Типы индивидуальностей по Э. Шпрангеру

Введение

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна, и Чарльз Диксон справедливо отметил: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим образом, так как мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца каждый решает исходя из своих конкретных представлений о конфликтной ситуации и её действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно делать и что нельзя и так далее.

Важным фактором возникновения конфликта являются установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Причиной конфликта в этом случае может быть противоречие между различными идеальными типами индивидуальности, если они выражены достаточно ярко.

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята в 1914 г. немецким философом и психологом Эдуардом Шпрангером. Он разработал шесть «идеальных типов» личностина основе их мотивационной направленности.

Целью контрольной работы является рассмотрение типов индивидуальностей по Э. Шпрангеру.

Актуальность исследуемой темы очевидна, так как данная информация имеет существенное значение как психологический метод прогнозирования и предупреждения конфликтов.

Структурно контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения.

1. Типы индивидуальностей

Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882 — 1963) утверждал, что исходным принципом психологии является понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа; а переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система.

В основном своем труде, «Формы жизни» он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение «форм жизни».

4 стр., 1940 слов

Теория конфликта Р. Дарендорфа

... Дарендорф исследует их в качестве критериев выделения типов конфликтов. Речь идет о конфликтах между нормами, ожиданиями, институтами, группами. Он различает конфликты между различными ожиданиями применительно к одной роли, ...

Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии». Основные положения его теории следующие:

) психическое развивается из психического;

) психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действительной жизни»; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием. От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности как определяемой эмоциональным отношением субъекта Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея, основанию, а именно: ценности — это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир — природа, наука, искусство и тому подобное.

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь, образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Э. Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида.

Основываясь на этих формах, он выделил следующие типы индивидуальностей: теоретический, экономический, социальный, политический, религиозный. Ниже приведены подробные характеристики указанных типов личностей.

1.1 Теоретический тип индивидуальности

Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое убивает его. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания — истина любой ценой. Мир для него — это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. С помощью этого представления он преодолевает зависимость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охватывает целые эпохи; погружаясь в них, он связывает прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечности, светящейся в непреходящей ценности его истин. В практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он соединяет в себе предметность, необходимость, всеобщую закономерность и логику.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... Празднование, как таковое, выражается в виде обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни; индивид может по-разному относится к ним, что самым ... сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние.   ... Таким образом, праздник является, в первую очередь, типом связи, произрастающей из включенности в некую группу ...

В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами. К данному типу индивидуальности Э. Шпрангер относил Платона и Канта.

шпрангер индивидуальность психология

В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время — только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте. Греки назвали бы его «делающим», но не деятельным. Ценность познания для экономического человека — направленность на познание того, что приносит пользу себе, коллективу, человечеству.

Э. Шпрангер различает и другие, особые формы экономического типа на основании объекта практической, то есть профессиональной деятельности: земледелец, скотовод, книжный издатель и др. Однако он подчёркивает, что уже во времена Руссо лишь один крестьянин представляет собой целостного человека, который вкладывает ещё душу в свою работу, все остальные втягиваются в процесс овладения природой, который начинает господствовать и над самим человеком. И эта власть ещё страшнее, чем власть природы. Прототипом экономического типа индивидуальности Э. Шпрангеру назвал Жюльена Ламетри (французского философа и медика).

1.3 Эстетический тип индивидуальности

Эстетический человек отличается специфической формой мотивации, а именно: стремлением к форме, гармонии, красоте. Суть эстетического типа индивидуальности наиболее коротко можно сформулировать как стремление к оформленному выражению своих впечатлений.

4 стр., 1714 слов

Значение профессионализма для индивидуальности человека

... из важнейших сторон индивидуальности человека представляет профессионализм. Профессионализм человека проявляется в способности человека эффективно и надежно ... из привычной среды на уровень «достойной» жизни. Однако идентификация себя с представителями иных ... отпечаток на психический облик человека. Для профессионального типа личности характерны: субъектность, сформированное профессиональное ...

