Объем дисциплины и виды учебной работы. «БАКАЛАВР»(очная и заочная формы обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

 

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

40.03.01 (030900) «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ(СТЕПЕНЬ)

«БАКАЛАВР»
(очная и заочная формы обучения)

 

2-е издание, исправленное и дополненное

 

Северодвинск

Институт управления

ББК 60.5

Р 13

 

Рабочая программа составлена доцентом кафедры гуманитарных и социальных дисциплин канд. полит. наук А. М. Максимовымв соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3-го поколения, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…:

 

Одобрена на заседании кафедры

гуманитарных и социальных дисциплин.

Протокол № 1 от 17 сентября 2014 г.

Зав. кафедрой проф. ИУ О. В. Чуракова.

 

 

Рекомендована к изданию научно-методическим советом ИУ.

Протокол № 1 от 17 сентября 2014 г.

Председатель научно-методического совета проф. А. Н. Ежов

Р 13 Рабочая программадисциплины «Социология» по направлению подготовки 40.03.01 (030900) «Юриспруденция» квалификация (степень) «Бакалавр» (очная и заочная формы обучения)[Эл. ресурс] / сост. А. М. Максимов. – 2-е изд., испр. и доп. – Северодвинск: Институт управления, 2014. – 26 с. – CD-ROM

 

© Максимов А. М., сост., 2014

© НОУ ВПО «Институт управления», 2014

 
 
 


СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………… 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА.…………….………………………………. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………….… 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………. 4.1. Примерный тематический план……………….…………… 4.2. Аннотация………………………………………..………… 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………….. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………….. 6.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов….……………………. 6.2. Программные вопросы.………..……….……….………… 6.3. Критерии оценки результатов обучения…….………….. 6.4. Виды, сроки и формы контроля успеваемости студентов…………………………………… 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..………….. 7.1. Библиографический список………..……………….……… 7.2. Интернет-ресурсы………………………………..………… 4 5 19 22 23

 

 


ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины «Социология» – формирование у студентов базовых представлений об обществе, социальных отношениях и процессах на основе ознакомления с достижениями мировой и отечественной науки.

В ходе преподавания дисциплины «Социология» предполагается решение следующих задач:

1) сформировать у студентов представление о предмете, методах и структуре социологии;

2) дать студентам общие знания о социуме, его устройстве и механизмах изменения;

3) познакомить студентов с классическими и основными современными социологическими теориями;

4) помочь студентам овладеть социологической терминологией;

5) сформировать навыки, позволяющие студентам применять на практике простейшие методы социологических исследований.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

БАКАЛАВРИАТА

Наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного блока (история, философия, политология, культурология) социология выступает важным элементом в системе подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция». Изучение социологии студентами базируется на имеющихся у них знаниях зарубежной и отечественной истории, социальной философии, истории и теории культуры. Знания социальных закономерностей, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, позволят им успешнее справляться с задачами повышения эффективности управления на предприятии или в организации. Социологические знания способствуют более глубокому пониманию содержания остальных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

В результате освоения курса дисциплины студент должен

знать:

– предмет и методы социологии, ее функции и практическое значение;

– классические и основные современные социологические теории;

– основные проблемы социологии как науки и базовые сведения о социальной структуре и социальных группах, стратификации и мобильности, социальных институтах и социальных нормах, социализации индивидов и социального контроля, механизмах социальных изменений и глобализации;

– особенности современного российского общества, его ключевые проблемы и возможные пути их решения;

уметь:

– описывать и оценивать важнейшие социальные феномены современного общества;

– аргументировать свою позицию по основным теоретическим проблемам социологии;

– самостоятельно работать с различными источниками информации социологической тематики, свободно излагать их содержание;

владеть:

– основными категориями социологической науки;

– навыками практического применения простейших методов эмпирического социального исследования;

