Под психологической готовностью к школьному обучению, имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться в школьную жизнь.
М. М. Безруких, выявляет, что готовность ребенка к систематическому обучению – тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Общее развитие.
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания, особенно интеллекта. И здесь нас интересует, как имеющего у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (т. е. производить некоторые действия в уме).
Воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое – то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшиеся для его ушей, если он чем, – то привлек его внимание. Но сосредоточиться, сколько – нибудь длительное время на то, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно.
А между тем это умение совершенно необходимо к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана делать не только, то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
Формирование мотивов, побуждающих к учению.
Имеется в виду не тот интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной к приобретению знаний.
Важно выделить в психологической готовности выделяют несколько компонентов:
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, костный состав и прочие показатели, сотвествующие нормам физического развития. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребенка, степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Это интеллектуальная готовность, включающая некоторый запас знаний о мире, о людях, определенный уровень развития мышления, степень правильности, четкости и обобщенности представлений ребенка, владение рядов приёмов умственной деятельности, и. т. д.
Лекция 1. Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии
... развитии Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с различными отклонениями представляет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений. На состояние ... - соответствие двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. Двигательная подготовленность детей дошкольного возраста определяется ...
Это так называемая мотивационная готовность к школе, связанная с формированием желания стать школьником.
Личностная и социально — психологическая готовность, помогающая ребенку утвердиться в коллективе, уметь действовать вместе, общаться со взрослыми и сверстниками, формировать уровень притязаний, формирование положительного отношения к школе.
Это эмоционально – волевая готовность к обучению в школе, связанная с формированием контроля над внешними и внутренними процессами и планированием собственных действий.
Готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта, важен не столько объём тех сведений и знаний, который имеет ребенок, сколько их качество, степень осозности, четкость представлений.
Особое значение в психологической готовности к школе, имеют способности и предпосылки в овладении знаниями и навыками.
Психологи называют эти предпосылки » вводными навыками ».
Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создать условия для развития моторики и особенно движение руки пальцев.
Ещё раз подчеркнем, необходимость в развитии способности слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объёма знаний, а качество мышления.
Определение уровня готовности должно быть основанием не только для, выбора оптимального, наиболее подходящего для ребенка варианта обучения организации учебного процесса, но и для прогнозирования возможных школьных проблем, определение форм и методов индивидуализации обучения.
Основные компоненты психологической готовности дошкольника к школьному обучению
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
Личностная и социально – психологическая готовность
Интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность
Эмоционально – волевая готовность.
(по данным Л. А. Венгера., А. Л. Венгера; В. В. Холмовского;
Н. И. Гуткиной и другие).
Личностная готовность
Из всех характеристик и особенностей личности ребенка выделяем три основных параметра, сформированность, которых наиболее важна для школьного обучения, это:
умение строить адекватные системы обучения отношения со взрослыми;
умение общаться со сверстниками;
отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.
Эмоционально — волевая готовность.
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее в дошкольном возрасте, сопровождается разнообразными сильными эмоциональными переживаниями, которыми ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. Довольно сложная задача: найти выход чувству страха и тревоги, горю и гневу, любви и радости, чувствительности и любопытству, приемлемый как для детей, так и для их родителей. Дети находят множество решений этой сложной задачи, но, каким бы оно ни было, они, все–таки, переживают конфликт. Мотивы, не проявляются и не формируются изолированно один от другого, поэтому необходимо заботиться о развитии познавательных интересов в единстве с нравственными и широкими социальными мотивами учения.
Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе ...
... к школе детей с минимальными нарушениями поведения 58 3.2.Анализ динамики уровня готовности к школе детей с ... традиции, обычаи, «социокоды» и т.д. В психологической науке интерес к феномену преемственности проявляется, прежде ... ребенка. В связи с этим в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «здоровьесберегающая педагогика». В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, ...
В готовности ребенка к школе можно условно выделить субъективную и объективную готовность. Говоря о мотивации, в большей степени имеем в виду субъективные переживания и мнения ребенка о школе и школьниках.
Но есть и объективные показатели – развитие мышления, памяти, воли и другие психические процессы.
Не желание идти в школу может быть следствием либо:
В – первых, объективной неготовностью ребенка, для которого игра ещё не исчерпала всех резервов;
Во – вторых, недостаточной или плохой информацией о школе;
В – третьих, индивидуальными особенностями характера ребенка (например, если ребенок робок, застенчив, необщителен).
