Принятие решений в организациях (2 часа)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Научная дисциплина «Организационное поведение» (ОП) изучает поведение работников организационных структур с целью оказания действенного влияния на результативность деятельности организаций. Она направлена на разработку методов изучения поведения людей в различных ор­ганизационных ситуациях, обобщение практического опыта в объяснении причин поступков работников, разработку вероятной модели поведе­ния работника и управление его поведением.

Понимание людей и управление людьми и составляет суть организационного поведения.

Организационное поведение занимается изучением и использованием человеческого фактора в организации и в менеджменте, аккумулируя опыт не только прикладной психологии, но и опыт менеджмента, а также науки управления в решении проблем поведения человека на рабочем месте.

1.1. Цель преподавания дисциплины:

— изучение закономерностей и особенностей организационного поведения работников, результативных форм и методов воздействия на их поведение для управления эффективностью всей организации.

 

1.2. Задачи курса:

— сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития теории организационного поведения;

— изучить возможности организационного проектирования таких систем, в ко­торых работник, его способности и потребности поставлены в центр внимания;

— сформировать представление о сущности и содержании труда руководителя и научиться вносить изменения в систему управления поведением личности, группы, организации;

— проанализировать причины поведения работников, изучить методы, методику описания их поведения в условиях постоянно изменяющейся внешней среды;

— развить навыки современного управления поведением работника и рабочей группы в условиях деятельности организации.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Лекции, их содержание и объём в часах, наименование тем

(36 часов).

2.1.1. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационное поведение» (2 часа).

Предмет и задачи ОП. Индивидуальный, групповой, организационный уровни. Цели ОП. Методологические особенности ОП.

Структура организационного поведения (6 часов).

Природа поведения. Нормы поведения. Модель механизма поведения человека. Проектирование поведения. Природа человека. Структура личности.

Природа организации. Параметры организации. Стадии жизненного цикла организации.

15 стр., 7058 слов

Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении ...

... своих подчинённых, в том числе воздействовать на их поведение в конкретном конфликте - организационном, социально-трудовом или эмоциональном. Необходимо учитывать, что в условиях ... сущность конфликтов; )определить методы профилактики стресса; )выявить роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и профилактикой стрессов; )проанализировать сложившуюся роль руководителя ОАО « ...

Личность как субъект организационного поведения (6 часов).

Личность и организация: установки личности, уровень притязаний личности, восприятие ситуации. Персональное развитие в организации: личностный потенциал, социальные роли, стимулирующее подкрепление.

Группа как субъект организационного поведения (2 часа)

Групповое поведение в организации. Понятие, типы групп и их структура. Общие характеристики групп. Факторы, влияющие на создание групп.

Коммуникативное поведение в организации (2 часа).

Коммуникативные компетенции специалиста и их влияние на поведение в организации. Вербальное и невербальное общение. Коммуникативные барьеры.

2.1.6. Лидерство в организации: теории и подходы (2 часа).

Теория власти и влияния. Теория черт. Управленческая решетка Блейка и Мутона. Теория харизматического лидерства.

 

Конфликты в организации и их разрешение (4 часа).

Понятие конфликта. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Типы конфликтных личностей.Методы управления конфликтной ситуацией. Основные способы борьбы со стрессом.

Психологические особенности проведения деловых бесед и переговоров (4 часа).

Фазы общения. Подготовка к переговорам. Рассадка и ведение переговоров. Анализ переговоров. Стили делового общения при проведении деловых переговоров. Типы деловых собеседников.

Принятие решений в организациях (2 часа).

Классификация управленческих решений. Технологии, параметры и условия эффективности управленческих решений. Прогнозирование управленческих решений и их экономическое обоснование.

Мотивация и развитие человеческих ресурсов (2 часа)

Содержательные теории мотивации: теория Маслоу, теория Герцберга, теория Мак-Клелланда, теория Альдерфера.Оценка результатов труда и вознаграждение.

Стиль руководства и поведение организации (4 часа).

Личность руководителя и тип организации. Стили руководства. Природа изменений в организации. Управление нововведением. Поведенческий маркетинг: стадии формирования и типы.

 

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Алиев В.Г. Организационное поведение. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.

2. Зайцев Л. Г. Организационное поведение. М.: Экономистъ, 2005.

3. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИнфрА-М, 1999.

