Актуальность темы
Тема очень актуальна посколько эмоции присутствуют у каждого человека и пронизывают всю его жизнь.
Они переживаются человеком, выражают оценку личностью определённой ситуации в жизни.
Эмоции оказывают влияние на все психические процессы:
— от простейших ощущений
— до высших уровней самосознания,
В некоторых ситуациях, когда эмоции полностью поглащают человека, они могут мешать разумному поведению и принятию правильного решения, а иногда наоборот придать активную направленность.
В связи с этим в практической деятельности медсестры эмоции и чувства особенно важны т.к. они включены в процесс общения, и непосредственно влияют на течение и исход заболевания пациентов.
Умение контролировать внешние проявления своих эмоций и грамотное использование их в сестринском процессе это одно из необходимых условий вашей будущей деятельности.
Объектом наблюдения медицинской сестры является не только больной, но и члены его семьи.
Поэтому вы должны уметь:
— правильно оценить эмоциональный настрой как больного, так и его родственников,
— создать атмосферу сочуствия, добра и тепла в общении с больным и его родственниками.
Особенно это имеет огромное значение при общении с детьми т.к. им не нужны рациональные объяснения их заболевания, а важны эмоции и чувства которые вы будете выражать в процессе общения.
Таким образом, для вашей последующей учебной и практической деятельности актуально изучение эмоциональных процессов и состояний.
Понятие об эмоциях и чувствах
Все, с чем сталкивается в повседневной жизни человек, вызывает у него определенное отношение.
Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение.
Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения,
например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека.
Ощущая их, мы может испытывать удовольствие или неудовольствие.
У разных людей одни и те же ощущения, предметы, явления могут вызывать совершенно разные реакции.
Из этого мы можем сделать вывод, что
Эмоции — это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители, связанные с отношением человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.
Эмоциональное переживание или эмоция — сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:
Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации
... эмоции людей, чтобы правильно и в полной мере перевести их слова. Цель данной курсовой работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации. Объект работы - процесс невербального общения ... между людьми двух разных культур на ...
1. физиологический – это изменения физиологических процессов возникающих при эмоциях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах и др.);
2. психологический – это собственно само переживание или внутреннее, субъективное переживание (радость, горе, страх и т. п.);
3. поведенческий – это внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мимических и пантомимических компонентови различных действий.
А как же мы можем оценить эмоции?
Оценивать эмоции можно по поведению человека, через внешнее выражение эмоций.
Эмоции выражаются через:
· Пантомимику – это выразительные движения, изменение положения тела в пространстве.
· Мимику –этовыразительные движения мышц лица.
· и Вокальную мимику –изменение тона голоса.
Внешнее выражение эмоций способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи.
Все это можно назвать языком эмоций.
А в вашей будущей профессии очень важно понимать язык эмоций
Понимая язык эмоций, можно
-найти нужные слова,
-верный тон в общении,
-поддержать нуждающегося в этом человека.
Язык эмоций — это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.
Например,
-в некоторых африканских странах смех выражает изумление,
-а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.
Человек не всегда способен дать ясный ответ о переживаемых эмоциях, и назвать свои эмоциональные состояния.
Вместе с тем мы достаточно точно можем определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций.
Однако точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на:
-знание ситуации, в которой он находится,
-а так же причин эмоциональной реакции.
В возникновении эмоции присутствуют отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения.
По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между:
-тем, что необходимо знать для удовлетворения потребности,
-и тем, что на самом деле известно.
На этой основе создана своеобразная формула эмоций:
Э = П х (Н — С), где
П — потребность;
Н– информация необходимая для удовлетворения потребности;
С — информация, которую можно использовать, то, что известно.
Из формулы можно сделать следующие выводы:
1) если П = О, то и Э = О, т. е. нет потребности, нет и эмоций;
2) если Н = С, то Э = О, т. е. ситуация, когда человек обладает полнотой
Отличие эмоций человека от эмоций животного
... индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями. Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, человек испытывает эмоцию страха. Под влиянием этого ... зависимости от силы влияния на активность человека выделяют стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые угнетают, подавляют активность ( ...
информации и возможностями для удовлетворения потребности;
3) если С больше Н, то возникают положительные эмоции.
4) если С = О, то Э — максимальна, так как при наличии потребности нет никакой
информации о том, как ее удовлетворить.
Это тот случай, о котором говорят:
— «Страшно не событие, а его ожидание» или
— «Человек боится больше всего неизвестности».
Из этого следует, что чувство неизвестности — одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.
И это отражено в «Основах законадательства РФ об охране здоровья граждан»:
— Ст. 31узаконивает право граждан на информацию о состоянии здоровья,
— а ст. 32 и 33 право соглашаться или отказываться от медицинского вмешательства.
А право может быть обеспечено только при наличии информации о вмешательстве.
Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, сестринский персонал обязан выяснить наличие информированного согласия на процедуру.
