На уровне экспериментального исследования утрачивается возможность видеть связь изучаемой проблемы с социальным контекстом.Поэтому задача заключается отнюдь не в том, чтобы ликвидировать экспериментальную практику в социальной психологии, а в том, чтобы сконцентрировать нужное внимание и на разработке теорий.
Представления О. Конта о предмете, объекте и структуре социологической теории. Понятие “социального порядка”. Основные закономерности “социальной статики” и “социальной динамики” , закон трех стадий общественного развития.
Огюст Контсформировал новую науку социологию
Предмет: «развитие человеческого разума под воздействием общественной жизни»
Объект: общество
Социология разделяется на социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития)
Для соц статики цель — обнаружение законов социального порядка, Общ в сост покоя
для соц динамики — законов прогресса. Объект — общества «в сост движения»
Социальный порядок – это структура и условия существования общества
Законы социальной статики:
1) дифференциация (чем больше живет какая-то группа, тем более диффер ее части)
2) централизация власти
3) развитие общей морали
Законы социальной динамики:
1. Непрерывность. Социальный прогресс исходит из инстинкта непрерывно улучшать.
2. Преемственность. Каждое сост общества — результат предыдущего и источн будущего.
3. «Закон трех стадий» этапы, которые проходит человеч в своем умственном развитии.
1) теологическая — объяснить вмешательством сверхъестественных сил,
2) метафизическая – замена сверхъестественн факторов реальными
3) позитивная (научную) стадию – объяснения рациональны
Г. Спенсер о закономерностях социальной эволюции, структуре и функциях основных социальных институтов, механизмах социального контроля поведения человека. Первые правила социологического метода” как попытка постановки этических проблем социально-психологического исследования.
Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика
... полицию ит.д. Они составляют очень важный компонент общества, его саморегуляции, самовоспроизводства, саморазвития. Социальная структура общества есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых ...
Герберт Спенсер О закономерностях соц эволюции — аналогия с теорией Дарвина
Три формулы объяснения социальной эволюции:
— «естественный отбор»,
— «борьба за существование»,
— «выживание сильнейшего»
Соц эволюция происходит в силу выживания наиболее приспособл и сильнейших
Спенсер проводит аналогии между биологической и социальной эволюцией.
— и то и другое растет и развивается
— изменяются не только количественно, но и качественно
— изменения в одной части организма приведут к изменениям в других частях
2 полюса социальной эволюции —типа общества:
— военный – военные конфликты, централизованный контроль;;
Военный конфликт – для Спенсера это признак неправильного развития общества
— промышленный – промышленная конкуренция, побеждает интеллектуально и морально сильнейший;
Общество –совокупность индивидов, характериз сходством и растёт и увеличивается в объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции; 3 части:
— поддерживающая(производство необходимых продуктов),
— дистрибутивная (разделение благ на основе разделения труда)
— регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому)
Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди ‘приспособленные’ будут выживать, а ‘неприспособленные’ – вымирать.
О структуре и функциях основных социальных институтов
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
Социальные институты:
Домашние (семья, брак) — межиндивидуальные отношения.
Обрядовые, регулируют поведение людей через обычаи, обряды, этикет и т. д.
Полит институты (ex. государство, армия и т.д.) регулир полит и правовые отнош.
Церковные институты
Профессиональные и промышленные институты возникают основе разделения труда
О механизмах социального контроля поведения человека
Два механизма социального контроля:
— страх перед живыми что боимся, что нас накажут!
— страх перед мертвыми Идея нашей «конечности»
Факты коллективного сознания способны оказывать на индивида внешнее давление
Механизм регуляции социального поведения – это «соц принуждение», состоящее из:
— внешних ограничительных правилах
— и интериоризированных социальных нормах
Общество:
Архаическое общ — индивидуальн созн полностью растворены в коллективн созн.
Индустриальное общ — органич солидарностью людей — разделение труда
Задания по психологии развития человека
... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения ... комментариев. Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической ...