4. Ньюстром Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.

5. Кочетова А. И. Введение в организационное поведение и организаци­онное моделирование. М.: Дело, 2003.

Дополнительной

1. Батаршев А.В. Психология предпринимательской деятельности. М.: Международный центр конъюнктуры консал­тингового обучения «ЭМОНО-Р», 2004.

2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новоси­бирск: Наука, 2000.

3. Виханский, О. С. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2005.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 2001.

5. Герчикова, И. Н. Менеджмент. М.: Юнити, 2005.

6. Гибсон Дж. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы. М. : Инфра-М, 2002.

7. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1992.

9 стр., 4499 слов

Тема 4 Проблема поведения в теории поля: модель окружения

... в этом случае остается неизменным, имеет место эквивалентность исходов целенаправленного поведения. Использовавшиеся первоначально К. Левином понятия топологии не вполне удовлетворяли его, ... иллюстрация или учебная картинка; это – достоверная репрезентация наиболее общих структурных понятий левиновской теории, а именно – "человек", "психологическая среда", "жизненное пространство". Круг-в-эллипсе ...

8. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Эконо­мика, 2000.

9. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2003.

10. Карташова Л. В. Поведение в организации. М.: Инфра-М, 2004.

11. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. М.: Инфра-М, 2001.

12. Кочетова А. И. Введение в организационное поведение и организаци­онное моделирование. М.: Дело, 2003.

13. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме. М.: Инфра-М, 2004.

14. Крегер О. Типы людей и бизнес. М.: АСТ, 2003.

15. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель: Элементы психо­логии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд. М.: Дело, 2003.

16. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива», 2001.

17. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкнове­ния к взаимопониманию. М., 2001.

18. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 2004.

19. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2003.

20. Обинсон Д. Добейся от людей наилучшего. М.: ПАИМС, 2004.

21. Организационное поведение: практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина. СПб.: Питер, 2006.

22. ПанасюкА.Ю. Управленческое общение. М.: Экономика, 2000.

23. Пригожий А.И. Современная социология организаций. М., 2001.

24. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение. Практикум. М.: Инфра-М, 2006.

25. Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс-Академия, 2002.

26. Социальная психология и этика делового общения / Под общ. ред. В.Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2005.

27. Спивак В. А. Корпоративная культура. Теория и практика. СПб.: Пи­тер, 2003.

28. Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2006.

29. Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М.: Экономика, 2002.

30. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 2003.

31. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М.: Прогресс, 2003.

32. Шедрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб.: Питер, 2001.

33. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2003.

34. Шейнов В.П. Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед. Минск, 1999.

35. Шейнов В.П. Оптимальный стиль руководства. М., 2000.

36. Шредер Г. Руководить сообразно ситуации. М.: Интерэксперт, 2004.

37. Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине «Организационное поведение»

«Утверждаю»

Зав.кафедрой «Менеджмент»

_____________Г.А.Сульдина

«____»____________2011г.

3. Организационное поведение как научная дисциплина.

4. Предмет и задачи организационного поведения. Методологические особенности.

5. Структура организационного поведения. Природа поведения.

6. Природа человека, социально-психологическая структура личности

7. Природа организации. Стадии жизненного цикла организации.

8. Моделирование организационного поведения.

9. Основные теории и концепции для моделирования организационного поведения: теория психоанализа.

5 стр., 2423 слов

Тема 1. Теории поведения человека в организации

Психологические теории поведения человека в организации 1. Бихевиоризм как поведенческая концепция возник в начале 20 века (в 20- ... этих сил и занялись Фрейд и его последователи. Согласно Фрейду поведение личности в организации основано на том, что в период становления личности человек усваивает определенные ценности ...

10. Теория бихевиоризма.

11. Теория гуманистической психологии А. Маслоу.

12. Личность и организация: установки личности, уровень притязаний личности, восприятие ситуации.

13. Персональное развитие в организации: личностный потенциал, социальные роли, стимулирующее подкрепление.

14. Групповое поведение в организации. Группы и их основные характеристики.

15. Коммуникативные компетнции специалиста и их влияние на поведение в организации.

16. Лидерство в организации: теории и подходы.

17. Понятие конфликта. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Типы конфликтных личностей.

18. Методы управления конфликтной ситуацией. Основные способы борьбы со стрессом.

