Править] Методология и особенности когнитивной психотерапии

Тема 8: Когнитивная психотерапия А.Т.Бека

Арона Бека, создателя когнитивной психотерапии, исходя из его известности и значения его трудов для развития психотерапии, можно смело назвать Фрейдом второй половины XX века. Родители Бека — выходцы из России, эмигрировали в США во время Первой мировой войны. Его научная карьера и практическая (лечебная и преподавательская) деятельность проходили в Школе медицины университета штата Пенсильвания (г.Филадельфия).

Благодаря своему выдающемуся таланту психотерапевта и педагога А.Бек сумел привлечь большое количество последователей и создать собственную школу психотерапии. В настоящее время центры когнитивной психотерапии существуют во всех развитых странах мира, а ее методы лечения практикуются во многих солидных клиниках и консультациях Европы и Америки.

Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А.Т. Беком.

Центральная категория когнитивной психотерапии — это мышление в широком смысле слова. Основной постулат заключается в том, что именно мышление человека (способ восприятия себя, мира и других людей) определяет его поведение, чувства и проблемы.

Например, человек, убежденный в том, что он беспомощен, при столкновении с трудностями и проблемами будет испытывать чувства тревоги или отчаянья, состояние дезорганизации, а потому стараться избегать самостоятельных решений и действий. У такого человека в голове постоянно мелькают мысли типа «не справлюсь», «не способен», «опозорюсь», «подведу» и т.д. При этом данные мысли и убеждения могут находиться в прямом противоречии с его реальными возможностями и способностями. Однако именно они определяют его поведение и результаты деятельности.

Перестройка таких иррациональных убеждений и ситуативно возникающих мыслей позволяет избавиться от тяжелых переживаний, дает возможность научиться более конструктивно решать различные жизненные проблемы. Именно такая работа необходима для людей, страдающих тяжелыми эмоциональными проблемами — тревожными состояниями, депрессией, приступами раздражения и гнева.

В когнитивной психотерапии разработана система высоко эффективных технологий, приемов и упражнений, направленных на перестройку неадаптивного мышления и развитие способности мыслить более реалистично и конструктивно.

В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед пациентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике.

4 стр., 1805 слов

Когнитивная психотерапия А. Бека

... мыслях. Техника опроса Бека мобилизует депрессивных клиентов ставить под сомнение собственные мысли. Когнитивная терапия личностных расстройств В последнее время когнитивная ... психоаналитическую концепцию и разрабатывает основы когнитивной психотерапии. Первоначально Бек занимался исследованием депрессии, а затем ... постоянно влияют на поведение человека. Например, при параноидальном личностном расстройстве ...

Процедура данного метода включает в себя три этапа.

-на этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях;

-на этапе эмпирического анализа — отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации;

-на этапе прагматического анализа — строит оптимальное осознание собственных действий.

Возникнув в клинике депрессивных заболеваний, затем данный метод получил широкое распространение и применяется когда речь идет о слишком заниженной самооценке.

Отличительной чертой и важным преимуществом когнитивной психотерапии является развитие навыков саморегуляции, т.е. обучение клиента целому ряду приемов, позволяющих ему самостоятельно справляться с вновь возникающими негативными переживаниями и жизненными проблемами.

Основные понятия в когнитивной психотерапии

1. Схемы. Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть:

o адаптивными/ неадаптивными

o позитивными/негативными

o идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия — неадаптивные, негативные, идиосинкразические.

2. Автоматические мысли. Основные характеристики автоматических мыслей:

o Рефлекторность

o Свернутость и сжатость

o Неподвластность сознательному контролю

o Быстротечность

o Персевераторность и стереотипность. Автоматические мысли не являются следствием размышлений или рассуждений, субъективно они воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающими нелепыми или противоречат очевидным фактам. Пример: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством», «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно».

3. Когнитивные ошибки. Это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды:

o Произвольные умозаключения — извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.

o Сверхобобщение — умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией.

o Избирательное абстрагирование — фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей.

o Преувеличение и преуменьшение — противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно приуменьшая свои возможности с ней справиться.

o Персонализацияотношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле.

o Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) — причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках).

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... подготовку к более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии ... и психопатических особенностей, которые во многом определяют поведение человека и его дезадаптацию. Т.о. первичные личностные ... психотерапевтического процесса. Для исследования личности выделяют два основных метода – клинический и лабораторный. Клинический метод ...

В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует «диффузности самоидентичности».

Хотя когнитивная психотерапия как научнообоснованный подход существует всего три десятилетия, ее источники восходят к глубокой древности. Одним из отцов когнитивной психотерапии можно считать Сократа — мудреца, прославившегося своими диалогами, в которых он виртуозно выявлял заблуждения и искажения человеческого разума, тем самым помогая людям избавиться от невыносимого страха смерти, безутешной печали или неверия в себя. В каждом народе были такие мудрецы, владеющие навыками работы с ошибочными убеждениями, провалами логики и «идолами сознания» (Фрэнсис Бекон).

