Обрядовые, регулируют поведение людей через обычаи, обряды, этикет и т. д

На уровне экспериментального исследования утрачивается возможность видеть связь изучаемой проблемы с со­циальным контекстом.Поэтому задача заключается отнюдь не в том, чтобы ликвидировать экспериментальную практику в соци­альной психологии, а в том, чтобы сконцентрировать нужное вни­мание и на разработке теорий.

 

Представления О. Конта о предмете, объекте и структуре социологической теории. Понятие “социального порядка”. Основные закономерности “социальной статики” и “социальной динамики” , закон трех стадий общественного развития.

Огюст Контсформировал новую науку социологию

Предмет: «развитие человеческого разума под воздействием общественной жизни»

Объект: общество

Социология разделяется на социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития)

Для соц статики цель — обнаружение законов социального порядка, Общ в сост покоя

для соц динамики — законов прогресса. Объект — общества «в сост движения»

Социальный порядок – это структура и условия существования общества

 

Законы социальной статики:

1) дифференциация (чем больше живет какая-то группа, тем более диффер ее части)

2) централизация власти

3) развитие общей морали

Законы социальной динамики:

1. Непрерывность. Социальный прогресс исходит из инстинкта непрерывно улучшать.

2. Преемственность. Каждое сост общества — результат предыдущего и источн будущего.

3. «Закон трех стадий» этапы, которые проходит человеч в своем умственном развитии.

1) теологическая — объяснить вмешательством сверхъестественных сил,

2) метафизическая – замена сверхъестественн факторов реальными

3) позитивная (научную) стадию – объяснения рациональны

 

Г. Спенсер о закономерностях социальной эволюции, структуре и функциях основных социальных институтов, механизмах социального контроля поведения человека. Первые правила социологического метода” как попытка постановки этических проблем социально-психологического исследования.

12 стр., 5705 слов

Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика

... полицию ит.д. Они составляют очень важный компонент общества, его саморегуляции, самовоспроизводства, саморазвития. Социальная структура общества есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых ...

Герберт Спенсер О закономерностях соц эволюции — аналогия с теорией Дарвина

Три формулы объяснения социальной эволюции:

— «естественный отбор»,

— «борьба за существование»,

— «выживание сильнейшего»

Соц эволюция происходит в силу выживания наиболее приспособл и сильнейших

Спенсер проводит аналогии между биологической и социальной эволюцией.

— и то и другое растет и развивается

— изменяются не только количественно, но и качественно

— изменения в одной части организма приведут к изменениям в других частях

 

2 полюса социальной эволюциитипа общества:

военный – военные конфликты, централизованный контроль;;

Военный конфликт – для Спенсера это признак неправильного развития общества

промышленный – промышленная конкуренция, побеждает интеллектуально и морально сильнейший;

Общество –совокупность индивидов, характериз сходством и растёт и увеличивается в объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции; 3 части:

поддерживающая(производство необходимых продуктов),

— дистрибутивная (разделение благ на основе разделения труда)

регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому)

 

Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди ‘приспособленные’ будут выживать, а ‘неприспособленные’ – вымирать.

 

О структуре и функциях основных социальных институтов

Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

Социальные институты:

Домашние (семья, брак) — межиндивидуальные отношения.

Обрядовые, регулируют поведение людей через обычаи, обряды, этикет и т. д.

Полит институты (ex. государство, армия и т.д.) регулир полит и правовые отнош.

Церковные институты

Профессиональные и промышленные институты возникают основе разделения труда

О механизмах социального контроля поведения человека

Два механизма социального контроля:

— страх перед живыми что боимся, что нас накажут!

— страх перед мертвыми Идея нашей «конечности»

 

Факты коллективного сознания способны оказывать на индивида внешнее давление

Механизм регуляции социального поведения – это «соц принуждение», состоящее из:

внешних ограничительных правилах

— и интериоризированных социальных нормах

 

Общество:

Архаическое общиндивидуальн созн полностью растворены в коллективн созн.

Индустриальное общорганич солидарностью людей — разделение труда

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения ... комментариев. Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической ...

 

ü Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже разделение труда

ü Демократия — вершина общественного развития.

Понятие коллективн представл, его роль в системе категорий анализа общественн жизни.

Социальная реальность складывается из социальных фактов двух родов:

Морфологических фактов

и коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания.

 

В коллективных представленияхраскрывается специфика общества, они связывают людей и формируют саму социальную ткань.

ü Коллективное сознание жизненным узлом всего общества.

Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.

Основа развития общества — соц-коммуникац деят индивидов в форме подражания.

Развития общества через «изобретение» — все новое есть результат творческой деятельности одаренных личностей-новаторов.

Изобретатели — всегда одиночки — далее последует подражание.

Полемика:

1)Т: Общество — продукт взаимодействия индивидуальн сознаний (1 создал – 2 подражает)

Д: Социальные факты объективны и не зависят от индивида

2)Т: фундамент социальная психология. Социальность невозможна без психич знаний.

Д:Соц реальность обладает особыми только ей присущими качествами.

3)Т: Необходимость своих спец методов

Д: Только строго объективные методы

4)Т: источник соц развития – Деятельность новаторов

Д: источник соц развития – разделение труда

5)Т: Соц поведение регулируется законами подражания заражения и внушения.

Д: Соц поведение регулир соц нормами и правиами.

В социологии 20в. доминир представл об опр влиянии общ на индивида, а не наоборот.

Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей, продуктом которого выступает общество.

Взаимодействия через передачу людьми друг другуи усвоение ими верований и т. д.

Подражание — главный механизмом социального поведения — способствует сохранению целостности общества.

 

«Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В.Вундта.

