Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет» (КемГУ) Кафедра обшей психологии и психологии развития
А.Г. Портнова
Психология развития, возрастная психология
Конспект
Издается по решению
Издатель:
КемГУ 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
Кемерово
2013
Утверждено на заседании кафедры общей |
Утверждено на заседании методической |
психологии и психологии развития |
комиссии |
Протокол № …. от …………………2012 г. |
|
Заведующий кафедрой, |
факультета КемГУ |
д.психол.н., профессор И.С. Морозова |
Протокол № …. от …………………..2013г. |
|
Председатель методической комиссии |
|
___________________________________ |
Психология развития, возрастная психология:
«Психология развития, возрастная психология: конспект
Составитель:
Портнова Алла Георгиевна– доцент кафедры ОП и ПР КемГУ,
© А.Г. Портнова, 2013 © КемГУ, 2013
2
Раздел 1. «Теоретические и методологические вопросы возрастной изменчивости психики»
Тема 1. Предмет и методы психологии развития и возрастной психологии
Тема 2. Онтологическая характеристика развития психики человека
Тема 3. Хронологические характеристики индивидуального развития человека
Тема 4.
Тема 5. Детерминация психического развития
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет психологии развития и возрастной психологии.
Задачи психологии развития и возрастной психологии.
Понятие о возрасте. Системный подход.
Классификация методов возрастной психологии.
Практическое и теоретическое значение психологии развития и возрастной психологии.
Объектом психологии развития являются не сами психические явления, а их возрастная изменчивость.
Предмет психологии развития, возрастной психологии
–Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
–Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
–Развитие различных видов деятельности (активности)
–Формирование качеств личности
–Возрастные и индивидуальные психологические особенности
http
://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_% D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F
Задачи психологии развития
Научное обоснование возрастных нормОписание эталонов зрелости
Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды жизни
Прогнозирование развития. Для развертывания психических «ресурсов» человека необходимо понимать и учитывать ранние периоды его жизни.
Специфика объекта психологии развития и возрастной психологии
На протяжении жизни происходит не только рост, но и разные качественные преобразования в психическом развитии человека, характеризующиеся целым рядом черт.
Возрастная изменчивость характеризуется разной интенсивностью в зависимости от периода человеческой жизни и, следовательно, имеет разное значение в общей совокупности факторов развития в зависимости от фазы жизни.
Возраст как фундаментальная характеристика человека опосредуется всеми другими характеристиками, как биологического, так и социального плана. К ним относятся индивидные свойства, половые и нейродинамические особенности человека, которые на каждой возрастной ступени развития взаимосвязаны
Возрастные особенности проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью психических функций на каждом этапе развития человека. Стадии индивидуального развития зависят от образа жизни, от реальных форм деятельности, их конкретного содержания.
«Возраст — это суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического
созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общеэкономического, культурного, идеологического и социальнопсихологического развития человека в конкретных
исторических условиях».
Б. Г. Ананьев
Интегральный подход в возрастной психологии выражается в том, что происходит объединение отдельных фаз и периодов жизни человека с учетом данных, получаемых в различных психологических науках, а также данных других наук о человеке как биологического, так и социального цикла. Такой синтез фаз жизни в целостный жизненный цикл позволяет выявить самые общие закономерности индивидуального развития человека с момента его зарождения и использовать их для решения современных задач психологии развития и возрастной психологии.
Объединение фаз развития в целостный жизненный цикл, сложность объекта психологии развития и возрастной психологии приводят к необходимости многогранного системного анализа, сочетания подходов и аспектов рассмотрения для более глубокого научного понимания.
|
Современное состояние научных |
|
знаний позволило Е.Ф. Рыбалко |
|
выделить различные аспекты |
|
рассмотрения возрастной |
|
динамики психики как объекта |
|
научного познания. |
|
К ним относятся |
|
биосоциальный, |
|
хронологический, структурно- |
|
динамический и каузальный |
|
аспекты. |
|
В рамках системы этих аспектов |
|
возможно достаточно полно |
|
охватить специфику возрастной |
|
динамики индивидуального |
|
развития человека. |
|
http |
|
|
Е.Ф. Рыбалко |
|
Презентация на тему: Хронологическ ий аспект
Хронологическ ий аспект
Онтологически й аспект
Возрастна |
Структурно- |
я |
|
изменчиво |
динамический |
сть |
аспект |
психики |
|
Каузальный
аспект
Рис. Аспекты системного описания объекта возрастной и дифференциальной психологии
С онтологической, биосоциальной позиции объект психологии развития и возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Этот аспект позволяет трактовать психическое развитие с точки зрения способа его существования, выявлять его специфику у человека, заключающуюся в единстве биологического и социального бытия при ведущем значении социального.
Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека.
Макрохронологический подход направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру длительности, средней и максимальной продолжительности жизни.
Микровозрастной анализ позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки времени и на протяжении всего жизненного цикла. При таком анализе обнаруживается неравномерность и гетерохронность развития как основные онтогенетические закономерности возрастной динамики.
Среднехронологический подход рассматривает стадиальность развития отдельных функций и периодизацию жизненного цикла человека.
Каузальный аспект предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов (наследственности, среды, активности), движущих сил, условий и механизмов развития человека (социальной ситуации развития, ведущей деятельности, кризисов развития, психологических новообразований).
При системном анализе важно соотнести между собой различные онтологические характеристики индивидуального развития, которые выявляются при рассмотрении объекта курса с точки зрения каузальной,
Системный подход способствует комплексности исследования.
Сложность процесса психического развития предполагает использование разнообразных методических приемов его исследования.
Б. Г. Ананьевым была разработана классификация методов, включающая полный цикл возрастнопсихологического исследования: организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.
Биография Б.Г. Ананьева
http://
Классификация методов
Организационные
Лонгитюдиналь
срезов
«Поперечных»
срезов, или
сравнительно-
возрастной
Комплексный
Эмпирические
Обсервационные
(наблюдение,
самонаблюдение
)
Эксперименталь
ные
(лабораторный,
полевой,
естественный,
констатирующий , формирующий эксперименты)
Праксиметричес
кие
Биографические
Анкетирование
Беседы,
интервью
Психодиагности-
Обрабатывающие |
Интерпретационные |
Количественные: |
Генетические |
Определение |
(описание и |
средне- |
интерпретация |
арифметической, |
|
коэффициента |
генетических |
вариации, лимитов, связей между |
|
критерия |
фазами и |
Стьюдента и др. |
уровнями |
Регрессионный |
|
Дискриминантны |
развития) |
анализ |
|
й анализ |
Структурные |
Дисперсионный |
|
анализ |
(описание и |
Корреляционный |
интерпретация |
и факторный |
взаимосвязей |
анализы |
между |
Таксономический |
|
анализ и др. |
отдельными |
Качественные: |
параметрами |
Психологическая |
развития) |
казуистика |
|
Дифференциация |
|
по типам, группам, |
|
вариантам |
|
Практическая потребность психологии развития и возрастной психологии состоит в управлении ресурсами и резервами человека. Значимыми становятся задачи научного обоснования профессионального отбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, обучение детей и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни. Современное общество заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышения уровня творческого потенциала и работоспособности человека на протяжении всей его жизни.
Вопросы к аудитории
1. Чем объясняется актуальность изучения психологии развития и возрастной психологии в современных условиях?
2. В чем заключается системный подход при определении предмета психологии развития и возрастной психологии?
3. С какими науками психология развития тесно связана и почему?
5. Какие группы методов представляют весь цикл
Презентация на тему: Литература к лекции
Литература к лекции
Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. Гл. 2.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. Гл. 4,5.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002. Гл. 2,3.
Рубинштейн СП. Основы общей психологии. СПб., 2000.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. – 256 с.
Тема 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Видовая специфика биологического в развитии человека.
Генетические уровни
психофизиологической организации и ее развитие.
Социальное в развитии человека и
его психики.
Связь биологического и социального многопланова: биологическое выступает по отношению к психическому как механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), как предпосылка, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.д. В начале жизни преобладает естественный путь развития, переход на социальный путь развития происходит с момента овладения ребенком речью. На базе индивидных характеристик идет социальное развитие в двух направлениях: развитие интеллекта и развитие личности.
Таким образом, онтологический аспект системного подхода позволяет рассматривать психическое развитие с точки зрения способа существования, выявляя специфику психического развития человека, которая заключается в единстве его биологического и социального бытия, при ведущем значении социального.
Вопросы к аудитории
1, В чем состоит биологическая детерминанта человека?
2. Назовите основные стадии социализации человека.
Литература к лекции
Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации// Человек и общество / Под общ. ред. Б.Г. Ананьева, Л.И. Спиридонова. Л., 1971.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
Биологическое и социальное в развитии человека/ Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М., 1977.
Карсаевская М.Ю. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л., 1970.
Онтопсихопогия I Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2003.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
Тема 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики.
Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития.
Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека.
Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики.
Хронологический аспект системного анализа подразделяется на микрохронологический, макрохронологический и среднехронологический подходы.
Макрохронологический подход направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру длительности, средней и максимальной продолжительности жизни. Макрохонологический подход выявляет факторы индивидуальной продолжительности жизни: социальноэкономические факторы активного образа жизни (двигательный режим, трудовая деятельность, питание, стрессовые факторы); экологические, генетические.
Микрохронологический подход позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека. При таком анализе выявляется неравномерность развития как основная онтогенетическая закономерность возрастной динамики, которая в каждом конкретном случае может быть выражена в виде формулы, описывающей кривую роста психических функций. При сопоставлении между собой кривых возрастной динамики отдельных психофизиологических функций выявляется действие следующей онтогенетической закономерности гетерохронии развития.
Гетерохрония — разновременность прохождения разными функциями основных стадий и фаз — свидетельствует о противоречивости развития человека.
Смысл неравномерности и гетерохронности развития заключается в том, что эти закономерности обеспечивают жизнеспособность организма в
В среднехронологическом подходе речь идет о существенных закономерностях индивидуальной эволюции человека — о стадиальности развития отдельных функций и о периодизации жизненного цикла человека.
Вопросы к аудитории
1. Какое значение имеет гетерохронность в периоды раннего и позднего онтогенеза?
2. Назовите факторы продолжительности жизни.
3. Какие периодизации психического развития человека Вы знаете?
Литература к лекции
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости
Возрастные особенности умственной деятельности взрослых/ Под ред. Е.И. Степановой, Л., 1974.
Онтопсихология / Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2003.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
Презентация на тему: Тема 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
Тема 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
Значение
психологии.
Структурная характеристика
возрастной динамики
психофизиологических функций.
Понятие структуры присуще характеристикам развития, и само развитие понимается как развитие и преобразование структуры.
Разработкой проблемы корреляций занимался биолог И. И. Шмальгаузен, рассмотрев значение корреляционного механизма, его становление в онтогенезе, выделил различные типы корреляционных отношений. Прогрессивное развитие организма возможно на основе единства двух противоположных тенденций — интеграции и дифференциации. И. И. Шмальгаузеном описаны типы корреляций — геномные, морфогенетические, эргонтические (имещие наибольшее значение для психологии).
Б. Г. Ананьевым, П. К. Анохиным основаны подходы к корреляционному механизму.
Значение структурообразования заключается
в определении целостности развития;
в определении качественного своеобразие развития;
процесс структурообразования позволяет управлять процессом развития в целом через структуры.
Вопросы к аудитории
1. Каким путем определяется взаимосвязь разных функций?
2. В чем смысл структурообразования?
Литература к лекции
Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М, 1977.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
Балакшина Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления (на примере подростков): Автореф. канд. дис. СПб., 1995.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2002.
Шмальгаузен И.И. Избранные труды. М., 1982.
Тема 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Роль труда, общения и познания в
индивидуальном развитии.
Игра и ее роль в психическом
развитии.
Каузальный подход направлен на раскрытие механизмов и движущих сил развития. Детерминантами развития являются общение, познание и труд.
Воздействие фактора общения и различных коммуникативных структур на психическое развитие человека очень велико. Посредством общения передается опыт поколений, формируются социальные формы психики. Целенаправленное общение ребенка с взрослым при обучении приводит к эффекту ускоренного развития в «зоне ближайшего развития».
Влияние процесса обучения велико в период школьного онтогенеза, когда учебная деятельность является ведущей.
Главным фактором формирования человеческой психики является ведущий тип деятельности.
В концепции деятельности, разработанной С. П. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным, в качестве ведущего типа деятельности выделены у дошкольника игра, у школьника — учение, а у взрослого — трудовая деятельность.
Б. Г. Ананьев считал, что в каждом возрасте соотносятся между собой игровые, трудовые и учебные виды деятельности, оказывая совместное влияние на психическое развитие.
Е. Ф. Рыбалко выделяет целый ряд особенностей, характеризующих факторы психического развития человека:
связь с социальной программой общества, направленной на формирование всесторонне развитой личности;
множественный, полигенетический характер факторов развития, присущий основным факторам — учению, игре, труду;
вероятностный характер действия различных детерминант на развитие психики в силу предыдущей особенности;
усиление роли субъективных факторов, возникающих по мере образования внутренних психологических регуляторов поведения в результате воспитания, которые действуют совместно с внешними и определяют направление, темпы, содержание психического развития;
динамичность детерминант развития, опережающая достигнутый уровень психического развития.
Вопросы к аудитории
1. Какие факторы относятся к внутренним факторам развития?
2. Какое значение имеет общение, познание и деятельность для психического развития человека?
Литература к лекции
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.
Коган М.С. Мир общения. М., 1988.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
Онтопсихология / Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2003.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.
Шадриков В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М. 1983.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Презентация на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Абрамова, Галина Сергеевна. Возрастная психология [Текст] : учебник / Г. С. Абрамова. — М. : Юрайт, 2010. — 811 с. (51 экземпляр в библиотеке)
Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Издательство Московского
Волков, Борис Степанович. Возрастная психология. В 2 ч. [Текст] : учеб. пособие. Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М. : Владос, 2010. — 366 с. (3 экземпляра в библиотеке)
Крайг, Грейс. Психология развития [Текст] : пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум. —
Мухина, Валерия Сергеевна. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник / В. С. Мухина. —
Мухина, Валерия Сергеевна. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] : учебник для вузов / В. С. Мухина. — 11- e изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2007. — 638 с. (30 экземпляров в библиотеке)
Дарвиш, Олеся Борисовна. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. Б. Дарвиш. — М. :
Миллер С. Психология развития. Методы исследования [Текст] / С. Миллер. – СПб, 2002.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность [Текст] / В.С. Мухина.- М., 2002
Обухова О. Ф. Возрастная психология [Текст] / О. Ф. Обухова. — М.,1997.
Психология развития [Текст] : учебник для вузов / ред. Т. Д. Марцинковская. —
Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. Ф. Рыбалко. – Л.:
Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.: ил.
Шихи Г. Возрастные кризисы [Текст]. СПб.: «Ювента», 1999. – 436с.
Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д. Б. Эльконин. М., 1995.
Эльконин, Борис Даниилович. Психология развития [Текст] : учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. —