ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА 0. Особенности государственных учреждений для детей-сирот 0. Проблемы личностного развития детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей 8 ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКОМ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРНАТЕ 0. Салдинской Школы-интерната 0. Предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам в условиях В.Салдинской Школы-интерната 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36 Приложение 37 ВВЕДЕНИЕ Проблемы связанные с человеческими ценностями ученые относят к числу важнейших научных философских психологических педагогических проблем т.к. их разрушение неминуемо ведет к кризису личности и общества выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие опыт многомерной реконструкции Д. А. Леонтьев Вопр. филос 0000 N0. С 00 Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых что породило многие социальные проблемы кризис нравственности и правосознания социальную нестабильность политическую дезориентацию и деморализацию населения падение ценности человеческой жизни и многое другое.
Рост числа дезадаптированных и неполных семей разводов отсутствие в стране ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в российском обществе ценности семьи и семейных отношений. Разрушение системы ценностей резкое падение уровня жизни большей части населения прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту в нашей стране социального сиротства.
Сегодня по числу сирот приходящихся на каждые 00 тысяч детей Россия занимает первое место в мире. Изменение социального состава сирот вызвавшее увеличение среди них количества детей со сложными комплексными видами отклонений с трудностями в развитии обучении поведении требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.
Для детей-сирот воспитывающихся вне семьи в отрыве от общества в условиях учреждений интернатного типа интернат это школа в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагога-социального работника.
Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...
... социальном развитии, патологические черты личности), культурный (недоступность внешкольных учреждений, недостаточное количество детских развивающих, воспитательных и обучающих программ, разрушение нравственных идеалов и ценностей, ... № 409 от 20.06.1992 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Государственные ведомства, общественные и ...
Теория ценностей воплотившая в науке и практике воспитания и образования принцип аксиологического подхода стала значительным вкладом в развитие современной социальной педагогики и рассмотрена в работах А.В. Мудрика И. С. Кона В. М. Кузнецова И. С. Артюховой Е. К. Киприяновой Н. А. Кириловой А. С. Шарова и др. Однако ряд вопросов связанных с организацией деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей и роль в этом процессе социального работника остается неразрешенным.
В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования — Особенности работы социального работника в учреждении интернатного типа для детей сирот.
Цель исследования выявление психолого-педагогических условий эффективной деятельности социального работника в учреждении интернатного типа по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей.
Задачи исследования Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа Рассмотреть условия организации социальным работником внеучебной деятельности в интернате Разработать рекомендации для воспитателей детских домов по организации внеучебной деятельности по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей.
Методы исследования теоретический анализ философской социологической психолого-педагогической литературы анализ и обобщение передового педагогического опыта педагогическое наблюдение индивидуальные и групповые беседы интервью анкетирование тестирование изучение психологической педагогической и медицинской документации продуктов деятельности детей. Исследование проводилось на базе В. Салдинской Школы-интерната для детей.
Исследованием было охвачено 00 воспитанников 0 воспитателя 0 психолог. Объектом исследования является процесс педагогических связей взаимодействий способов и средств регуляции взаимодействия детей сирот и социальных работников в учреждении интернатного типа. Предметом исследования являются закономерности обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в В.Салдинской Школе-интернате. Гипотеза исследования привитие детям-сиротам В.Салдинской Школы-интерната социальных ценностей обеспечит гармоничное развитие личности. Курсовая работа состоит из двух глав в первой главе рассматриваются особенности государственных учреждений для детей-сирот выявляются проблемы личностного развития детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей во второй главе работы являющийся практической рассматривается структура учебного заведения В.Салдинской Школы-интерната специфика его деятельности вносятся предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам в условиях В.Салдинской Школы-интерната в заключение подводится общий итог проделанной работы.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Особенности государственных учреждений для детей-сирот Логика исследования требует изначально выявления проблем личностного развития детей-сирот включая особенности их социального становления с этой целью в первой главе курсовой работы рассматриваются как особенности учреждений для детей сирот так и выявляются специфические проблемы в личностном развитии детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей а так же выявляется роль социального работника в этом процессе.
Специфика деятельности социального педагога с детьми-сиротами, ...
... формировании полноценно развитой личности. Объект исследования: дети-сироты. Предмет исследования: специфика работы социального педагога по коррекции личностных особенностей подростков-сирот в условиях детского дома. В ... акцентрировалось на вопросах эффективности существующей системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения прав воспитанников, отношения к ним воспитателей. Андреева ...
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях используются два понятия сирота сиротство и социальный сирота социальное сиротство. Дети-сироты это дети в возрасте до 00 лет у которых умерли родители.
Социальный сирота это ребенок который имеет биологических родителей которые не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство и важная роль в реализации поставленных воспитательных задач падает на социального работника.
Сегодня по отношению к данной категории детей все чаще применяется термин дети лишенные попечения родителей. В дальнейшем употребляя слово сирота будет иметься в виду и ребенок оставшегося без родителей и социальный сирота.
По данным Детского фонда в России насчитывается 000 тыс. детей-сирот Парламентская газета 0 от 00.00.0000. Существующие в нашей стране формы их устройства можно разделить на четыре категории семейные опека попечительство усыновление государственные дома ребенка детские дома школы-интернаты различного типа государственно-общественные сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства приемные семьи семейные детские дома патронатные семьи детские общины приюты социальные гостиницы негосударственные частные церковные детские дома приюты и др. Бурлакова Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома Тула Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования 0000. С 00 Государственных учреждений в которых живут более 000 тыс. детей сегодня насчитывается около двух тысяч.
Интернат государственное образовательное учреждение закрытого типа для детей от младенческого возраста до 00 лет лишившихся попечения родителей.
Различают интернаты для детей раннего дошкольного школьного возраста и смешанного типа. Ситуация сиротства и пребывания ребенка в интернате всеми исследователями рассматривается как стрессовая и трагическая оставляющая глубокий след в его судьбе. Отношение к сиротам в большинстве работ определяется идеей изначальной дефицитарности ребенка лишенного чрезвычайно важного для нормального роста и развития компонента полной родительской семьи Преодоление трудностей социализации детей-сирот Учеб. пособие.
Ярославль 0000. С 00 В трудах российских и зарубежных психологов показано что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной в отличие от условий семейного воспитания тип личности ребенка Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте Й. Лангмейер З. Матейчек Лишенные родительского попечительства Хрестоматия Ред сост. В. С. Мухина. М. Просвещение 0000. С. 000 000. Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях И. А. Мухина Воспитание и развитие детей в детском доме. М. 0000. С. 0 00 Работы зарубежных авторов Д. Боулби Г. Деннис Р. Заззо Й. Лангмейер З. Матейчек М. Мид П. Наджарьян М. Раттер Р. Спитц А. Фрейд Л. Ярроу содержат описание сущности различных видов депривации.
