Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Методика преподавания психологии» Семинар 1. Организация содержания курса психологии и планирование занятий
Содержание
- Конструирование концепции учебного курса в отношении к парадигмам науки. Методологические принципы психологической науки.
- Схема технологии разработки учебного курса.
- Общая характеристика системы психологических знаний и особенности организации разделов учебного курса. Зависимость содержания курса психологии от специализации. Сравнительный анализ учебных планов разных специальностей.
- Специфика содержания психологии как учебной дисциплины в детском саду и школе.
Вопросы для обсуждения
- Назовите парадигмы психологической науки, значимые при разработке учебного курса.
- Какими нормативно-правовыми документами должен руководствоваться преподаватель при планировании учебного курса?
- Каково значение Государственного образовательного стандарта в образовательном процессе?
- В чём разница учебного плана и тематического плана? Обоснуйте их необходимость для образовательного процесса.
- Раскройте технологию разработки учебного курса.
- Из каких действий преподавателя складывается алгоритм подготовки к учебному занятию?
- Как вы понимаете таксономию учебных задач? Дайте свою оценку эффективности её использования на занятиях по психологии?
- Какую помощь может оказать процедура таксации преподавателю при подготовке к занятию по психологии?
Задания для самостоятельной работы
- Сделайте краткий конспект 2-ой главы (стр. 40-60) книги В.В. Селиванова «Психология сознания». Дайте краткую характеристику основным методологическим принципам психологической науки.
- Используя учебник В.Н. Карандашева (Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007.), ознакомьтесь со схемой технологии разработки учебного курса. Составьте свой вариант схемы, внеся изменения в предложенную Карандашевым схему.
- Выбрав любую психологическую дисциплину и используя соответствующие учебники и методические пособия, составьте тематический план учебного курса из расчёта того, что на данную дисциплину в учебном плане отводится 72 часа (общая трудоёмкость в зачётных единицах – 2).
№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
|||
Всего |
Лекц. |
Семи-нары |
Сам. раб. |
Основная литература
- Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 13-16.
- Преподавание психологии в школе III-XI классы : Учеб .- метод. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной; Психол. ин-т Рос. акад. образования; Моск. психол .- соц. ин-т .- М. : Изд-во Моск. псих-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003 .- 624 с.
Дополнительная литература
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии./ В.Я. Ляудис, — М., 2003.
- Никольская, И.М. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. / И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер – СПб., 2004. – 86 с.
Практикум 1.Психологические аспекты работы преподавателя вуза
Содержание
- Аутотренинг и социально-психологические тренинги в психологической подготовке преподавателя к учебному занятию. Знакомство с технологиями самоконтроля над эмоциями и их отработка.
- Презентация и отработка тренинговых упражнений, помогающих разрушить барьеры в общении преподавателя со студентами.
- Составление рекомендаций для подготовки преподавателя к учебному занятию (групповая работа).
Вопросы для обсуждения
- Чем характеризуются противоречия развития организма и личности студента?
- Какие этапы проходит студенческая группа в своём развитии?
- Какой уровень развития студенческой группы наиболее благоприятный для формирования ценных качеств личности?
- Перечислите психологические характеристики внимания преподавателя и студента?
- Назовите педагогические приёмы привлечения и удержания внимания студентов.
- По каким критериям оценивается речь преподавателя?
Задание для самостоятельной работы. Используя ниже предложенную литературу, разработайте систему тренинговых упражнений для психологической подготовки преподавателя к занятию:
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – Казань, 1987. – 262 с.
- Барьеры и трудности педагогического общения: Методическая разработка. / Составители: А.Д. Ганюшкин, О.С. Никитина. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. – 56 с.
- Захаров В.П., Хряцева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989. – 55 с.
- Игры, обучение, тренинг, досуг / ред. Петрусинский. – М., 1994.
- Ситников А.П. Методические комплексы акмеологического тренинга // Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнология. – М., 1996. – С. 165-183.
Основная литература
- Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 24-30.
Дополнительная литература
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
- Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии / О.В. Хроменко. -Ростов н/Д, 2004.
Семинар 2. Методы обучения психологии
Содержание
- Понятие активных методов обучения и их классификация.
- Использование методов программированного обучения и методов интерактивного обучения на занятиях психологии.
- Методы проблемного обучения в преподавании психологических дисциплин.
- Специфика методов преподавания психологии в детском саду и начальной школе
- Специфика и классификация методов преподавания психологии в средней и старшей школе.
Вопросы для обсуждения
- Что подразумевают под активными методами обучения?
- Почему методы программированного обучения относят к активным методам обучения?
- Что лежит в основе метода проблемного обучения? Обоснуйте значимость этого метода в подготовке будущих специалистов.
- Как вы понимаете понятие «проблемная ситуация»? Из чего она складывается?
- Дайте определение интерактивным методам обучения, раскройте их суть и значение в преподавании психологии.
- Почему игра является основным методом преподавания психологии в детском саду и младшей школе?
- Какие приёмы использования игры на занятиях психологии вы знаете?