19. Психологические особенности проведения деловых бесед и переговоров.

20. Принятие решений в организациях.

21. Мотивация и развитие человеческих ресурсов.

22. Содержательные теории мотивации: теория Маслоу, теория Герцберга, теория Мак-Клелланда, теория Альдерфера.

23. Оценка результатов труда и вознагрождение.

24. Природа изменений в организации. Управление новвоведением.

25. Поведенческий маркетинг.

 

 

Составил доцент

кафедры менеджмента Бурганова Н.Т.

 

 

ГЛОССАРИЙ

А

Авторитарная модель организационного поведения — концепция, утверждающая, что воздействия на поведение работников и контроль над их действиями осуществляются посредством реа­лизации власти лиц, наделенных официальными полномочиями.

Авторитарный руководитель — руководитель, концентри­рующий в своих руках все властные полномочия и единолично принимающий связанные с деятельностью группы решения.

Акцентированная организационная культура — предполагает четко определенное направление развития, а общие перспекти­вы и цели, намеченные компанией, одобряются и поддерживаются всеми со­трудниками. Высшее руководство формулирует четкие установки. Энтузиазм и заинтересованность персонала служат залогом успеха деятельности по дос­тижению намеченных целей.

Б

Большая группа— группа с количеством членов больше 15 че­ловек.

Бюрократическая организационная культура — отражает стремление руководителя использовать принуждение в управ­лении людьми. Люди, способные заставить других выполнять их указания, имеют обыкновение контролировать то, что происходит вокруг, и рассматри­вать все с точки зрения власти и подчинения, концентрируя внимание на весь­ма специфических, но зачастую достаточно тривиальных деталях. Фирмы с бюрократической организационной культурой отличаются жесткой системой планирования и контроля, отражающей желание высшего руководства посто­янно быть в курсе событий, что дает им чувство безопасности.

В

Валентность — степень значимости получения поощрения для индивида, его устремленность к достижению поставленной цели.

Вероятностные теории лидерства— учитывают во взаимной связи ситуаци­онные факторы и эффективность лидерства.

Вертикальный конфликт— является следствием противоречий, возникающих между участниками, находящимися на разных уровнях социальной лестницы.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... правило, наступление более тяжких последствий. Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа ... имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства, легко превращаются в асоциальные ...

Взаимодействующее лидерство — модель, рас­сматривающая лидера и подчиненного как заключающих сделку агентов, тор­гующихся при этом для того, чтобы максимизировать полезность, извлекаемую из занимаемой ими позиции. Лидер выборочно делегирует полномочия, инфор­мирует, консультирует, вознаграждает или поощряет каждого из работников.

Взаимодействующий (трансакционный) лидер — заклю­чает с подчиненными сделку, при этом каждая из сторон стремится максими­зировать полезность, извлекаемую из занимаемой позиции.

Власть — способность индивида осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению, воздействовать на других людей и события. Ос­новной капитал руководителя, методы распространения его влияния.

Власть авторитета — один из каналов власти. При его исполь­зовании руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет властное влияние на них без демонстрации своей властной уполномоченности.

Власть влияния (референтная власть)— один из каналов власти, основанный на взаимодействии лидера с влиятельными лица­ми, что дает ему косвенную силу власти.

Власть должностного положения — один из каналов вла­сти. Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей.

Власть информации — один из каналов власти, основан­ный на том, что исполнители постоянно испытывают потребность в информа­ции, лидер обычно регулирует ее доступ к конкретным людям.

Власть компетенции— один из каналов власти, базирующий­ся на том, что профессионально подготовленный лидер оказывается наделен­ным правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производст­венным проблемам.

Власть награждать— один из каналов власти, основанный на том, что люди легко повинуются тому, кто имеет право и возможности награж­дать и миловать.

Власть принуждения — традиционный канал власти, бази­рующийся на побуждении людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием.

Внешние мотиваторы— внешние поощрения, которые имеют место независимо от природы труда, не обеспечивающие прямого удов­летворения в ходе выполнения рабочего задания.

Внутренние мотиваторы— внутренние поощрения, ко­торые человек ощущает в процессе труда, т.е. между трудом и поощрением су­ществует прямая и часто непосредственная связь.

