Тема урока: Характер и темперамент человека
Тип урока: комбинированный
Цели:
— познакомить учащихся с такими понятиями: характер, черты характера, экстраверт, интроверт, темперамент, сангвиник, флегматик, меланхолик;
— способствовать формированию навыков логического мышления учащихся и анализа учебных текстов;
— воспитание нравственных качеств личности и ответственной социальной позиции.
Оборудование к уроку: учебник, параграф №2, вопросы в конце параграфа.
Оформление доски:
Дата Характер черты характера экстраверты интроверты темперамент Сангвиник Флегматик Меланхолик |
Тема: Характер и темперамент человека План: 1. Сущность характера 2.Типы и черты характера 3. Пути формирования характера 4. Понятие о темпераменте |
Д/з.: параграф №2, вопросы и задания в конце параграфа. Выучить все понятия |
План урока:
№ |
Этап урока |
Приёмы и методы |
Время (мин ) |
1. |
Орг. момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. |
2 мин. |
2. |
Актуализация знаний |
Постановка вопросов по параграфу №1. |
10 мин. |
3. |
Изучение нового материала |
Рассказ-повествование учителя. |
20 мин. |
4. |
Закрепление изученного материала |
Вопросы после параграфа 2. |
10 мин. |
5. |
Д/з |
Параграф 2. |
3 мин. |
Ход урока:
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Учитель приветствует школьников и настраивает на работу: «Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет в классе?» |
Учащиеся настраиваются на работу и отвечают на вопросы учителя. |
2. |
Сегодня на уроке мы продолжим изучение первой темы «Общественная сущность человека» и начнём изучение параграфа «Характер и темперамент человека». План 1. Сущность характера 2.Типы и черты характера 3. Пути формирования характера 4. Понятие о темпераменте Сегодня мы узнаем о том, что такое характер, дадим развёрнутую характеристику этому понятию, а также узнаем, что такое темперамент и научимся эти понятия различать. 1.Попробуйте дать своё определение слову «характер». Сущность характера. Характер человека — это совокупность его относительно устойчивых свойств, которые проявляются в действиях и поступках. Характер определяется не только тем, что человек делает, но и тем, как он это делает, какие цели ставит перед собой. Не каждый поступок или намерение человека полно и точно выражает его характер. Человек совершает разные поступки. Многие из них являются случайными, не свойственными ему. Так, если вы однажды не уступили место в автобусе пожилому человеку, это ещё не означает, что вы проявили к нему неуважение. Возможно, вы плохо себя чувствовали. Но если в подобных ситуациях вы так поступаете всегда, то это уже характерный для вас поступок, который стал скверной привычкой, свидетельствующей о невоспитанности. Слова, жесты, действия, если относиться к ним внимательно, рассказывают о поведении в целом и позволяют понять характер человека. Давайте попробуем подвести итог: как и где может проявится характер? |
§2. Характер и темперамент человека. Открывают учебники, записывают в тетрадь
Учащиеся отвечают с места, записывают определение
Слушают учителя
Ученики подводят итоги
|
3. |
Перейдём к изучению 2 пункта нашего параграфа «Типы и черты характера». Каждая эпоха, каждая культура порождает свои характеры. Типичные черты характера, общие для многих людей, определяются теми историческими условиями, в которых они живут и действуют. Вместе с тем характер как индивидуальная особенность личности порождается своеобразными, неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, осуществляется его воспитание и самовоспитание. Свойства и устойчивые отношения человека обычно называют чертами его характера. Типы характера можно представить в виде схемы: Характер человека
на странице 13 найдите понятия, характеризующие эти основные типы. Кем отличается экстраверт от интроверта? Что значит, когда говорят «у него сильный характер»? «Слабость» и «сила» характера это тип или черта характера? 3. Пути формирования характера Ознакомьтесь с текстом пункта 3 и выпишите в тетрадь основные пути формирования характера, отвечая на вопрос: может ли быть характер врожденным? 