- Какие задачи помогает решить педагогу метод диалога «психолог-ребенок»?
- Обоснуйте применение элементов тренинга на занятиях по психологии в детском саду и школе. Почему для этой возрастной категории не используются целиком тренинговых занятия?
- Чем отличаются методы преподавания психологии в вузе и в школе?
Задание для самостоятельной работы
1. Используя учебник Бадмаева Б.Ц. (Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподават. И аспирантов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- стр.45-94), составьте классификацию активных методов обучения и оформите её в таблицу.
Название метода |
Общая характеристика метода |
Преимущества метода |
Недостатки метода |
|
|
|
|
2. Ознакомьтесь с характеристиками методов программированного обучения и теорией поэтапного формирования умственных действий. Проведите письменный сравнительный анализ систем программированного обучения Б.Ф. Скиннера и П.Я. Гальперина (Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподават. И аспирантов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- С. 48-62).
В чём заключается преимущество теории П.Я. Гальперина? Аргументируйте свой ответ.
3. Продумайте и опишите примеры использования активных методов обучения, применительно к конкретным темам курса психологии.
Основная литература
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподавателей и аспирантов вузов / Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
- Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 30-40.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.
- Преподавание психологии в школе III-XI классы : Учеб .- метод. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной; Психол. ин-т Рос. акад. образования; Моск. психол .- соц. ин-т .- М. : Изд-во Моск. псих-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003 .- 624 с.
Дополнительная литература
- Бархаев, Б.П. Методическое обеспечение преподавания психологии. /Б.П. Бархаев — М., 2000.
- Никольская, И.М. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. / И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер – СПб., 2004. – 86 с.
- Орлов, В.И. Методы обучения в средней специальной школе. /В.И. Орлов -М., 2003.
- Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения./ В.А. Трайнев – М.: Издательский Дом «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2002. – 360 с.
- Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии / О.В. Хроменко. -Ростов н/Д, 2004.
Семинар 3. Подготовка и проведение лекционных занятий по психологическим дисциплинам
Содержание
- Общие требования к проведению лекционных занятий.
- Виды лекций проблемного характера.
- Структура конспекта лекции, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции.
- Групповая работа: разработка схемы анализа лекции по психологии, с учётом требований к данному виду занятий, аргументация алгоритма анализа.
Вопросы для обсуждения
- Почему лекцию считают основной формой преподавания психологических дисциплин?
- Какие приёмы помогают оптимизировать лекционное преподавание?
Задание для самостоятельной работы
- Разработайте 1-й этап лекционного занятия, вступление (1-2 мин.).
- Проиллюстрируйте приёмы раскрытия содержания понятия на примере любой психологической категории (дайте логическое определение выбранного понятия через ближайший род и видовое отличие; подберите несколько определений одного понятия; проведите исторический аспект данного понятия; дайте последовательное разъяснение существенных признаков понятия; сопоставьте выбранное вами понятие с ближайшими психологическими категориями).
- Продумайте и приведите по конкретной теме занятия пример проблемного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации.
Основная литература
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподавателей и аспирантов вузов / Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
- Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 30-40.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.
Дополнительная литература
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
- Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии / О.В. Хроменко. -Ростов н/Д, 2004.
Практикум 2. Подготовка и проведение лекционных занятий по психологическим дисциплинам
Содержание
- Просмотр видеозаписи лекционного занятия.
- Обсуждение: анализ типового лекционного занятия.
- Изучение и сравнительный анализ образцов конспектов и методических разработок лекционных занятий.
- Формирование лекционного мастерства: работа над конспектом, планом, резюме лекции.
Задание для самостоятельной работы
- Разработайте конспект лекционного занятия, желательно одного из видов проблемной лекции (лекция с заранее запланированными ошибками, лекция — пресс-конференция, лекция визуализация, лекция вдвоём), обоснуйте выбранные методы и средства обучения.
Основная литература
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001-304 с.
- Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 46-51.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.
Дополнительная литература
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
Семинар 4. Организация семинаров в курсе психологии и требования к их проведению
Содержание
- Понятие семинарской формы обучения. Цели и задачи семинарского занятия.
- Типы семинаров по дидактическим целям: выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения.
- Методика проведения семинаров-дискуссий.
- Структура семинара. Алгоритм подготовки к семинарскому занятию.
- Требования к лабораторным занятиям по психологии.
- Демонстрационный эксперимент как разновидность практического занятия по психологии.
Вопросы для обсуждения
- Обоснуйте разделение целей семинарского занятия на основные и частные.
- Какие факторы влияют на эффективность проведения семинарского занятия?
- Почему семинару-дискуссии уделяется большое внимание в учебном процессе?
Основная литература
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001-304 с.
- Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 46-51.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.
Дополнительная литература
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
- Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии / О.В. Хроменко. -Ростов н/Д, 2004.
Практикум 3. Семинарские занятия по психологии
Содержание
- Просмотр видеозаписи семинара по психологии.
- Обсуждение: анализ типового семинарского занятия.
- Групповая работа: разработка учебных задач для семинарских занятий.
Основная литература
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001-304 с.
- Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 46-51.
Дополнительная литература
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.
Практикум 4. Подготовка и проведение семинаров по психологическим дисциплинам
Содержание
- Изучение и сравнительный анализ образцов конспектов и методических разработок семинарских занятий.
- Формирование профессионального мастерства: работа над планом-конспектом, резюме семинара.
- Конкурс практических работ, обсуждение.
Задание для самостоятельной работы
- Руководствуясь принципами составления учебных задач для практических занятий, придумайте не менее 2-х учебных задач (желательно, чтобы они относились к разным психологическим дисциплинам).
- Разработайте план-конспект семинара-дискуссии, обоснуйте выбранные методы и средства обучения.
Основная литература
- Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 46-51.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.
Дополнительная литература
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001-304 с.
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
Семинар 5. Организация самостоятельной работы студентов в обучении психологии. Контроль и коррекция учебной деятельности студентов
Содержание
- Специфика и структура самостоятельной работы как формы обучения.
- Условия эффективности самостоятельной учёбы. Виды самостоятельной работы.
- Знакомство и анализ образцов разработок заданий для самостоятельной работы студентов.
- Организация проверки и оценивания знаний студентов при обучении психологии.
- Проблема контроля усвоения психологических знаний и типология ошибок.
Вопросы для обсуждения
- Какова роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов?
- Какие приёмы на ваш взгляд будут способствовать эффективности самостоятельной работе студентов?
- В чём заключаются функции контроля учебной деятельности студентов?
- Почему существует проблема контроля усвоения психологических знаний?
- Каково значение типологии ошибок и технологии их учёта, разработанные Д. Толлингеровой?
- Какие методические приёмы обеспечивают эффективность педагогического контроля?
Задания для самостоятельной работы
- Разработайте систему заданий для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации к ним по одной из тем или разделу конкретной психологической дисциплины. При выполнении задания учитывайте следующие показатели:
- разнообразие видов заданий для самостоятельной работы с учетом специфики учебной дисциплины;
- сочетание типов, видов и форм самостоятельной работы;
- целесообразность количественного состава заданий;
- способы контроля за выполнением заданий;
- приемы поощрения студентов;
- наличие штрафных санкций и способы их предъявления студентам;
- наличие системы руководства самостоятельной работой студентов в виде инструкций, советов, методических рекомендаций.
2. Продумайте и разработайте одну из форм реализации промежуточного контроля по одной из психологических дисциплин. Определите какие темы или разделы будет охватывать, составленная вами контрольная работа. Формы промежуточного контроля могут быть разнообразны:
- индивидуальное собеседование;
- коллоквиум;
- письменный опрос (ответы на вопросы);
- решение теста;
- решение учебных задач;
- написание аннотации, эссе на прочитанную книгу;
- составление отчета о проделанной работе (результаты наблюдения, психологическая характеристика на ученика, психолого-диагностическое заключение);
- составление или решение кроссворда;
- учебное домино;
- мини-задания для организации зачета в виде конкурса, олимпиады или КВНа и т.п.
Разработав содержание одной из форм контроля, составьте рекомендации (инструкции) к её выполнению.
Методические рекомендации по составлению вопросов по теме для контрольной проверки знаний
- При подготовке задания определите, какую форму опроса вы будете предлагать студентам.
- Составьте вопросы, требующие прямого (репродуктивного) и преобразующего воспроизведения содержания материала, которые должны быть логическими, четко сформулированы и предложены в определенной очередности.
- Отобранные вопросы структурируйте для конкретной формы контроля (система «вопрос — ответ», коллоквиум, контрольная работа и т.д.).
- Составляя карточки-задания, обратите внимание: на количество заданий в каждой карточке и их характер в соответствии с этапами усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков; задания должны быть четкими, краткими, разной степени трудности; задания должны стимулировать познавательные интересы и интеллектуальные умения студентов.
- Следует учесть, что любые контрольные задания формируют у студентов умение систематизировать содержание учебной информации в определенном направлении, а также развивают их творческие способности.
- При подборе и разработке мини-заданий для конкурса следует помнить, что: конкурс -интеллектуально-творческая игра, поэтому задания должны быть интересными, разнообразными, в оптимальной форме концентрировать и интегрировать знания студентов по предложенной теме; конкурс в определенной мере должен смоделировать будущую профессиональную деятельность студентов; конкурс должен способствовать поисковой деятельности студентов в процессе контрольной проверки знаний; в структуру конкурса может быть включена следующая система мини-заданий: «Вопрос — ответ», «Ваше мнение», «Отгадай ребус» и др.
Основная литература
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001- с.117 – 127.
- Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.
Дополнительная литература
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
- Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004.
- Трофимова, И.А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов. / И.А., Трофимова — СПб., 2001.
- Чернышев, А.С. Технологии в изучении психологии. Учебное пособие для вузов / А.В. Чернышев, Н.Н. Гребеньков, С.В. Сарычев и др. – М.: Педагогическое общество, 2003. – 256 с.
8