Внутриличностный конфликт — результат того, что в каждой личности обычно сочетаются конкурирующие потребности и роли; различные способы выражения побудительных мотивов; разного рода барье­ры, возникающие между побудительным мотивом и целью; положительные и отрицательные ощущения, связанные с желаемой целью.

Внутриролевой конфликт — один из видов внутриличностного конфликта, вызванный невыполнимыми ожиданиями внутри конкретного человека.

Воспринимающий тип личности — психологический тип лично­сти, который фактически не может принимать решения. Люди воспринимаю­щего типа предпочитают в большинстве случаев позицию «поживем — увидим».

Г

Гигиенические факторы — условия, удовлетворяющие ра­ботника, если они присутствуют, и вызывающие чувство неудовлетворения в случае их отсутствия. Однако их роль как фактора мотивации весьма незначи­тельна. Используется также термин «поддерживающие факторы» или «необхо­димые условия труда».

7 стр., 3477 слов

Этапы развития группы. Конфликты как форма проявления противоречий, ...

... группа превращается в коллектив, для которого присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, ... людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, ... группы; üясность и определенность групповых целей; üдемократический стиль лидерства (руководства); üкооперативная взаимозависимость членов группы ...

Глобальная корпоративная культура — единая кор­поративная культура, разрабатываемая материнской компанией и внедряемая в зарубежные дочерние компании и подразделения.

Гомогенность — характеризует однородность группы, исходя из заданных параметров.

Горизонтальный конфликт— возникает между равными по занимаемому положению участниками.

Группа — двое и более людей, которые общаются между собой и влияют друг на друга.

Групповая динамика — социальный процесс взаимодейст­вий индивидов в малых группах.

Групповое мышление — как правило, тесно связанные между собой члены небольших групп не рискуют высказывать противоречащие воз­зрениям большинства мнения либо с готовностью присоединяются к точке зрения наиболее влиятельных (пользующихся авторитетом, доверием или про­сто упорно отстаивающих свои доводы) ее участников.

Д

Двухфакторная модель мотивации — мотивационная модель Ф. Герцберга, основное положение которой состоит в том, что определенный набор (адекватный комплекс) условий труда (мотивирующие факторы) мотивирует работника и приносит ему удовлетворение в то время, как другой набор (гигиенические факторы) определяет уровень неудовлетво­ренности.

Деспотичное лидерство (автократия)— в ситуации дес­потичного лидерства лидер принимает все решения и не позволяет подчинен­ным влиять на процесс принятия решения.

Диада— группа, состоящая из двух человек.

Заменители лидерства— факторы, обусловливаю­щие ограничение значения действий лидера. К источникам заменителей ли­дерства относятся характеристики сотрудников (способности, опыт, умение и навыки, профессиональная ориентация, безразличие к вознаграждению со стороны организации); характеристики задачи (отработанность и рутин­ность, четкость постановки, удовлетворение внутренних потребностей ра­ботника при ее выполнении); характеристики организации (формализованность, доступность руководства, сплоченность рабочих групп, изоляция ли­дера от группы).

Защитные стратегии— способы, с помощью которых че­ловек борется против стрессовых факторов.

И

Иерархия потребностей — подразделение человеческих потребностей на пять групп, которые располагаются в определенном иерархи­ческом порядке приоритетов таким образом, что одна группа потребностей превосходит другую по значимости. Лежит в основе теории иерархии потребно­стей А. Маслоу.

Избегающая организационная культура— ос­новывается на стремлении доминирующей коалиции избежать любых измене­ний. Руководство таких компаний пассивно, фирма не имеет четкой цели раз­вития, менеджеры стараются не принимать решений. Руководители компании склонны к депрессии из-за чувства беспомощности и зависимости от других. Личность с депрессивными наклонностями чувствует себя неспособной как-либо изменить текущие события и остро нуждается в любви и поддержке окру­жающих. Такие фирмы чаще всего работают в условиях стабильных рынков и технологий, им присущи многие характерные черты механистических органи­заций.

22 стр., 10977 слов

Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами. ...

... организации в управлении конфликтами. 4 Руководитель — посредник в конфликте. 6 Руководитель — субъект конфликта. 8 Аналитическая часть. 12 Описание конфликта. 12 Бланк анализа конфликта. 13 Карта конфликта. ... выбранной теме, разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное участие руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами, описание методов предотвращения конфликтных ситуаций. ...

Индивидуальное отождествление с карьерой— уникальный процесс, посредством которого человек оценивает свое место в обществе. Характер работы, положение в организации оказывают влияние на процесс отождествления.

Индивиды типаА — более сильные, агрессивные, склонные к конкуренции, нетерпеливые по отношению к себе и другим люди, комфортно чувствующие себя в условиях жестких временных рамок. Предъявляют повы­шенные требования к себе даже на отдыхе. Не осознают, что многие из сил дав­ления создают они сами, а не внешняя среда. Медленно восстанавливаются после стресса.

Индивиды типа В— расслабленные и покладистые, не склон­ные к конкуренции сотрудники, которые скорее принимают складывающуюся ситуацию, адаптируясь к ней, нежели пытаются «плыть против течения». Бы­стро восстанавливаются после стресса.

Индифферент— человек, работающий из-за зарплаты, причем работа не играет важной роли в системе его жизненных ценностей. Он может хорошо выполнять свою работу, но никогда не бывает привязан к работе или организации.

Инновационная культура — в фирмах с инновационной культурой высшее руководство ценит логический подход к анализу и рациональный — к процессу, стремится выявить сильные и сла­бые стороны компании и оценить ее конкурентные позиции. Менеджеры осознают необходимость реформ и считают себя ответственными за их про­ведение.

Интроверт — психологический тип личности, которому свойст­венны замкнутость, задумчивость, сосредоточенность. Такой человек сначала думает, потом говорит, предпочитает решать проблемы самостоятельно, у него ограниченный круг общения.

Интуитивный тип личности — психологический тип личности, для которого все относительно: все должно иметь смысл. Если человек интуи­тивного типа ищет что-то конкретное, он может пройти мимо и не заметить того, что ищет, Люди интуитивного типа получают знания произвольным пу­тем, иногда «скачками».

Иррациональный конфликт — любой вид конфронтации или взаимодействия между индивидуумами или группами, который может нанести вред организации или послужить препятствием достижению целей, стоящих пе­ред ней.

К

Каналы власти — определенная система коммуникаций, через которую осуществляется проявление власти.

Карьера— индивидуально воспринимаемая последовательность отношений и образов поведения, связанных с познаниями в сфере выполняе­мой работы, а также видов деятельности в течение жизни человека.

Коллегиальная модель организационного поведения— представляет собой дальнейшее развитие поддерживающей модели. Основана на утверждении, что командная работа побуждает сотрудни­ков организации к принятию на себя ответственности за осуществление про­цесса труда. В качестве ключевого элемента данная модель включает группу стремящихся к общей цели людей, предполагает формирование у работников чувства партнерства, ощущения своей необходимости и полезности.

Коллективизм— предполагает гармоничные отношения меж­ду членами конкретной группы.

Команда — группа, в которой обеспечено единство ее членов и уро­вень противоречий внутри группы находится на минимальном уровне.

10 стр., 4738 слов

1. Лидерство и психология личности 3

... на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. 1. Лидерство и психология личности Любая организация может быть представлена в двух планах: формальном и неформальном. ... степени благоприятности ситуации. Легче быть руководителем и лидером если: группа ему доверяет и симпатизирует, группа выполняет четко сформулированные задачи, положение лидера подкреплено реальной ...

Командная работа— состояние, которое достигается, когда ка­ждый член группы четко осознает свои задачи и цели группы, вносит свой вклад в их достижение, поддерживает усилия коллег.

Коммуникативная перегрузка — ситуация, когда объем информации существенно превышает возможности ее обработки или реальные потребности в ней.

Коммуникация — передача информации от одного чело­века к другому, один из способов доведения индивидуумом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.

Конфликт— воспринимаемая несовместимость действий и целей.

Креативная (творческая) организационная культура — фирмы с креативной организационной культурой больше ориенти­руются на командную работу, а не на правила и предписания. Работая в коман­де, сотрудники компании информированы о деятельности своих коллег и взаимосвязи поставленных перед ними задач.

 

Л

Лидерство— использование непринудительных форм воздей­ствия на людей для их мотивации к достижению целей организации.

