Особенности социально-культурной работы с семьёй.

Для оптимального осуществления социально-культурной работы по формированию культуры семьи, наиболее подходящими из существующих сегодня являются культуротворческие и социальные технологии. Они имеют воплощение в социокультурных программах, разрабатываемых и проводимых под патронажем органов местного самоуправления, или по заказу федерального правительства. Программы достаточно разнообразны по формам. Сегодня наиболее распространенные и доступные формы беседы, встречи, психологические тренинги, совместные занятия детей и родителей. При этом часто в ходе проведения данных мероприятий, наблюдателем выступает психолог, дающий совет или пожелание участникам по окончании.
Технологии направления родители-дети. Совместные занятия, посвященные детско-родительским отношениям, положительно сказываются на взаимопонимании поколений и сплочении семьи, а значит, и повышают культуру отношений внутри социально активной семьи. При совместной работе с детьми, развитие получают игровые формы и различные виды терапии, в том числе арт-терапия, музыка-терапия, песочная терапия. Еще одна эффективная форма оптимизации отношений в семье – творческий семейный концерт. Такие мероприятия организуются в рамках отдельных социально значимых культурных событий, будь то День матери, День защиты детей или Фестиваль клубов молодых семей на городском, краевом или федеральном уровне. А могут иметь частный локальный характер, например организация Юбилея дедушки, в которой принимает участие вся семья.

Технологии направления мужчина-женщина. Потребность в гармонизации семейных отношений может быть осознанной. Молодые люди, состоящие в браке, сегодня имеют беспрепятственную возможность решить волнующие их вопросы на платных семинарах и консультациях для семейных пар. Психологические тренинги, «семейные гостиные» и выездные мероприятия на природе организуются также в рамках реализации социально-культурных проектов и имеют бесплатную основу. Семейное клубное движение сегодня имеет широкое распространение на территории города и края. Такого рода объединения помогают развитию гражданской активности среди молодежи, сами клубы создаются с целью комплексного и эффективного решения актуальных проблем юридического, экономического и психологического характера, с которыми сталкиваются молодые семьи. В ходе общения внутри клуба предлагаются пути решения задач молодых семей и выхода из тех или иных трудных жизненных ситуаций. Деятельность клуба поддерживается местными властями и общественными организациями подобных направлений (органы социальной защиты, центры планирования семьи, психологические центры, Дворцы творчества).

21 стр., 10476 слов

Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического ...

... особенностях. Цель исследования. Целью исследования является изучение социально-психологических содержательных особенностей технологии психологического Интернет-консультирования. Гипотеза исследования. Исходя из нашего ... Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения. Рационально-эмоциональная терапия Устранить "само ...

Семейное движение ширится и набирает силу в Пермском крае. Все большее количество семейных клубов и объединений создается при дворцах молодежи, библиотеках, ЗАГСах, школах, детских садах и других учреждениях в поселениях края.

Помимо плановой молодежной и семейной политики на местах, распространение получает и общественная инициатива. Проектной деятельности уделяется много внимания со стороны государства, ведь демократический строй предполагает активное участие в организации жизнедеятельности граждан, самих граждан.

Учреждаемые органами правительства гранты, стимулируют молодежь к созданию и реализации новых идей, в том числе в сфере оптимизации культуры семейных отношений. Наиболее результативными и достойными материальной поддержки со стороны государства, сегодня становятся проекты, целью которых является создание Клубов молодых семей или молодежных общественных организаций, деятельность которых направлена на объединение молодых семей, осуществление комплексных программ, направленных на оказание психологической помощи в формировании гармоничных семейных взаимоотношений и осознанного родительства, организацию досуга, оказание информационно-консультативных услуг, приобретение навыков в решении социальных проблем при успешном взаимодействии с органами власти, общественными организациями и бизнес-структурами. Семьи социального риска. Семья – основная ячейка общества, основанная на супружеском союзе и представляющая добровольное объединение группы людей, связанных между собой кровнородственными отношениями. Трансформационное состояние, в котором продолжает находиться современное российское общество, обострило и усугубило давние проблемы российской семьи. В «Современной энциклопедии социальной работы» семья социального риска рассматривается как разновидность семьи, которая не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, оказывается подвержена воздействию негативных социальных факторов, тесно взаимодействует с группами социального риска, представляя тем самым опасность для нормального функционирования общества.

Перспективы укрепления российской семьи, сокращение доли семей социального риска возможны на пути изменения семейной и в целом социальной политики государства. Семейная политика – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т. д., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, укрепление семьи как социального института. Социальная защита семьи на государственном уровне в настоящее время включает в себя политику по повышению уровня занятости трудовых ресурсов, контроль за своевременностью выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности, выплату государственных пособий на детей, в первую очередь малообеспеченным семьям, выделение путёвок для летнего оздоровления, натуральную помощь (продукты, одежда, школьные принадлежности), финансовое стимулирование (материнский капитал) деторождения, помощь детям-инвалидам (пенсии, пособия, льготы по лекарствам, дома-интернаты), оказание психологической помощи семьям риска, охрану материнства и детства.

13 стр., 6237 слов

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

... где есть дети-инвалиды. Объектом исследования является проблемы семей с детьми инвалидами. Предметом является основные направления, формы и методы социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов Гипотеза: ... тяжесть расстройств и ограничение социальных функций. Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно-психического развития детей до 1 года (группа риска по развитию детского ...

Социально-культурная реабилитация детей с проблемами.

Социально-культурная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социальных и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный и внутренне организованный процесс.

Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом

других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются

как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства

и общества. Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия. Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование

и т.п.).78

2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений

(методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая

защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5.Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность)

Выделяют следующие основные категории детей, нуждающихся в социальной защите.

1.Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых.

 

Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя такие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения, восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.

Ещё одной, наиболее трагической группой дезадаптированных детей являются брошенные дети. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями.

Социальная помощь брошенным детям – это, прежде всего, решение задач

по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:

— оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в специальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);

— психологическая реабилитация ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи;

— назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.

3 стр., 1145 слов

Социальная работа с детьми в условиях социального приюта

... коррекции. То есть в создании благоприятных условий для непрерывного воспитательно- образовательного процесса социальной адаптации. Главное условие успешной реабилитации воспитанников приюта ... в социальной реабилитации». Социальный приют для детей – специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, ...

 

2.Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

 

Формы и методы работы с беспризорными детьми, среди которых:

1.Привлечение или доставка ребёнка в приюты и реабилитационные центры.

2.Лечение, оздоровление и медико-социальная реабилитация ребёнка.

3.Социально-психологическая реабилитация ребёнка, психодиагностика и необходимая психокоррекция.

4.Педагогическая коррекция.

5.Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и отвечает интересам ребёнка).

6.Передача ребёнка в специализированное детское учреждение, либо установление над ним опеки и попечительства.

 

3.Дети-сироты. Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории Российской Федерации, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе,

основными формами социальной защиты детей-сирот являются:

— меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);

— защита имущественных и жилищных прав;

— материальное обеспечение (назначение и регулярная выплата пособия

или пенсии);

— создание необходимых условий для всестороннего развития и образования — профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот.

 

4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых.

 

В работе с этой категорией детей главное – это создание таких условий,

которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком. Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся жестокому обращению:

— выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;

— ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия ребёнка из

семьи, группы, коллектива);

— оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и право-

вой помощи;

— рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

 

5.Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами. Эту социальную категорию составляют дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей в обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).

Социальная работа с этой категорией детей представляет собой деятельность, направленную на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем. Она может включать в себя разработку специальных образовательных методик и программ обучения , создание дополнительных учреждений и организаций, работающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образования и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной адаптации и реабилитации таких детей и формирование позитивной среды общения. В целом, работа с указанной категорией детей предполагает всесторонний учёт специалистом особенностей каждого конкретного ребёнка, его проблем и трудностей.

26 стр., 12859 слов

Методы и технологии социально-педагогической реабилитации детей, ...

... потребностей ребёнка перед потребностью семьи, общества, религии и других общественных институтов. Основной задачей «Мобильной школы» является создание условий для решения индивидуально значимых проблем детей и подростков, подвергшихся жестокому ...