А перед выполнением сестринских манипуляций медсестра должна объяснить пациенту:
— цель и ход предстоящей манипуляции.
Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой формулы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.
I. По полярности или знаку
· положительные — вызывают приятные переживания;
· отрицательные — вызывают неприятные пережвания;
и нейтральные.
II.Классификация эмоций по их влиянию на процессы жизнедеятеяности
· стенические— вызывают активность человека (радость, уверенность, торжество);
· и астенические — сковывают активность, провоцируя пассивное поведение (страдание, беспокойство, страх).
III. Классификация эмоций по качеству
Современный американский психолог, специалист по проблеме человеческих эмоций Кэррол Изард (род. 1923),создатель теории эмоций предлагает делить эмоции на:
фундаментальные и производные.
К числу фундаментальных эмоций он отнёс интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Давайте дадим краткую характеристику этих фундаментальных эмоций:
· Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
· Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
· Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака — это эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство.
Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной ...
... Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной зависимости от людей или событий. Когда вы начинаете ощущать ломку без присутствия определенных эмоций в своей жизни. Например, когда ощущаете ... кто сам периодически вампирит. Если человек сам по себе не вампир и живет самодостаточной жизнью, не зависит ни от кого эмоционально и сохраняет внутренний стержень, то ...
· Вина – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблоговидности собственного поступка, помысла или чувств, выражающееся в сожалении и раскаянии.
· Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласование жизненных позиций, взглядов и поведения.
· Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности.
· Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
· Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в сознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
· Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами( предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
· Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
IV. Классификация эмоций по длительности и выраженности эмоций или формы переживания эмоций
В зависимости от длительности и выраженности эмоций различают:
· собственно эмоции — Выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации;
Проявляются во внешнем поведении.
· настроения – общее эмоциональное состояние, не относящиеся к конкретному предмету и окрашивающее в течение определённого времени всё поведение человека.
-Может удерживаться достаточно долго, определяют общий эмоциональный тон человека.
— И может меняться довольно часто.
Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые не всегда осознаются человеком, поэтому иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.
· аффект— быстро возникающее и бурно протекающее, но кратковременное
эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного
контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.
Самоконтроль резко снижен;
На начальном этапе развития аффективного состояния человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).
Разряди отрицательные эмоции
... эффективности промышленности" для разрядки отрицательных эмоций рекомендуют раздраженному человеку бить палкой чучело своего ... но тяжелого нервного расстройства. Иногда эмоциональная разрядка достигается дорогой ценой и ... а данные специальных приборов, фиксирующих состояние подозреваемого, указали лишь одно место, ... сознавая свое бессилие. Понял царь, что чувство Гамильтон к Орлову сильнее смерти. ...
При этом:
-расстраиваются мелкие движения,
-проявление выразительных реакций не контролируется.
Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.
Например,
-посчитать до 10,
-глубоко подышать,
-заняться механической работой и т. п.
Если этого не происходит, то наступление аффекта неизбежно.
—Человек полностью утрачивает контроль над собой,
—его действия безрассудны.
По окончании аффективной вспышки наступают:
-разбитость и опустошенность,
-упадок сил,
-иногда человек засыпает.
· тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённости с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий.
Состояние тревоги возникает, кагда человек воспринимает ситуацию как несущие в себе элементы опасности, угрозы и вреда.
Тревога способна изменить течение познавательных психических процессов.
При этом наблюдается два возможных выхода:
1. мобилизация – повышение концентрации внимания с ростом эффективности деятельности мышления (при незначительно выраженной тревоге);
2. дезорганизация – снижение концентрации внимания, нарушение оперативной памяти, понижение уровня деятельности мышления (при интенсивной тревоге).
· Фрустрация — эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.
Может иметь две формы выражения:
-агрессия
-или депрессия.
Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость.
· Стресс —(англ. stress — давление, нажим, напряжение) занимает особое место среди состояний человека, так как:
—устойчив,
—длительно сохраняется
—и имеет разнообразные причины.
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье.
Он определил стресс — как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.
В ответ на различные требования (голод, боль, лекарства, радость, печаль и т.д.) в организме возникают специфические и неспецифические каждому стрессору эффекты.
Селье назвал эту модель реагирования на стресс общим адаптационным синдромом.
С точки зрения стресса не имеет значения, приятна или неприятна ситуация для человека.
Сущность стресса состоит в перестройке или адаптации.
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... 1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности» 10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что ... 2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается. _______________________ Большая энциклопедия ...
В этом проявляется неспецифичность реагирования.
Стрессы имеют плюсы и минусы, поэтому говорят о двуликости стресса:
-с одной стороны это жизненно необходимая приспособительная реакция, которая помогает человеку адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности,
-а с другой причина страданий, болезней и переживаний.
Итак, под действием стрессора возникает общий адаптационный синдром, в котором Г. Селье выделил 3 фазы:
1. фаза тревоги, во время которой организм готовится к быстрым ответным действиям;
2. фаза сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;
3. фаза истошения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются.