Людей данного типа можно рассматривать с разных позиций. Например, с позиции того, является ли для них наиболее важной красота души, природы или произведений искусства, создают они эстетические ценности или только наслаждаются ими. Различие между ними касается и того, как они относятся к действительности, то есть реалисты они или идеалисты. Реалисты воспринимают впечатления в их исходной данности. Ценители сиюминутных впечатлений, — импрессионисты, — схватывают от жизни один только её запах. Идеалисты перерабатывают впечатления сообразно собственным эстетическим ценностям, они как бы создают свой внутренний мир. В своём крайнем выражении идеалисты — это сентиментальные экспрессионисты, которые во всём находят лишь отзвуки своих душевных состояний. Наконец, по степени развития эстетического органа различаются лирические натуры (их волнует моментальное воздействие на эмоциональную сферу каких — то мелких деталей происходящего в данный момент), эпические натуры (обращённые к осмыслению жизни во всей её полноте) и располагающиеся между ними драматические натуры.

Эстетический человек обладает собственным органом миропонимания: особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для теоретика люди подобного сорта — мечтатели, романтики. Для последнего природа представляет собой систему функциональных уравнений или комплекс понятийно определяемых энергий. Что касается экономических ценностей, то принцип полезности и эстетический взгляд противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен перед лицом экономических условий жизни.

Людей, относящихся к эстетическому типу, можно рассмотреть с точки зрения того, является ли для них наиболее важной красота души, или же их внутренняя жизнь сосредоточена на природе, или же, наконец, они чувствуют красоту только в завершенных формах конкретных произведений искусства. При рассмотрении эстетического типа имеется в виду не столько деятели искусства, создающие материальные произведения, сколько люди, творящие самих себя и обладающие внутренней структурой эстетического типа.

1.4 Социальный тип индивидуальности

Социальный человек живёт и действует ради любви к людям, вернее, ради людей, которых он любит, а не ради упоения любовью. Подлинная любовь, полагает Эдуард Шпрангер, не имеет ничего общего с жалостью, благотворительностью, она — отражение высшей всепоглощающей любви, вырастающей из внутренней духовной структуры человека. Социальные формы жизни определяются содержанием ценностей. Это может быть любовь к человеку, правде, просвещению, возвеличиванию в человеке красоты и формы. Это также любовь матери, у которой инстинкт любви организует всю её личность. Не меньшая тайна — любовь мужчины и женщины. При этом, по мнению Э. Шпрангера, женщина живёт любовью, мужчина же больше любит своё произведение.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... ­ки, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гума­нистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. 1. ...

Для социального поведения характерен особый акт, в частности обращенность к чужой жизни и чувство себя в другом. Особая жизненная форма, которую называют социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью. В качестве примера социального типа индивидуальности можно привести личность Л.Н. Толстого.

1.5 Политический тип индивидуальности

Политический человек живёт и действует, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей, исходя при этом из истинных духовных ценностей и при этом совсем не обязательно в собственно политическом смысле. Основной характеристикой данного типа является стремление воплощать в себе коллективную власть: действовать от имени многих. Власть представляется прежде всего общественной формой, в которой могут быть отражены четыре содержательные сферы ценностей. Один индивид может подчинить другого или благодаря своему уму и знаниям, или экономическим и техническим средствам, имеющимся в его распоряжении, или благодаря внутреннему богатству и законченности своей личности, или, наконец, благодаря религиозной вере, воспринимаемой другим как божья благодать. Власть всегда заключается в одной из этих форм. Особый случай, когда человек направлен не на одну из этих ценностей, а главным для него становится могущество само по себе.

Власть можно определить как способность, а также стремление делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом других людей. Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия. Наиболее ярко эта сторона жизни проявляется в организованной коллективной власти государства. Так как государство по своей идее представляет высшую власть, то все частные проявления власти как-то связаны с ним, посредством его реализуются, ограничиваются или же направляются против него. Поэтому все проявления отношений, основанные на власти, носят стиль, который можно было бы назвать политическим в широком смысле слова. В связи с этим людей, ведущей ценностью которых является власть, называют политическими, пусть даже отношения, в которые они включены, и не являются политическими в прямом смысле.

1.6 Религиозный тип индивидуальности

Религиозным называют человека, чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Способность к последнему достигается путём особого воспитания души. Из данного определения сути религиозности следует, что имеются три основные формы религиозного типа, третья из которых на самом деле находится между двумя остальными и имеет еще целый ряд более четких проявлений

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Различение проводится на основании того, в каком отношении находятся ценности к общему смыслу жизни позитивном, негативном или смешанном (как позитивном, так и негативном).

