ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Особое место в политическом сознании занимает политическая психология, под которой обычно понимается совокупность духовных образований, содержащих в основном чувственно-эмоциональные представления людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их непосредственного взаимодействия с институтами власти и осуществления своего политического поведения.
О принципиальном значении политических чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. Например, Аристотель, считая политику формой общения государства и гражданина, писал, что правителям «…нужно знать настроения лиц, поднимающих восстания, …чем собственно начинаются политические смуты и распри»[40]. Декарт писал о шести чувствах, которые руководят человеком в мире и власти; Макиавелли, утверждавший, что «править – значит заставлять людей верить», специально указывал, что различия в настроениях выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящих в государстве»[41]. Многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В. Вунд, Г. Лебон), они описывали «психические эпидемии» (например, во время революций), приступы народного самосуда, опьянение людей свободой или жаждой мести, массовые психозы и т.д. Политическая психология обобщенно характеризует подобные (от индивидуальных до массовых) аффекты.
Как самостоятельная наука политическая психология сложилась только в 60–70-х годах ХХ века в русле западной политической мысли. Ее теоретическим фундаментом явились политическая философия (классическая традиция представлена здесь именами Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Спенсера, А. Смита и др., а достижения новейшей политической истории – трудами А. Тойнби, Дж. Оруэлла, П. Сорокина, Т. Парсонса), политическая социология и социальная психология (в аспекте изучения ими движения норм и ценностей), а также политическая наука (точнее – ее поведенческая отрасль, изучающая психологические механизмы, регулирующие поведение людей в политическом процессе).
Объектом же политической психологии можно считать рефлекторные механизмы формирования политических представлений у массовых, групповых и индивидуальных субъектов власти, тонкие нити, связующие их мышление и практическую активность в стабильных и нестабильных политических процессах, международных и внутриполитических отношениях. При этом она включает в себя как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и т.п.).
Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень ...
... здесь — эпоха, судьба, жизнь, а не отдельные люди с их специальными психологиями, хотя о психологии и для психологии очень много в этой богатой книге. История — драматичес ... Франции и Нидерландах» вычитаны из подтекста. Страсти, верования, представления, экономические и политические интересы, эстетические и любовные переживания, забавы знати, метания толпы, экстаз ...
Общеизвестно, что особенно ярко влияние психологических факторов проявляется в переломные для государства периоды. Например, в условиях революционных изменений на политическую арену приходит множество людей с повышенным эмоционально-чувственным фоном, а то и просто неуравновешенных и даже психически больных. Как писал С. Сигеле, «…число сумасшедших всегда велико во время революций или возмущений не только потому, что сумасшедшие принимают в ней участие, но и потому, что общество делает сумасшедшими тех, кто только был предрасположен к сумасшествию»[42].
Рассмотрение политической психологии как специфического фактора политического процесса позволяет раскрыть ее особые отличительные свойства, продемонстрировать политические свойства и эмоции как наиболее подвижный и динамичный элемент политического сознания, который организует и определяет субъективные образы лидеров, государства, власти. Именно чувства заставляют человека оценивать политические явления в зависимости от того, какими они отражаются в его сознании, а не от их реального содержания. Так, недоверие к той или иной партии, к режиму в целом формируется у человека по преимуществу не в результате анализа их программы и действий, а за счет отношения, например, к неэтичному поступку их лидера или просто на основе неведомым образом возникшей симпатии или антипатии. Таким образом, человек воспринимает политическую реальность чаще всего такой, какой она представляется его чувствам и эмоциям, которые, действуя по собственным законам, вполне могут и неадекватно отражать окружающий мир.
Зная законы формирования психологических образов, можно определять их структуру и направленность, тем самым успешно влиять на отношения граждан к государству и на их индивидуальное поведение. В истории немало примеров того, как отдельные правители, создавая очаги временного психологического возбуждения у населения, подавляли структуры его рационального мышления или, используя приемы манипулирования сознанием, заставляли людей испытывать чувства единения с государством и ненависти к его врагам, объединяться вокруг лидера и переживать при этом массовое воодушевление, утрачивать ощущение реальности или понижать внимание к тем проблемам, которые невыгодны власть имущим.
Американский ученый Р. Мертон попытался систематизировать формы психологического влияния на политические процессы. По его мнению, доминирование эмоциональных установок над всеми иными соображениями может выражаться в следующем:
— в стремлении человека придавать своим ролевым и функционально безличным связям в политике сугубо персональный характер (например, выполняя функцию избирателя, человек может усмотреть в факте неизбрания президентом своего кандидата личную трагедию или личную заслугу);
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком ... качеств. Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, ...
— в отождествлении человеком своей личности с партией или профессией (когда, например, партийные цели начинают доминировать над жизненными целями человека);
— в проявлении чрезмерной солидарности с политическими ассоциациями (в результате чего такой корпоративизм подменяет у человека семейные или иные базовые для жизни ценности);
— в повышенном эмоциональном отношении к авторитету лидера, а также в ряде других случаев.
Показателем влияния политической психологии на политические процессы является и формирование в сфере власти особых психологических укладов (типов), предопределяющих характер выполнения людьми своих ролей и функций. Например, опыт показал, что по-разному осуществляют свои политические роли экстраверт (общительный и энергичный человек, чьи чувства устремлены к внешнему миру) и интроверт (замкнутый на себя человек), сенсорик (рационально мыслящая личность, знающая, чего она хочет, и стремящаяся к порядку) и интуит (ориентирующийся на спонтанные чувства и более склонный к анархии), романтик (творческая личность, склонная к меланхолии) и перфекционист (критически мыслящий и рационально действующий человек)[43].
По-разному действуют в политике люди, склонные к насилию или человеколюбию, экзальтации или рационализму, конформисты и нонконформисты, те, кто стремится жестко (ригидно) придерживаться установленных правил или обладает подвижной (лабильной), пластично изменяющейся в соответствии с обстановкой системой чувств и другими психологическими свойствами. Классическим примером внутреннего соответствия психологических и властных структур в жестких рамках правления стала характеристика американским ученым А. Адорно личности «авторитарного» типа, поддерживающей систему власти своим догматизмом, ригидностью, агрессивностью, некритическим восприятием групповых ценностей и шаблонным мышлением.
Отражая и интерпретируя политику в эмоционально-чувственной форме, политическая психология представляет собой «практический» тип политического сознания. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не перспективных, а насущных интересов людей, хотя здравый смысл, заложенный в политических эмоциях, позволяет им подчас весьма точно и тонко отражать политические взаимоотношения различных сил, правильно определять перспективу деятельности партий и государства.
С чисто познавательной точки зрения политическая психология является ограниченной формой мышления, которая не в состоянии отразить скрытые от непосредственного наблюдения черты политических явлений. Используя выборочную, избирательную информацию о политических процессах, она отображает лишь те внешние формы и фрагменты действительности, которые доступны эмоционально-чувственному восприятию. Поэтому политическая психология по природе своей не приспособлена для анализа сложных причинно-следственных связей и отношений в политике, хотя в отдельных случаях может угадать суть политических взаимоотношений.
Психология политической коммуникации
... определяющую роль в становлении политической личности. Особенности во многом определяют политические роли. Чем ярче собственные я – тем сильнее позиции. Психология политической личности и элит, ... кажется. Активные и пассивные граждане с позиции политики. Самые активные становятся руководителями системы или политическими лидерами. Формальное ...
Политическая психология – внутренне противоречивое явление. В отличие от идеологии, стремящейся подвести политические взгляды людей под некий общий знаменатель, политическая психология отражает политическую реальность во всем ее многообразии, допуская одновременное сосуществование самых разноречивых и даже противоположных эмоций. Поэтому в психологии всегда присутствуют различные и подчас противоречивые чувства: долга и желания освободиться от обязательств, потребность в самоуважении и жажда подчинения более сильному, общительность и чувство одиночества, осуждение власти и желание быть к ней поближе и т.д.
Сосуществование разнонаправленных чувств и эмоций обусловливает неравномерный и даже скачкообразный характер развития реальных политических процессов. Благодаря этому свойству политической психологии в политику привносится элемент стихийности, непрогнозируемости событий. Способность же психологии побуждать человека в кратчайшие сроки менять свои оценки придает особую силу ее воздействию на его поведение.
Еще одной причиной, обусловливающей внутреннюю противоречивость, а равным образом и особенность политической психологии, является сочетание в ней социальных и физиологических механизмов воспроизводства чувств и эмоций. В самом общем виде можно сказать, что политическая психология включает в себя:
— социально-психологические чувства и эмоции, характеризующие специфику отображения человеком своих интересов и формирования мотивов политической деятельности в группе (обществе);
— индивидуально-психические элементы, отражающие личностно-персональные черты психики – волю, память, характер, способности к мышлению и др.;
— функционально-физиологические элементы сознания, характеризующие психически врожденные черты и задатки человека, регулирующие адаптацию человеческого организма к внешней среде;
— психофизические свойства, регулирующие наследственность и темперамент, демографические и половозрастные черты, здоровье и прочие аналогичные характеристики.
Таким образом, политическую психологию составляют и рациональные, и иррациональные духовные элементы, т.е. в ней соединяются логика социального взаимодействия и логика инстинктов.
Роль иррациональных механизмов тем больше, чем меньше человек понимает суть и причины политических событий. Более того, в определенных условиях физиологические чувства способны вообще вытеснить все другие формы оценки и регуляции поведения.
