1. Регуляторная функция — слово может лечить;
2. Сигнальная функция – возникающие переживания сигнализируют человеку, какие препятствия встречает он на своем пути;
3. Стимулирующая функция;
4. Оценочная функция эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении.
5. Коммуникативная – мимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам.
Классификация эмоций и чувств. Классификация эмоций.
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев, удивление.
Большинство эмоций имеет смешанный характер. По Изарду: радость, положительное эмоциональное состояние; удивление; вина; гнев, отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта; отвращение, вызываемое объектами (предметы, люди…); презрение; страх; стыд; интерес; горе. По Шнайдеру:
1. Эмоциональные состояния: приятные (радость, удивление); неприятные (печаль, страх);
2. Эмоции, направленные на себя: приятные (гордость, упрямство); неприятные (смущение, вина);
3. Эмоции, направленные на других: приятные (любовь); неприятные (ненависть, отвращение).
Эмоциональные состояния:
· настроение (это затяжное, но относительно слабо выраженное, целостное эмоциональное состояние);
· аффект (это эмоциональный пик переживаний; это кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, целиком «захватывающее, затопляющее, заполняющее» психику);
· стресс (это эмоциональное состояние, возникающее в сложных, неожиданных, особо ответственных и значимых ситуациях, переживаемое как напряжение);
· фрустрация (это переживание тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуациях, угрожающих достижению поставленной цели);
· увлечение и страсть (это устойчивое, интенсивное стремление к какому-то объекту с сильным эмоциональным напряжением).
Развитие эмоциональной сферы личности. Элементарные чувства, как страх и гнев начинают проявляться еще в детстве. Вначале они носят бессознательный характер (резко поднять ребенка вверх – весь сжимается) Положительные эмоции у ребенка развиваются через игру. В школьном возрасте дети уже переживают чувство стыда. Воспитывать интеллектуальные чувства возможно только у развитого человека. В процессе обучения в школе учащиеся овладевают основами знаний, которые способствуют развитию интеллектуальных чувств. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживаний (эмпатия), возникающих в общении с прочими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.
2 стр., 740 слов
Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
... это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ: ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ... экспериментальных исследований возникла активационная теорияЛиндсея—Хебба.Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влияниемретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, ...
Эмоциональные черты личности. Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из характерных особенностей личности, одним из ёё свойств. Е. П. Ильин выделяет следующие эмоциональные свойства человека:
1. Эмоциональная возбудимость;
2. Глубина переживания эмоций;
3. Эмоциональная лабильность-ригидность;
4. Эмоциональная отзывчивость;
5. Экспрессивность;
6. Эмоциональная устойчивость;
7. Оптимизм, пессимизм.
Индивидуальная чувствительность человека к ситуациям, вызывающим эмоции называется эмоциональностью. Подверженность человека к аффектам называется аффективностью. Неподверженность – стрессоустойчивость. Аффективные личности склонны к сильным и бурно протекающим эмоциональным переживаниям. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида. Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность — способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других — эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии — асинтонности (эмоциональной бесчувственности).
Роль эмоций в познавательной и практической деятельности. Чувства принимают самое непосредственное участие в обучении. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. к. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности. В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственной действий. Удивление, любопытство, сомнение – чувства, которые побуждают человека изучать окружающий мир, познавать истину, открывать новое. Эмотивное поведение. Отличается изменчивостью настроения по самым незначительным поводам. Психологические проблемы воспитания эмоциональной сферы личности. Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Еще одно условие формирования эмоций состоит в том, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, действиях и деятельности. Патология эмоций Гипотимия, или депрессия, характеризуется снижением общего психического тонуса, утратой чувства радостного и приятного восприятия окружающего, сопровождается появлением грусти или печали. Гипотимия лежит в основе формирования депрессивного синдрома. Маниакальный синдром (гипертимия) характеризуется наличием триады симптомов, свидетельствующих о наличии возбуждения: приподнятое, радостное настроение, ускорение течения ассоциаций и двигательное возбуждение, стремление к неукротимой деятельности.
3 стр., 1020 слов
Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной ...
