Особенности семейного воспитания школьников с отклоняющимся поведением

Тема 3. Социально-педагогические причины отклоняющегося

Поведения школьников

Особенности семейного воспитания школьников с отклоняющимся поведением

Решающее значение для воспитания подрастающей личности имеет окружающая его социальная среда. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми: семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Именно в семье в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения, какой воспитательный потенциал имеет семья, формируется личность ребенка.

Особенности семейного воспитания, вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьника, отражаются в разных классификациях.

Л. С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи.

Г. П. Бочкарева выделяет: 1) семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям; 2) семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений; 3) семью с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. В основу этой классификации положено содержание переживаний ребенка.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения: 1) отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка; 2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании; 3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка; 4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

А. Е. Личко выделяет четыре типа неблагополучных ситуаций в семье:

1) гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до семейной тирании; 2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи — постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье — родители уделяют преимущественно внимание себе, а не детям.

12 стр., 5752 слов

Личность старшего ребенка в семье

... , 1997, 608 с. Адлер выделял следующие "порядковые позиции" ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего ... родителей. Мужчины, впервые ставшие отцами после 30 лет, больше занимаются воспитанием ребенка, нежнее относятся к нему, чем мужчина до 25 лет ...

М. Раттер среди обстоятельств, неблагоприятно действующих на ребенка, отмечает 1) семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость, нахождение в детском доме и т. д.

2) отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений.

3) жестокость и насилие по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы. Жестокость создает основу для хронической психогенной травматизации, известны случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жестокого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.

4) для родителей девиантных школьников характерным является неумение правильно использовать в воспитательном процессе поощрение и наказание. Лучше по возможности игнорировать плохое поведение и обращать внимание на положительные действия ребенка, высказывая ему одобрение.

Причины, вызывающие существенные трудности в детско-родительских отношениях, можно разделить по трем основаниям: интраиндивидуальные, зависящие от биологических особенностей индивида; интериндивидуальные, связанные с особенностями семейного воспитания; макросистемные, связанные с социокультурными особенностями жизни семьи (Н. Ю. Синягина).

Интраиндивидуальные причины рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные физиологические процессы.

Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который расскрывается в терминах надежных и ненадежных взаимодействий.

Макросистемные причины определяются совокупностью социокультурных условий, в которых находится семья: экономическое положение семьи, образование родителей, культурные традиции семьи.

Существенным фактором формирования того или иного типа взаимоотношений между родителями и ребенком является способ общения в семье, общий уклад ее жизни, семейное благополучие.

12 стр., 5952 слов

Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей

... различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют ... более выраженные негативные последствия ситуации в неполной семье у детей развода, в отличие от детей, потерявших родителей в результате преждевременной смерти. Если последние пережили ...

Противоречивость семейного общения и отношений особенно остро проявляется в неблагополучных семьях, стимулирующих отклоняющееся поведение школьников. Неблагополучная семья — это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию — воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего отечества, а не способность материального благополучия.

А. С. Спиваковская выделила следующие типы неблагополучных семей:

I Семья — санаторий. Для этой семьи характерны мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

2. Семья — крепость. Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе. Данная семья обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

Исследователи выделяют следующие типы взаимоотношений родителей и детей:

— положительные взаимоотношения, которые характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;

—амбивалентный тип взаимоотношений, который отличается противоречивостью, непоследовательностью, Чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами;

—отрицательные взаимоотношения, которые связаны с частыми и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между ро­дителями и детьми.

Характер взаимоотношений между детьми школьного возраста и их родителями зависит от следующих факторов:

—от особенностей личности родителя и форм его поведения;

—от особенностей личности ребенка и форм его поведения;

14 стр., 6967 слов

Место групповой работы в общей системе консультирования

Индивидуальная и групповая формы работы Психотерапия и психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Достоинством индивидуальной ...

— от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей;

—от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье;

—от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;

—от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи;

—от учёта актуальных потребностей ребёнка и степени их удовлетворения в семье и др. (Н.Ю. Синягина)

Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей вид деятельности педагога, психолога, социального педагога, а также специальных психолого-педагогических служб и институтов. Целью работы с родителями являются профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей.

Задачи работы с родителями: осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании; осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом; осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

Девиантные школьники из неформальных групп общения

Процесс освоения общественных норм и ценностей у школьников с отклоняющимся поведением происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают их искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, во внешкольной среде, в сфере стихийно- группового общения.

14 стр., 6999 слов

Роль личности педагога в организации внеклассной работы младших школьников

... группы создаются на добровольных началах. Состав группы может меняться. внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые ... т.п. Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить ... , восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому ...

Стихийно-групповое (неформальное) общение — важный фактор социализации несовершеннолетних, здесь они находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение часто ведет к усилению отклонений в поведении, но все зависит от характера и направленности группы (социальная и асоциальная направленность).

Поэтому воспитательную деятельность нужно начинать с изучения особенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходится сталкиваться.

Сущность внешкольного группового общения школьниковможно определить как процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями со сверстниками и взрослыми при их межличностном контакте, влияющий на сознание и поведение несовершеннолетних и происходящий в различных группах и коллективах вне школы.

А. Д. Гонеев выделяет следующие признаки неформальных групп общения:

— они разновозрастны и разнообразны по социальному составу;

— невелики по количественному составу (5-10 человек) и относительно стабильны;

— формируются в основном по признаку места жительства;

— в них довольно высокий уровень интенсивности общения.

Содержание группового общения и его направленность имеют большую воспитательную силу, оказывают влияние на формирование личности школьников иногда более сильное, чем целенаправленное воспитательное воздействие. Воспитательный эффект группового общения определяется тем, как представлено в этом общении социальное, нравственное начало, насколько сильны его позиции в тех компаниях по досугу, которые оказывают не второстепенное влияние на своих членов. Именно ценностные ориентации несовершеннолетних характеризуют их отношение со средой, коллективом, их важнейшие качества личности, что важно учитывать при изучении общения девиантных школьников и определении путей и средств их переориентации и коррекции.

Изучение групп неформального общения следует начинать с получения самых общих сведений о них:

1) сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них, кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли они с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или развратному поведению.

15 стр., 7089 слов

Психология групповой преступности несовершеннолетних

... , показало, что каждое пятое (21,1%) групповое преступление несовершеннолетних было совершено по месту проведения досуга неформальной группы, членом которой они являлись. Среди наиболее традиционных ... , либо к уклонению от исполнения роли; .в системе общения (сужение круга общения, общение в группе с отклоняющимся поведением, невозможность удовлетворения потребностей в эмоциональном контакте ...

2) получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень членов группы; социальные и нравственные ценности и т. д. Желательно выяснить структуру и динамику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы.

3) получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения: мировосприятие членов группы; какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы; как смотрят на неформалов окружающие люди, как сами члены неформальной группы представляют себя в глазах окружающих. Необходимо установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перс­пективу развития.

А. Д. Гонеев выделяет три основных типа группового общения девиантных школьников: общественно нейтральный, асоциальный и переходный, включающий отдельные элементы как одного, так и другого типа.