– базовыми приемами анализа социологической информации и разработки практических рекомендаций для решения социальных проблем.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Объем
очное обучение заочное обучение
Общая трудоемкость дисциплины В зачётных единицах
В часах
Аудиторная работа (в часах):
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (в часах):
Внеаудиторная:подготовка к практическим занятиям (в том числе выполнение письменных заданий)подготовка к контрольному тестированиюподготовка рефератавыполнение контрольных работ 6 – — 8
Форма итогового контроля по дисциплине Зачет Зачет 4

ПримерныЙ тематическиЙ план

Очная форма обучения

Наименование раздела, темы Бюджет учебного времени, ч
Всего в том числе:
лекции семинар. занятия СРС*
Раздел 1. Введение в дисциплину
Тема 1. Социология как наука. Предмет и структура социологии
Тема 2. Методы социологических исследований
Тема 3.История становления и развития социологии
Тема 4. Развитие социологической мысли в России
Раздел 2. Макросоциология
Тема 5. Общество как социальная система. Социальные институты
Тема 6. Социальная структура и социальные группы
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
Тема 8. Мировая система и процессы глобализации
Тема 9. Социальные изменения
Раздел 3. Микросоциология
Тема 10. Личность и общество
Тема 11. Социальное действие. Социальные взаимодействия
Тема 12. Социальный контроль и отклоняющееся поведение

 

 

Наименование раздела, темы Бюджет учебного времени, ч
Всего в том числе:
лекции семинар. занятия СРС
Раздел 4. Современное российское общество
Тема 13. Структура и динамика российского общества
Тема 14. Социальные проблемы современной России
Форма итогового контроля: Зачет
Всего:

Заочная форма обучения

Наименование раздела, темы Бюджет учебного времени, ч
Всего в том числе:
лекции семинар. занятия СРС*
Раздел 1. Введение в дисциплину
Тема 1. Социология как наука. Предмет и структура социологии
Тема 2. Методы социологических исследований
Тема 3.История становления и развития социологии
Тема 4. Развитие социологической мысли в России
Раздел 2. Макросоциология
Тема 5. Общество как социальная система. Социальные институты
Тема 6. Социальная структура и социальные группы
Наименование раздела, темы Бюджет учебного времени, ч
Всего в том числе:
лекции семинар. занятия СРС
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
Тема 8. Мировая система и процессы глобализации
Тема 9. Социальные изменения
Раздел 3. Микросоциология
Тема 10. Личность и общество
Тема 11. Социальное действие. Социальные взаимодействия
Тема 12. Социальный контроль и отклоняющееся поведение
Раздел 4. Современное российское общество
Тема 13. Структура и динамика российского общества
Тема 14. Социальные проблемы современной России
Форма итогового контроля; Зачет
Всего:
           

 

АННОТАЦИЯ

Раздел 1.

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

 

Тема 1.Социология как наука.
Предмет и структура социологии

Социология как наука. Предмет социологии. Макросоциологический и микросоциологический подходы к изучению общества. Структура социологической науки. Три уровня социологического знания. Общесоциологические теории. Специальные социологические теории, или теории среднего уровня. Отрасли социологической науки. Эмпирические исследования. Прикладная социология. Место и роль социологии в системе социально-гуманитарного знания и в жизни общества. Функции социологии.

Тема 2.Методы социологических исследований

Понятие метода в науке. Общее представление о теоретических методах исследования в социологии. Методы эмпирических исследований. Метод наблюдения в социологии. Виды наблюдения. Включенное и невключенное наблюдение: сравнение преимуществ и недостатков. Анализ документов в социологических исследованиях. Качественный анализ документов. Метод контент-анализа. Анализ данных статистики. Применение экспериментального метода в социологии.

Опрос как основной эмпирический метод в современной социологии. Формы проведения опросов: анкетирование и интервью. Виды интервью. Фокусированное интервью (метод фокус-групп).

Целевые (экспертные) и массовые опросы. Сплошные и выборочные опросы. Понятие выборки. Типы выборок. Измерительные процедуры в массовых опросах.

 

Тема 3.История становления и развития социологии

Донаучный этап в развитии знания об обществе. Социальная философия как предшественница социологии. Причины и предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.