ü Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже разделение труда
ü Демократия — вершина общественного развития.
Понятие коллективн представл, его роль в системе категорий анализа общественн жизни.
Социальная реальность складывается из социальных фактов двух родов:
— Морфологических фактов
— и коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания.
В коллективных представленияхраскрывается специфика общества, они связывают людей и формируют саму социальную ткань.
ü Коллективное сознание жизненным узлом всего общества.
Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.
Основа развития общества — соц-коммуникац деят индивидов в форме подражания.
Развития общества через «изобретение» — все новое есть результат творческой деятельности одаренных личностей-новаторов.
Изобретатели — всегда одиночки — далее последует подражание.
Полемика:
1)Т: Общество — продукт взаимодействия индивидуальн сознаний (1 создал – 2 подражает)
Д: Социальные факты объективны и не зависят от индивида
2)Т: фундамент социальная психология. Социальность невозможна без психич знаний.
Д:Соц реальность обладает особыми только ей присущими качествами.
3)Т: Необходимость своих спец методов
Д: Только строго объективные методы
4)Т: источник соц развития – Деятельность новаторов
Д: источник соц развития – разделение труда
5)Т: Соц поведение регулируется законами подражания заражения и внушения.
Д: Соц поведение регулир соц нормами и правиами.
В социологии 20в. доминир представл об опр влиянии общ на индивида, а не наоборот.
Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей, продуктом которого выступает общество.
Взаимодействия через передачу людьми друг другуи усвоение ими верований и т. д.
Подражание — главный механизмом социального поведения — способствует сохранению целостности общества.
«Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В.Вундта.
Вильгельм Вундт озвучит мысль о необходимости к-и метода.
Он занимался психологией народов, как вариантом социальной психологии.
«Психология народов».Тезисы:
21 стр., 10094 слов
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...
· Необходимость смены предмета, от изуч сознания отд. человека к изуч пси народов. Разные культуры нельзя перепутать. Почему?
· т.к. есть Дух народа – что-то общее в сознании людей,
· Дух народа выражается – в продуктах культуры (язык, мифы, обычаи, верования).
Термины:
1. язык вещь подвижная – каждый представитель оказывает свое обратное влияние на язык.
2. народ – это люди, объединенные культурно, через общий язык, обычаи, общий дух.
3. общий дух берется из общности исторической судьбы.
ü Психология народа – предшественница современной кросскультурной психологии.
1. Наше внутреннее и внешнее как-то связаны, можно изучать внешнее через внутреннее и наоборот
2. Надо изучать – представления через язык, чувства – через мифы и верования, стремления (мотивации) — через обычаи и ритуалы
3. Каков язык, таково и сознание
4. Язык подвижен. Каждый из представителей народа оказывает влияние.
ü задачей психологией будущего должна стать задача взаимодействия человека с культурной средой.
ü Поиск общего между индивидуальным и общественным сознанием.
“Психология масс” как одна из первых социально-психологических концепций.
Истоки «психологии масс» были заложены Тардом в его концепции подражания: Люди подражают всем, это являтся основой развития, а также подражают нововведениям, которые вносит новатор. И из-за этого происходит развитие.
ü мотивы и ценности часто имеют бессознательную и иррациональную природы
Лебонрассматривал противостояние народа и элиты. Лебон — По его мнению скопление людей представляет собой массу, которая утрачивает способность к наблюдению. Поведение индивида в толпе носит бессознательный и иррациональный характер, следствием чего являются: 1)повышенная эмоциональность; 2)расторможенное поведение; 3)утрата чувства личной ответственности; И нужен лидер из элиты. Но все это описано только на феномене паники, поэтому мало эмпирических подтверждений.
Сигеле– интерес к афф поступкам,. И нужен лидер из элиты. Но все это описано только на феномене паники, поэтому мало эмпирических подтверждений.
+фрейд
- Работа Г.Лебона «Психология масс».
Одна из первых соц-пси концепций является психология масс Г.Лебона.