Общие закономерности развития познавательных процессов в детском возрасте
... занятий, так и для работы в мини-группах (2—4 ребенка). Общие закономерности развития познавательных процессов в детском возрасте К 4—5 годам все психические процессы ... нормально развивающихся детей претерпевают значительные изменения: развивается воля, в связи с чем действия детей ...
Депривация от англ. deprivation потеря лишение лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей Прихожан А. М. Дети без семьи Детский дом заботы и тревоги общества А. М. Прихожан Н. Н. Толстых.
М. Педагогика 0000. С 00 В зависимости от того чего именно лишен человек различают различные виды депривации двигательную сенсорную информационную социальную материнскую и др. Последующее изучение исследований показали что проблемы в развитии воспитанников сиротских учреждений нельзя приравнивать только к последствиям отсутствия у ребенка матери. У. Деннис и П. Наджарьян W. Dennis R Najarjan 0000 причиной отставания в развитии детей в приютах являются не какие-то скрытые пороки якобы фатально присущие общественному воспитанию а вполне конкретные обстоятельства характерные для организации воспитательного процесса в данном приюте и вполне устранимые.
Л. Ярроу L.Yarrow 0000 помимо материнской депривации maternal deprivation существует множество других причин отставания в развитии воспитанников закрытых детских учреждений. Л. Ярроу установил серьезное обеднение развивающей среды в подобных учреждениях за счет резкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений сенсорная депривация уменьшение коммуникации с окружающими людьми социальная депривация уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом эмоциональная депривация.
Психологи И. Лангмейер и З. Матейчек на основе имеющихся в мировой науке и практике данных и своего многолетнего изучения психического развития детей воспитывающихся в детских домах и школах- интернатах ввели понятие психических лишений или психической депривации которую они определяют как психическое состояние возникающее в результате таких жизненных ситуаций когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных жизненных психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте Й. Лангмейер З. Матейчек Лишенные родительского попечительства Хрестоматия Ред сост. В. С. Мухина.
М. Просвещение 0000. С. 000 000 В работах вышеназванных авторов показаны пагубные последствия различных видов депривации имеющие психологически похожие проявления.
Тревожность депрессия страх интеллектуальные расстройства таковы наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений от легких отклонений в развитии эмоциональной сферы до грубых нарушений развития интеллекта и личности в целом Проект Школа здоровья Под общ. ред. И. В. Кузнецовой.
М. 0000. С 00 0.0. Проблемы личностного развития детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Особенностям развития личности детей-сирот посвящены труды российских ученых Л.И. Божович И.В. Дубровиной М.И. Лисиной В.С. Мухиной А.М. Прихожан Е.А. Стребелевой Н.Н. Толстых для которых общей является идея дефицитарности Преодоление трудностей социализации детей-сирот Учеб. пособие. Ярославль 0000. С 00. развития ребенка вследствие различных видов депривации Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях И. А. Мухина Воспитание и развитие детей в детском доме. М. 0000. С. 0 00 В них обобщены результаты многолетних исследований проведенных авторами в детских домах и интернатах различного типа. При исследовании интеллектуального развития воспитанников были выявлены следующие особенности слабо сформированная картина мира повышенная ситуативность снижение вербально-логического мышления Воспитание и развитие детей в детском доме Хрестоматия Ред сост. Н. П. Иванова.
Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот ...
... N 198-п). Проблема социальной адаптации и успешной социализации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была и остается одной из актуальных ...
М. АПО 0000. 000 с. Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях И. А. Мухина Воспитание и развитие детей в детском доме. М. 0000. С. 0 00 Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов и интернатов наблюдаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере.
Эти отклонения проявляются в повышенной тревожности эмоциональной напряженности психическом утомлении эмоциональном стрессе повышенной чувствительности к различного рода препятствиям неготовности преодолевать трудности конформизме снижении потребностей в достижениях и успехе повышенной агрессивности недоверчивости вспыльчивости несдержанности чрезмерной импульсивной активности эмоциональной холодности уходе в себя нарастании пассивности депрессии неуверенности в себе снижении самоорганизованности целеустремленности недостаточном развитии самостоятельности неадекватной самооценке. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации у одних это тенденция к понижению активности ведущая к апатии и большему интересу к вещам чем к людям у других гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе в целях привлечения к себе внимания при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Исследования сферы общения проведенные академиком В.С. Мухиной показали что ребенок растущий в условиях учреждения интернатного типа как правило не осваивает навыки продуктивного общения.
Отчужденность нарушение эмоциональных контактов с окружающими вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству отсутствие навыков общения вот далеко не полный перечень отклонений в развитии.
Характеризуя деловые контакты детей с взрослыми В.С. Мухина отмечает что они возникают поздно и осуществляются в примитивной форме.
Активность в сотрудничестве стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает.
Контакты со сверстниками также бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Дети-сироты не умеют играть самостоятельно. Постоянную привязанность к сверстникам имеет незначительное число детей Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях И. А. Мухина Воспитание и развитие детей в детском доме. М. 0000. С. 00-00 В. С. Мухина обращает внимание на серьезные искажения структуры самосознания детей-сирот Там же. С 000 Результатом являются отрицательное отношение к собственной личности невозможность соотнесения себя настоящего с собой в прошлом и будущем проблемы половой идентификации выражающиеся в смутном и искаженном представлении о будущей половой роли в затруднении формирования полоролевых эталонов и стереотипов поведения.
Концепции одарённости и её развития
... ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации и ... детскому саду и школе, к интернату для одарённых детей. Психологический анализ материалов лонгитюдных исследований развития "чудо-детей". Виды одарённости Умственно одарённые дети. Понятие об умственной одар ...
Реализация притязаний на признание реализуется зачастую через физическую силу в среде сверстников а порой через асоциальные формы поведения Там же С 00-00 Ученые обращают также внимание на серьезные проблемы нравственного развития воспитанников интернатов которые проявляются чаще всего в кражах безответственности подавлении и оскорблении более слабых в снижении эмпатии и в целом в недостаточном понимании или непринятии моральных норм правил и ограничений Заславская О. В. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы М. -0000 000 с К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации.
Под трудностью социализации Л. В. Байбородова Л. Г. Жедунова О. Н. Посысоев М. И. Рожков понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Причины возникновения этих трудностей они видят в несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям Преодоление трудностей социализации детей-сирот Учеб. пособие.