Один и тот же стрессор может вызвать у людей различные реакции.
А тормозить или усиливать стрессовое состояние могут:
-наследственность, пол, возраст,
-иммунитет,
-воспитание,
-актуальное состояние и др.
Избегать стресса бессмысленно. Нужно относиться к нему с уважением и пониманием.
Потому — что стресс может и положительно воздействовать на организм.
(В таком случае говорят об эустрессе.)
· Тревога – Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределённости с дефицитом информации и непрогназируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий.
· страсть – сильное и стойкое чувство, абсолютно доминирующее над другими побуждениями человека, она захватывает и направляет все мысли и поступки человека на предмет страсти;
· чувства — длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций;
Высшие чувства.
Чувства можно подразделить на:
—нравственные,
—интеллектуальные
—и эстетические.
Нравственные (моральные) чувства
— свидетельствуют об отношении человека к другим людям,
— и обществу.
В основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.
В качестве примера можно выделить чувство любви (в широком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.
Примерами таких чувств являются
-любознательность,
-сомнение,
Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций
... своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды: 1. эмоциональный тон ощущения; 2. эмоциональный отклик; 3. настроение; 4. конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустация; 5. высшие эмоции-чувства. Настроение - эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая ...
— радость открытия,
-любовь к истине и др.
Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п.
Эстетические чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости.
Примерами является
-чувство прекрасного,
-эстетического наслаждение,
-чувство юмора и др.
Чувства человека отличаются стабильностью.
Эмоциональные свойства
Эмоциональные свойства — это устойчивая характеристика индивидуальных особенностей эмоционального реагирования, типичных для конкретного человека.
Выделяют следующие варианты эмоциональных свойств:
· Эмоциональная возбудимость — быстрота эмоционального «включения», импульсивность.
Повышается при атеросклерозе, неврозах, гипертиреозе.
· Эмоциональная реактивность — скорость эмоционального ответа.
Комбинация астеничности и сниженной реактивности встречается при обсессивных (навязчивых) расстройствах.
· Эмоциональная лабильность — колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена эмоций по разным, зачастую самым незначительным поводам.
· Эмоциональная ригидность — неспособность изменить деятельность в соответствии с требованиями ситуации.
· Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.
· Эмоциональное огрубление — неспособность определять уместность и степень проявления эмоциональных реакций.
Проявляется в отсутствие сдержанности, деликатности, такта.
Человек становится назойливым, расторможенным, хвастливым и т. п.
· Тревожность относится к свойствам личности и понимается как ожидание неблагополучного исхода в относительно нейтральных, не содержащих реальной угрозы обстоятельствах.
Это склонность человека воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как
угрожающих его самооценке, самоуважению и престижу и реагировать на такие
ситуации проявлением состояния тревоги.
· эмпатия — (греч. empatheia — сопереживание, вчувствование) способность понимать эмоциональное состояния другого человека, умение чувствовать его переживания.
Эмпатия это как способ сосуществования с другим человеком.
Умение чувствовать изменения, происходящие в нём.
Поэтому эмпатия является важной составляющей профессионально-значимых качеств медицинской сестры.
Понимание пациента должно быть лишено предвзятости и стереотипности, так как оно очень важно для психологического благополучия человека.
Иногда даже намерение понять может «вылечить».
Эмоции. Регуляторная функция эмоций
... умение можно развивать. - "Чтобы снять ненужную эмоцию, просто убери неправильное лицо. Поправь глаза и губы. Главное - сделать это сразу, пока эмоция еще не раскрутилась". Люди управляют своими эмоциями, ... деятельности. Неоднократное удовлетворение тех или иных потребностей, сопровождающееся субъективно приятными эмоциональными переживаниями, приводит к тому, что в дальнейшем организм стимулируется ...
Осознание пациентом того, что кто-то пытается понять его, что он важен для другого положительно влияет на выздоравление.
Эмпатия проявляемая медсестрой положительно влияет на состояние пациента.
Чем больше уровень эмпатии проявляет медсестра к пациенту, тем ниже у него уровень стресса в которам он находится.
Из всего сказанного следует, что эмпатия:
-определяет качество взаимодействия,
-создает понимание,
-обеспечивает уважение,
— позволяет преодолеть культурные барьеры.
Поэтому эмпатию можно назвать социальным навыком, необходимым каждой медсестре для личностной и профессиональной компетентности.
Существуют различные тренинговые методы:
-повышаюшие способность к эмпатии
-и умение эффективно применять ее в обшении с пациентом.
Функции эмоций
В целом можно выделить следующие функции эмоций:
1. Отражательно-оценочная функция
Это важнейшая функция эмоций, оценочная, позволяет определить значимость тех или иных объектов и ситуаций.
Причем очень часто такая оценка осушествляется в условиях дефицита времени или информации об объекте, однако эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа.
Из неё вытекают остальные, более частные функции;