Всегда нужно ориентироваться на интересы и возможности ребенка
Таким образом, под психологической готовностью к школьному обучению, имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться в школьную жизнь. Основные компоненты психологической готовности это: личностная и социально – психологическая готовность;
интеллектуальная готовность;
мотивационная готовность;
эмоционально – волевая готовность.
Рекомендации родителям
Первое знакомство с шестилетним учеником, беседа с родителями дают большую информацию, на основе которой психолог сможет планировать работу с классом, особенно на первом этапе. Кроме того, он будет знать сам, а также укажет родителям на особенности их ребёнка, подскажет, что может сделать за время, оставшееся до 1 сентября.
Большинство родителей не знает, как помочь своему ребёнку подготовиться к школьному обучению. Поэтому целесообразно весной провести с родителями шестилеток собрание или серию занятий «Педагогического всеобуча», на которых вооружить пап и мам приёмами организации тренировочных занятий с детьми.
Улучшить подготовку малыша к школе можно при помощи выполнения ряда заданий, способствующих, повышению общего умственного развития ребёнка.
Эти занятия подразделяются на три вида: 1) тренировка умения слушать и выполнять указания взрослого; 2) тренировка памяти; 3)подготовка руки к овладению письмом.
Улучшить подготовку родителей с методиками тренировочных занятий, рекомендованными психологами Л.А. Венгером и А.Л.Венгером .
Умение слушать и выполнять указания взрослого зависит от развитости произвольного внимания, которое хорошо поддаётся тренировки с помощью дидактических игр с чётко выраженными правилами. Целесообразно регулярно включать ребёнка в выполнение задания по предварительно разработанному плану действий: можно выполнить постройки из кубиков, рисунки, орнаменты, аппликации, различные поделки из бумаги, форму которую задаёт словесно или с помощью схемы [расчлененной или обобщённой] взрослый.
Готовность к школе детей эмигрантов
... вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема готовности обучения в школе детей-эмигрантов является одной из социально значимых проблем. Этот факт ... составлению программы развития готовности дошкольников эмигрантов к обучению в школе 53 Заключение 63 Литература 66 Приложения 72 Введение Обострение межнациональных отношений в густонаселенном регионе ...
Нужно тренировать ребёнка к пересказу сказок по схематическому плану, составленному родителями. Взрослый во всех этих занятиях должен добиваться от малыша точного следования намеченному плану и использовать для тренировки разные задания.
Важно научить ребёнка анализировать образец и результаты собственной или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Если у ребенка обнаруживаются затруднения с запоминанием текстов (плохая механическая память), нужно, прежде всего, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.
Механическая память практически не поддается тренировке. Но можно помочь детям освоить некоторые приемы запоминания. Стихотворный тест нужно разделить на мелкие строфы и учить их со значительными интервалами времени.
Помогает запоминанию предварительный разбор смысла стихотворения и его зарисовка с помощью условных схем. Важно обращать внимание и на рифмы, учить выбирать нужную рифму из нескольких слов. Улучшить запоминание помогает опосредованная память. Для запоминания фраз текста используют методику «пиктограмм».
Условно зарисовывают смысл фразы, предварительно обсудив с ребенком каждый смысловой и зрительный элемент. Излишняя детализация изображения мешает запоминанию. Для одного занятия используют две – три фразы. Через несколько часов или на следующий день ребенка просят вспомнить фразы по рисункам.
Подготовка руки к овладению письмом помогают действия с предметами. Способствующие развитию и укреплению мелких мышц руки (лепка из пластилина, нанизывание бусинок на проволоку, изготовление украшений из бисера, вышивание, вязание и т. п.).
И специальные «рисовальные» упражнения:
а) рисование по точкам и по штрихованным линиям узоров, и сюжетных картинок;
б) рисование по образцу с опорой на значимые точки;
в) дорисовывание недостающих элементов по образцу;
г) раскрашивание рисунков при помощи различных форм штриховки.
В условиях общественного дошкольного воспитания к шести –семи годам складывается обоснованная и целостная картина мира, в центр которой ребенок помещает себя. Если представить себе ядро (Я), окруженное кольцами детских представлений, то от центра к периферии знания ребенка будут все менее определенными.
Итак: в центре — сам ребенок и его представления о самом себе, далее идут знания о родителях и семье, соседях, ближайших родственниках, окружении вещей и людях, знания о своей улице, городе, знания о стране.
Картина мира более реалистична, чем больше у ребенка в познании мира. И родители должны помогать ребенку в открытии картины мира. Целостность и обоснованность картины мира будут достигаться в обучении.
Личностные характеристики ребенка 6-ти лет, необходимые для школьного обучения.
Личностная и социально-психологическая готовность ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребёнка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта
... формировании личностной подготовке к школе Объект исследования: формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта. Предмет ... различных заболеваний по-разному нарушается высшая нервная деятельность, возникают разнообразные расстройства психики. --PAGE_BREAK-- Выделяют ... по себе аффекта, сколько в своеобразии тех отношений, которые существуют между этими обеими сферами психической ...
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы).
Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Ребёнок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.
Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребёнок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребёнка становится основным видом его деятельности.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т.д.
Ребёнок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребёнка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение — стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
Быть школьником — это уже осознаваемая ребёнком ступень вверх, к взрослости, да и учёба в школе воспринимается ребёнком как ответственное дело.
Если ребёнок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребёнок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребёнка.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе.
Готовность к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой ...
... внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [3] Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», ... знаний. Он должен иметь конкретные предпосылки к формированию учебной деятельности. социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению включает в себя развитие таких качеств, ...
Такие ученики ведут себя в школе «по-детски», учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Основные трудности, негативно влияющие на готовность ребенка к обучению в школе.
Интеллектульная готовность включает в себя высшие формы наглядно-образного мышления, умение воспринимать и удерживать учебную задачу, развитие познавательных интересов, определенный кругозор и достаточный словарный запас. Часто родители считают свидетельством готовности к школе именно хороший словарный запас ребенка. Но как уже было сказано, в современном мире детей окружает постоянный поток информации, конечно, обогащающий их словарный запас, но совершенно не подразумевающий развитие мышления ребенка. А зачастую возникающая зависимость от различных компьютерных, электронных игрушек, бесконтрольный просмотр различных передач на детских телевизионных каналах негативно сказывается на развитии внимания, памяти ребенка, его психики. Таким образом, для формирования интеллектуальной готовности к школе следует обращать больше внимания не только на расширение кругозора и словарного запаса ребенка, но и включать детей в осмысленную деятельность (наблюдать за свойствами предметов, сравнивать их качественные характеристики, объединять в группы. Безусловно, родителям следует уделять внимание и систематическим (1,2 раза в неделю дома или в образовательном учреждении) учебным занятиям. У неподготовленного к школе с этой точки зрения ребенка не может не возникнуть проблем, в том числе психологического характера. Ведь если в былые времена большинство первоклассников перед поступлением в школу не умели читать, считать, писать, то сейчас доля таких детей мала. Это также современная тенденция, с которой нельзя не считаться.
Следует учитывать, что для первоклассника еще актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение учебными занятиями отрицательно влияет на адаптацию ребенка к школе. Позитивное влияние на решение этой проблемы окажет включение сюжетно-ролевых игр, художественно-эстетических занятий в повседневную жизнь ребенка.
Личностная и социально-психологическая готовность это готовность к принятию новой социальной позиции, формирование представления о себе как о члене общества. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему будет трудно учиться. Основной причиной нежелания ребенка идти в школу являются ошибки в воспитании в семье. К ним относятся негативная оценка способностей ребенка, «запугивание» возможными сложностями обучения в школе, избалованность детей, их чрезмерное опекание или недостаточное внимание. Как следствие у первоклассника возникает устойчивая тревожность, негативистическая демонстративность, зачастую агрессия по отношению к одноклассникам. Для предупреждения и преодоления этих проблем следует тщательно следить за сообщаемой детям информацией о школе, формировать «положительный образ» школы и ребенка как будущего ученика, рассказывать о своих любимых предметах, учителях, включать в занятия игры, в которых дети применяют имеющиеся знания, навыки, формирующие потребность в приобретении новых знаний. Ребенка необходимо научить сотрудничеству с другими детьми (не только в условиях урока, но и в ходе проектной деятельности, внеурочной деятельности).
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Эмоционально-волевая готовность понимается как способность контролировать импульсивные реакции, возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Конечно, внимание и память в старшем дошкольном возрасте носят непроизвольный характер. Но даже шестилетний ребенок уже способен соподчинить мотивы своего поведения, память и внимание начинают приобретать качество произвольности. Стоит ли говорить о том, насколько негативно сказывается на обучении несформированность данного компонента учебной деятельности. Важнейшим фактором в формировании воли является воспитание мотивов достижения цели. Следует формировать у детей стремление преодолевать трудности, развивать их настойчивость, дисциплинированность, учить управлению своим поведением.