Ярославль 0000. С 00 Социальная ситуация развития ребенка в детском доме или интернате при отсутствии нормальных для него контактов семья друзья соседи и т. п. приводит к тому что образ роли создается на основе противоречивой информации получаемой ребенком-сиротой из различных источников.
В связи с этим часто формируются неверные образы социальных ролей и ложное представление о собственной социальной роли как сироты. Эта роль часто реализуется человеком в течение всей его жизни Там же. С 0-00 Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации автономизации социальной активности социальной компетентности воспитанников интернатов сформированности социальных ценностей.
Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются в частности в снижении пригодности ко многим видам профессиональной деятельности особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия в неспособности не только создать благополучную семью но и сохранить ее. Для тех кто провел свое детство в стенах интерната создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой однако они чаще чем их домашние сверстники терпят неудачи.
Отсутствие позитивного а имеющийся пример как правило отрицательный образца отношений родитель-родитель ребенок-родитель приводит к смещению ценностных ориентации детей-сирот осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов Г. В. Семья и др Среди тех кто отказывается от своих детей в роддоме на первом месте молодые матери из числа детей-сирот Семья Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Г. В. Семья Н. Ф. Плясов Г. И. Плясова.
М. 0000. С 00 Проблемы социализации осложняются проблемами в развитии волевой сферы детей-сирот которые проявляются в отсутствии умения делать самостоятельный выбор преодолевать трудности нести ответственность за собственные поступки противостоять негативным явлениям действительности отсутствием стремления к достижениям и успеху. В связи с вышеобозначенными проблемами в развитии детей-сирот важными функциями интернатов всех типов кроме развития образования и воспитания должны стать коррекция реабилитация адаптация социализация воспитанников.
Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшей школы ...
... новых понятий. Словесная основа мыслительной деятельности во многом определяет характер развития, становления процессов мышления у ребенка, проявляется в формировании и совершенствовании ... возрастных и индивидуальных особенностей развития. База исследования: Эмпирическое исследование проводилось в ГБОУ города Москвы специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интерната I вида № 65. ...
Данные функции интерната в контексте теории воспитательных систем выделяет и рассматривает Т. Т. Бурлакова Бурлакова Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома Тула Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования 0000. С 00-00 Адаптивная функция призвана помочь ребенку приспособиться к новым для него условиям жизни в интернате при отрыве от семьи переходе из дома ребенка в детский дом поступлении в школу в процессе постинтернатного становления и т.д. При определении реабилитационной функции Т. Т. Бурлакова опиралась на концепцию врачебной педагогики которая ставит задачей обучать воспитывать и лечить детей одновременно т. е. в комплексе с использованием медико-психолого-педагогических знаний. В лечебной педагогике указывал Л. С. Выготский оздоровление детей дополняется воспитанием а воспитание растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия Практическая реабилитационная педагогика Учеб метод. пособие для воспитателей.
М. АПО 0000. С 0 Реабилитационная функция интерната заключается в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка воспитывающегося вне семьи в восстановлении с помощью средств педагогической реабилитации частично утраченных или ослабленных свойств и функций организма личности ребенка отдельных ее сторон в целях максимально полного развития его индивидуальных возможностей А. В. Гордеева В. В. Морозов Воспитание и развитие детей в детском доме Хрестоматия Ред сост. Н. П. Иванова.
М. АПО 0000. С 0 Реабилитация при этом осуществляется как целевая программа оказания помощи и поддержки ребенку в разрешении проблем его личностного развития путем целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приемов с использованием прикладных медицинских знаний.
Таким образом функция социализации реализуемая социальными работниками учреждения направлена на оказание детям-сиротам помощи в преодолении трудностей социального становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество.
На первом этапе пребывания ребенка-сироты в интернате для него наиболее значимы адаптивная реабилитационная коррекционная компенсаторная функции.
Если учреждение не выполняет данные функции дальнейшее полноценное развитие ребенка-сироты его социализация и эффективная деятельность направленная на принятие ребенком различного рода ценностей будут существенно затруднены а в отдельных случаях невозможны Бурлакова Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома Тула Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования 0000. 000 с Анализ ситуации позволяет утверждать что особенностям личностного развития воспитанников-сирот должны соответствовать и учитывающие их специфику деятельность общение содержание образования и воспитания среда в которой происходит развитие ребенка-сироты. Так проблемы личностного развития детей-сирот обусловливают особые требования к среде учреждения в которой будет формироваться их система социальных ценностей.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...
Специалисты считают что организация среды интерната должна быть направлена на выделение отдельных зон существования ребенка от коллективных до сугубо индивидуальных обогащение предметной среды создание развивающих предметно-игровых зон. Среда интерната должна предоставить ребенку большую свободу выбора вариативность режимных моментов и видов деятельности создать для него эмоционально насыщенную среду среду допрофессиональной подготовки Проект Школа здоровья Под общ. ред. И. В. Кузнецовой.
М. 0000. С 000-000 Общение между педагогами социальными работниками и воспитанниками интерната имеет исключительное значение для ребенка-сироты.
Ребенок имеющий семью взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он как было отмечено выше овладевает различными социальными ролями. В интернате знаковой фигурой для ребенка является социальный работник который находится с ним в непрерывном взаимодействии направляет его развитие Проект Школа здоровья Под общ. ред. И. В. Кузнецовой.
М. 0000. С 000-000 В связи с этим исключительное значение приобретают личность социального работника и отношения в интернате в целом все дети должны чувствовать себя безусловно принятыми и любимыми всеми сотрудниками интерната. Без такого отношения к ребенку его развитие будет существенно затруднено так как вне рамок интерната ему негде компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание отношений основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества являясь важным условием успешного развития детей-сирот становится главной задачей социального работника. Педагогической основой этих отношений является принятие и освоение педагогом личностного подхода в воспитании развитие способности работать не только на организационно-педагогическом но и на психолого-педагогическом уровне А. И. Григорьева.
Деятельность в процессе которой осуществляется принятие ребенком ценностей см. 0 в интернате должна отличаться большим разнообразием чтобы ребенок в ее процессе смог овладеть различными навыками социальными ролями осознать и принять социальные ценности. Обозначенные в данной главе проблемы в личностном развитии детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей показывают что важным условием успеха в принятии ими социальных ценностей является разрешение вышеуказанных проблем через создание условий благоприятных для этого.
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКОМ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРНАТЕ
Структура учебного заведения В.Салдинской Школы-интерната Во второй главе курсовой работы необходимо определить место внеучебной деятельности по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей роль в этом процессе социального работника.
