Этапы учебно- исследовательской деятельности | Ведущие умения учащихся |
1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы | Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств; Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему; Умение выдвигать гипотезы — это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования; Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций; Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина. |
2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. | Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации. |
3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария | Выделение материала, который будет использован в исследовании; Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные); Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр. |
4.
Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают: |
Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации, обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать. |
5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают. | Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям. |
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:
• урок-конкурс презентаций «Красная книга Самарского края», урок-концерт «Легенды и были родного края», урок-акция «Подари экспонат краеведческому музею», на котором учащиеся говорят о духовных и нравственных ценностях Самарского края, о несуществующих пока парках, памятниках и т.д., презентации-исследования «Парки города Самары», «Старая фотография рассказала…», «Присвоим имя…» (в рамках предмета краеведение), игротека, урок-викторина, командный брейн-ринг, театрализация в рамках предмета «МХК», урок-исследование по теме «Календарные мифы», на котором учащиеся ищут примеры сохранения некоторых древних обрядов, урок-анализ стихотворений разных авторов, например Пушкина А.С. и Лермонтова М.Ю. урок-анализ текста, на котором каждой группе дается перечень вопросов, на которые необходимо найти ответ в рамках предмета «Литература», урок-экскурсия в историческую грамматику и ведение словаря «Говори правильно» в рамках предмета «Русский язык», урок-анализ текстов легенд и народных сказаний, посвященных объектам гидросферы в рамках предмета «География» по теме «Человек и гидросфера», урок «Виртуальное путешествие к плиозавру» по Самарской области (от прошлого к настоящему)» во втором полугодии на уроках географии при изучении темы «Природная среда.
Охрана среды», во время которого ученики совершат виртуальное путешествие по экологической тропе заповедника, составят в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы, создадут агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы, кроме того, могут быть использованы и другие формы, например, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. На уроках географии, например, при изучении темы «Озера. Вода в «земных кладовых»» во втором полугодии планируется проведение опытов на просачивание воды через образцы различных горных пород (глину, песок, суглинок), показывающих, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью).
• домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. В нашей школе на уроках литературы учащиеся получают задание исследовательского характера — записать известные в семье фольклорные произведения: легенды, сказки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, частушки, бытующие в семье учеников.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:
• исследовательская практика обучающихся в форме практических заданий, развивающих игр, интеллектуальных разминок, тренингов внимания, тренингов зрительной памяти, организованных в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности научного общества «Юный исследователь»; проведение игровых проб, подготовка и подборка вопросов по темам «Древнегреческая мифология», «Занимательные факты и события», «Семь чудес света», «Крылатые выражения», «Библейские сюжеты в искусстве», организация дискуссий и диспутов, изготовление наглядного (раздаточного) материала для учебных занятий в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», занятие-исследование по темам «Знакомство с историей и значением государственных символов Российской Федерации», «Великие русские полководцы», «Ю.А. Гагарин», «Наш край в годы войны», на которых учащиеся ищут, систематизируют, классифицируют и обобщают материал в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности на занятиях кружка «Юный патриот»;
• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии (например, в краеведческий музей или на природу) с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля (экскурсия «Знакомство с городом»)
• занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, например, в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности кружка «Юный краевед» игра-путешествие по карте «Парки, скверы и сады города», во время которой разработан маршрут путешествия по паркам и скверам Самары от школы № 50, игра-путешествие по карте «Озера в черте города Самара», на котором разработан маршрут путешествия по карте Самары «Воронежские озера», аналитическая беседа и мини-проект по теме «Составим правила поведения в зеленой зоне города, итог работы – памятка поведения в лесу; во втором полугодии в этом направлении запланировано проведение игры-путешествия по теме «Памятники природы Самарской области», во время которой учащиеся нанесут на карту Самарской области и города Самара памятники природы, игры-соревнования «Люби и знай природу края», аналитической беседы и реализация мини-проекта по теме «Составим правила поведения на природе», итогом которого будет разработка памятки туриста, практическое занятие — тренингповедения по теме «Собираемся в поход», на котором будет составлен план похода, разработан маршрут похода, правила разведения костра, приготовления пищи, поиск источников воды;
• ученическое научное общество «Юный исследователь»— форма внеурочной деятельности, которая предусматривает сочетание работы над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с краеведами края или спелеологами по теме «Когда хобби становится профессией», с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с научными обществами других школ;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Проектная форма учебной деятельности учащихся — есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.
Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт.
Проектная деятельность именно на этом этапе образования представляет собой особую деятельность, которая ведет за собой развитие подростка. Она является ведущей деятельностью, так как абсолютно необходима для нормального хода развития именно подростков.
Школьный проект – это целесообразное действие, локализованное во времени, который имеет следующую структуру:
1. Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:
· анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);
· конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);
· выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).
2. Выполнение (реализация) проекта:
· планирование этапов выполнения проекта;
· обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
· собственно реализация проекта.
3. Подготовка итогового продукта:
· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
· сбор, систематизация и анализ полученных результатов;
· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
· выводы, выдвижение новых проблем исследования.
На уроках географии, например, по теме «Наблюдения — метод географической науки» учащиеся создают продукт в виде модели гномона, а также ведут «Дневник географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени. По теме «Из чего состоит земная кора?» учащиеся начали создавать коллекцию горных пород своей местности, проводят сбор образцов, определяют места наибольшего распространения пород морского и континентального происхождения в Самарской области. Во втором полугодии при изучении темы «Озера. Вода в «земных кладовых»» мини- проект «Родники Самарской области» предполагает создание продукта в виде самодельной модели родника.
