прошедший учебный год. Этот анализ может включать в себя данные о профиле и наполняемости группы; краткую характеристику контингента детей; данные психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по выпуску детей и рекомендации по их дальнейшему обучению; сведения о повышении квалификации учителя-логопеда, участии в работе творческих групп, методических объединений и т. д.

Наличие диагностических данных по каждому ребенку (речевые карты) и сводные характеристики речевого дефекта группы (таблицы) дают возможность специалисту прогнозировать и своевременно предупреждать появление вторичных последствий дефекта, наметить приоритетные направления своей деятельности в предстоящем учебном году.

Такими направлениями могут быть:

1. Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным для специалиста разделам.

2. Структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их.

3. Установление рабочих контактов с учреждением повышения квалификации.

4. Систематизация учебно-методического материала в логопедическом кабинете.

5. Обобщение и представление в окружной методический центр, на соответствующую кафедру пединститута для рецензирования опыта работы по одной из проблем и др.

Затем составляется график работы учителя-логопеда, утверждается заведующей ДОУ и вывешивается на двери логопедического кабинета или на специальном стенде для родителей.

В настоящее время существуют следующие формы организации логопедических занятий:

· фронтальные занятия в подгруппах;

· групповые занятия, когда объединяют детей со сходными дефектами;

· индивидуальные занятия.

Состав групп и подгрупп в течение учебного года может меняться в зависимости от конкретных целей обучения и от индивидуальных успехов каждого ребенка. Мы предлагаем определять состав групп в соответствии с периодами обучения, по такому же принципу готовить сетки занятий и циклограммы логопедической деятельности.

При подготовке к каждому занятию мы советуем: подбирать конкретную игровую тему, что позволит быстро наладить контакт с детьми, установить в группе обстановку доброжелательности и стимулировать речевую активность; чаще использовать сюжетно-тематическую организацию занятий; тщательно отбирать виды и формы творческой работы; переключать внимание детей, их действия с одной формы на другую.

Каждое занятие призвано вырабатывать у дошкольников устойчивую мотивацию к коррекционным упражнениям. Ребенок должен усваивать не только определенное учебное содержание (т. е. предметную деятельность и специальные термины, необходимые для ее вербализации), но и отрабатывать определенные модели общения и речевого поведения (педагог — ребенок, ребенок — ребенок, ребенок — дети).

Особенно важно это для детей с ОНР и заиканием.

Составлять подробный перспективный план нет необходимости, поскольку имеются государственные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Логопед (особенно начинающий) может планировать свою работу, используя для этого предложенную схему. Опытные логопеды могут использовать перспективный план на свое усмотрение и в удобной для них форме.

Обращаем особое внимание на обязательное взаимодействие всех специалистов, работающих в логопедических группах (логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования).

Только совместными усилиями можно решать задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребенку. Это взаимодействие должно быть подробно отражено в специальной тетради.

В повседневном плане логопеда может фиксироваться предварительная работа — подготовка к фронтальному занятию (просмотр диафильма, разучивание стихотворения-сюрприза, чтение литературного произведения и т. д.).

Несколько пожеланий к определению целей занятия. По нашему мнению, это могут быть:

1. коррекционная речевая цель;

2. коррекционная внеречевая цель (в том числе формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения);

3. обучающая (познавательная) цель.

Например, коррекционные речевые цели могут быть такими:

· закрепление произношения звука [С] в словах, дальнейшее формирование фонематических представлений о нем;

· формирование зрительного и моторного образа буквы [Ш] в разнообразной деятельности;

· обучение аудированию текста с нацеливанием на решение конкретных задач;

· упражнение в практическом согласовании притяжательных местоимений с существительными в косвенных падежах;

· обучение составлению рассказа с опорой на модельное изображение.

Коррекционные внеречевые цели:

· расширение объема зрительной памяти до пяти объектов, данных в линейной последовательности;

· обучение сравнению предметов одной родовой группы и обобщению результатов сравнения;

· формирование простейших классификаций на основе нескольких признаков;

· отработка родо-видовых обобщений на материале темы;

· выработка умения группировать предметы (овощи, фрукты, ягоды…) на основе существенных признаков;

· формирование навыков творческого развития сюжета игры и передачи характеров персонажей.