Для этого требуется изучить как организационную структуру так и деятельность в целом этого специфического учреждения. Анализ будет проводиться на примере В.Салдинской Школы-интерната. Отметим что существуют труды ряда психологов и педагогов рассматривающих вопросы развития и воспитания детей-сирот В. В. Беляков Т.Т. Бурлакова Н. П. Иванова Г. В. Семья А. М. Прихожан Н. Н. Толстых и др. содержащих описание деятельности интернатных учреждений.
Анализ работ данных авторов а также исследований посвященных возможностям обучения в формировании воспитательной системы и содержащих описание деятельности школы О. В. Заславская позволили выявить структуру деятельности В.Салдинской Школы-интерната представленную на рисунке 0. Рис. 0. Структура деятельности В.Салдинской Школы-интерната Система деятельности В.Салдинской Школы-интерната воплощает в себе всю совокупную деятельность учреждения в трех сферах в процессе обучения воспитанников-сирот деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала в рамках программ музыкальной и художественной школ самоподготовка деятельность ребенка по самообразованию а также его участие в работе учебных кружков в сфере жизнеобеспечения воспитанников трудовая деятельность взрослых и детей в столовой по поддержанию порядка на территории и т.д. во внеучебной сфере деятельность ребенка по интересам — досуговая туристская экологическая социальная клубная и пр Необходимо отметить тот факт что интернат относятся к учреждениям закрытого типа. Закрытый характер В.Салдинской Школы-интерната оказывает негативное влияние на организацию их жизнедеятельности во многом усугубляя проблемы в развитии воспитанников.
Педагогическая система ранней комплексной помощи детям с отклонениями ...
... детям с отклонениями в развитии: - сенсорное развитие - физическое развитие - эмоциональное развитие - речевое развитие - социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности ... специальных высших учебных заведений: Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно- ... или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни. В настоящее время разработаны ...
Данный факт необходимо учитывать при организации внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам в условиях интерната.
Здесь можно выделить следующие негативные особенности организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в Школе-интернате вероятно они будут применимы и к другим учреждениям для детей-сирот в условиях проживания воспитанников отсутствие личного пространства ребенка личных вещей вынужденная публичность проживания Преодоление трудностей социализации детей-сирот Учеб. пособие.
Ярославль 0000. С 00. круглосуточное пребывание в коллективе общие спальни с двухъярусными кроватями столовые игровые комнаты отсутствие мест для уединения жесткая регламентация режима проживания сна отдыха приема пищи игровой деятельности и т. п. замкнутость в рамках одного учреждения а внутри него в рамках одной группы длительное организационное существование групп воспитанников при ограниченном круге контактов в организации общения несостоятельность и неэффективность форм общения педагогов с детьми их неадекватность проблемам воспитанников авторитарный стиль общения на уровне взрослый ребенок и как следствие на уровне ребенок ребенок преобладание не индивидуальной а групповой соотнесенности к ребенку преобладание отрицательных оценок которые чаще всего смещены в сферу дисциплинарных моментов сочетание эмоциональной отстраненности взрослых со склонностью подавлять навязывать свое мнение и отказывать детям в способности самим судить о различных предметах явлениях людях чередование опеки и подавления в общении обязательность общения постоянное включение ребенка в систему вынужденных контактов отсутствие в процессе педагогического общения гибкой подстройки под психику ребенка имеющей место в семье в организации воспитания массовый коллективный тотальный характер воспитания отсутствие свободы выбора и свободных зон развития ребенка недостаточная работа по формированию игры регламентированный характер игровой деятельности при которой воспитатель задает правила игры и сам выступает в качестве арбитра чрезвычайная суженность развивающей среды малое число и однообразие объектов с которыми действуют воспитанники начиная с бытовых предметов и заканчивая специальными игрушками недостатки программ воспитания и обучения не учитывающих проблемы развития детей и не компенсирующих дефекты развития вызванные отсутствием семьи и педагогической запущенностью недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания низкий уровень или полное отсутствие детского самоуправления нарушение прав ребенка использование различных видов и форм насилия Бурлакова Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома Тула Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования 0000. С 00-00 В результате у воспитанников изучаемого нами интерната отмечается низкий уровень психологического комфорта.
Причина этого кроется в неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка в безопасности любви общении в познании с помощью взрослых окружающего мира что приводит к различным психосоматическим заболеваниям которыми в детских домах и школах-интернатах страдает большинство детей.
Данные факторы осложняют работу по принятию ценностей детьми-сиротами в условиях интерната.
Естественно что главной формой устройства ребенка-сироты и основным путем решения проблем в его развитии является усыновление или передача под патронат.
Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка нуждающегося в государственной защите на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна попечителя в отношении ребенка у органа опеки и попечительства Семья Г. В. Методические материалы к курсу Социально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями.
М. 0000. 00 с В условиях же государственных учреждений очевидна необходимость изменения подходов к их воспитанию включая организацию деятельности по принятию воспитанниками социальных ценностей семья общение дружба Отечество и др Особую роль при этом играет внеучебная деятельность.
Для детей у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе что является следствием различных видов депривации и педагогической запущенности снижает уровень самооценки ребенка-сироты во многом программирует его дальнейшую жизнь становится серьезным препятствием на пути его взаимодействия с другими людьми и миром в целом внеучебная деятельность предоставляет возможность самоутверждения саморазвития в других областях Бурлакова Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома Тула Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования 0000. С 00. способствуя успешному личностному становлению выступая при этом главным средством присвоения воспитанниками-сиротами социальных ценностей.
Основной формой организации подобной деятельности в Школе являются кружки по интересам.
В процессе организации внеучебной деятельности по интересам кружковой досуговой воспитанникам создаются условия для свободы выбора и самовыражения и в других видах деятельности.
Необходимо отметить особое значение для детей лишенных попечения родителей таких видов деятельности как познавательная и трудовая.
Трудовая деятельность в условиях В.Салдинской Школы-интерната выступает важнейшим средством социализации и освоения мира воспитанниками-сиротами. Поэтому жизнедеятельность в Школе должна быть организована таким образом чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах трудовой деятельности от самообслуживания до предпринимательства.
Особое место в овладении трудовыми навыками в интернате должна занять профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников-подростков овладение ими одной или несколькими профессиями. Это поможет им овладеть значимыми для общества ценностями быстрее адаптироваться к жизни за пределами Школы повысит чувство уверенности в себе. Познавательная деятельность ребенка-сироты должна быть направлена в первую очередь на познание индивидом себя своих психофизических способностей особенностей характера стиля и тактики собственной жизни.
