Рабочая программа
Коррекционных логопедических занятий
В первых-четвертых классах
На 2014-2015 учебный год
Учитель-логопед
Первой квалификационной категории
Удалова Ольга Алексеевна
Муром 2014
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В ПЕРВЫХ-ВТОРЫХ КЛАССАХ ( I ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)
( Составлено по материалам Ястребовой А.В. )
ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи).
Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в 1 и 2 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих ОНР, необходимо сформировать:
1. Полноценные фонематические процессы;
2. Представление о звуко-буквенном составе слов;
3. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
4. Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).
Разумеется, к задачам, направленным на преодоление ОНР, необходимо добавить следующие:
5. Воспитание умения речевого высказывания;
6. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;
7. Сбережение общего и психического здоровья детей;
8. Развитие сенсорных и моторных функций;
9. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
10. Развитие мимической мускулатуры;
11. Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;
12. Формирование черт гармонической, социализированной личности.
Занятие форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста
... этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе обучения детей дошкольного возраста. Воспитание, обучение и развитие ребенка ... процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе ...
Программа предусматривает следующие блоки:
1. Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом); — 2 занятия в начале каждого учебного года;
2. Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»); — 3 занятия в 1 классе и 2 – во втором;
3. Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа); — 15 занятий в 1 классе и 6 – во втором;
4. Блок дифференциации согласных звуков и букв – 14 занятий в 1 классе и 18 – во втором.
5. Блок работы над предложением – 7 занятий во втором классе;
6. Блок итоговых занятий – 1 в конце 1 класса и 1 в конце второго класса.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.
Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование
· различных методов активного обучения;
· анализ конкретных понятий и ситуаций;
· тренировка и другие виды заданий;
· творческая работа детей.
Условия проведения: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:
1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивость внимания;
— наблюдательность (особенно к языковым явлениям);
— способность к запоминанию;
— способность к переключению;
— навыки и приёмы самоконтроля;
— познавательная активность.
2. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности;
— принятие учебной задачи;
— активное осмысление материала;
— выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;
— контроль за ходом своей деятельности;
— работа в определённом темпе;
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:
1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
Информационный стресс в учебной деятельности
... во время трудовых, игровых, спортивных занятий. Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая ... личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления. В процессе учебной деятельности, студент постоянно ... учебной деятельности. Учащийся должен уметь сознательно вызывать и поддерживать у себя состояние желания эффективно учиться. . Принцип радости. Любую работу ...
— умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
— умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.
2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;
— ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— соблюдение речевого этикета;
— составление устных связных высказываний с элементами творчества.
Методика организации логопедических занятий.
Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).
Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.
В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:
— 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;
— 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;
— 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.
Количество таких занятий по необходимости можно увеличить до 20.
На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.
Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:
— развитию фонематических процессов;
— формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;
— закреплению звуко-буквенных связей;
— автоматизации поставленных звуков;
— формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
ИТОГ ПРОГРАММЫ I ЭТАПА.
К завершению I этапа коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:
— сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;
— восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
— уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
— поставлены и отдифференцированы все звуки (исключение может составить группа детей с ЗПР);
— уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
— введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
Далее в программе приведено планирование логопедических занятий для 1 (1 раз в неделю) и 2 класса (2 раза в неделю).
№ занятия | тема | грамматические понятия, используемые на занятиях |
1 класс |
||
1,2 3 4 5 6,7 8 9 10 11 12 13 14 15,16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом. Речь. Предложение. Предложение, слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова).
Выделение согласных из удобных позиций. Сравнение гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие. Самостоятельная работа. Согласные звонкие и глухие. Тренировка в звуко-буквенном анализе слов. Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа. Контроль за развитием навыка. Повторение знаний о характеристиках согласных звуков. Согласные звуки и изученные буквы. Звуки [П],[П`]. Буква П. Звуки [Б], [Б`]. Буква Б. Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`]. Тренировочные упражнения. Звуки [Т],[Т`]. Буква Т. Звуки [Д],[Д`]. Буква Д. Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`]. Тренировочные упражнения. Звуки [К],[К`]. Буква К. Звуки [Г],[Г`], Буква Г. Дифференциация [К]-[Г],[К`]-[Г`]. Тренировочные упражнения. Звуки [С], [С`]. Буква С. Звуки [З], [З`]. Буква З. Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`]. Итоговое занятие. |
Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс-слияние. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные. |
2 класс |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16,17 18,19 20,21 22 23,24 25,26 27-29 30-32 33,34 35,36 37,38 39-41 42,43 44-46 47,48 49-51 52-54 55,56 57-59 60 -62 63-65 66 67 68 | Обследование речи. Обследование речи. Речь. Наши знания о речи. Звуки речевые и неречевые. Звуки речи. Гласные звуки. Гласные 1 и 2 ряда, их функции. Слогообразующая роль гласных. Тренинг – деление слов на слоги. Предложение. Дифференциация понятий «предложение – слово», правила оформления предложения на письме. Тренинг – восстановление деформированных предложений. Контроль за развитием навыка (диктант).
Виды предложений по цели высказывания. Работа со сплошным текстом. Творческая работа «Я сам придумываю предложения!» Сравнение гласных и согласных. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Самостоятельная работа Звук [Ш] и буква Ш. Звук [Ж ]и буква Ж. Дифференциация [Ш]-[Ж]. Дифференциация [С]-[Ж]. Дифференциация [Ж]-[З]. Звуки [Р], [Р`]. Буква Р. Звуки [Л], [Л`]. Буква Л. Дифференциация [Р]-[Л], [Р`]-[Л`]. Звук [Ч] и буква Ч. Дифференциация [Ч]-[Т`]. Звук [Щ ]и буква Щ. Дифференциация [Щ]-[С]. Дифференциация [Щ]-[Ч]. Звук [Ц], буква Ц. Дифференциация [Ц]-[С]. Дифференциация [Ц]-[Т]. Дифференциация [Ц]-[Ч]. Контроль за развитием навыков. Диктант Итоговое занятие. |
Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс-слияние. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. |