К этим основным этапам проекта существуют дополнительные характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников. Проект характеризуется:
· ориентацией на получение конкретного результата, например, изготовление поделок по теме «Древние обряды»;
· предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
· относительно жесткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;
· предварительным планированием действий по достижении результата;
· программированием – планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
· выполнением действий и их одновременным мониторингом и коррекцией;
· получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.
Основные требования к использованию проектной формы обучения:
1) наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2) практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;
3) возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
· выдвижение гипотезы их решения;
· обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);
· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
· сбор, систематизация и анализ полученных данных;
· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6) Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад, генеалогическое древо, и т.п.)
Типология форм организации проектной деятельности(проектов) обучающихся в школе может быть представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения) — в рамках социального направления внеурочной деятельности при организации коллективного творческого дела «Мозаика» это групповые проекты «Моя классная комната» и «Портрет класса», предполагающие составление дизайн-проекта классной комнаты, оформление стенгазеты, сбор фотографий, придумывание девизов, составление списка достижений, в рамках внеурочной деятельности на занятиях «Любительского театра» введение подростка в самостоятельное проектное действие через логику развертывания «замысел – «реализация» — «рефлексия», где в ходе проектирования (создания сценического образа, разработки декораций, костюмов, музыкального сопровождения образов и действий) решаются задачи представить несуществующее, но то, что желаемо, чтобы появилось в результате творческой активности, развивать умение пользоваться интонациями и пластикой, выражающими разнообразные эмоциональные состояния сказочных героев и готовность действовать согласованно, то есть в дуэте или ансамбле, в рамках предмета «Технология» выполнение творческих проектов, которые к тому же являются итогом изучения приемов работы с древесным материалом, например, «Стульчик для отдыха на природе», «Подставка для рисования» (по технологии существует банк объектов для творческих проектов, на базе которого можно спроектировать и изготовить изделия, нужные для дома или для других целей);
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр. — на уроках географии, например, это мини-проекты «Топонимы на карте Самарской области и города Самара» и «Богатство Самарской области (полезные ископаемые)» по теме «Человек и литосфера», которые включают работу с топонимическим словарем, определение происхождений названий географических объектов, изучение и использование способов запоминания названий географических объектов, изучение полезных ископаемых своей местности и сбор образцов, во втором полугодии планируется реализация мини-проектов «Легенды и были Жигулей (описание объектов Самарской области)», «Комнатные растения в школе и в быту» при изучении темы «Жизнь в тропическом поясе», который предполагает составление и описание учащимися коллекции комнатных растений по географическому принципу, определение правил ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернет), например, на уроках обществознания учащиеся реализуют индивидуальные проекты «Мой медальон», в котором представляют свое видение герба нашего города;
• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта — начав с реализации мини-проекта «Роль школьников в озеленении пришкольной территории», осуществленного пятиклассниками в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности кружка «Юный краевед», в дальнейшем мы планируем расширить работу в данном направлении путем плавного перехода от мини-проекта к вертикальному многолетнему;
• дидактической цели —это ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности при работе над проектом по теме «Путешествие по сказкам Пушкина» в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности на занятиях кружка «Любительский театр» при постановке пьесы-сказки на современный лад, инсценировку которой учащиеся 5-х классов готовят для младших школьников.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года.
Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами. Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).
Индивидуальный проект должен удовлетворять следующим условиям:
· наличие социально или личностно значимой проблемы;
· наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»;
· самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося;
· проект межпредметный, надпредметный, т.е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины.
Выполнение персонального проекта предполагает использование методов, характерных для научных исследований: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Проектом руководит учитель, который не отвечает непосредственно ни за процесс выполнения проекта, ни за продукт, а лишь создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя-координатора проекта
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:
· Консультирует,то есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду, выступая при этом в роли консультанта, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».
· Мотивирует,так как высокий уровень мотивации в деятельности является залогом успешной работы над проектом, вот почему во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
· Провоцирует,что выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности (т. к. минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта), не в указании в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов, а в том, что он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.
· Наблюдает,нацеливая учащихся на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой.
· Проводит консультации с участниками проектов:
● наблюдает за ходом проектной деятельности,
● руководит проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования,
● планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода,
● поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности,
● координирует внутригрупповую работу обучающихся.
II. Роль ученика
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:
● не участвовать ни в одном из текущих проектов;
● участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
● в любой момент начать новый проект.
Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном.
Прежде всего оцениваются сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям. Прежде всего оцениваются сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:
Презентация содержания работы самим учащимся | Качество защиты работы | Качество наглядного представления работы | Коммуникативные умения |
характеристика самим учащимся собственной деятельности («история моих открытий»); постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов | четкость и ясность изложения задачи; убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность и оригинальность | использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации; качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе) | анализ учащимся поставленных перед ним вопросов другими учащимися, учителями, другими членами комиссии, выявление учащимся проблем в понимании разрешение возникших проблем; умение активно участвовать в дискуссии |
При описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовыйи повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев:
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии;некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Комму-никация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Следует отметить, что ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.В школе ежегодно проходит НПК «Защита проектов», на которой учащиеся не только представляют свои работы, но и дают им оценку. Оценивание проектов осуществляется на основе совокупного балла, полученного при самооценке, оценке учащихся, для которых была организована презентация и оценки жюри, в которое входят учащиеся, учителя и родители.
Таким образом можно сделать вывод, что учебно-исследовательская и проектная деятеьность занимают важное место в системе образования и его модернизации, обеспечивая за счет многообразия форм подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий.