Презентация на тему: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет» (КемГУ) Кафедра обшей психологии и психологии развития

А.Г. Портнова

Психология развития, возрастная психология

Конспект слайд-лекций(тексто-графическиеучебные материалы)

Издается по решению Редакционно-издательскогосовета КемГУ

Издатель:

КемГУ 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Кемерово

2013

Утверждено на заседании кафедры общей

Утверждено на заседании методической

психологии и психологии развития

комиссии

Протокол № …. от …………………2012 г.

социально-психологического

Заведующий кафедрой,

факультета КемГУ

д.психол.н., профессор И.С. Морозова

Протокол № …. от …………………..2013г.

 

Председатель методической комиссии

 

___________________________________

Психология развития, возрастная психология:слайд-конспектлекций:тексто-графическиеучебные материалы [Электронный ресурс]/ А.Г. Портнова; КемГУ. – Электрон. дан. – Кемерово: КемГУ, 2013. – 1 электрон. опт. диск(CD-R).– Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 500 МГц; 512 Мб оперативной памяти; видеокарта SVGA, 1280×1024 High Color (32 bit);___ Мб свободного дискового пространства; Microsoft Office Power Point 2003 и выше. – Загл. с экрана. – Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» ____________

«Психология развития, возрастная психология: конспектслайд-лекций»представляет собой набор слайдов, разработанных на основе мультимедийных технологий. В данной лекции представлен теоретический и практический материал, структурированный в виде основных понятий, схем, разбора уроков. Он имеет модульную структуру и может быть адаптирован к различным целевым группам слушателей.

Слайд-лекциипредназначены для студентовсоциально-психологическогофакультета, слушателей курсов повышения квалификациинаучно-педагогическихработников вузов в области психологии.

Составитель:

Портнова Алла Георгиевна– доцент кафедры ОП и ПР КемГУ,

© А.Г. Портнова, 2013 © КемГУ, 2013

2

Раздел 1. «Теоретические и методологические вопросы возрастной изменчивости психики»

Тема 1. Предмет и методы психологии развития и возрастной психологии

Тема 2. Онтологическая характеристика развития психики человека

Тема 3. Хронологические характеристики индивидуального развития человека

Тема 4. Структурно-динамическиепреобразования в индивидуальном развитии человека

Тема 5. Детерминация психического развития

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет психологии развития и возрастной психологии.

Задачи психологии развития и возрастной психологии.

Понятие о возрасте. Системный подход.

Классификация методов возрастной психологии.

Практическое и теоретическое значение психологии развития и возрастной психологии.

Объектом психологии развития являются не сами психические явления, а их возрастная изменчивость.

Предмет психологии развития, возрастной психологии

Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики

Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

Развитие различных видов деятельности (активности)

Формирование качеств личности

Возрастные и индивидуальные психологические особенности

http

://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_% D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F

Задачи психологии развития

Научное обоснование возрастных нормОписание эталонов зрелости

Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды жизни

Прогнозирование развития. Для развертывания психических «ресурсов» человека необходимо понимать и учитывать ранние периоды его жизни.

Специфика объекта психологии развития и возрастной психологии

На протяжении жизни происходит не только рост, но и разные качественные преобразования в психическом развитии человека, характеризующиеся целым рядом черт.

Возрастная изменчивость характеризуется разной интенсивностью в зависимости от периода человеческой жизни и, следовательно, имеет разное значение в общей совокупности факторов развития в зависимости от фазы жизни.

Возраст как фундаментальная характеристика человека опосредуется всеми другими характеристиками, как биологического, так и социального плана. К ним относятся индивидные свойства, половые и нейродинамические особенности человека, которые на каждой возрастной ступени развития взаимосвязаны по-своему.

Возрастные особенности проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью психических функций на каждом этапе развития человека. Стадии индивидуального развития зависят от образа жизни, от реальных форм деятельности, их конкретного содержания.

«Возраст — это суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического

созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общеэкономического, культурного, идеологического и социальнопсихологического развития человека в конкретных

исторических условиях».

Б. Г. Ананьев

Интегральный подход в возрастной психологии выражается в том, что происходит объединение отдельных фаз и периодов жизни человека с учетом данных, получаемых в различных психологических науках, а также данных других наук о человеке как биологического, так и социального цикла. Такой синтез фаз жизни в целостный жизненный цикл позволяет выявить самые общие закономерности индивидуального развития человека с момента его зарождения и использовать их для решения современных задач психологии развития и возрастной психологии.

Объединение фаз развития в целостный жизненный цикл, сложность объекта психологии развития и возрастной психологии приводят к необходимости многогранного системного анализа, сочетания подходов и аспектов рассмотрения для более глубокого научного понимания.

 

Современное состояние научных

 

знаний позволило Е.Ф. Рыбалко

 

выделить различные аспекты

 

рассмотрения возрастной

 

динамики психики как объекта

 

научного познания.

 

К ним относятся

 

биосоциальный,

 

хронологический, структурно-

 

динамический и каузальный

 

аспекты.

 

В рамках системы этих аспектов

 

возможно достаточно полно

 

охватить специфику возрастной

 

динамики индивидуального

 

развития человека.

 

http

 

://spbu.ru/faces/professors/170-ps

Е.Ф. Рыбалко

icho/848-rybalko

Презентация на тему: Хронологическ ий аспект

Хронологическ ий аспект

Онтологически й аспект

Возрастна

Структурно-

я

изменчиво

динамический

сть

аспект

психики

 

Каузальный

аспект

Рис. Аспекты системного описания объекта возрастной и дифференциальной психологии

С онтологической, биосоциальной позиции объект психологии развития и возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Этот аспект позволяет трактовать психическое развитие с точки зрения способа его существования, выявлять его специфику у человека, заключающуюся в единстве биологического и социального бытия при ведущем значении социального.

Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека.

Макрохронологический подход направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру длительности, средней и максимальной продолжительности жизни.

Микровозрастной анализ позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки времени и на протяжении всего жизненного цикла. При таком анализе обнаруживается неравномерность и гетерохронность развития как основные онтогенетические закономерности возрастной динамики.

Среднехронологический подход рассматривает стадиальность развития отдельных функций и периодизацию жизненного цикла человека.

Структурно-динамическийаспект дает возможность определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения дифференцированности и степени интеграции отдельных функций, свойств, процессов. При таком анализе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и происходят качественные преобразования в возрастной динамике психики.

Каузальный аспект предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов (наследственности, среды, активности), движущих сил, условий и механизмов развития человека (социальной ситуации развития, ведущей деятельности, кризисов развития, психологических новообразований).

При системном анализе важно соотнести между собой различные онтологические характеристики индивидуального развития, которые выявляются при рассмотрении объекта курса с точки зрения каузальной, структурно-динамической,хронологической позиций и в аспекте биосоциального единства. Такой анализ позволяет подойти к более глубокому пониманию сущности возрастной и

Системный подход способствует комплексности исследования.

Сложность процесса психического развития предполагает использование разнообразных методических приемов его исследования.

Б. Г. Ананьевым была разработана классификация методов, включающая полный цикл возрастнопсихологического исследования: организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.

Биография Б.Г. Ананьева

http:// vocabulary.ru/dictionary/372/word/ananev-bo ris-gerasimovich

Классификация методов

Организационные

Лонгитюдиналь

-ный,или «продольных»

срезов

«Поперечных»

срезов, или

сравнительно-

возрастной

Комплексный

Эмпирические

Обсервационные

(наблюдение,

самонаблюдение

)

Эксперименталь

ные

(лабораторный,

полевой,

естественный,

констатирующий , формирующий эксперименты)

Праксиметричес

кие

Биографические

Анкетирование

Беседы,

интервью

Психодиагности-

Обрабатывающие

Интерпретационные

Количественные:

Генетические

Определение

(описание и

средне-

интерпретация

арифметической,

коэффициента

генетических

вариации, лимитов, связей между

критерия

фазами и

Стьюдента и др.

уровнями

Регрессионный

Дискриминантны

развития)

анализ

 

й анализ

Структурные

Дисперсионный

анализ

(описание и

Корреляционный

интерпретация

и факторный

взаимосвязей

анализы

между

Таксономический

анализ и др.

отдельными

Качественные:

параметрами

Психологическая

развития)

казуистика

 

Дифференциация

 

по типам, группам,

 

вариантам

 

Практическая потребность психологии развития и возрастной психологии состоит в управлении ресурсами и резервами человека. Значимыми становятся задачи научного обоснования профессионального отбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, обучение детей и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни. Современное общество заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышения уровня творческого потенциала и работоспособности человека на протяжении всей его жизни.

Вопросы к аудитории

1. Чем объясняется актуальность изучения психологии развития и возрастной психологии в современных условиях?

2. В чем заключается системный подход при определении предмета психологии развития и возрастной психологии?

3. С какими науками психология развития тесно связана и почему?

5. Какие группы методов представляют весь цикл возрастно-психологическогоисследования?

Презентация на тему: Литература к лекции

Литература к лекции

Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. Гл. 2.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. Гл. 4,5.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002. Гл. 2,3.

Рубинштейн СП. Основы общей психологии. СПб., 2000.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. – 256 с.

Тема 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Видовая специфика биологического в развитии человека.

Генетические уровни

психофизиологической организации и ее развитие.

Социальное в развитии человека и

его психики.

Связь биологического и социального многопланова: биологическое выступает по отношению к психическому как механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), как предпосылка, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.д. В начале жизни преобладает естественный путь развития, переход на социальный путь развития происходит с момента овладения ребенком речью. На базе индивидных характеристик идет социальное развитие в двух направлениях: развитие интеллекта и развитие личности.

Таким образом, онтологический аспект системного подхода позволяет рассматривать психическое развитие с точки зрения способа существования, выявляя специфику психического развития человека, которая заключается в единстве его биологического и социального бытия, при ведущем значении социального.

Вопросы к аудитории

1, В чем состоит биологическая детерминанта человека?

2. Назовите основные стадии социализации человека.

Литература к лекции

Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации// Человек и общество / Под общ. ред. Б.Г. Ананьева, Л.И. Спиридонова. Л., 1971.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

Биологическое и социальное в развитии человека/ Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М., 1977.

Карсаевская М.Ю. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л., 1970.

Онтопсихопогия I Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2003.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

Тема 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики.

Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития.

Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека.

Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики.

Хронологический аспект системного анализа подразделяется на микрохронологический, макрохронологический и среднехронологический подходы.

Макрохронологический подход направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру длительности, средней и максимальной продолжительности жизни. Макрохонологический подход выявляет факторы индивидуальной продолжительности жизни: социальноэкономические факторы активного образа жизни (двигательный режим, трудовая деятельность, питание, стрессовые факторы); экологические, генетические.

Микрохронологический подход позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека. При таком анализе выявляется неравномерность развития как основная онтогенетическая закономерность возрастной динамики, которая в каждом конкретном случае может быть выражена в виде формулы, описывающей кривую роста психических функций. При сопоставлении между собой кривых возрастной динамики отдельных психофизиологических функций выявляется действие следующей онтогенетической закономерности гетерохронии развития.

Гетерохрония — разновременность прохождения разными функциями основных стадий и фаз — свидетельствует о противоречивости развития человека.

Смысл неравномерности и гетерохронности развития заключается в том, что эти закономерности обеспечивают жизнеспособность организма в какой-товременной отрезок, обеспечивают разрешение внутреннего противоречия развития: между наследственностью и средой, между различными регуляторами жизнедеятельности.

В среднехронологическом подходе речь идет о существенных закономерностях индивидуальной эволюции человека — о стадиальности развития отдельных функций и о периодизации жизненного цикла человека.

Вопросы к аудитории

1. Какое значение имеет гетерохронность в периоды раннего и позднего онтогенеза?

2. Назовите факторы продолжительности жизни.

3. Какие периодизации психического развития человека Вы знаете?

Литература к лекции

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости(41-46лет)/ Под ред. Я.И, Петрова, Л.Н. Фоменко. М., 1984,

Возрастные особенности умственной деятельности взрослых/ Под ред. Е.И. Степановой, Л., 1974.

Онтопсихология / Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2003.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

Презентация на тему: Тема 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Значение структурно-генетическогоподхода в естествознании и

психологии.

Структурная характеристика

возрастной динамики

психофизиологических функций.

Структурно-динамическийаспект системного подхода изучает качественное своеобразие психики, применяется для более глубокого понимания явлений и процессов. Учитывая сложный, динамический характер объекта исследования, психическое развитие изучается как целостное образование, где отдельные функции, свойства, процессы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.

Понятие структуры присуще характеристикам развития, и само развитие понимается как развитие и преобразование структуры.

Разработкой проблемы корреляций занимался биолог И. И. Шмальгаузен, рассмотрев значение корреляционного механизма, его становление в онтогенезе, выделил различные типы корреляционных отношений. Прогрессивное развитие организма возможно на основе единства двух противоположных тенденций — интеграции и дифференциации. И. И. Шмальгаузеном описаны типы корреляций — геномные, морфогенетические, эргонтические (имещие наибольшее значение для психологии).

Б. Г. Ананьевым, П. К. Анохиным основаны подходы к корреляционному механизму.

Структурно-динамическийподход позволяет определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения дифференцированности и степени интеграции. При этом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и происходят качественные преобразования в возрастной динамике психики.

Значение структурообразования заключается

в определении целостности развития;

в определении качественного своеобразие развития;

процесс структурообразования позволяет управлять процессом развития в целом через структуры.

Вопросы к аудитории

1. Каким путем определяется взаимосвязь разных функций?

2. В чем смысл структурообразования?

Литература к лекции

Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М, 1977.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

Балакшина Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления (на примере подростков): Автореф. канд. дис. СПб., 1995.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2002.

Шмальгаузен И.И. Избранные труды. М., 1982.

Тема 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Роль труда, общения и познания в

индивидуальном развитии.

Игра и ее роль в психическом

развитии.

Каузальный подход направлен на раскрытие механизмов и движущих сил развития. Детерминантами развития являются общение, познание и труд.

Воздействие фактора общения и различных коммуникативных структур на психическое развитие человека очень велико. Посредством общения передается опыт поколений, формируются социальные формы психики. Целенаправленное общение ребенка с взрослым при обучении приводит к эффекту ускоренного развития в «зоне ближайшего развития».

Влияние процесса обучения велико в период школьного онтогенеза, когда учебная деятельность является ведущей.

Главным фактором формирования человеческой психики является ведущий тип деятельности.

В концепции деятельности, разработанной С. П. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным, в качестве ведущего типа деятельности выделены у дошкольника игра, у школьника — учение, а у взрослого — трудовая деятельность.

Б. Г. Ананьев считал, что в каждом возрасте соотносятся между собой игровые, трудовые и учебные виды деятельности, оказывая совместное влияние на психическое развитие.

Е. Ф. Рыбалко выделяет целый ряд особенностей, характеризующих факторы психического развития человека:

связь с социальной программой общества, направленной на формирование всесторонне развитой личности;

множественный, полигенетический характер факторов развития, присущий основным факторам — учению, игре, труду;

вероятностный характер действия различных детерминант на развитие психики в силу предыдущей особенности;

усиление роли субъективных факторов, возникающих по мере образования внутренних психологических регуляторов поведения в результате воспитания, которые действуют совместно с внешними и определяют направление, темпы, содержание психического развития;

динамичность детерминант развития, опережающая достигнутый уровень психического развития.

Вопросы к аудитории

1. Какие факторы относятся к внутренним факторам развития?

2. Какое значение имеет общение, познание и деятельность для психического развития человека?

Литература к лекции

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.

Коган М.С. Мир общения. М., 1988.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Онтопсихология / Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2003.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.

Шадриков В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М. 1983.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Презентация на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Абрамова, Галина Сергеевна. Возрастная психология [Текст] : учебник / Г. С. Абрамова. — М. : Юрайт, 2010. — 811 с. (51 экземпляр в библиотеке)

Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Издательство Московского психолого-социальногоинститута; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 432 с.: ил. – (Серия «Психологи России).

Волков, Борис Степанович. Возрастная психология. В 2 ч. [Текст] : учеб. пособие. Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М. : Владос, 2010. — 366 с. (3 экземпляра в библиотеке)

Крайг, Грейс. Психология развития [Текст] : пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум. — 9-еизд. — СПб. : Питер, 2011. — 939 с. (1 экземпляр в библиотеке)

Нартова-БочаверС.К. Введение в психологию развития. — Флинта», 2011. – 215с. //Электронно-библиотечнаясистема «Лань» http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2432

Мухина, Валерия Сергеевна. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник / В. С. Мухина. — 13-еизд., перераб. и доп. — М. : Академия , 2011. — 656 с. (15 экземпляров в библиотеке)

Мухина, Валерия Сергеевна. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] : учебник для вузов / В. С. Мухина. — 11- e изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2007. — 638 с. (30 экземпляров в библиотеке)

Дарвиш, Олеся Борисовна. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. Б. Дарвиш. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС,2005. — 264 с (21 экземпляр в библиотеке)

Миллер С. Психология развития. Методы исследования [Текст] / С. Миллер. – СПб, 2002. –464с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность [Текст] / В.С. Мухина.- М., 2002

Обухова О. Ф. Возрастная психология [Текст] / О. Ф. Обухова. — М.,1997.

Психология развития [Текст] : учебник для вузов / ред. Т. Д. Марцинковская. — 3-eизд., стер. — М. : Академия, 2007. — 528 с. (15 экземпляров в библиотеке)

Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. Ф. Рыбалко. – Л.: Изд-воЛенингр.ун-та,1990. – 256 с.

Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.: ил.

Шихи Г. Возрастные кризисы [Текст]. СПб.: «Ювента», 1999. – 436с.

Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д. Б. Эльконин. М., 1995.

Эльконин, Борис Даниилович. Психология развития [Текст] : учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. — 4-еизд., стер. — М. : Академия, 2008. — 143 с. (21 экземпляр в библиотеке)