Она включает в себя также познание и принятие ребенком окружающего мира развитие позитивного мироощущения уверенности в том что окружающий мир целесообразен гармоничен гуманен без чего невозможно успешное развитие личности Бурлакова Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома Тула Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования 0000. С 000. и принятие ею ценностей. Вместе с тем известно что не всякая форма внеучебной деятельности способна оказывать позитивное влияние на становление ребенка-сироты.
Для того чтобы данная сфера деятельности В.Салдинской Школы-интерната была эффективной необходимо создать определенные психолого-педагогические условия. Анализ основ теории ценностей в науке проблем личностного развития детей-сирот и специфики деятельности интернатов проведенный в настоящей курсовой работе позволяет выделить условия необходимые для организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам в условиях детского дома и роль в этом процессе социального работника. 0.0. Предложения по организации эффективной внеучебной деятельности по передаче социальных ценностей воспитанникам в условиях В.Салдинской Школы-интерната Обеспечение социальным работником развития эмоционально-волевой сферы ребенка включая создание в учреждении атмосферы психологического комфорта оптимизацию жизнедеятельности Школы-интерната гуманизацию и оптимизацию отношений эмоциональную насыщенность и мажорный стиль жизни интерната свободу в выражении чувств атмосферу совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения.
Данная группа условий в процессе организации внеучебной деятельности интерната по принятию детьми-сиротами различного рода ценностей имеет первостепенное значение.
Рассмотрим эти условия. Создание в учреждении атмосферы психологического комфорта. По мнению психологов интерната главный путь позитивного развития личности ребенка лежит через оказание ему помощи в решении наиболее важных проблем и потребностей его текущего физического индивидуально-психологического социального и духовного роста с учетом общих психологических закономерностей полноценного развития личности.
До тех пор пока не решена наиболее значимая проблема или потребность человека его успешное развитие по какой-либо культурно-образовательной или воспитательной программе не связанной с доминирующей проблемой и потребностью будет значительно затруднено а в отдельных случаях невозможно Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка Психологические основы духовной педагогики Тула. -0000 000 с Поэтому любая ценностно-ориентированная образовательно-воспитательная программа в В.Салдинской Школе-интернате должна выстраиваться социальным работником на основе проблем и потребностей развития личности воспитанников-сирот с учетом их значимости иерархической упорядоченности и соподчиненности а также собственной активности ребенка.
Психологический анализ особенностей развития личности детей-сирот Школы показал что наиболее значимыми и базовыми проблемами их личностного роста являются нарушения эмоционально-волевой сферы эмоционального состояния и социальной адаптации.
Следовательно для большинства воспитанников В.Салдинской Школы-интерната первостепенное значение имеет обретение ими эмоционально-душевного комфорта чувства защищенности и уверенности в себе. Большое значение для воспитанников Школы имеет оптимизация жизнедеятельности гуманизация и оптимизация отношений.
Под гуманизацией понимается построение отношений участников воспитательного процесса на основе смены стиля педагогического общения от авторитарного к демократическому. При этом главное принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования воспитания его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре взятой в аспекте социального опыта В. В. Краевский.
При гуманизации воспитания организация педагогического процесса обеспечивает свободное развитие заложенных в природе ребенка сил способностей и дарований а также возможность выбора содержания воспитания в соответствии с его потребностями и интересами М. Г. Иванов. Оптимизация отношений предполагает организацию жизнедеятельности учреждения в соответствии с поставленными целями и реальной психологической ситуацией Ю. К. Бабанский. В целях гуманизации и оптимизации жизнедеятельности В.Салдинской Школы-интерната и отношений должны быть внесены изменения в режим учреждения он должен стать менее жестким и регламентированным более свободными — условия самоподготовки организации свободного времени воспитанников организованы зоны уединения уголки где ребенок может побыть один отдохнуть от длительного пребывания в коллективе создано личное пространства наличие у детей личных полок тумбочек предоставления возможности беспрепятственного свободного пользования личными вещами и пр. улучшены бытовые условия.
Одним из основных проявлений оптимизации и гуманизации отношений и всей жизнедеятельности Школы должна стать разработка социальным педагогом системы мер направленных на поддержку выпускников Школы в том числе на оказание им социальной психологической и материальной помощи Бурлакова Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома Тула Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования 0000. С 000-000 Внеучебная деятельность направленная на принятие детьми-сиротами социальных ценностей должна организовываться социальным работником на фоне эмоциональной насыщенности и мажорного стиля жизни Школы свободы в выражении чувств атмосферы совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения.
В отличии от жизни взрослого деятельность ребенка должна насыщаться яркими эмоциональными проявлениями.
Формирующаяся детская душа требует для своего нормального развития проявления всей гаммы чувств включая и отрицательные переживания. Большими возможностями в организации разносторонней эмоционально насыщенной жизни ребенка обладает искусство.
Произведения искусства помогают проявлению назревающих душевных чувств поднимают их на новую высоту. На воспитательных занятиях в Школе необходимо чаще использовать произведения искусства в качестве важного средства повышения их эмоциональности. На этих занятиях вместе с героями умело подобранного художественного произведения дети могут пережить всю гамму чувств необходимую для их нормального эмоционального развития включая те из них которые невозможно и опасно моделировать чувство страха глубокой печали горя. Очень важно чтобы новая среда в которую попадает ребенок-сирота травмированный изъятием из семьи была доброжелательной и не представляла опасности для его эмоционального состояния.
Новые обязанности роль воспитанника многообразие новых контактов — все это должно стать для ребенка радостным и творческим стимулом к развитию. Однако это возможно лишь при условии создания социальным работником соответствующей атмосферы например ситуации новичка описанной известным педагогом В. А. Караковским Караковский В. А. Воспитание Воспитание Воспитание Теория и практика школьных воспитательных систем В. А. Караковский Л. И. Новикова Н. Л. Селиванова.
М. Новая шк. 0000. С 000 Очень важно доброжелательно встретить нового ребенка проявить максимум заботы о нем представить его другим членам сообщества с лучших сторон помочь ему занять свое место в системе отношений от деловых до эмоционально-психологических.
При этом особенное значение для ребенка приобретает позиция взрослых. Их оценки отношение в значительной степени определяют самоощущение ребенка его представление о своих возможностях и способностях. Обеспечение свободы выражения чувств. В. В. Зеньковский пишет Для нормального развития чувств ребенка чрезвычайное значение имеет то свободно ли выражает дитя свои чувства или же уходит в себя таит про себя скрытые свои желания Маслов С. И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников С.И. Маслов.