Огюст Конт – основоположник социологии. Принципы позитивной философии. Три стадии в интеллектуальном развитии человечества. Иерархия наук. Социальная статика и социальная динамика. Поиск О. Контом «законов порядка» в общественной жизни.

Герберт Спенсер как один из основателей социологической науки. Органицистский подход Г. Спенсера. Элементы системной теории общества. Г. Спенсер о понятии и закономерностях социальной эволюции.

К. Маркс и его учение об обществе. Материалистическое понимание общественных отношений. Классовая теория общества. Классовая борьба как основа общественного развития. Понятие общественно-экономической формации. Смена формаций в результате социальных революций.

Французская социологическая школа. Эмиль Дюркгейм – крупнейший представитель позитивистского направления в социологии XIX века. Представления Э. Дюркгейма о предмете и методе социологии. Теория общества Э. Дюркгейма. Солидарность как основа устойчивости общества. Механическая и органическая солидарность. Архаические (простые) и индустриальные (сложные) общества. Понятие коллективного сознания. Понятие аномии; аномия как явление, объясняющее отклонения от норм и конфликты в обществе.

Немецкая социологическая школа. Макс Вебер и «понимающая социология». Представления М. Вебера о предмете и методе социологии. Противопоставление наук «о культуре» наукам «о природе». Метод «понимания», его сущность. Теория социального действия М. Вебера.

Тема 4.Развитие социологической мысли в России

Возникновение социологии в России (60-е – первая половина 80-х годов XIX в.).

Влияние идей О. Конта. Различные направления позитивистской социологии. Субъективная школа (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.): ключевые идеи и значение для развития российской социологии. Однофакторные теории: органицистская (П. Л. Лилиенфельд, А. И. Стронин), географический детерменизм (Л. И. Мечников), психологическая (Е. В. Де Роберти).

Историческая социология В. О. Ключевского. «Генетическая» социология М. М. Ковалевского. Вклад М. М. Ковалевского в становление российской социологической науки. Неопозитивизм (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин).

Российский этап научного творчества П. А. Сорокина. Развитие социологических идей П. А. Сорокина за рубежом.

Антипозитивистская социология в России. Проникновение и распространение идей К. Маркса. Ортодоксальный марксизм Г. В. Плеханова. «Легальный» марксизм (М. И. Туган-Барановский,
П. Б. Струве и др.).

Радикальные социологические взгляды В. И. Ульянова-Ленина. Неокантианское течение в российской социологии (Б. А. Кистяковский, В. М. Хвостов, Л. И. Петражицкий).

Судьба социологической науки в СССР. Ситуация в социологии в первые послереволюционные годы. Критика социологии как «буржуазной псевдонауки». 1930–1950-е годы: марксистская философия (исторический материализм) – основа советского обществознания; застой в развитии социологии. Конец 1950-х–1960-е годы: «социологический ренессанс»; возврат практики социологических исследований, развитие прикладной социологии. Освобождение отечественной социологии от влияния марксистской философии в годы «перестройки». Общая характеристика ситуации в современной российской социологии.

 

Раздел 2.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ

Тема 5.Общество как социальная система.
Социальные институты

Понятие социальной системы. Характеристики социальных систем. Строение социальных систем. Типы социальных систем. Открытые и закрытые социальные системы. Традиционные и современные (модернизировавшиеся) социальные системы. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные социальные системы. Формационная типология социальных систем: доклассовые, классовые и бесклассовые общества. Многообразие классовых социальных систем. Культурологический (цивилизационный) подход к классификации социальных систем.

Социальные институты как элементы социальной системы. Понятие социального института. Свойства и структура социального института. Процесс институционализации: основные этапы. Функции социальных институтов. Типы институтов. Основные социальные институты: экономические, политические, культурные (институты религии, образования и др.), семейные. Институт семьи, брака и родства. Функции семьи. Типы семей. Семья в современном обществе.

