Организация учебного пространства

Процесс изучения «Психологии» должен, вероятно, начинаться с организации специального психологического пространства на каждом занятии. Только тогда содержание и методы начинают действительно «работать».

Какие требования к образовательному пространству предъявляет стандарт нового поколения? «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья

организацию общественно-полезной, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

Ответственность за выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования несут учредитель, руководитель (администратор) образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения».В таком контексте образовательное учреждение выступает как форма организации образовательного пространства. Оно представляет собой комплекс правил и норм, регламентирующих образование, определяющих порядок разворачивания образовательного пространства человека. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; дружественной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Среди наиболее значимых компонентов образовательного развивающего пространства, кроме субъектов системы образования, мы выделяем пространственно-предметную, социально-контактную и информационную компоненту среды.

Пространственно-предметная компонента включает в себя материальное окружение — архитектура учебных корпусов и дизайн учебных помещений, планировка городка образовательного учреждения, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов образования, а также материальные условия жизни и учебы (одежда, питание, учебные пособия, оборудование и т.д.)

5 стр., 2028 слов

Основная образовательная программа 14

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена» ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Педагогическая практика ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению 030300.68 Психология Магистерская программа Психологическое консультирование ...

Социально-контактная часть среды включает: личный пример окружающих, их культуру, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы и их представителей, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать; устройство группы, класса (своего) и коллективов, с которыми контактирует обучающийся, реальное место данного ученика в структуре «своего» класса, включенность его в другие группы, классы и группировки.

Информационная часть включает: правила внутреннего распорядка; «не-писанные законы», традиции данного общества; правила личной и общественной безопасности; средства наглядности, рекламы, любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы и т.д., т.е. персонально адресованные воздействия.

Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня в современном образовательном учреждении должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, обучающихся, родителей, воспитателей направленную на всестороннее развитие обучающегося, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию, самовоспитание и саморазвитие учащихся. Целью данного моделирования является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности обучающихся к самоопределению, саморазвитию и самопознанию в новых образовательных и иных системах. Это необходимо сделать, для того чтобы учащийся научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.

Модель образовательного развивающего пространства включает в себя: организацию стабильного функционирования всех компонентов образовательного пространства, обеспечивающих усвоение учащимися теоретических основ саморазвития, самоопределения, самопознания, а значит формирование опыта деятельности по развитию личности обучающегося обеспечение готовности педагогов к формированию у себя потребности к духовному, профессиональному, личностному, педагогическому самосовершенствованию, творческой реализации в профессиональной деятельности; создание поликультурной, развивающей среды, выработку и усвоение всеми участниками учебно-воспитательного процесса основополагающих личностных ценностей и смыслов, обеспечивающих акмеологическое саморазвитие человека; осуществление педагогической поддержки и сопровождения развития обучающегося, реализуемые при активном участии самого школьника, овладевшего навыками самооценки и саморегуляции; расширение педагогического пространства образовательного учреждения за счет установления отношений с различными социальными институтами, органичного сочетания возможностей основного и дополнительного образования, создания системы взаимодействия с семьёй, как референтной группой общения учащегося.

3 стр., 1224 слов

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..................7 1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………....9 ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ...

Модель образовательного развивающего пространства строим на основании следующих подходов и принципах:

1. Создание образовательного развивающего пространства образовательного учреждения обеспечивает выработку и усвоение личностного самоопределения обучающихся. По мнению В.М.Бехтерева развивающее образовательное пространство включает в себя: вещественные и личностные элементы. К числу вещественных элементов образовательного развивающего пространства мы относим внешние условия (среда обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития личности: предметы жизнедеятельности; специально оснащенные кабинеты, мастерские, лаборатории и т.д., материальные условия жизни, учебы, работы, быта; биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и т.д.).

К личностным элементам образовательного развивающего пространства включаем ценностные ориентации субъектов взаимодействия, гуманистические взаимоотношения, психологический климат. Ценностные ориентации лежат в основе межличностных отношений субъектов образовательного процесса (И.И. Кобзарева, Б.К. Лебедев, Б.М. Ребус, Р.Х. Шакуров).

Взаимоотношения определяются также моральными нормами, имеющими субъективную значимость для каждого члена группы, и комфортными условиями существования. Межличностные отношения субъектов образовательного процесса способствуют формированию другого аспекта личностного элемента среды — психологического климата, который мы, основываясь на взглядах ряда исследователей (Н.П. Аникеева, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Р.Э. Майорова), понимаем как систему относительно устойчивых психологических состояний, эмоционально-психологический настрой коллектива, проявляющийся в виде совокупности психологических условий, которые либо способствуют, либо препятствуют продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.

9 стр., 4019 слов

Ема: Критерии диагностики результатов деятельности образовательного учреждения.

сихолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности» (степень «магистр») (код и наименование направления подготовки магистратуры указанием профиля (названия магистерской программы) Академическая магистратура очная форма обучения     Составитель: Храпенко И.Б., доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Утверждено на ...

2. Большое значение в организации и положительном влиянии образовательного развивающего пространства играет педагог. Продуктивность деятельности педагога определяется наличием у него определенного объема знаний (когнитивный аспект), умением, определенным образом выстраивать свою профессиональную деятельность (деятельностный аспект) и обладанием определенными личностными качествами (личностный аспект).

Когнитивный аспект предполагает наличие: общей эрудиции, знаний в области современной философии образования, системы знаний о человеке и о его развитии, знаний по психологии личности, психологии познания и общения, возрастной психологии, знаний по валеологии и акмеологии школьного образования, знаний коррекционно-развивающих технологий обучения и воспитания и технологий развития одаренности и творчества, знаний и адекватной оценки индивидуальных особенностей, путей и способов самосовершенствования учащихся и самого себя.

Анализ педагогических трудов Ш.А. Амонашвили, И.С. Батраковой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Е.И. Казаковой, Н.В. Кузьминой, СВ. Кульневича, В.Н. Максимовой, А.П. Тряпициной и др., позволяет утверждать, профессиональная деятельность педагога как процесс решения многообразных и разноплановых, следующих одна за другой профессиональных задач. При этом каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в обучающимся его уникального потенциала в определенных условиях. Содержанием педагогических задач является создание педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личности ученика и учителя в процессе взаимодействия. Такое понимание педагогической деятельности предполагает следующие требования к деятельности учителя (деятельностный аспект): анализ собственных личностно-профессиональных возможностей и способностей, особенностей профессионального опыта, наличие умений и навыков строить взаимодействие с другими людьми, оказывать на них целенаправленное воздействие в целях побуждения к конкретным действиям или деятельности, умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся, создание установки на самосовершенствование учеников, отказ от авторитарных методов в обучении и воспитании, построение учебно-воспитательного процесса как цепи жизненно значимых для ученика событий, как процесса овладения социальным опытом решения проблем, преодоление пассивности учащихся путем овладения методами и приемами активного взаимодействия, раскрепощения личности ученика.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... готовность (длительная и ситуативная) к деятельности. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I - Стр 3 Знания, необходимые преподавателю вуза, можно подразделить на ... каждый раз он вынужден творчески, по-новому организовывать образовательную ситуацию. 3) Носит осознанный характер, т.е ... предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату ...

Учитывая личностные характеристики учителя, выделенные В.А. Кан-Каликом, В.А. Караковским, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачевым, А.В. Мудриком, В.А. Сластениным, Н.Е. Щурковой и др. как профессионально значимые и обеспечивающие эффективность его деятельности, мы сформулировали следующие требования к личностным качествам педагога (личностный аспект):

– позитивное отношение к жизни, вера в добро, умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия,

– наличие нужного для профессионального труда состояния здоровья,

– «способность определять перспективы своего саморазвития в контексте задач школы»,

– аутопсихологическая компетентность, понимаемая как «свойство личности, представляющее собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствования и самодеятельности, оказывающее стимулирующее влияние на развитие личности во всех областях её жизнедеятельности»,

– трудолюбие, целеустремленность, инициативность, адекватная самооценка своих способностей и творческих возможностей, гибкость и оперативность, конкурентоспособность, смыслотворчество, ориентация на позитивные элементы своей жизни и деятельности, использование всех своих внутренних ресурсов для развития личности обучающихся и их подготовки к успешному вхождению в следующие педагогические системы,

10 стр., 4929 слов

Концепция формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности Пермь 2008

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 10» Рассмотрена и утверждена на педагогическом совете _______________ Концепция формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности Пермь - 2008 Содержание концепции 1. Введение. 2. Теоретико-методологическая база концепции. 3. Основные понятия, используемые в концепции. 4. Характеристика проблемной ситуации и ...

– сформированность установки «можно научить каждого и можно обеспечить развитие каждого»,

.Деятельность должна содержать все необходимые для целостного формирования личности этапы: целеполагание (развитие свободы воли), планирование и организацию (инициатива, творчество), реализацию намеченных целей (трудолюбие, способности), анализ и оценку результатов (совесть, честность, честь).

Основным содержанием деятельности должно стать человекознание, как отражение отношений человека с миром.

Компоненты дополнительного образования будут обеспечивать всестороннее развитие обучающихся только в случае активной, целенаправленной деятельности педагогов по стимулированию учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самореализации, через использование комплекса подходов, форм, методов обучения и воспитания.

На основе перечисленных подходов, специфических особенностей при моделировании образовательного развивающего пространства мы строим следующую модель образовательного развивающего пространства современного образовательного учреждения. В основу модели положена организация деятельности компонентов развивающего образования средствами дополнительного образования, обеспечивающая усвоение учащимися теоретических основ самоопределения, самопознания и формирование опыта деятельности по саморазвитию.

С целью создания психологического климата, благоприятно влияющего на развитие личности обучающегося, отношения между всеми участниками образовательного процесса должно быть на основе доброжелательности, открытости, доверия и уважения друг к другу, терпимости к различным мнениям, воззрениям, поведению. При этом доверие сочетается с высокой требовательностью друг к другу и доброжелательной, деловой критикой. Свобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, право принимать значимые для группы решения обеспечивались диалогичностью и толерантностью, отсутствием давления руководителей на подчиненных. Развитию инициативы и самостоятельности способствует достаточная информированность о задачах и о состоянии дел в коллективе, удовлетворенность деятельностью, взаимоотношениями, руководством, наличие творческой атмосферы, добровольность выбора предпочтительных видов учебной, внеучебной, социально-культурной деятельности.

4 стр., 1916 слов

Структура культурно-образовательного пространства

Щиголева Нина Васильевна Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Образовательное учреждение как институциональная форма организации системы образования сохраняет эту сущностную характеристику. Это ...

Существование особого пространства обеспечивают следующие три компонента.

1. Организация специфической коммуникации, основанной на личностных смыслах.

Необходимость организации специфической коммуникации определяется двумя моментами:

во-первых, тем, что у подростков существует потребность в интимно-смысловой коммуникации, поиске себя, поиске смысла. Не случайно в записках к учителю они настаивают на абсолютном внимании и требуют тишины во время занятий. Создание интимно-смысловой коммуникации в организованной форме, этакий «интим на публике», способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. В каком-то смысле это – форма любования собой и возможность «показать» себя, а с другой стороны, подросток вроде бы и «в стороне» и вроде бы защищен. Поэтому уже сама по себе организация специального пространства как бы «работает» на задачи курса;

во-вторых, специфика самого предмета психологии такова, что невозможно говорить об освоении психологической культуры, психологических феноменов, не имея возможности зафиксировать их в своем восприятии, в своей перцепции. Это положение становится понятным, если существует дистинкция (различение) того, что есть действительная психологическая культура, а что есть только умение рассуждать об этой психологической культуре и психологии. В предлагаемом курсе усвоение психологических знаний выступает как средство освоения психологической культуры в целом.

2. Формирование положительного отношения к специфике предмета (содержания) психологии как науки.

Дело в том, что на уроках психологии сама «процедура» проведения занятий, демонстрирующая способы получения психологических знаний, формирует у учащихся нужные установки. Важно, чтобы формирование происходило на глубинном, интуитивном уровне. Это достаточно тонкая плоскость. Естественно, что некоторые когнитивно (а точнее – традиционно «предметно») ориентированные подростки постоянно задавали в эксперименте один и тот же вопрос: «Когда мы наконец начнем делом заниматься?», т. е. заучивать дефиниции, определять понятия, рассуждать о психологии. Но ведь в самом деле уметь рассуждать о психологии не значит владеть психологическим знанием, как не значит быть творческим и гуманным. Умение рассуждать о психологии порождает в лучшем случае прагматиков, в худшем – догматиков или садистов. Поэтому подчеркнем, что важна сама по себе «процедура» погружения в предмет, в содержательный материал науки. Со стороны эта «процедура» может выглядеть как «тягомотина» и «скука». Однако именно она обеспечивает готовность к усвоению психологических знаний и в итоге личностный рост учащегося.

Таким образом, модель образовательного развивающего пространства современного образовательного учреждения должна быть основана на:

1. Педагогическом взаимодействии, направленном на развитие личности школьника средствами дополнительного образования школы только тогда, когда дополнительное образование является частью единой системы, рассматривающей человека как субъекта жизнедеятельности, рефлексирующего свои цели и способы действий, способного к самоорганизации своей жизни, профессиональной деятельности.

3. Для обеспечения оптимального личностного развития ученииков обучение и воспитание в образовательном развивающем пространстве образовательного пространства носит развивающий, личностно- и практико-ориентированный характер. Основным содержанием деятельности по развитию личности учащегося является организация таких условий, когда объективно актуализируется личностное самоопределение, самопознание, саморазвитие.

4. Наиболее эффективными методами и формами, обеспечивающими личностное развитие учащихся средствами образовательного развивающего пространства образовательного учреждения являются коллективно-творческая деятельность, доверительное общение, педагогическая поддержка, ситуация успеха, этическая защита, личный пример и т.д. При этом предпочтение отдается учебному материалу, имеющему общекультурное значение и личностную значимость для ребят.

 

Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня в современном образовательном учреждении (статья)
Автор: Антонелене Э.Н.
Источник:
Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб

.—метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с. — (Воспитание и доп. образование детей)

Образовательное пространство и образовательная среда начальной школы в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта Авторы: Голубева Людмила Матвеевна, к.п.н., доцент, методист кафедры дошкольного и начального образования КК ИПК Молчанова Татьяна Вячеславовна, методист кафедры управления, экономики и права КК ИПК