Перцептивный аспект общения. Понятие социальной перцепции.
Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия,
Децентрация, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция).
Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции.
5.Механизмы межгруппового восприятия. Эффекты восприятия.
Коммуникативный аспект общения. Вербальная коммуникация
(характеристики речевого высказывания, как денотация и коннотация,
Полисемия, синонимия).
8. Невербальная коммуникация (проксемика, такесика, кинесика).
9. Интерактивный аспект общения. Психологические феномены
взаимодействия людей (социальная фасилитация, социальная ингибиция,
эффект Рингельмана).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте характеристику основных подходов к пониманию общения и попробуйте оценить их корректность.
2. Охарактеризуйте основные функции общения.
3. Назовите три основные стороны общения, определите их особенности и функции.
4. Какие основные психологические механизмы участвуют в общении и обеспечивают взаимопонимание партнеров по общению?
5.Назовите отличия процессов социальной перцепции от восприятия несоциальных объектов.
6.Какие вы знаете механизмы социальной перцепции?
7.В каких трех аспектах рассматривается аттракция?
8.Какие три типа атрибуции выделил Г. Келли?
9.Какие фундаментальные ошибки каузальной атрибуции вам известны?
10.Назовите классификацию социальных стереотипов.Охарактеризуйте эффекты восприятия.
11.Расскажите об исследованиях межгруппового взаимодействия и конфликта в эксперименте М. Шерифа.
12.В чем заключается сущность коммуникации и коммуникативного процесса?
13. Какие знаковые системы используются при невербальной коммуникации?
14. В чем заключается сущность интеракции?
15. Какие вам известны психологические феномены взаимодействия людей?
16. Опишите основные характеристики и функции конфликта.
выявление основных психологических аспектов стресса.
... само понятие «стресс», виды стресса, его особенности и причины, и основные психологические аспекты стресса. Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, ... Маклакова, Г.Селье, В.В. Суворовой, Ю.В. Щербатых. Целью работы является выявление основных психологических аспектов стресса. Объект исследования - стресс как психическое состояние. Предмет исследования - ...
17. Назовите основные стратегии взаимодействия.
СТРАТЕГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Изучите своеобразие общения как кинесики.
2. Покажите различия в методологических подходах к пониманию социальной перцепции в отечественной и западной социальной психологии.
Литература
Основна я:
1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М., 1982. – 368 с.
2. Корягина Н. А. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. – М. : Изд-во Юрайт, 2015. – 437 с.
3. Методические рекомендации к семинарским и лабораторным
занятиям по курсу «Психология общения» для студентов
I курса гуманитарного факультета / сост.: А. В. Машинистов,
О. А. Таранова. – Горловка : Изд-во ОО ВПО «ГИИЯ», 2016. –
72 с.
4. Панфилова А. П. Психология общения / А. П. Панфилофа : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 368 с.
5. Семечкин Н. И. Психология социальных групп: учебное пособие / Н. И. Семечкин. – М. : Институт психологии РАН, 2014 . – 459 с.
6. Столяренко Л. Д. Психология общения / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 317с.
7. Филоненко М. Психология общения / М. Филоненко. — Учебное пособие / К. : Центр учебной литературы, 2008. – 224 c.
До полнительная:
1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2002.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000.
3. Майерс Д. Социальная психология/ Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1997.
Семинарское занятие № 5
Тема : п сихология малых социальных групп .
Цель занятия: изучение социально-психологических процессов в малой группе.
1. Определение малой группы. Основные направления исследования малых групп в западной и отечественной социальной психологии. Классификация малых групп.
2. Формально-структурные и социально-психологические характеристики групп.
3. Групповая сплоченность. Подходы к изучению групповой сплоченности.
4. Групповое давление. Экспериментальные исследования конформности. Условия, определяющие конформность. Механизмы влияния группового меньшинства.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте основные направления изучения малых групп (в западной и отечественной социальной психологии).
2. Дайте интерпретацию понятия «сплочённость» с позиции социометрического, психодинамического, когнитивного, деятельностного подходов.
3. Приведите примеры проявления феноменов группового давления. Опишите основные экспериментальные исследования данного феномена.