 

Тема 6.Социальная структура и социальные группы

Социальная структура как способ организации общественных отношений и система устойчивых взаимосвязей между индивидами и их совокупностями. Типы социальных структур: горизонтальные и иерархические социальные связи. Структурно-функциональный анализ в социологии: подходы Т. Парсонса и Р. Мертона.

Понятие и виды социальных общностей. Социальная группа: понятие, признаки. Социальные группы как элементы социальных систем. Внутри- и межгрупповые отношения. Типология социальных групп. Формальные и неформальные группы. Первичные и вторичные группы. Малые группы. Специфика малых групп. Большие социальные группы. Классификация больших групп. Этнические группы и их особенности. Виды этнических групп. Социально-экономические группы (классы, сословия, профессиональные сообщества) как основа социальной структуры современных обществ.

Тема 7.Социальная стратификация
и социальная мобильность

Понятие социальной стратификации. Социальная иерархия и социальное неравенство. Факторы социальной стратификации. Понятие и параметры социального статуса. Групповой и индивидуальный статусы. Приписываемый и достигаемый статусы. Статусный набор. Зависимость характера стратификации от типа социальной системы. Разновидности социальной стратификации.

Социальная мобильность и ее связь с социальной стратификацией. Факторы социальной мобильности. Механизмы социальной мобильности. Каналы социальной мобильности. Виды мобильности. Роль вертикальной мобильности в жизни человека и общества

Тема 8.Мировая система и процессы глобализации

Мировая система: понятие, структура, характеристика и этапы формирования. Причины и предпосылки складывания мировой социальной системы. Место и роль России в мировой социальной системе в начале XXI века.

Понятие глобализации. Глобализация как новый этап в формировании мировой социальной системы. Факторы глобализации: складывание мировых финансовых рынков, прогресс телекоммуникаций, появление и распространение глобальных идеологий. Проявления глобализации в экономике, политике, культуре. Последствия глобализации: позитивные и негативные. Глобальные проблемы современного мирового сообщества: углубляющийся разрыв между богатыми и бедными странами, унификация культуры, экологический кризис, угрозы войн и международного терроризма.

 

 

Тема 9.Социальные изменения

Социальное изменение как социологическое понятие. Теории социальных изменений. Эволюционные теории социальных изменений. Однолинейная и многолинейная эволюция. Исторический материализм. Революция как механизм социальных изменений. Циклические теории социальных изменений. Факторы социальных изменений: экономика, политика, культура. Социальные движения: понятие, виды и роль в возникновении социальных изменений.

Концепция социального прогресса. Понятие прогресса и регресса. Интерпретация прогресса в свете линейных (эволюционных, революционных) и циклических теорий социальных изменений. Критерии общественного прогресса: технологический, экономический, культурный, политико-правовой, гуманистический. Неоднозначность социального прогресса.

Социальные изменения начала XXI века. Интерпретации текущих социальных изменений и прогнозы на будущее.

 

 

Раздел 3.

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ

Тема 10.Личность и общество

Базовые понятия: индивид, индивидуальность, личность. Проблема взаимосвязи личности и социальной среды. Социальные типы личности: нормативный, модальный, идеальный, социопатический.

Теории личности. Поведенческая теория (социальный бихевиоризм).

Психоаналитическая теория З. Фрейда. Теория деятельности (А. Н. Леонтьев и др.).

Ролевая теория (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Р. Линтон).

Теория поля К. Левина. Гуманистическое направление в изучении личности (А. Маслоу, Э. Фромм).

Социализация личности. Социально-психологические механизмы социализации. Агенты социализации. Этапы социализации. Нарушение процесса социализации. Десоциализация и ресоциализация.

Тема 11.Социальное действие.
Социальные взаимодействия

Понятие, структура и виды социального действия. Теории социального действия: М. Вебер и Т. Парсонс. Потребности, интересы, мотивы людей как факторы социальных действий.

Социальные взаимодействия. Типы взаимодействий: межличностное, внутригрупповое, межгрупповое. Формы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфликт. Теории социальных взаимодействий. Символический интеракционизм. Теория социального обмена Дж. Хоманса. Интерпретация социальных взаимодействий Г. Гарфинкелем и исследования повседневной жизни людей. Концепция И. Гофмана: «управление впечатлениями» и социальная «драматургия».

Коллективные действия. Массовое сознание и массовое поведение. Формы массового поведения. Особенности поведения индивида в толпе. Теории массового (коллективного) поведения: концепция Г. Лебона, теоретические взгляды Г. Тарда, психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг), современные подходы к феномену массового (коллективного) поведения.

 

Тема 12.Социальный контроль
и отклоняющееся поведение

Понятие социальной нормы. Формальные и неформальные нормы. Социальный контроль: понятие, виды и формы. Механизмы, обеспечивающие действенность социального контроля. Социальные санкции: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Феномен конформизма. Социальный контроль в обществах современного типа и его эффективность.

Отклоняющееся (девиантное) поведение. Классификации девиантного поведения: конструктивные и деструктивные отклонения. Виды девиаций в зависимости от типа нарушаемых норм: нарушение правил этикета, аморальные поступки, преступления и др. Общественно опасные проявления отклоняющегося поведения. Преступность. Алкоголизм и наркомания. Самоубийство. Теории отклоняющегося (девиантного) поведения: попытки биологического и психологического объяснения. Социологические теории девиантного поведения: теория аномии, теория «культурного переноса», теория стигматизации, радикальная криминология и теория конфликта.

Раздел 4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса

 

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методический комплекс, созданный профессорско-преподавательским составом института в помощь студенту;

– изучает учебную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на лекциях;

– осуществляет поиск ответов на обозначенные преподавателем вопросы и задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы и разделы учебных дисциплин;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебно-экзаменационных сессий на очередной учебный год;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента включает все ее виды, выполняемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС) и рабочим учебным планом:

– подготовку к текущим занятиям (лекция, практическое занятие, семинар, контрольная работа, тестирование, устный опрос);

– изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное изучение; кроме того:

– выполнение рефератов, домашних индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, докладов в группе, на студенческих конференциях;

– участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.

Трудоемкость самостоятельной работы студентов в часах по всем дисциплинам указывается в рабочих учебных планах подготовки бакалавров по направлениям подготовки.

ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Социология как наука. Предмет социологии и структура социологического знания. Место социологии в системе общественных наук.

2. Возникновение социологии как науки. Позитивизм. Социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера.

3. Социологические взгляды Э. Дюркгейма.

4. «Понимающая социология» М. Вебера

5. Социологические идеи К. Маркса.

6. Основные социологические школы в дореволюционной России.

7. Творческое наследие П. А. Сорокина.

8. Социология в СССР в 1960–1980-е годы. Развитие социологии в современной России.

9. Общество как социальная система. Типы социальных систем.

10. Понятие социального института. Виды и функции социальных институтов.

11. Социальная группа: понятие, признаки, классификации.

12. Социальная структура общества. Виды и характеристика больших социальных групп.

13. Особенности, структура и динамика малых групп.

14. Семья как социальный институт и социальная группа.

15. Этническая социология. Этнос как специфическая социальная общность.

16. Социальная стратификация. Типы социальной стратификации.

17. Социальное неравенство как общественная проблема и пути ее решения.

18. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

19. Мировая социальная система: понятие, структура, этапы формирования.

20. Глобализация и ее последствия для современного мирового сообщества.

21. Социальные изменения. Циклические и линейные теории социальных изменений.

22. Проблема общественного прогресса. Критерии прогресса.

23. Социальные движения: понятие, виды, функции.

24. Понятие, структура и типология социального действия.

25. Социальное взаимодействие: основные теоретические подходы.

26. Социальная характеристика личности. Типологии личности в социологии и социальной психологии.

27. Теории личности в социальной психологии и социологии.

28. Понятие, механизм, стадии и агенты социализации.

29. Социальный статус и социальная роль.

30. Девиантное поведение: понятие, формы и типы, причины возникновения.

31. Теоретические объяснения девиантного поведения.

32. Социальный контроль, его функции. Виды социального контроля.

33. Методы социологических исследований.

34. Современное российское общество и его проблемы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Итоговой формой контроля по дисциплине «Социология» является зачет. Результат сдачи зачета оценивается по 2-балльной системе (зачтено / не зачтено).

Оценка «зачтено» ставится в том случае, если ответ студента соответствует критериям экзаменационной оценки «удовлетворительно» или более высокой. Оценка «не зачтено» выставляется на тех же основаниях, что и экзаменационная оценка «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется за глубокое знание предусмотренного программой материала, содержащегося в основных и дополнительных рекомендованных литературных источниках, за умение четко, лаконично и логически последовательно отвечать на поставленные вопросы, за умение анализировать изучаемые явления в их взаимосвязи и диалектическом развитии, применять теоретические положения при решении практических задач.

Оценка «хорошо» – за твердое знание основного (программного) материала, за грамотные без существенных неточностей ответы на поставленные вопросы, за умение применять теоретические положения при решении практических задач.

Оценка «удовлетворительно» – за общее знание только основного материала, за ответы, содержащие неточности или слабо аргументированные, с нарушением последовательности изложения материала, за слабое применение теоретических положений при решении практических задач.

Оценка «неудовлетворительно» – за незнание значительной части программного материала, за существенные ошибки в ответах на вопросы, незнании основных понятий дисциплины.


6.4. ВИДЫ, СРОКИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Вид занятия Формы контроля успеваемости
Семестр (по неделям)
Лекции     ПК         ПК           ПК        
Практич. занятия       Д   Д Д   ГО   Д Д АКР          
СРС         ПЗ         Р       ПЗ   КТ   З

 

Условные обозначения форм текущего контроля:

ПК – проверка конспектов лекций

АКР – аудиторная контрольная работа

ГО – контрольный групповой опрос

КТ – контрольное тестирование

Д – доклад студента на семинаре

Р – реферат

ПЗ – проверка письменных заданий

З — зачет

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основной

 

1. Кравченко А. И. Социология : учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М : Юрайт, 2013. — 525 с. — (Бакалавр. Углубленный курс).

2. Павленок П.Д. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 734 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24815.html.

3. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Акмалова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014.— 414 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23038.html.

 

Дополнительный

 

4. Волков, Ю. Е. Социология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / Ю. Е. Волков. — Электрон. текстовые дан. – М. : Дашков и К, 2012. – 400 c. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/10979

5. Волков Ю.Г. Социология : учебник / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова. — 4-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 384 с. — (Высшее образование)

6. Добреньков В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М : ИНФРА-М, 2009. — 624 с. — (Высшее образование)

7. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях : учебное пособие / Б.А. Исаев. — СПб : Питер, 2009. — 224 с.

8. Козырев Г.И. Социология : учебное пособие / Г.И. Козырев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М : ИД ФОРУМ, 2010. — 320 с.

9. Социология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / под ред. В. М. Капицына, В. К. Мокшина. – Электрон. текстовые дан. – М. : Юриспруденция, 2014. – 414 c. – Режим доступа : .

10. Социология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / под ред. В. К. Батурина. – Электрон. текстовые дан. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 c. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/8580

11. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Социология [Электронный ресурс] : курс лекций / Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Электрон. текстовые дан. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2011. – 368 c. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/9148

 

Интернет-ресурсы

1. ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/

2. Журнал «Социологические исследования» (СоцИс) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/socis.html

3. Институт глобализации и социальных движений [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

4. Левада-Центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levada.ru/

5. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

6. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/

7. ФОМ. Журнал Социальная Реальность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socreal.fom.ru/

8. Фонд «Общественное мнение» / ФОМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/

9. Центр независимых социологических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cisr.ru/

 

 

Учебное издание