ü Общество развивается, благодаря смене идей.
Определенная идея, принадлежащая одному человеку -> проникает в душу массы -> идея упрощается, почти теряя свое исходное значение -> превращение в догмат т.е.
«закон духовного единства толпы»
Особенности поведения личности в «массе»:
— Большее сознание собственной силы, человек перестает обуздывать свои врожденные инстинкты, следовательно, повышается уровень его импульсивной активности
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... тела. Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю «толпа», потому что их было так много, что некоторые ...
— вырвавшаяся на свободу иррациональностьзаставляет человека жить чувствами, т.о. повышается его эмоциональность и снижается уровень критичности
— сниженная критичность ведет к повышенной внушаемости, отказ от своих индивидуальных интересов
— следствие: снижение индивидуальн ответственн и передача этой функции лидеру.
ü требованием появления фигуры вождя, в котором проявятся утерянные каждым членом толпы личностные атрибуты.
ü Однако он никак не объяснил механизмов его выдвижения.
ü Предмет анализа для З.Фрейда в работе.
В толпе исчезает сознательная личность индивида, образуется коллективная душа толпы, Такую толпу Лебон называет организованной (одухотворенной).
Главные характеристики организованной толпы:
исчезновение сознательной личности,
ориентирование чувств и мыслей индивидов в одном направлении.
— Индивиды толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств. Например, толпу может составлять, по Лебону, целый народ.
— Жизнь толпы также различна по продолжительности.
— Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа заурядна, хотя может состоять из умных и образованных людей.
— Одухотворенная толпа представляет собой организм, образовавшийся из разнородных элементов, но временно носящих единый характер.
Лебон Г. выделяет причины того, что изолированный индивид отличается от индивида в толпе:
1.Люди не сходные по своему уму могут обладать одинаковыми страстями.
2.Благодаря численности, индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы. 3.В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно.
4. У человека исчезает сознательная личность, и он подчиняется всем внушениям лица
Лебон Г. рассматривает следующую классификацию организованной толпы:
ü Однородная толпа/разнородная толпа
ü Анонимная/неанонимная
ü Преступные толпы (могущественн внушение, убежденность исп долга)
Анонимная толпа — уличную толпу. Неанонимная толпа — парламентские собрания.
Разнородная толпа — состоит из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию.
Однородная толпа- выделяет трех видов:
1) секта — объединяет вера.
2)каста — входят индивиды одна профессия, одна среда, одно воспитание.
3) класс — различного происхождения, одни интересы, привычки
Краткую схему развития цивилизации.
Начало — скопление людей объединившихся случайно. Власть вождя — связь между людьми. Это – варвары, прочности нет.
Единства среды, потр, брачные связи- превращение в расу – единство чувств и мыслей. Обретает свой идеал — образование цивилизации, появл соц институты.
Психология толпы
... непреодолимой силы", а с другой - поскольку толпа анонимна - теряет чувство ответственности. В толпе индивиды "заражают" друг друга своими чувствами, мыслями и действиями, механизмы этот в гипнозе и ... внушении. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к ...
Определённой степени могущества — цивилизация начинает разрушаться: Ослабляется идеал, ветшают институты, коллективный эгоизм расы сменяется индивидуальным эгоизмом, уменьшается сила характера и способность к действию.
Потеря идеала народом народ = толпой – крушение цивилизации от первой же угрозы.
ü историческое развитие — циклическая траектория.
Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века.
Для русской Школы характерно:
ü Быстрый отклик на социальную действительность
ü Многие идеи развивались паралл с европейскими трактовками
ü Интерпретации психологические.
ü Своеобразный характер позитивизма – упор в наши традиции, другие выводы
ü Для русских социальный прогресс – неотрывен от направленного роста личности. — — ориентировка на нравственность.
ü общество как совокупность отдельных индивидов;
ü роль иррациональных факторов в социальном поведении;
ü человеческая природа имеет некий неизменный характер