Однако в когнитивной психотерапии это искусство трансформировано в продуманную и научно-обоснованную систему помощи.

 

править] Методология и особенности когнитивной психотерапии

На сегодняшний день, КТ находится на стыке когнитивизма, бихевиоризма и психоанализа. Особенности КТ:

Править] Основные теоретические положения

  1. Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его поведение и чувства. Т.о., в центре стоит интерпретация субъектом внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение).

    Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии.

  2. Аффективной патологией является сильное преувеличение нормальной эмоции, возникающее вследствие неправильной интерпретации под действием многих факторов (см. пункт № 3).

    Центральный фактор — «частные владения (личное пространство)» (personal domain), в центре которого лежит Эго: эмоциональные нарушения зависят от того, воспринимает человек события как обогащающие, как истощающие, как угрожающие или как посягающие на его владения. Примеры:

    • Печаль возникает в результате утраты чего-либо ценного, то есть лишения частного владения.
    • Эйфория — ощущение или ожидание приобретения.
    • Тревога — угроза физиологическому или психологическому благополучию.
    • Гнев является следствием ощущения прямого нападения (намеренного или непреднамеренного) или нарушения законов, моральных норм или стандартов данного индивида.
  3. Индивидуальные различия. Они зависят от прошлого травматического опыта (например, ситуация длительного пребывания в замкнутом пространстве) и биологической предрасположенности (конституциональный фактор).

    Е. Т. Соколова предложила концепцию дифференциальной диагностики и психотерапии двух видов депрессии, основанную на интеграции КТ и психоаналитической теории объектных отношений:

    • Перфекционистская меланхолия (возникает у т. н. «автономной личности», по Беку).

      Провоцируется фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении, автономии. Следствие: развитие компенсаторной структуры «Грандиозного Я». Т.о., здесь речь идет об нарциссической личностной организации. Стратегия психотерапевтической работы: «контейнирование» (бережное отношение к обостренному самолюбию, уязвленной гордости и чувству стыда).

    • Анаклитическая депрессия (возникает у т. н. «социотропной личности», по Беку).

      2 стр., 504 слов

      СХЕМА АНАЛИЗА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

      ... в любви и принятии 3.2. Преобладание негативных эмоциональных состояний -отчаяние,агрессия, депрессия 3.3. Наличие сверхсильной травмы- потеря близкого человека в детстве, отсутствие ... состояние во время - учащение пульса,обильное слюноотделение, неконтролируемые действия 1.11. Последующие события (состояния, мысли, действия) - сначала появляется желание убивать,затем наступает отвращение к ...

      Связана с эмоциональной депривацией. Следствие: неустойчивые паттерны межличностных отношений, где эмоциональное избегание, изоляция и «эмоциональная тупость» сменяются сверхзависимостью и эмоциональным прилипанием к Другому. Стратегия психотерапевтической работы: «холдинг» (эмоциональное «до-питывание»).

  4. Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под влиянием стресса. Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, нарушается концентрация внимания и проч.
  5. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром. Примеры: депрессия — утрата, тревожное расстройство — угроза или опасность и т. п.
  6. Напряженное взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций. Страдающая депрессией жена, неверно трактуя фрустрацию мужа («Мне всё равно, она мне не нужна…» вместо реальной «Я ничем не могу ей помочь»), приписывает ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и своих отношениях с мужем, отстраняется, и, как следствие, ее неадаптивные когниции ещё более усиливаются.

Править] Ключевые понятия

  1. Схемы. Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть:
    • адаптивными/ неадаптивными
    • позитивными/негативными
    • идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия — неадаптивные, негативные, идиосинкразические.
  2. Автоматические мысли. Основные характеристики автоматических мыслей:
    • Рефлекторность
    • Свернутость и сжатость
    • Неподвластность сознательному контролю
    • Быстротечность
    • Персевераторность и стереотипность. Автоматические мысли не являются следствием размышлений или рассуждений, субъективно они воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающими нелепыми или противоречат очевидным фактам. Пример: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством», «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно».
  3. Когнитивные ошибки. Это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды:
    • Произвольные умозаключения — извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.
    • Сверхобобщение — умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией.
    • Избирательное абстрагирование — фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей.
    • Преувеличение и преуменьшение — противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно приуменьшая свои возможности с ней справиться.
    • Персонализация — отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле.
    • Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) — причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках).

      3 стр., 1311 слов

      Схемы характеристики коллектива и личности

      ... Тип памяти. Особенности мышления. Степень развития абстрактного мышления, сообразительность, любознатель­ ность и любопытство, творческое мышление, критичность, самостоятель­ ность, гибкость, глубина мышления. Особенности воображения. ... психоло­ гу и социальному педагогу. Приложение Мг 17 Примерная схема психолого-педагогической характеристики коллектива I. Общие сведения о классном коллективе. ...

      В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует «диффузности самоидентичности».

  4. Когнитивные содержания («темы»), соответствующие тому или иному виду психопатологии (см. ниже).