Познавательные (обучающие) цели:

· знакомство со слогообразовательной функцией гласных звуков;

· систематизация детских представлений о труде человека и роли в нем механизмов и машин;

· расширение и уточнение представления детей о растениях, наиболее характерных для региона;

· знакомство с элементарными сведениями об экологических системах.

Занятия по периодам планируются с учетом того, что перед утренниками их количество сокращается, а в июне логопед занимается с группами детей и индивидуально.

Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший учебный год

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Основные направления коррекционной работы на __________ учебный год

_________

________________________________________________________

Приложение 1. Выдержки из официальных документов

 

На основании постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. № 1238 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии» и письма Минобразования России от 4 февраля 1992 г. № 22-ШТ ставка заработной платы воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп)(в т.ч. дошкольных) выплачивается за 25 часов педагогической работы в неделю, учителей-логопедов и учителей-дефектологов — за 20 часов педагогической работы в неделю.

* * *

В соответствии с приложением к письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т учителям-логопедам за работу в специальных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей с отклонениями в развитии (в т.ч. в логопедических группах) производится повышение ставки заработной платы на 20 %.

Согласно приказа Минобразования России от 20 сентября 1994 г. № 360 учителя-логопеды, работающие полный рабочий день в группах для воспитанников с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении (в т.ч. логопедических группах), находящихся в составе дошкольных образовательных учреждений общего назначения, пользуются ежегодным оплачиваемым отпуском продолжительностью 56 календарных дней.

Статья 21 КЗОТ РФ. Испытание при приеме на работу

При заключении трудового договора (контракта) может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Условие об испытании должно быть указано в приказе (распоряжении) о приеме на работу.

В период испытания на работников полностью распространяется законодательство о труде.

Испытание не устанавливается при приеме на работу: лиц, не достигших восемнадцати лет; молодых рабочих по окончании профессионально-технических учебных заведений; молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидов Отечественной войны, направленных на работу в счет брони. Испытание не устанавливается также при приеме на работу в другую местность и при переводе на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию.

Статья 22 КЗОТ РФ. Срок испытания при приеме на работу Срок испытания, если иное не установлено законодательством, не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом, — шести месяцев.

В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник отсутствовал на работе по уважительным причинам (в ред. указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. и Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.).

Статья 23 КЗОТ РФ. Результат испытания при приеме на работу Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора (контракта) допускается только на общих основаниях.

При неудовлетворительном результате испытания освобождение работника от работы производится администрацией предприятия, учреждения, организации без согласования с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации и без выплаты выходного пособия. Такое освобождение от работы работник вправе обжаловать в районный (городской) народный суд (в ред. указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 г. и Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.).

Статья 24 КЗОТ РФ. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом)

Администрация предприятия, учреждения, организации не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом).

Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (утверждены Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 13 августа 1995 г. № 463/1268) (Извлечение)

 

Учитель-дефектолог, учитель-логопед и логопед (8—14 разряды)

Должностные обязанности.Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).

Обследуют обучающихся (воспитанников), определяют структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).

Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Обеспечивают уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся вЗаконе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Должен знать:Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты

· 8-й разряд — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;

· 9-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

· 10-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

· 11-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

· 12-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);

· 13-й разряд — I квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

· 14-й разряд — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).

Приложение 3. Министерство здравоохранения СССР. Приказ № 245 от 30 августа 1991 г. (Извлечение).

О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения

 

п/п Наименование учреждения Расчетные показатели Норма в граммах
Школьные и дошкольные учреждения    
3.1 Школа На 1 ученика в год 2,0
3.2 Школа-интернат На 1 воспитанника в год 3,0
3.3 Детские сады и детские дома На 1 место в год
3.4 Детские ясли На 1 место в год
3.5 Детские ясли-сад На 1 место в год
3.6 Специализированные детские учреждения (ясли, ясли-сад), вспомогательные школы-интернаты для детей с нарушением интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, для детей с последствиями полиомиелита и детских церебральных параличей На 1 место в год

 

Примерный образец списания спирта на логопедические цели

Дата Приход Расход Цель расхода Кол-во детей Фамилии детей Остаток
             
             
             
             

 

Приложение 4. Государственный комитет СССР по народному образованию. Приказ № 18 от 14 января 1991 г. О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии

(Извлечение)

 

Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классов и групп в профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях общего типа.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей Количество детей в классе (группе)
  Ранний возраст (до 3 лет) Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) Школьный и подростковый возраст (с 7 до 18 лет)
С нарушением речи: — с тяжелым нарушением речи; — с фонетико-фонематическим недоразвитием и нарушением произношения отдельных звуков 6 — 10 12 12 —

 

Примечание. Исходя из местных условий и наличия средств наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня в указанных специальных учебно-воспитательных учреждениях может быть ниже рекомендуемой предельной наполняемости.

