Причины возникновения речевой агрессии

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Понятие речевой агрессии………………………………………………..4

2. Причины возникновения речевой агрессии…………………………….5

3. Выявление присутствия в общении речевой агрессии…………………7

4. Специфические формы речевого поведения в субкультурах………….9

5. Подходы к изучению агрессии………………………………………….11

5.1. Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений..11

5.2. Этологическая концепция агрессии………………………………..12

5.3. Фрустрапионная концепция агрессии………………………………13

5.4. Бихевиористическая концепция агрессии, или теория социального научения………………………………………………………………13

5.5. Психолингвистический подход к определению сущности речевой агрессии………………………………………………………………15

6. Стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии…………..17

Заключение…………………………………………………………………..19

Список использованной литературы………………………………………20

 

Введение

Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости (толерантности) и нетерпимости (интолерантности).

Необходимость исследования этой проблемы обусловлена её включённостью в социальный контекст, так как именно общество выполняет функцию регулятора разнообразных проявлений данного феномена.

Целью данной работы является изучение речевой агрессии. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

· Определить понятие речевой агрессии

· Выявить подходы к изучению агрессии

· Выявить причины возникновения, стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии

 

Понятие речевой агрессии

Речевую (вербальную) агрессию в самом общем виде можно определить как обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме. [6, С.9]

По данным Словаря иностранных слов: актуальная лексика, толкование, этимология, слово «агрессия» в русском языке зафиксировано во второй половине XVIII века со значением «вооружённое нападение на государство с целью захвата его территории и насильственного подчинения». Со второй половины XX века у слова появилось новое значение: «активно враждебное поведение одного человека по отношению к другим». [1, С.21]

5 стр., 2438 слов

Глава 1. Понятие «Общество». Основные концепции понятия….5

... постоянно ткут и завязывают своими повседневными действиями — трудом.. Глава 1. Понятие «Общество». Основные концепции понятия. Общество — открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных ... об обществе как специфической сфере бытия, имеющей свои законы. Глава 1.1 Понятие «Личность». Типология Личности Личность – выражение социальной сущности и содержания человека ...

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой приводит такую дефиницию: 1. Незаконное с точки зрения международного права применение вооружённой силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. 2. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность. [5, С.7]

По мнению Л. Ениной, «речевая агрессия – это сфера речевого поведения, которая мотивирована агрессивным состоянием говорящего. [3, С.105]

В психологическом аспекте агрессию можно представить как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. [2, С.24] Эта трактовка агрессии более жёстка и категорична, чем дефиниции из лингвистических словарей, т. к. само слово «ущерб» (потеря, убыток, урон) несёт ярко негативную окраску, не оставляющую надежды на быстрое или возможное восполнение утраченного.

 

Причины возникновения речевой агрессии

Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения.

С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций (реакций на внешние и внутренние раздражители окружающей среды) и чувств (особого вида эмоциональных переживаний, отличающихся сравнительной устойчивостью и возникающих на основе высших социальных потребностей человека).

К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение, презрение и пр.

Такая агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель. Например, человеку нагрубили в магазине, наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре – ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.

С другой стороны, речевая агрессия может возникать и как особое намерение – целенаправленное желание говорящего нанести коммуникативный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).

Так, например, школьники могут преднамеренно высмеивать одноклассника, чтобы повысить собственную самооценку, продемонстрировать «власть», доминантную позицию, укрепить свой авторитет в детском коллективе.

Вербальная агрессия на уровне негативных эмоций и чувств выступает как агрессивное речевое поведение – мало осознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Преднамеренное, целенаправленное, инициативное словесное нападение является агрессивной речевой деятельностью и определяется как осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность.

7 стр., 3173 слов

Язык и речевая культура в жизни человека

... понятия культуры речи Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик ...

