Психологический журнал. 2004. №3

Преодоление профессионального стресса

Аннотация 1

Психологический журнал. 2004. №3.

Роль эмоциональной направленности и эмоционального интеллекта в позитивных и негативных феноменах профессиональной деятельности. С. 154-156. О.Н. Доценко.

3. Ключевые слова: профессиональный стресс, профессиональная деятельность, выгорание.

4. Данная статья состоит из трех структурных компонентов: введение, основная часть, заключение.

Во введении автор приводит слова С.Л. Рубинштейн касательно взаимосвязи между эмоциями человека и его деятельностью.

В основной части представлено объяснение соответствия эмоциональной направленности специалиста требованиям профессии, которую он осуществляет. Автор анализировал профессии бюджетников – врачей и учителей.Дана характеристика позитивных и негативных сторон профессиональной деятельности любого специалиста.

В заключении прослеживается значение эмоциональной деятельности в труде, и речь идет о том, что эмоции должны быть стимулом к действию.

Для написания статьи автор использовал пять источников, 4 книги и одну статью.

Аннотация 2

1. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты / Л.И. Ларенцова, Л.М. Барденштейн. Федеральное агентство по здравоохранению и соц.развитию, Московский государственный медико-стоматологический университет, Кафедра педагогики и психологии. Москва: Медицинская книга, 2009. – 141 с.

2. Глава 2. Особенности профессионального стресса врачей: причины. С. 52-76.

3. Ключевые слова: эмоциональное напряжение, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание.

4. Книга состоит из нескольких разделов: введение, основная часть, заключение.

Во введении рассказывается о трудности профессии медицинского работника и необходимости работать над синдромом выгорания.

В основной части автор подробно рассказывает о нюансах профессии медицинского работника, о появляющихся проблемах и специфике их решения. Автор дает ответы на многие сопутствующие вопросы.

В заключении автор приводит выводы и практические советы по использованию.

Для создания книги было использовано 68 источников, преимущественно книги.

Аннотация 3

Психологический журнал. 2004. №3.

2.Актуальность проблемы учета возрастных особенностей педагогических кадров в процессе психологического сопровождения.С. 164-171.В. В. Ивакина.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и ... длительности проявления:  Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так ...

3. Ключевые слова: профессиональный стресс, профессиональная деятельность, выгорание.

4. Данная статья состоит из трех структурных компонентов: введение, основная часть, заключение.

Во введении говорится о существующих на сегодняшний день повышенных требованиях к психологическим ресурсам человека. Также психология ищет способы поддержания профессионального и психологического здоровья людей.

В основной части речь идет об особенностях психоэмоционального перенапряжения в работе преподавателя. Автор дает дельные советы по улучшению психологического здоровья учителей, описывает направления существующего психологического сопровождения, особенности работы с разными возрастными категориями учащихся.

В заключении подводятся итоги, значимость психологического сопровождения преподавателя.

Для написания статьи автор использовал три источника, 2 книги и одну статью.

 

Аннотация 4

1. Управление стрессом: монография / Джеррольд Гринберг [пер. с англ. Л. Гительман, М. Потаповой]. — 7-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2004. — 495 с.

2. Как избежать профессионального стресса. С. 312-356.

3.Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс.

4. Книга состоит из нескольких разделов: введение, основная часть, заключение.

Во введении рассказывается об особенностях управления стрессом и об актуальности изучения данного вопроса.

В основной части автор отвечает на многие вопросы, касающиеся управления профессиональным стрессом, приводит классификацию методик управления стрессом.

В заключении автор приводит выводы и систематизирует изложенный материала.

Для создания книги было использовано более 50 источников, преимущественно книги, также периодические издания.

 

Аннотация 5

1. Стресс: теории, исследования, мифы / Джим Брайт, Фиона Джонс; [пер. А. Боричева]. — 2-е международное издание. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; Москва: Олма-Пресс, 2003. — 352 с.

2. Глава 1. Теории возникновения стресса. С. 12-38.

Глава 2. Способы борьбы со стрессом. С. 39-88.

3.Ключевые слова: психика, психология, профессиональный стресс, депрессия, релаксация

4. Книга состоит из нескольких разделов: введение, основная часть, заключение.