Если все жизненные ценности переживаются как стоящие в позитивном отношении к высшему смыслу жизни — это тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отношение, то возникает тип трансцендентного мистика. Если же они оцениваются частью позитивно, частью негативно, то возникает дуалистическая религиозная натура.

Выделенные Э. Шпрангером типы не представляют собой, как он сам часто говорил, некую классификацию людей; он хотел этим выделением показать, что люди отличаются друг от друга не темпераментом, не конституцией и не поведением, а ценностями духовной ориентации человека. Эти ценностные ориентировки не вытекают ни из общественно-социальных отношений, ни из условий жизни человека, они создают лишь духовную индивидуальность личности. Согласно идеалистическим взглядам Эдуарда Шпрангера в этих духовных ценностях и выражается сущность человека. От них и зависит социальная формация общества.

Следует учитывать, что противоречие ценностных ориентировок личности имеет существенное, если не основополагающее, значение как причина возникновения конфликтов. Так, например, взаимодействие теоретического человека с экономическим уже с самого начала таит в себе опасность конфликта в силу их противоположных внутренних жизненных устремлений.

В то же время Экономическийчеловек во всех своих жизненных связях на первое место ставит выгоду, полезность. Для него все становится средством поддержания и наилучшего устройства реальной жизни, борьбы за существование. Из всего он стремится извлечь максимальную выгоду, пользу. Таким образом, этот тип прямо противоположен теоретическому человеку, ибо это практический человек. Следовательно, при их взаимодействии при выполнении какой-либо совместной работы им будет трудно найти «общий язык».

Такие же проблемы и противоречия возникнут, по всей вероятности, и при взаимодействии эстетического человека с экономическим человеком, с политическим человеком и другими типами личностей. Нетрудно представить, например, какие отношения могут возникнуть в межличностном общении между религиозным человеком, для которого ведущей жизненной установкой является любовь к ближнему и альтруизм, и политическим человеком, для которого установкой является власть над другими.

Таким образом, очевидно, что конфликтность и противоречивость установок может возникнуть между всеми выделенными Э. Шпрангером типами людей, хотя между отдельными типами она проявляется в большей степени, а между другими — в меньшей.

Заключение

7 стр., 3414 слов

Вопрос 9. Эго-психология э.Эриксона. Периодизация жизни. Http://biofile.Ru/psy/1730.Html

... один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Экзистенциальные потребности человека являются одной из составляющих гуманистической теории личности. Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и ... и целостностью взрослого. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться ...

Каждому типу личности соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и так далее. Идеальными моделями, обусловленными ориентацией человека на те или иные объективные ценности, стали: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный типы. Исходя из этого, Э. Шпрангер выделил шесть типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни).

В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов.

Исходя из этих психологических представлений, Э. Шпрангер делал педагогические выводы, в частности о том, что всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех, педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.

Данная квалификация типов индивидуальности, сформулированная ученым в 1914 году, в настоящее время своей актуальности и значимости не утратила и активно используется в различных сферах деятельности.

Список литературы

Специальная и учебная литература:

1. Диксон Ч. Конфликт. Спб., 1997;

. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. — М., 2000.

. Социальная конфликтология: Учеб. Пособие для студентов Высших учебных заведений/ под ред. Морозова А.В. — М., 2002;

. Конфликтология/ под ре. Кармина А.С. -Спб., 2009;

. Конфликтология: Учебник. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. — М., 2004;

. Конфликтология. Учебник для вузов. Анупцов А.А. — Спб., 2013.

. Конфликтология: Конспект лекций. Атоян А.Д. — М.,2010;

. Психология личности. Тексты./ под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. — М.,1982

Интернет ресурсы:

9.http://www.psyoffice.ru

.http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/shpranger-spranger-yeduard

.http://bibdocs.ru

.http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/shpranger-spranger-yeduard

.http://www.psyoffice.ru

4 стр., 1995 слов

Предмет и принципы конфликтологии

... понятийный аппарат с его центральным звеном - категорией конфликта. Объект конфликтологии - сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных, «живых» конфликтов от детских ссор ... Конфликтное взаимодействие является одной из сфер социальной жизни. Поэтому его исследование предполагает разработку конфликтологией специальной, частнонаучной методологии, т.е. таких процедур исследования, ...

15.

16.http://vocabulary.ru

17.