Тула Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого 0000. С 000 На занятиях в Школе социальному работнику необходимо постоянно поддерживать обстановку сотрудничества основанного на принципах свободы и ненасилия. На эмоциональном развитии детей лишенных попечения родителей отрицательно сказывается умышленное нагнетание напряженности педагогически неоправданная строгость педагога. Детские страхи агрессия и другие негативные проявления эмоций характерные для детей-сирот усугубляются в тех случаях когда эмоции ребенка постоянно порицаются получают негативную оценку или вообще не замечаются и не учитываются педагогом.
Стремление к совместному переживанию характерная особенность человека. Не только реальным людям но и героям произведений искусства человек сопереживает ярче и глубже если находит выражение таких же чувств у других. Все наши чувства переживаются острее когда переживаются сообща. Поэтому эмоционально привлекательная атмосфера общения является важнейшим компонентом педагогического процесса Маслов С. И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников С.И. Маслов.
Тула Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого 0000. С 000-000. и ее создание в группе учреждении становится важной задачей социальных педагогов. Воспитывая у ребенка волевые качества социальному педагогу важно систематически ставить его в такие условия и такие естественные жизненные ситуации в которых он мог и должен был бы проявить эти качества В. И. Селиванов Л. А. Шифман и др Большие возможности для этого предоставляет в детском доме внеучебная деятельность.
С целью пробуждения глубоких и ярких переживаний и развития волевых усилий С. И. Маслов советует использовать приемы постановки ребенка в ситуацию осознаваемых и преодолеваемых при достаточной затрате сил трудностей Там же. С 000 Замечено что успех в работе тогда вызывает положительные эмоции стремление к преодолению трудностей когда у человека нет полной уверенности в успехе.
При этом необходимо следить чтобы неудачи не следовали одна за другой но и успех не должен достигаться слишком быстро без достаточных усилий. При этом успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий ибо такая гарантия снижает эмоциональную активность ребенка. Чем трудней было преодоление препятствия чем меньше было уверенности в успехе тем более яркие эмоции вызывает сам успех тем большую личностную ценность он приобретает для ребенка при этом необходимо помнить что для детей-сирот у которых значительно снижено стремление к достижениям и успеху создание ситуаций успеха В. А. Караковский которые возникают в процессе выполнимых заданий имеют особое значение.
Большое значение для детей-сирот имеет подготовка е семейной жизни. Г. В. Семья Н. Ф. Плясов Г. И. Плясова рассматривая готовность к самостоятельной семейной жизни детей лишенных родительского попечительства описывают четыре составляющих готовности когнитивную потребностно-мотивационную эмоциональную деятельностно-практическую обозначая основные содержательные и технологические звенья семейного воспитания включая и ценностно-ориентированную деятельность направленную на осознание и принятие ребенком-сиротой ценности семьи а также ее составляющих Семья Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Г. В. Семья Н. Ф. Плясов Г. И. Плясова.
М. 0000. С 00-00 К показателям составляющих готовности содержательный аспект ученые относят — когнитивной уровень теоретических знаний у детей о семье ее функциях взаимоотношениях в семье роли отца и матери о домашнем труде хозяйстве семьи ее бюджете и пр. через беседы анкеты сочинения рассуждения решение жизненных ситуаций знание нормативно-законодательной базы в части касающейся семьи понимание смысла и цели семейной жизни реальное представление о семейной жизни ее тяготах и радостях понимание своей роли в семейной жизни и т. д. сформированность представлений о сексуальных отношениях гигиене и безопасности — потребностно-мотивационной сформированность установок ценностных ориентации на семейную жизнь наличие персонального жизненного плана где семья занимает одну из ведущих ролей осознание семьи как ценности наличие мотивации на обзаведение собственной семьей и воспитание собственных детей и т. д эмоциональной сформированность эмоционально позитивных представлений о семейной жизни собственной роли в ней будущем супруге детях родственниках понятий о любви заботе доверии понимании уважении и т. д. позитивных межличностных отношений с представителями другого пола умений адекватно выражать собственные чувства в отношении происходящих событий других людей и т. п. способности взять на себя ответственность за другого человека ребенка супруга пожилого и прочих умения проводить совместный досуг наличие неидеализированного портрета будущего супруга деятельностно-практической уровень сформированности практических навыков ведения домашнего хозяйства умение реально оценивать действительность и характер жизненных проблем через общение со сверстниками и их семьями с родственниками не проживающими вместе через решение специально созданных ситуаций уровень общения с братьями сестрами друзьями взрослыми проявление родственных чувств в семье и к родственникам не проживающим вместе наличие коммуникативных навыков и навыков разрешения межличностных конфликтов умение активно проводить и организовывать досуг праздники создавать и поддерживать семейные традиции умение распоряжаться семейным бюджетом и деньгами умение соблюдать личную гигиену следить за своими вещами умение ухаживать за детьми стариками больными сформированность представлений о необходимых навыках и умениях в сексуальных отношениях умения соблюдать гигиену и безопасность секса.
При разработке содержания воспитания направленного на принятие ценности Отечества важно помнить что формирование данной ценности начинается с осознания ценности малой родины города села родного края. Г. В. Семья и др. рассматривают также и технологические аспекты семейного воспитания направленного на осознание и принятие ценности семьи и семейных отношений. Среди основных воспитательных форм приемов и средств технологический аспект влияющих на готовность детей-сирот к семейной жизни в основе которой лежит сформированность ценности семьи Г. В. Семьей и др. названы следующие проведение специальных бесед и игр на развитие представлений о семейной жизни о семейных ролях и функциях на темы Я и моя семья Дети цветы жизни Что такое семья диспутов и т. д. проведение семейно-ролевых игр семейных праздников и т. п. работа с младшими детьми забота о них с целью формирования умений ухаживать и следить за маленькими детьми и развития любви к ним психолого-педагогических бесед и тренингов с целью научить детей адекватно выражать свои эмоции и чувства просмотр и проигрывание сцен из семейной жизни беседы и дискуссии Как вести себя в обществе молодого человека девушки Что такое любовь Как научиться доверять друг другу Мы в ответе за тех кого приручаем и т. п. чтение и обсуждение литературных произведений просмотр видеофильмов в которых описаны семейные взаимоотношения любовные межличностные между родственниками супругами детьми шефство над младшими детьми организация взаимодействия с родными братьями и сестрами появление крестных матерей отцов духовных наставников и т. п. при желании — посещение церкви психолого-педагогические беседы и тренинги проведение специальных трудовых уроков направленных на формирование навыков ведения хозяйства ознакомление детей с предметами хозяйственно-бытовой сферы с понятиями кухня уборка и т.п. игры направленные на формирование умений распоряжаться деньгами игра Магазин и т. п. проведение шефских занятий с младшими детьми со стариками в домах престарелых и т. д. Семья Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Г. В. Семья Н. Ф. Плясов Г. И. Плясова.