Во введении рассказывается о месте стресса в современной жизни и необходимости эффективной борьбы с ним.

В основной части автор рассматривает проблему стресса с разных аспектов, приводя множество понятных примеров. Особое место уделяется релаксации и снятию профессиональной депрессии.

В заключении автор представляет советы, выводы и рекомендации по избавлению от стресса.

Для создания книги было использовано 49 источников, преимущественно книги.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... сдающий экзамен, придает слишком большое значение его результатам. Некоторые авторы считают, что стресс представляет собой только страдание. Такой подход является односторонним и ... первом примере мы видели яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных адаптационных резервов, то ...

Аннотация 6

1.Основы персонального стресс-менеджмента: учебное пособие / О. И. Жданов; под общ.ред. д-ра психол. наук, проф., члена РАО А. А. Деркача. Москва: РАГС, 2003. 63 с.

2. Виды стресс-менеджмента. С. 12-24.

Способы борьбы со стрессом. С. 25-48.

3.Ключевые слова: психологическая адаптация, профессиональный стресс, хроническая усталость, антистрессовая самозащита.

4.Книга состоит из нескольких разделов: введение, основная часть, заключение.

Во введении рассказывается о значимости науки стресс-менеджмент и об особенностях профессиональной жизнедеятельности современного человека.

В основной части автор подробно рассказывает об основах профессионального стресс-менеджмента, аспектах изучения данной дисциплины и способах преодоления профессионального стресса.

В заключении автор приводит выводы по представленному материалу и практические советы по использованию.

Для создания книги было использовано 47 источников, преимущественно книги.

 

Аннотация 7

Психологический журнал. 2004. №3.

2.Ценностно-мотивационные детерминанты успешности преодоления посттравматических стрессовых нарушений у лиц опасных профессий. С. 180-183. Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова, Ю.В. Бессонова.

3. Ключевые слова: профессиональная деятельность, психологический стресс, Я-концепция, опасные профессии.

4. Статья состоит из трех компонентов: введения, основной части, заключения.

Во введении представлена мысль о том, что субъектность является основным методологическим принципом современных исследований.

В основной части авторы рассказывают об успешности реализации субъектом задач профессиональной деятельности. Также проведен анализ ценностно-мотивационных компонентов структуры для сотрудников МЧС, получены данные о преобладании универсализма и безопасности в их работе.

В заключении представлен вывод о преодолении профессионального стресса для представителей опасных профессий.

Аннотация 8

1. Организационное поведение: тем, кто избрал профессию менеджера: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / А. М. Сергеев. — Москва: Академия, 2005. 281 с.

2. Глава 1. Организационная культура. С. 12-61.

Глава 2. Мотивация и стресс. С. 62-112.

3.Ключевые слова: организационная культура, карьера, мотивация, стресс, конфликты, коммуникация

4.Книга состоит из нескольких разделов: введение, основная часть, заключение.

Во введении рассказывается об особенностях работы менеджера и характеристиках поведения успешного менеджера.

В основной части автор подробно рассказывает об аспектах организации работы менеджера, о становлении благоприятного эмоционального климата, даются дельные советы по достижению профессионального успеха.

4 стр., 1919 слов

Основные понятия стресса. Техники снятия стресса

... начинает разрушаться приводить к нервным срывам. Техники управления стрессом. - Экстренной помощи при стрессе; - Профилактики стресса. Регулярные систематические выполнения этих упражнений сформирует своего рода ... перед вами проблему. После появления синхронной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким вдохом – паузой – выдохом – паузой. Упражнение выполняется ...

В заключении автор подчеркивает актуальность темы и говорит о необходимости создания и поддержания хорошего эмоционального климата в любой профессиональной деятельности.

Для создания книги было использовано 62 источника, книги и статьи журналов.

Аннотация 9

1.Современная психология труда: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. А. Толочек. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 478 с.

2. Глава 6 «Методы изучения трудовой деятельности». С. 278-322.

Глава 7 «Условия профессиональной деятельности и эффективность труда». С. 323-356.

Глава 8 «Адаптация человека к профессиональной деятельности». С. 357-402.

Глава 9 «Профессиональная пригодность и профессионализм». С. 403-412.

Глава 11 «Подбор, расстановка и обучение персонала». С.420 – 449.