Лидерство типа «путь — цель»— модель, предпола­гающая, что основное содержание деятельности руководителя состоит в ис­пользовании структур, обеспечении поддержки и вознаграждения работни­ков, что позволяет создать атмосферу, способствующую достижению целей организации посредством создания целевой ориентации, выбора и корректи­ровки пути к поставленным целям.

Личностные барьеры— коммуникативные помехи, в ос­нове которых лежат человеческие эмоции, системы ценностей и неумение аде­кватно оценивать ситуацию.

Личностный подход к изучению лидерства — изу­чает личность и характеристики лидера. Теории лидерства, базирующиеся на данном подходе, основаны на мнении, согласно которому личности эффек­тивных лидеров и тех, кто лидерами не являются, существенно различаются. Концентрируется на том, кем лидер является.

Личность— относительно стабильная форма организации всех характери­стик индивида, устойчивая система признаков, определяющих его уникаль­ность.

М

Малая группа— чаще всего такая группа насчитывает не ме­нее 4 и не более 15 человек, что обеспечивает хорошую возможность для взаи­модействия членов группы и их сплоченность.

Межгрупповой конфликт— конфликт между различны­ми группами при их взаимодействии. В основе межгруппового конфликта ле­жит борьба за ресурсы, взаимозависимость задач, неопределенность в сфере полномочий, борьба за статус.

Межличностный конфликт— конфликт между отдель­ными индивидуумами, возникающий из-за индивидуальных различий, несо­вместимости ролей, дефицита информации, стресса.

Межролевой конфликт— один из видов межлич­ностного конфликта. Возникает, когда два или более человека предъявляют несовместимые требования к индивидууму.

Меланхолик — тип индивидуального темперамента человека. Это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, труд­ность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, пассивен, обидчив.

Модель ситуационного лидерства — ситуацион­ный подход к изучению лидерства предполагает, что наиболее важным факто­ром эффективности стиля лидерства является уровень подготовленности и зрелости подчиненных, а также факторы, определяющие ситуацию.

9 стр., 4428 слов

Психология управления. Личность и группа: проблема лидерства и руководства

... коллектив обусловлены качествами последователей, потому что авторитетная личность зависит от группы. Имея модель лидерства, последняя требует от реального человека, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — способности ...

Модель случайного лидерства Фидлера— объясняет, как взаимодействуют и влияют на качество работы группы ориентация лидерства, установки группы и характеристики задач.

Модель П. Херши и К. Бланшарда— модель случайного лидерства, основанная, как и разработки Университета Огайо, на двух типах поведения: «направленность на задачу» и «направленность на отношения». Для выбора оптимального поведения лидеру следует учесть способность и желание подчиненных идти за ним.

Мотив— определенные побуждения к действиям: инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания, стремления, идеалы, ценностные ориентации и т.д.

Мотивирующие факторы— связаны с характером и сущностью выполняемой человеком работы.

Мотивация — процесс стимулирования сотрудников организа­ции, побуждающий их осуществлять деятельность по достижению индивиду­альных целей и общих целей организации. Воздействует на побудительные силы человеческой деятельности как осознаваемые, так и не осознаваемые са­мим человеком.

Мыслительный тип личности— психологический тип личности, который вносит объективность в процесс принятия решения. Характеризуется аналитическим складом ума, волевой, справедливый, беспристрастный.

Н

Невербальные коммуникации — выступающие средством коммуникации действия (или бездействие) индивидов.

Неформальная организация — совокупность личных и социальных отношений, никак не определяемых формальной организацией, но возникающих спонтанно как результат совпадения интересов сотрудников. Не имеет жесткой системы формализованных правил и процедур функциони­рования. Может существовать как сама по себе (семья, друзья, клубы и т.д.), так и в структуре формальных организаций.

Неформальные группы— группы, сформированные на ос­нове общих интересов, близости и дружбы.

Неформальные группы горизонтальные — группы, состоящие из людей, занимающих сходное положение, выполняющих на ра­боте примерно одинаковые функции.

Неформальные группы вертикальные— группы, со­стоящие из людей, находящихся на различных ступенях организационной ле­стницы.

Неформальный лидер— индивид, обладающий наивысшим статусом в неформальной организации, который проявляется в демонстрации влияния на членов неформальной группы.

Номинальное лидерство — в ситуации номинального лидерст­ве управляющие позволяют группам иметь полную автономию.