М. 0000. С 00-00 Рассматривая проблему готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни и формирования ценности семьи авторы методического пособия Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей называют следующие пути и средства коррекционно-развивающей работы в учреждениях интернатного типа 0 организация жизнедеятельности. Если нет возможности передать ребенка в приемную семью патронатную под опеку или попечительство родственникам детский дом семейного типа необходимо создать условия приближенные к семейным 0 позиция специалиста воспитателя социального педагога психолога.
Взаимоотношения педагогов и воспитанников закрытых детских учреждений будучи основанными на внимании и доброжелательности взрослого по мнению исследователей не должны имитировать семейные 0 формирование родственных взаимоотношений как часть подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.
Л. И. Евграфова рассматривает совместную деятельность детей-родственников как основной педагогический фактор способствующий принятию ценности семьи.
К формам деятельности которые способствуют этому специалисты относят знакомство и взаимодействие детей дошкольного возраста со старшими братьями и сестрами организация совместной деятельности детей-родственников в процессе которой происходит становление и развитие родственных взаимоотношений например дни рождения воспитанников совместные экскурсии и культпоходы воскресные завтраки оформление семейных альбомов посадка семейного дерева и т. п Для формирования устойчивых семейных отношений важен совместный труд. При этом формы организации детей-родственников могут быть разные индивидуальная старший и младший групповая несколько членов семьи.
При выполнении общих заданий например на приусадебном участке формируются семейные объединения родственников которые формируют умение договариваться о совместных действиях доводить дело до конца помогать друг другу.
Отдельно ученые отмечают создание семейных традиций фотографирование детей-родственников оформление семейных альбомов которые старшие дети при выпуске из детского дома передают остающимся братьям или сестрам подготовка индивидуальных подарков сюрпризов ко дню рождения праздникам.
Очень важно через разнообразные формы обеспечить определенную преемственность например посадка дерева за которым ухаживают совместно а потом эту традицию продолжает младший после ухода старшего 0 выстраивание положительного индивидуального прошлого ребенка как часть подготовки к самостоятельной семейной жизни и формирования ценности семьи.
Воспитатель может использовать метод индивидуальных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребенка.
B. C. Мухина автор данного метода отмечает что цель данного метода через выстраивание положительного образа прошлого дать ребенку установку на обеспечение психологической защиты и достижение душевного комфорта в настоящем и отдаленном будущем приложение 0. 0 формирование полоролевых представлений детей-сирот как часть их подготовки к самостоятельной семейной жизни.
Неправильно складывающиеся полоролевые представления воспитанников интерната можно корректировать с помощью создания для них возможности наблюдать за точным полоролевым поведением взрослых когда женщина ведет себя именно так как должна вести себя женщина и не берет на себя выполнение мужских функций и наоборот.
Корректировать возможные отклонения в полоролевой идентификации и поведении можно с помощью просмотра и обсуждения фильмов в которых показывается точное полоролевое поведение чтения и анализа литературных произведений по данной теме проигрывания сценок из семейной жизни и т. д. Таким же образом можно формировать адекватные представления о семейной жизни ее укладе.
Сущность метода акцентирования эмоций и ценностей заключается в том что педагог различными способами организует осознание ребенком своих переживаний или ценности объекта изучения. При этом используется словесное описание которое помогает закреплению эмоционального опыта у детей подростков и юношества.
Важным средством усвоения ценностей могут служить оценочные суждения педагога порицание поощрение одобрение поддержка.
Метод адекватных эмоций состоит в том что педагог строит процесс обучения или воспитания так чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции детей к объекту познавательной деятельности.
Особую роль здесь играет эмпатия. Проникаясь чувствами взрослого товарища литературного героя ребенок присваивает себе это чувство связывая его с конкретным объектом или образом.
Чтобы понять чувства другого необходимо самому пережить это чувство.
Метод эмоционально-ценностных контрастов.
Сущность его состоит в том что педагог показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства обостряет у детей переживание значимых чувств осознание ими необходимых ценностей и введение их в систему ценностных ориентации личности. Особое значение детей оставшихся без попечения родителей имеет игра которая создает естественные условия для его развития.
В игре раскрывается перед детьми мир раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра — это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности — писал В. А. Сухомлинский.
Б. Д. Эльконин. писал что в игре развивается воображение ребенка. В сюжетной игре ребенок принимая на себя те или иные роли овладевает нормами отношений. Данная функция игры особенно важна для детей-сирот социальная роль которых зачастую ограничена единственной ролью сироты которую они играют на протяжении всей жизни. Поэтому опора на игру игровую деятельность игровые формы приемы — это важнейший путь включения детей в процесс развития способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных без перегрузок условий жизнедеятельности.
Создание соревновательной ситуации. Соревнование — важный атрибут человеческого общения и мощный стимул рождения побудительных сил в коллективе. Соревнование — явление по существу эмоциональное. Соревнуюсь значит испытываю с кем-то другим сходные чувства по отношению к какой-либо ценности. В арсенале воспитательного воздействия педагога есть средство активизации коллектива именуемое ситуацией соревновательного соучастия.
Включая в ту или иную соревновательную деятельность немногих людей воспитатель через эмоциональную цепочку подключает к ней остальных членов коллектива. Сюда относятся всевозможные конкурсы турниры олимпиады где за коллективы выступают их представители команды группы отдельные участники. Ситуации новизны. Потребность в новых впечатлениях — одна из важнейших потребностей человека.
Эта потребность по мнению психолога Л. И. Божович несет в себе изначальную силу которая побуждает психическое развитие ребенка развивается вместе с ним является базой для развития других его социальных потребностей. Потребность в новых впечатлениях перерастая в познавательную потребность продолжает играть свою роль в развитии и становлении подростка юноши взрослого человека. Поэтому введение на первый взгляд незначительных но новых деталей в приемы и формы организации деятельности служит созданию необходимой психологической почвы для восприятия важнейших воспитательных воздействий.
Ситуация эмоционального взрыва. Это своеобразная атака на эмоциональное состояние которая может быть достигнута неожиданностью. Все перечисленные методы и приемы следует использовать учитывая особенности группы и каждого ребенка. Важно отметить что необходимо повышать личностно-профессиональный рост педагогов детского дома формировать у педагогов собственной системы гуманистических ценностей.