Глава 12 «Профессиональное самоопределение субъекта и профессиональная карьера». С.450 – 467.

3.Ключевые слова: инженерная психология, рабочее место, трудовая деятельность, профессиональный стресс, профессиональная пригодность, персонал, организационная психология, психология труда.

4. Книга состоит из нескольких структурных компонентов: введения, основной части, заключения, глоссария.

Во введении говорится о предназначении данного учебного пособия.

В основной части в нескольких главах структурно представлены все аспекты изучения профессиональной деятельности и проблема профессионального стресса в частности. В пособии содержатся материалы практических работ по психологии труда.

В заключении представлены тенденции, которыепроисходят в жизни, в технологияхтруда, в психологии в целом и психологии труда за последние 15 – 20 лет, прогнозы вероятных перспектив развития. Данная книга служит замечательной теоретической и практической базой в изучении темы профессионального стресса.

В глоссарии приведены термины и пояснения понятий, использованных в книге.

В книге использованы 170 источников, в основном книги, также материалы конференций и практических работ, периодических статей.

 

Аннотация 10

1.Журнал. Социологические исследования, № 6. Июнь 2007.

2. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях. И.В. Грошев. C. 122-130

3. Ключевые слова: конфликтность, профессиональный стресс.

4. Данная статья состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении автор говорит о построении конструктивных профессиональных отношений.

В основной части приводятся особенности конфликтности менеджера. Также приводится факторное представление структуры личности персонала в таблице, даны выводы по таблице. Также представлена диаграмма по подсчету предпочтительности стилей поведения руководителей, мужчин и женщин, в конфликтных ситуациях и их разрешении.

В заключении автор дает выводы по статье, показывает основные отличия в решении профессионального стресса у мужчин и женщин.

 

Аннотация 11

1. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. — 479 с.

2. Глава 1. Анализ адаптации личности. С. 11-68.

Глава 3. Практическое определение уровня адаптации личности. С. 121-148.

3.Ключевые слова: профессиональная деятельность, психологические исследования, стрессоустойчивость личности, управленческая адаптация, стрессоустойчивость педагога, аутогенная тренировка,ролевой тренинг.

4. Книга состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении дана информация об актуальности изучения психологии адаптации личности и ее внедрении в социальную сферу

В основной части приводятся статьи на тему психологии адаптации и социальной среды. Сборникметодологическим, теоретическим и эмпирическим проблемам адаптации личности к социальным изменениям в современном российском обществе.

Аннотация 16

1. Повышение стрессоустойчивости специалистов по работе с детьми-инвалидами и их семьями: [учебное пособие] / А. Л. Рудаков, Т. В. Горячева; ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». — Красноярск: СибГТУ, 2009. — 122 с.

2. Способы повышения стрессоустойчивости у специалистов по работе с инвалиды. С. 46-81.

3. Ключевые слова: стрессовые состояния у учителей, стрессовые ситуации, стрессовые состояния, управление стрессом, профессиональное выгорание.

4. Книга состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении дана информация об особенностях работы с детьми-инвалидами и качествах, требуемых для психолога, работающего с ними.

В основной части вводится информация о стрессоустойчивости, приводятся аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Также даны дельные советы по избежанию психологического стресса при работе с данной категорией граждан.

В заключении даны общие выводы, рассмотрены актуальные примеры и советы.

В книге использован 51 источник, в основном книги.

Аннотация 17

1.Мир человека: научно-информационное издание / Федерал.агентство по образованию, ГОУ ВПО «Сиб. гос. технол. ун-т». — Красноярск :СибГТУ.
2010, вып. 2/ редкол.: В. В. Игнатова, Т. В. Бондарева, А. А. Смирнова. — 262 с.
2. Конкурентоспособность личности. С. 37-72.

Эмоции в бизнесе и стрессоустойчивость. С. 111-146.

3.Ключевые слова: конкурентоспособность личности, профильное самоопределение, мотивация поведения, эмоции в бизнесе, стрессоустойчивость.

4.Книга состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении дана информация о месте человека в мире и о необходимости заниматься развитием личности и эффективным решением социальных ситуаций.

В основной части вводится информация о конкурентоспособности личности, стрессоустойчивости, даются советы по поведению в профессиональной среде. По большей части даны советы по избежанию профессионального стресса.