О

Опекунская модель организационного поведения— данная модель базируется на концепции, утверждающей, что поведение и действия работников организации определяются их потреб­ностями в безопасности и чувстве защищенности. Предполагает формирова­ние трудовых отношений таким образом, чтобы усиливалась зависимость со­трудника от организации. При этом со стороны сотрудников обеспечивается лишь пассивное сотрудничество.

Организационная культура — определенный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации либо ее внутренним подразделениям и разделяемых всеми члена­ми организации. Это уникальная «духовная программа», отражающая «инди­видуальность» организации, ее атмосфера или социальный климат.

Организационная культура, основанная на доверии — не признает необоснованных страхов. Ее отличительными чертами являются взаимное доверие, справедливость, открытость. Руководители уве­рены в себе и своих сотрудниках, считая их высококвалифицированными спе­циалистами, компетентными в своей области, стремящимися достичь опреде­ленных результатов и соответствующим образом мотивированными. Такая фирма может, например, активно искать новые стратегические ниши, где она может обеспечить себе определенные конкурентные преимущества.

Организационное поведение— научная дисципли­на, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях и выра­батывающая практические рекомендации по использованию полученных знаний.

Организационный конфликт— конфликт, связанный с иерархией; функциональный конфликт, конфликт между штабным и линей­ным персоналом, между формальной и неформальной организацией. Неотъемлемыми составными частями конфликта в организации являются внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликты.

Отрицательная мотивация — связана с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не толь­ко в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха.

Открытое, демократичное лидерство, допускающее участие— управляющие консультируются со своими подчиненными при ре­шении соответствующих вопросов и позволяют им оказывать некоторое влия­ние на процесс принятия решений. Такое лидерство не предполагает каратель­ных мер, а общение с подчиненными происходит на равных.

П

Параноидальная организационная культура — параноидальной организационной культуре присущ дух всеобщего недоверия и подозрительности. Основу параноидальной организационной культуры со­ставляет страх перед грядущей угрозой, которая может быть и мнимой. Страх и подозрительность снижают способность руководителя быстро принимать важ­ные стратегические решения в условиях быстро меняющейся внешней среды.

Персональный ролевой конфликт— возникает, когда организационная культура вступает в противоречие с ценностями сотрудника.

Поведенческий подход к изучению лидерства — связан с теориями, описывающими поведение лидера. Данные теории пытаются свя­зать то, что лидер делает, с его эффективностью.

Позиции карьеры— это специфичные индивидуальные факторы, которые связаны с работой человека. К позициям карьеры относятся место работы, уровень достижений, степень взаимосвязи между работой и дру­гими аспектами жизни человека и т.п.

Политизированная организационная культура— характерна для компаний, руководители которых стремятся изоли­ровать себя от окружающих. Фирмы с политизированной организационной культурой не имеют четко определенных направлений развития. В условиях отсутствия лидера отдельные личности и группы начинают борьбу за власть, и менеджеры нижних уровней вступают в эту борьбу с целью упрочить свою собственную позицию и статус.

Положительная мотивация— стремление добиться успе­ха в своей деятельности. Обычно предполагает проявление сознательной ак­тивности и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств, например одобрение тех, с кем трудится данный человек.

Порог стресса — уровень фактора напряжения, который человек может вынести до момента возникновения стрессового состояния, не­благоприятно воздействующего на показатели производительности.

Потребность — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, принявшее специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивидуума.

Приспособляемость карьеры— готовность и способ­ность человека изменить род занятий и/или рабочую обстановку для того, что­бы утвердить собственные стандарты развития карьеры.

Профессионал — индивид, сосредоточенный на работе, а не на организации, склонен рассматривать требования организации как неприят­ность или затруднения, которых он старается избежать.

Процессный подход к изучению лидерства — определяет процедуру общения лидера и подчиненного. Теории, базирующие­ся на данном подходе, пытаются объяснить процессы, в ходе которых развива­ются отношения между лидерами и подчиненными.

Проявление стресса — физиологические, психологи­ческие или поведенческие изменения, вызванные первичной оценкой си­туации.

Р

Рабочая команда — небольшие регулярно сотрудничающие и координирующие свою деятельность группы организации, созданные для вы­полнения конкретного задания.

Рациональные конфликты— это конфронтация между ин­дивидуумами или группами, которая повышает результативность деятельно­сти организации.