Из истории известно, что многие правители специально возбуждали в людях иррациональные чувства, используя их для усиления приверженности властям и идеологическим доктринам. Нацисты, в частности, использовали для этих целей разнообразные театрализованные сборища, ночные факельные шествия, сложную политическую символику – все это своей таинственностью и величием должно было помочь им сформировать безотчетное поклонение обывателей фюреру и рейху. Целям активизации подсознательных чувств и эмоций может служить и чрезмерное насаждение в обществе монументальной скульптуры, приоритет величественной архитектуры государственных учреждений, устройство пышных политических церемоний и ритуалов, а также другие действия властей, добивающихся такими методами повышения политической лояльности граждан.
Психология политических клик
... выражение связей, действующих между "акторами". При наличии доступных сведений структура политической "клики" может быть достаточно четко выявлена социометрическими методами. Здесь ... характеристик по необходимости "отстраиваются" от психологических аспектов формирования и действий политических клик, однако интеграция методологических подходов стимулируется общей задачей - изучением отношений ...
Структура и функции политической психологии
Участвуя во всех реально существующих политических процессах, политическая психология обладает разнообразной и разветвленной внутренней структурой. В силу ее включенности в разнообразные стороны политической жизни ее структурные компоненты могут характеризовать содержание политического поведения различных субъектов, разные (биофизические, индивидуально-психологические и социально-психологические) уровни их психологических потребностей, национально-цивилизационные черты «человека политического» (характеризующие особенности российской, американской, китайской и прочих разновидностей психологии) и другие политические явления.
Один из структурных срезов политической психологии составляют индивидуальные и групповые формы сознания, обусловливающие содержание политических чувств и эмоций. Так, к индивидуальным психологическим образованиям, порожденным межличностными связями человека с другими субъектами и институтами власти, относятся: персональный опыт; специфические эмоциональные реакции на внешние вызовы среды; определенная способность к самоанализу; особенности индивидуальной воли и памяти. Эти элементы придают неповторимый оттенок любым формам политического поведения индивидов.
В рамках групповой психологии обычно выделяют:
психический склад определенной группы (здравый смысл и групповое мышление, смелость, решительность, целеустремленность, душевность, раздвоенность, цельность и т.д.);
привычные для большинства психические реакции на политические явления, дополняющие групповой характер (устойчивые нравы, привычки, вкусы, настроения, иллюзии и т.п.);
внутригрупповые явления – коллективные страхи, слухи, паника, мода на групповые стандарты поведения и мышления и другие аналогичные явления.
Традиционно в качестве ведущих групповых образований выделяют большие (или дистантные) группы, к которым относятся классы, слои, территориальные образования и проч., а также малые (с непосредственным общением) группы. Каждая из этих групп отличается временным или постоянным характером существования, преобладанием организованных или стихийных связей и т.д. И каждая из них накладывает свой специфический отпечаток на процесс усвоения человеком норм и традиций, идеалов и принципов.
С содержательной точки зрения в политической психологии также можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, психологический склад этноса, нравы) и часть более подвижную, динамичную (переживания, чувства, эмоции, ожидания и т.д.).
Преобладание устойчивых эмоций, стереотипизация чувств уменьшает потребность человека в политической информации, снижает потенциал его политического участия. Более того, закрепившиеся на уровне нравов и склада мышления человека какие-либо взгляды и оценки способны к эмоционально-чувственной трансляции (переносу) в иные социально-политические ситуации. Таким образом, отдельные идеологические оценки и стереотипы могут проникать в совершенно другие политические условия, девальвируя значение актуальных идеологических учений и стимулируя девиантное поведение граждан.
Взаимодействие идеологических и психологических элементов создает возможность по-разному интерпретировать их соотношение при объяснении политического поведения субъектов. Большинство западных ученых (к ним следует отнести Э. Фромма, Г. Олпорта, Э. Богардуса и др.) исходят из признания самодовлеющего значения психологии при формировании мотивов и установок политического поведения.
Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях
... Введение 1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях 2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям 3. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях 3.1 ... При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать ...
Политическая психология пронизывает все политические интеракции[44] в сфере власти, обладая способностью оказывать относительно автономное влияние на осуществление человеком его политических функций (например, за счет придания безличным социальным связям персонального характера; подверженности индивида настроениям паники, истерии, страха; наличия или отсутствия эмоциональной заинтересованности во власти и т.д.).
Политическая психология способна оказывать решающее влияние на возникновение специфических политических групп (толпы, массы, публики), о чем говорилось в предыдущей лекции.
К функциям политической психологии относятся:
— восприятие и осознание политических интересов;
— адаптация человека к политической сфере;
— осуществление мотивации политического поведения;
— реализация идеологических требований;
— политическая социализация личности.
Итак, проведенный нами анализ политического сознания позволяет сделать следующие выводы:
1. Политическое сознание представляет собой чрезвычайно сложное и многомерное явление. Оно является важнейшим фактором влияния на динамику политического процесса и во многом определяет его содержание.
2. Политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. На основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение как отдельных граждан, так и общества в целом.