В заключении даны общие выводы, рассмотрены актуальные примеры и советы.

В книге использован 21 источник, в основном книги и материалы статей.

Аннотация 18

1.Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования, студентов специальности 0300301 Психология, 080505 Управление персоналом всех форм обучения / Л. Б. Соколовская ; Федерал.агентство по образованию, ГОУ ВПО «Сиб. гос. технол. ун-т». — Красноярск: СибГТУ, 2010. — 205 с.

2. Раздел 2. Профессиональная реализация. С. 39-82.

3. Ключевые слова: профессиональная деятельность, психофизиология,
профессиональная мотивация, профессиональная самореализация, профессиональный стресс, работоспособность.

4.Книга состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении дана информация о профессиональной деятельности в целом.

В основной части вводятся психофизиологические характеристики современного сотрудника, даны примеры и классификация и рассмотрен ряд популярных проблем. Книга дает хороший практический материал по борьбе с профессиональным стрессом.

В заключении даны результаты исследований, общие выводы по книге.

В книге использовано 79 источников, в основном книги и материалы периодических статей.

 

Аннотация 19

1. Эффективная профилактика профессионального: практическое руководство (сокращенный вариант) / Х. М. Алиев и др.; Москва: Институт Интеллекта Человека, 2011. — 170 с..

2. Профилактика профессионального стресса. С. 45-99.

3. Ключевые слова: профессиональный стресс, депрессия, профессиональное выгорание, информационный стресс, эмоциональные реакции, коммуникативный стресс, профессиональный стресс, синдром профессионального выгорания

4.Книга состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении дана информация об актуальности и значимости изучения вопроса преодоления профессионального и эмоционального стресса

В основной части доступно приведены термины, объяснения, примеры касательно коммуникативного, профессионального стресса и способы выхода из него.

В заключении даны рекомендации по решению конфликтов на работе, профессиональной этике и созданию здоровой психической атмосферы в коллективе.

В книге использовано47 источников, в основном книги.

 

Аннотация 20

1. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика / Н. Е. Водопьянова; С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург : Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. — 159 с.

2. Синдром выгорания: методология. С. 27-61.

3.Ключевые слова: профессиональное выгорание, синдром выгорания.

4.Книга состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении дана информация о существующем синдроме профессионального выгорания и его значении.

В основной части дана детальная информация о методиках борьбы с профессиональным выгоранием, теоретическое обоснование и практические примеры.

В заключении даны выводы по рассмотренным ситуациям, рекомендации для минимизирования данного синдрома и приводятся общие выводы по книге, кому она будет полезна.

В книге использовано 195 источников, в основном книги и тексты статей.

 

Аннотация 21

1. Психология социальной работы: учебник для студентов высшего профессионального образования / Л. В. Сафонова. — Москва : Академия, 2012. – 254с.

2. Глава 2. Психосоциальные проблемы. С. 26-52.

3.Ключевые слова: социальная работа, психосоциальные проблемы, кризисная психологическая помощь, копинг, синдром профессионального выгорания.

4. Книга состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении дана информация о значении социальной науки, необходимость ее изучения для достижения результатов в профессиональном образовании.

В основной части рассмотрены аспекты изучения данного вопросы, а именно: теоретические факты, копинг, профессиональное выгорание.

В заключении приводятся выводы по книге, рекомендации и ключевые советы.

В данном пособии использовано около 60 источников, в основном книги и статьи.

Аннотация 22

1.Психологические отношения субъектов экономической деятельности /В.П. Поздняков. М.: ИП РАН, 2000. 220 с.

2. Глава 3. Профессиональный стресс. С. 106-145.

3. Ключевые слова: психологические отношения, профессиональный стресс, социально-психологический феномен.

4. Книга представляет собой монографию, которая состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении дается характеристика динамики психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов экономической деятельности в условиях изменения форм собственности.

В основной части выявлены социально-психологические типы субъектов экономической деятельности, проанализированы особенности их взаимодействия с изменяющимися организационно-экономическими условиями. Научная новизна теоретического подхода автора проявляется в том, что психологические отношения рассматриваются на различных уровнях социально-экономического анализа: личностном, межличностном и межгрупповом.