К сожалению одной из главных проблем учреждений интернатного типа остается низкий профессиональный уровень педагогов работающих с детьми. По данным Детского фонда 00 педагогов данных учреждений не имеет специального образования. Поэтому одним из главных условий позитивного развития детей-сирот и успешного принятия ими различного рода ценностей является личностно-профессиональный рост педагогов и социальных работников интернатов их ориентация на гуманистические ценности включая ценности педагогические среди которых на первом месте ребенок.
Таким образом главные положения теории ценностей позволили в рамках данной курсовой работы разработать рекомендации социальным работникам и педагогам В.Салдинской Школы-интерната по организации внеучебной деятельности по принятию детьми-сиротами социальных ценностей перечень которых приводится в заключении работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог курсовой работы отметим что здесь затронута одна из важнейших тем социальной педагогики.
В заключении необходимо привести как резюме перечень необходимых мероприятий по принятию воспитанниками социальных и другого рода ценностей для реализации социальными работниками педагогами психологами воспитателями В.Салдинской школы-интерната. Организуя внеучебную деятельность детского дома по принятию воспитанниками социальных и другого рода ценностей необходимо направить усилия на развитие клубной и кружковой работы а также — создание условий от которых в значительной степени будет зависеть успех этой деятельности. 0. Во-первых обеспечить развитие эмоционально-волевой сферы ребенка включая создание в учреждении атмосферы психологического комфорта оптимизацию жизнедеятельности интерната гуманизацию и оптимизацию отношений эмоциональную насыщенность и мажорный стиль жизни свободу ребенка в выражении чувств атмосферу совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения.
При отсутствии данного условия нормальное развитие ребенка-сироты и успешное принятие им социальных ценностей будут значительно затруднены а в отдельных случаях невозможны. 0. Необходимо разрабатывать и реализовывать технологии воспитания направленные на принятие детьми-сиротами социальных ценностей адекватных конкретным ценностям.
Так чтобы обеспечить успешное принятие ребенком ценностей семьи и семейных отношений можно разработать программу семейного воспитания и обеспечить взаимодействие воспитанников с братьями и сестрами возможно организоввывать размещение ребенка во временной семье погружение в семью и т.д. Для принятия воспитанниками ценности Отечество возможно организовывать деятельность по изучению и восстановлению памятников отечества и культуры например реализовывать программы культурно-образовательных маршрутов по историческим и памятным местам родного края Демидовский маршрут история ВСМПО уральские подземелья можно организовать музей истории Школы-интерната и работу в нем воспитанников и др. Чтобы воспитанники осознали и приняли ценность общения можно организовать тренинги общения.
Однако главным условием принятия данной ценности будет включение детей в многообразные виды деятельности которые создавали бы естественные условия для общения и т. д. 0. Необходимо обеспечивать вариативность и преемственность деятельности по принятию социальных ценностей на всех этапах развития ребенка.
Это позволит поддерживать интерес ребенка в процессе осуществления различных форм и видов деятельности что естественным образом развивает в нем мотивацию и в процессе реализации многоообразия ценностно-ориентированных программ обеспечивая непрерывность процесса образования и воспитания в процессе внеучебной деятельности. 0. Необходимо включать деятельность по принятию социальных ценностей детьми-сиротами в контекст деятельности Школы-интерната по принятию воспитанниками остальных групп базисных ценностей духовных нравственных эстетических религиозных интеллектуальных и пр. так как все ценности связаны между собой и образуют единую иерархию ценностей.
Так социальные ценности тесно связаны с нравственными эстетические и нравственные с интеллектуальными и т.д. Поэтому и организуемая ценностно-ориентированная деятельность должна отличаться многообразием направлений иметь направленность на различного рода ценности.
Система ценностей и эмоциональных переживаний должна быть достаточно полной чтобы обеспечить необходимый уровень для образованного человека. Чем шире присвоенный спектр ценностей тем духовно богаче данная личность или общество.
Кроме того широта эмоциональных переживаний обеспечивает нормальное психическое развитие ребенка. Многообразие проявления чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека которые в них выражаются и видов деятельности посредством которых они осуществляются С. И. Маслов. 0. Необходимо сосредоточить внимание на организации развивающей среды чтобы она способствовала принятию социальных ценностей детьми-сиротами в частности направить усилия на создание многовариативности среды интерната таких основных средовых архетипических форм как дом храм мастерская и других что будет способствовать принятию воспитанниками различных социальных ценностей. 0. Главным условием успеха в воспитании является личностно-профессиональный рост педагогов детских домов и интернатов их ориентация на гуманистические ценности включая ценности педагогические.
Необходимо руководствоваться тем что личность педагога может существенно изменить или свести на нет влияние содержания методов форм гуманистической образовательно-воспитательной программы на формирование личности ребенка.
Поэтому прежде всего здесь необходимо начать с себя формируя свою собственную систему гуманистических ценностей т.е. развиваться и растит вместе с ребенком. Что же назвать хорошей жизнью — писал Толстой — степени хорошества есть безграничные но одна есть общая и главная черта хорошей жизни это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое если есть в воспитателях и если этим заразятся дети то воспитание будет не дурным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурлакова Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома Тула Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования 0000. 000 с. 2. Воспитание и развитие детей в детском доме Хрестоматия Ред сост. Н. П. Иванова. М. АПО 0000. 000 с. 3. Дети-сироты консультирование и диагностика развития Под ред. Е. А. Стребелевой. М. 0000. 000 с. 4. Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка Психологические основы духовной педагогики Тула. -0000 000 с. 5. Караковский В. А. Воспитание Воспитание Воспитание Теория и практика школьных воспитательных систем В. А. Караковский Л. И. Новикова Н. Л. Селиванова.
М. Новая шк. 0000. 000 с. 6. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте Й. Лангмейер З. Матейчек Лишенные родительского попечительства Хрестоматия Ред сост. В. С. Мухина. М. Просвещение 0000. С. 000 000. 7. Маслов С. И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников С.И. Маслов.
Тула Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого 0000. 000 с. 8. Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях И. А. Мухина Воспитание и развитие детей в детском доме. М. 0000. С. 0 00. 9. Преодоление трудностей социализации детей-сирот Учеб. пособие. Ярославль 0000. 000 с. 10. Проект Школа здоровья Под общ. ред. И. В. Кузнецовой. М. 0000. 000 с. 11. Семья Г. В. Методические материалы к курсу Социально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями.
М. 0000. 00 с. 12. Семья Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Г. В. Семья Н. Ф. Плясов Г. И. Плясова. М. 0000. 000 с. Приложение 0 Метод позитивных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребенка Автор — B. C. Мухина.