Именно последняя разновидность речевой агрессии («per se» – лат. «сама по себе», агрессия «в чистом виде») наиболее опасна в коммуникативном отношении, поскольку она представляет собой продуманный, спланированный, подготовленный речевой акт, цель которого – нанесение коммуникативного вреда адресату, разрушение гармонии общения.

Кроме того, существуют особые ситуации, применительно к которым можно говорить об имитации агрессии – своеобразной словесной игре. Например, говорящий шутит или хочет продемонстрировать свою потенциальную склонность к обидному общению.

Подобное общение часто переходит в ситуацию настоящей речевой агрессии, так как оно происходит в атмосфере значительной эмоциональной напряженности и может привести ко взаимному непониманию, разобщенности, отчужденности его участниковА вдруг он не шутит, а действительно злится?»).

Другой случай имитации агрессии – аггро, что означает особые ритуальные действия перед проявлением настоящей агрессии или вместо нее. Эти действия могут быть как вербальными (например, речевки футбольных «фанатов»), так и невербальными (например, жреческие племенные пляски, жесты и движения слушателей рок-концерта и т. п.).

 

 

Стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии

Наиболее общее направление предотвращения агрессии – самонаблюдение и самоконтроль человека над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия.

Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию собеседника, «быть выше ссоры». Способность к эмпатии — сопереживанию проблемам другого человека, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние – очень важны для коммуникативной культуры каждого индивидуума.

Толерантность – терпимость, снисходительность – также необходимое качество, которое предполагает корректность высказываний, особенно оценочного характера, умение прощать, признание права собеседника на собственное мнение.

Выделяется также множество стратегий смягчения речевой агрессии в конкретных речевых ситуациях.

Игнорирование представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его негативный сценарий. Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для собеседника общение.

Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние; перевести разговор на другую тему.

Также можно выделить такие стратегии, как метод проецирования положительных личностных качеств, метод «тактического сомнения», положительные оценочные высказывания, открытое словесное порицание и др.

Речевой этикет также располагает конкретными средствами, направленными на предотвращение агрессии. Среди них можно выделить извинение, побуждение, вежливое обращение, предположение, комплимент.

Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие выражения вместо грубых или бранных.Основная цель, которая преследуется говорящими при использовании звфемизмов в социальных и межличностных отношениях, — стремление избегать коммуникативных конфликтов и неудач, не создавать у собеседника ощущения коммуникативного дискомфорта.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Подчинение установленным правилам, помогающим создать благоприятную обстановку, поддерживание общения в тональности, исключающей речевую агрессию, отказ от языковых средств, оскорбляющих человеческое самолюбие, унижающих достоинство, — вот несложные с точки зрения теории и не очень простые с точки зрения практики постулаты, сдерживающие речевую агрессию.

 

Заключение

Изучив эту проблему, автор сделал вывод о том, что речевая агрессия это довольно распространенное сегодня явление, с которым мы сталкиваемся с детских лет. Существуют способы смягчения и предотвращения речевой агрессии.

· Определить понятие речевой агрессии можно как обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме

· Выявив подход к изучению сущности речевой агрессии можно сказать что в особом преобразовании внешних процессов (различных реакций человека на негативные эмоциональные раздражители) во внутренние процессы, связанные с речемыслительной деятельностью, поскольку важнейшей формой выражения эмоций у человека является речь.

· Выявив причины возникновения, стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии мы пришли к выводу, что часто достаточно просто попытаться встать на позицию собеседника, «быть выше ссоры». Способность к эмпатии — сопереживанию проблемам другого человека, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние – очень важны для коммуникативной культуры каждого индивидуума.

Необходимо бороться с этим вредным явлением, и начать нужно, прежде всего, с себя и своей речи, а так же помочь своим близким не допускать оказания влияния речевой агрессии на их жизнь.

 

 

Список использованной литературы

1. Арапова Н. С., Кимягарова Р. С. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкование, этимология. – М , 1999.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2002.

3. Морозова Е. В. Речевая агрессия и стратегии ее смягчения. – Режим доступа —

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2003.