В заключении приводится вывод по монографии, приводятся особенности психологических взаимоотношений в условиях изменения форм собственности.

Аннотация 23

1.Синдром психического выгорания: мифы и реальность / В. Е. Орел. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. — 294 с. 2. Профессиональное выгорание: причины и протекание. С. 112-178. 3.Ключевые слова: профессиональное выгорание, личность профессионала. 4. Книга состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения. Во введении дана информация о сущности синдрома психического выгорания. В основной части рассмотрены основные заблуждения по этому вопросу и приводятся конкретные факты. Подробно рассматриваются черты личности профессионала и наступление профессионального выгорания, его особенности. В заключении приводятся выводы по книге, рекомендации и ключевые советы. В данном пособии использовано более 200 источников, в основном книги и статьи.  

Аннотация 24

1.Причины и проявления эмоционального выгорания педагогов: учебное пособие / В. О. Штумф; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева». — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. – 102 с.

2. Профессиональный стресс педагога. С.54-78.

3.Ключевые слова: профессиональный стресс, эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания.

4.Книга состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении представлена роль педагогов и необходимость правильной профессиональной их деятельности с учетом потребностей профессии

В основной части рассмотрены вопросы эмоционального выгорания педагогов, объяснена специфика их работ и пути выхода из профессионального кризиса.

В заключении приводятся выводы по книге, рекомендации для педагогов в осуществлении их деятельности.

В данном пособии использовано 57 источников, в основном книги и статьи.

Аннотация 25

1.Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 2.

2.Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. А. Б. Леонова. — С. 75-85.

3. Ключевые слова: стресс, профессионально-личностная адаптация, профессиональный стресс, психопрофилактика стресса.

4. Статьясостоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении дано значение преодоления профессионального стресса.

В основной части рассмотрены основные психологические модели изучения стресса и обоснована методологическая схема анализа профессионального стресса в эмпирических исследованиях. На примере деятельности врачей продемонстрирована пригодность данной системы для подготовки программы оказания психологической помощи.

В заключении подведены итоги исследования и применяемых методик работ по снижению уровня профессионального стресса медицинских работников.

В данной статье использован 31 источник, в основном книги и статьи.

 

Аннотация 26

1.Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 3.

2.Психологические факторы физического и психического здоровья человека: по материалам исследований Института психологии РАН. А. Л. Журавлев. С. 107-117.

3. Ключевые слова: психическое здоровье,
профессиональная деятельность летчиков, стрессовое расстройство.

4. Статьясостоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении представлена актуальность изучения психического здоровья наряду с физическим и значимость его поддержания.

В основной части представлены результаты исследований, выполненных в Институте психологии РАН. К ним относятся исследования психологических факторов пренатального развития человека, когнитивных «моделей психического» в норме и при аутизме, психопатологических последствий пребывания человека в травматических стрессовых ситуациях. Систематизированы факторы психического здоровья в экстремальных условиях профессиональной деятельности летчиков, что позволило научно обосновать использование комплекса методов оценки психологических характеристик различных категорий летного состава в процессе клинико-психологической экспертизы.

В заключении даны выводы и особенности профессионального стресса летчиков.

В статье использован 21 источник, в основном книги и несколько статей.

 

Аннотация 27

1.Журнал. Медицинская помощь. — 2008. — № 1.

2.Профиль работы, личностные особенности и эмоциональное здоровье медицинской сестры. Л. Т. Баранская. С. 45-47.

3. Ключевые слова: профессиональный стресс, эмоциональное здоровье.

4. Статья состоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.

Во введении даны особенности работы медицинской сестры их влияние на создание сопутствующего профессионального стресса.

В основной части представлен и разобран подробно синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер.

В заключении даны выводы по статье, подчеркнута важность профессии.

В статье использовано 12 источников, книги и статьи.

 

 

Аннотация 28

1. Журнал. Медицинская помощь. — 2007. — № 4.

2.О профилактике стрессовых расстройств у средних медицинских работников. Л. И. Каспрук. С. 52-53.

3. Ключевые слова: стрессовые расстройства, стрессы, синдром профессионального выгорания, стрессогенные факторы

 

4. Статьясостоит из трех компонентов: введения, основной части и заключения.