... ВАМПИР? Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной зависимости от людей или событий. Когда вы начинаете ощущать ломку без присутствия определенных эмоций в своей жизни. Например, когда ... сильные эмоции. Или вы чувствуете непреодолимое желание сказать кому-нибудь «правду». Когда вам кажется справедливым и важным обсудить кого-то, дать негативную оценку его деятельности. ...
Приемы регуляции эмоций. Методики эмоционального контроля
Эмоциональное подавление
1. Регуляция посредством другой эмоции, внимания и мышления..
Человек прикладывает сознательные усилия, чтобы активизировать эмоцию, противоположную переживаемой в данный момент, и тем самым ее подавить или снизить ее интенсивность.. Частным случаем является метод изменения настроения.. Заключается в том, что человек осознанно проговаривает утверждения типа: «Я чувствую себя действительно отлично», «Я ощущаю большую радость» и старается «войти» в предлагаемое эмоциональное состояние.. Лабораторные исследования показали, что данный метод является действенным, но отнюдь не долговременным..
2. Отвлечение..
С помощью волевых усилий сознание уводится от эмоциогенных обстоятельств и направляется на размышления о посторонних объектах и ситуациях.. К отвлечению относятся мечты, сон, прямое избегание конфликтных ситуаций, питье воды, рассматривание окружающей обстановки и т.п.
3. Переключение..
Сознание направляется на какое-нибудь побочное интересное дело (чтение книг или периодической печати, просмотр фильмов или телепередач, компьютерные игры, хобби и др.) или на обдумывание предстоящей деятельности..
4. Моторная регуляция, физическая разрядка..
Осуществление физической активности, снижающей интенсивность эмоционального переживания с помощью быстрых размашистых, интенсивных движений (полезная физическая работа, физические игры, ходьба пешком, танцы и т.п.).
5. Релаксация..
Мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий.. Включает медитацию, прогрессивную мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, самовнушение, визуализацию, регуляцию дыхания, принятие душа/ванны, счет до определенной цифры, улыбка, смех, шутки и т.п.
6. Защитные механизмы..
Например, рационализация как снижение значимости эмоциогенного события путем придания ему меньшей ценности; формирование реакции, когда социально не одобряемая эмоция сменяется на противоположную и др.
Эмоциональная трансформация
Это когнитивные техники, направленные на изменение мыслей, убеждений, образов, возникающих по поводу эмоциогенных событий, без изменения их причин.. В затруднительных жизненных ситуациях, в которых невозможны практические действия, можно использовать следующие словесные способы поведения, направленные на проработку проблемы..
Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций
... теоретическому и практическому исследованию проблемы когнитивной оценки трудной жизненной, ситуации мы можем сделать следующие выводы. Трудная жизненная ситуация – это такая жизненная проблема человека, которая с одной ... собой очередной поворот изменчивой судьбы, побуждающий человека к непрерывному росту. Любые события переживаются как стимул для развития собственных возможностей. Исходя из этого ...
• Позитивная переоценка критической ситуации и оппонента: а) переосмысление негативного события, обнаружение в нем достоинств, удач и выгод; б) положительное изменение восприятия оппонента, понимание его мотивов, нахождение среди них одобряемых; в) оценка негативного события как справедливой платы за совершенные или предполагаемые действия; г) акцентирование позитивных последствий своей проблемы для других людей..
• Альтернативная интерпретация трудной ситуации: а) снижение значимости проблемы, ослабление своей мотивации, снижение уровня притязаний; б) выбор других целей или способов достижения цели на случай неудачи, усвоение новых навыков; в) поиск материальной, эмоциональной и информационной помощи; г) сравнение себя с другими людьми, находящимися в худшем положении; д) воспоминание о своих успехах в других областях; е) сравнение реального исхода события с придуманным намного худшим его вариантом..
• Мысленное погружение в угрожающую ситуацию: а) десенсибилизация – мысленное представление пугающих ситуаций в порядке нарастания интенсивности в сочетании с релаксацией; б) техника взрыва – представление страшной ситуации в течение 1-1,5 часов без релаксации, переживание интенсивного страха — до его ослабления; в) воображение самого худшего исхода будущей угрожающей ситуации, оценка его вероятности и представление способов ее разрешения..