Приложение 5. Список рекомендуемой учебно-методической

Литературы по логопедии

 

1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание: Учебное пособие. — М.: В. Секачев, 1998.

2. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй. — М.: Аркти, 1998. — (Библиотека практикующего логопеда).

3. Боромыкова О. С. Коррекция речи у дошкольников, страдающих ее тяжелыми нарушениями, с помощью пения и движения под музыку: Методическое пособие. — СПб.: Акцидент, 1998. — (Из опыта педагога).

4. Борякова Н. Ю. Ткачева В. В., Соболева А. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. Т. Б. Филичевой. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

5. Валявко С. М., Васильева Т. И., Супрыкина О. А. Путешествие в страну шумов, звуков, букв: Сборник сценариев с нотным приложением. М.: Гном и Д., 2000.

6. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Владос, 1996.

7. Волкова И. Н. Подготовка к обучению письму. — М.: Ника-Пресс, 1998. — (Готовимся к школе).

8. Грибова О. Е. Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. — М.: Аркти, 1999. — (Библиотека практикующего психолога).

9. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура в работе с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом: Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. —М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

10. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общих недостатков речи у дошкольников. — М.: Изд. «Социально-политический журнал»: Ассоциация «Гуманитарий», 1994.

11. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. — Екатеринбург: АРД, 1998. — (Учимся играя).

12. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. — М.: Роспедагентство, 1997. — (Готовим психолога).

13. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. I период: Пособие для логопедов. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

14. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период: Пособие для логопедов. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

(Комлект с № 617, 618).

15. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков (свистящие, шипящие, соноры): Пособие для логопедов, родителей и детей. Комплект из 8 тетрадей. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

16. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений. Приложение к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков», — М.: Гном-Пресс, 1998. — (В помощь логопеду).

17. Корпев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — (Психология детства).

18. Куликовская Т. А. Скороговорки и чистоговорки: Практикум по улучшению дикции. — М.: Гном-Пресс, 1997. — (Опыт работы практического педагога).

19. Ламаева Р. И., Серебряков Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: Союз, 1999.

20. Логопедическое обследование ребенка / С. Е. Большакова. — М.: АПО, 1995.

21. Лопухина И. С. Логопедия: речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997.

22. Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997.

23. Методы обследования речи у детей. Выпуск II. — М.: МИПКРО, 1997.

24. Мусова И. Б. Логопедические чистоговорки: Практикум для логопедов и родителей. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (В помощь логопеду).

25. Новоторцева Н. В. Логопедические тетради. — Ярославль: Академия развития, 1997.

26. Носкова Л. П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать. Книга 1: Комплект учебно-наглядных пособий для детей с нарушением слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата. — Смоленск: XXI век, 1999.

27. Носкова Л. П. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. Книга 2. — Смоленск: XXI век, 1999.

28. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. — М.: ACT; СПб.: Дельта, 1997.

29. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / Сост. С. Е. Большакова. — М: АПО, 1996.

30. Резниченко Т. С. Занимательный букварь и рабочие тетради: Учебно-методический комплект для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. — М.: ACT.

31. Репина 3. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. — Екатеринбург: Л ИТУР, 1999.

32. Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. — М.: Гном-Пресс, 1998. — (В помощь логопеду).

33. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием: Методические рекомендации. — М.: Гном-Пресс, 1998. — (В помощь логопеду).

34. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. — М.: Владос, 1994.

35. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.

36. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит: Учебно-методическое пособие по коррекции общего недоразвития речи. — СПб.: Акцидент, 1998.

37. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. — СПб.: Детство-Пресс, 1998.

38. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. — СПб.: Детство-Пресс, 1998.

39. Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. Дидактический материал: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. Т. Б. Филичевой. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

40. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Под ред. Т. Б. Филичевой. — М.: Гном-Пресс, 1999. — (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

41. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Лавра, 1993.

42. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. — М.: Альфа, 1993.

43. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 1999. -(Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).