4. Понятие о темпераменте Все люди отличаются друг от друга особенностями поведения: одни — подвижны, энергичны, другие — медлительны; одни — эмоциональны, другие — спокойны. Подобные признаки поведения личности называются динамическими. Динамику человеческого поведения можно сравнить с течением реки. Бывает, река несёт свои воды медленно и плавно, её течение едва заметно. Другая река течёт быстро, вода в ней бурлит и грохочет, ударяясь о камни. Так же отличаются и действия, поведение разных личностей, динамические характеристики которых во многом зависят от темперамента. Темперамент (от лат. temperamentum — соразмерность, соотношение) — это совокупность индивидуальных особенностей, которые придают своеобразие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности. Учение о темпераменте берёт начало в далеком прошлом. Ещё в Древней Греции врач Гиппократ учил, что в организме человека есть четыре жидкости: кровь (по-латински «sanguis»), слизь (по-гречески «phlegma»), жёлтая жёлчь (по-гречески «chole») и чёрная жёлчь (от греческих «melas» — чёрный, «chole» — жёлчь). Смешивание этих жидкостей, и преобладание какой-то одной из них, как утверждал Гиппократ, лежит в основе типов темпераментов: сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического. Темперамент — врождённая характеристика человека. Она проявляется с самого рождения и почти не изменяется в течение жизни. Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов дал научное объяснение происхождению темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родителей. Работа нервной системы определяется прежде всего соотношением её основных процессов — возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения у разных людей неодинаково сильны. В зависимости от этого он выделил два типа нервной системы: сильный и слабый. Важную роль играют и такие особенности нервной системы, как её уравновешенность или неуравновешенность, а также подвижность или инертность. В зависимости от соотношения данных признаков и различаются типы темперамента. Таблица: характеристика типов темперамента. Сангвиник — человек подвижный, весёлый, общительный. Легко сходится с людьми. В большой компании незнакомых людей чувствует себя «как рыба в воде». Его отличает доброта, желание прийти на помощь. Он активен, энергичен, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Охотно берётся за дело, но может не довести его до конца. Напряжённая умственная и физическая работа его быстро утомляет. И. П. Павлов называл его: «Горячий продуктивный деятель», но лишь тогда, когда много интересных дел. В противном случае он становится скучным и вялым. Сангвиник — человек быстрый, порывистый, с большой жизненной энергией. И. П. Павлов так определял этот темперамент: «Боевой, задорный, легко раздражающийся тип». Его чувства вспыхивают быстро и ярко, но также быстро потухают. Настроение часто меняется. В общении с людьми холерики бывают вспыльчивы, несдержанны, крикливы. Человек с таким характером за дело берётся страстно, увлечённо, но сил хватает ненадолго, и тогда всё ему невмоготу. Не любит выполнять работу, которая требует длительной концентрации внимания, спокойного, медленного темпа. Флегматик — человек спокойный, медлительный; он никуда не спешит. Его чувства, эмоции сдержанны; его трудно «вывести из себя». Движения и мимика невыразительны; не любит новых знакомств, для него важнее общаться с одними и теми же людьми в узком кругу старых знакомых. Он настойчивый и упорный работник. И. П. Павлов его так и называл: «Упорный труженик жизни». Меланхолик — человек очень чувствительный, даже тревожный, обидчивый, легко ранимый. Голос тихий. Движения невыразительны. Плачет тихо. Редко смеётся во весь голос. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но если он переживает, то долго, сильно и глубоко. Тяжело переносит неудачи, обиды. Он сдержан и слов на ветер не бросает, дорожит хорошими отношениями с окружающими людьми. Лучше всех справляется с малоинтересной, монотонной работой, сохраняет при её выполнении высокую работоспособность. В привычной, спокойной обстановке работает очень продуктивно, но плохо приспосабливается ко всему новому. При малейших трудностях у него опускаются руки. И. П. Павлов говорил о нем так: «Меланхолик теряется в новых условиях жизни». Следует учитывать, что далеко не все люди являются «чистыми» представителями какого-то одного из основных темпераментов. У большинства из них особенности одного темперамента сочетаются с характерными признаками другого. В каждом типе темперамента имеются положительные и отрицательные стороны. Исследования психологов показали, что высоких результатов в своей деятельности могут добиваться люди с разными темпераментами. При любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Например, у холерика может появиться несдержанность, резкость поведения, у сангвиника — легкомыслие, неустойчивость в делах и поступках, у меланхолика — чрезмерная замкнутость, застенчивость, у флегматика — пассивность, вялость, безразличие. Сравните понятие характера и темперамента. |
Записывают понятия
Отвечают
Читают и записывают
Записывают
Записывают
Слушают учителя
Записывают таблицу
Конспектируют
|
5. |
Д/з. параграф №2, понятия, вопросы и задания на стр. 14 – 15. |
Записывают в дневник домашнее задание. |
7