Рефрейминг— изменение в сознании организации. Это осозна­ние организацией того, что она из себя представляет, чего может достичь.

«Решетка лидерства» — модель лидерства, основанная на предположении, что лидеры организаций действуют по двум параллельным направлениям, которые обозначаются как «внимание на производство» и «внимание на людей».

Ролевой конфликт — ощущение, возникающее в тех случаях, когда окружающие имеют другие представления или ожидания по поводу роли индивида и затрудняющее осуществление одного набора ожиданий без отказа от другого. Возникает, когда человек не справляется со всеми поручениями и видами работ из-за их противоречивости.

С

Самодостаточная организационная культура — в фирмах с такой организационной культурой во главу угла ставится независимость, индивидуальная инициатива, личные достижения. Сотрудни­ки таких компаний уверены, что успех их фирмы напрямую зависит от их лич­ного успеха. Менеджеры имеют возможность развивать и осуществлять свои идеи. За достижения их должным образом награждают, поощряя при этом са­модисциплину.

Сангвиник— тип индивидуального темперамента челове­ка. Это сильный тип. Хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен.

Семантические барьеры — ограничения коммуникаций, связанные с многообразием значений используемых в сообщениях символов.

Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

Сенсорный тип личности— психологический тип личности, для ко­торого все реально, существует, находится рядом. Такие люди предпочитают учиться на фактах, которые им преподносятся последовательно.

Система экономического стимулирования— систе­ма, в соответствии с которой оплата труда сотрудника изменяется пропорционально некоему критерию, связанному с показателями деятельности индиви­да, группы или организации в целом.

Ситуационная (вероятностная) модель лидерства — модель, основанная на предположении о том, что адекват­ный стиль руководства определяется оценкой менеджером текущей ситуации как благоприятной, неблагоприятной или промежуточной.

Ситуационный (вероятностный) подход к изучению лидерства — базируется на вероятностных теориях ли­дерства, учитывает не только внутренние факторы, но и влияние внешней сре­ды. Является наиболее современным и чаще всего используемым на практике. В основе его лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в ходе анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.

Содержательные теории мотивации— основы­ваются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потреб­ностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Сплоченность— степень, в которой члены группы поддержи­вают друг друга, полагаются на помощь коллег, стремятся к пребыванию в ря­дах коллектива. Сплоченность группы — это показатель, определяющий нали­чие в группе связей особого типа, характеризующих социально-психологичес­кую общность людей, единство взглядов и стремление к общей цели, это заинтересованность членов группы в ее существовании.

Статус — социальный ранг личности в группе, мера уровня призна­ния, уважения и принятия личности окружающими. Это относительная пози­ция человека внутри группы или общества.

Степень открытости— характеристика, которая определя­ет уровень входных барьеров в ту или иную группу.

Стиль лидерства— устойчивое сочетание теоретических, воззрений, навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющих­ся в поведении лидера.

Стресс— общий термин, применимый ко всем испытываемым ин­дивидами формам давления.

Т

Темперамент — врожденные особенности человека, опреде­ляющие характер его психики — степень уравновешенности, эмоциональной подвижности.

Теория X— традиционный авторитарный набор предположений очеловеческой природе. Согласно этой теории люди боятся ответственности, лишены честолюбия и желания самореализоваться, стремятся к спокойной жизни, и заботит их прежде всего личная безопасность, поэтому необходимо заставлять их работать насильно, принуждать к труду угрозами.

Теория У — гуманистический и поддерживающий подход к управлению трудовой деятельностью людей. Данная теория опирается на веру в моральный потенциал человека, в ее рамках рабочая сила становилась ресур­сом, обладающим существенным потенциалом. Следует содействовать моти­вации сотрудников, предоставляя им большую свободу в работе, поощряя творческий подход, упраздняя внешний контроль и поощряя самоконтроль.

Трансформирующий лидер — трансформирующий лидер, в отличие от взаимодействующего, влияет на ценности подчиненных, на их чувство собственного достоинства, на доверие и уверенность по отношению к нему. Трансформирующий лидер стремится изменять контекст личных ин­тересов подчиненных. Его влияние основано на способности вдохновлять подчиненных и поднимать степень их сознательности, обращаясь к наиболее высоким идеалам и ценностям.

Триада— группа из трех человек.