Вильгельм Вундт озвучит мысль о необходимости к-и метода.

Он занимался психологией народов, как вариантом социальной психологии.

«Психология народов».Тезисы:

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...

· Необходимость смены предмета, от изуч сознания отд. человека к изуч пси народов. Разные культуры нельзя перепутать. Почему?

· т.к. есть Дух народа – что-то общее в сознании людей,

· Дух народа выражается – в продуктах культуры (язык, мифы, обычаи, верования).

 

Термины:

1. язык вещь подвижная – каждый представитель оказывает свое обратное влияние на язык.

2. народ – это люди, объединенные культурно, через общий язык, обычаи, общий дух.

3. общий дух берется из общности исторической судьбы.

 

ü Психология народа – предшественница современной кросскультурной психологии.

 

1. Наше внутреннее и внешнее как-то связаны, можно изучать внешнее через внутреннее и наоборот

2. Надо изучать – представления через язык, чувства – через мифы и верования, стремления (мотивации) — через обычаи и ритуалы

3. Каков язык, таково и сознание

4. Язык подвижен. Каждый из представителей народа оказывает влияние.

 

ü задачей психологией будущего должна стать задача взаимодействия человека с культурной средой.

ü Поиск общего между индивидуальным и общественным сознанием.

 

“Психология масс” как одна из первых социально-психологических концепций.

Истоки «психологии масс» были заложены Тардом в его концепции подражания: Люди подражают всем, это являтся основой развития, а также подражают нововведениям, которые вносит новатор. И из-за этого происходит развитие.

ü мотивы и ценности часто имеют бессознательную и иррациональную природы

Лебонрассматривал противостояние народа и элиты. Лебон — По его мнению скопление людей представляет собой массу, которая утрачивает способность к наблюдению. Поведение индивида в толпе носит бессознательный и иррациональный характер, следствием чего являются: 1)повышенная эмоциональность; 2)расторможенное поведение; 3)утрата чувства личной ответственности; И нужен лидер из элиты. Но все это описано только на феномене паники, поэтому мало эмпирических подтверждений.

 

Сигеле– интерес к афф поступкам,. И нужен лидер из элиты. Но все это описано только на феномене паники, поэтому мало эмпирических подтверждений.

+фрейд

 

  1. Работа Г.Лебона «Психология масс».

Одна из первых соц-пси концепций является психология масс Г.Лебона.

ü Общество развивается, благодаря смене идей.

Определенная идея, принадлежащая одному человеку -> проникает в душу массы -> идея упрощается, почти теряя свое исходное значение -> превращение в догмат т.е.

«закон духовного единства толпы»

 

Особенности поведения личности в «массе»:

— Большее сознание собственной силы, человек перестает обуздывать свои врожденные инстинкты, следовательно, повышается уровень его импульсивной активности

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... тела. Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю «толпа», потому что их было так много, что некоторые ...

— вырвавшаяся на свободу иррациональностьзаставляет человека жить чувствами, т.о. повышается его эмоциональность и снижается уровень критичности

сниженная критичность ведет к повышенной внушаемости, отказ от своих индивидуальных интересов

— следствие: снижение индивидуальн ответственн и передача этой функции лидеру.

ü требованием появления фигуры вождя, в котором проявятся утерянные каждым членом толпы личностные атрибуты.

ü Однако он никак не объяснил механизмов его выдвижения.

 

ü Предмет анализа для З.Фрейда в работе.

 

В толпе исчезает сознательная личность индивида, образуется коллективная душа толпы, Такую толпу Лебон называет организованной (одухотворенной).

 

Главные характеристики организованной толпы:

исчезновение сознательной личности,

ориентирование чувств и мыслей индивидов в одном направлении.

 

— Индивиды толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств. Например, толпу может составлять, по Лебону, целый народ.

— Жизнь толпы также различна по продолжительности.

— Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа заурядна, хотя может состоять из умных и образованных людей.

— Одухотворенная толпа представляет собой организм, образовавшийся из разнородных элементов, но временно носящих единый характер.

 

Лебон Г. выделяет причины того, что изолированный индивид отличается от индивида в толпе:

1.Люди не сходные по своему уму могут обладать одинаковыми страстями.

2.Благодаря численности, индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы. 3.В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно.

4. У человека исчезает сознательная личность, и он подчиняется всем внушениям лица

 

 

Лебон Г. рассматривает следующую классификацию организованной толпы:

ü Однородная толпа/разнородная толпа

ü Анонимная/неанонимная

ü Преступные толпы (могущественн внушение, убежденность исп долга)

Анонимная толпа — уличную толпу. Неанонимная толпа — парламентские собрания.

Разнородная толпа — состоит из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию.

Однородная толпа- выделяет трех видов:

1) секта — объединяет вера.

2)каста — входят индивиды одна профессия, одна среда, одно воспитание.

3) класс — различного происхождения, одни интересы, привычки

 

Краткую схему развития цивилизации.

Начало — скопление людей объединившихся случайно. Власть вождя — связь между людьми. Это – варвары, прочности нет.

Единства среды, потр, брачные связи- превращение в расу – единство чувств и мыслей. Обретает свой идеал — образование цивилизации, появл соц институты.

12 стр., 5673 слов

Психология толпы

... непреодолимой силы", а с другой - поскольку толпа анонимна - теряет чувство ответственности. В толпе индивиды "заражают" друг друга своими чувствами, мыслями и действиями, механизмы этот в гипнозе и ... внушении. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к ...

Определённой степени могущества — цивилизация начинает разрушаться: Ослабляется идеал, ветшают институты, коллективный эгоизм расы сменяется индивидуальным эгоизмом, уменьшается сила характера и способность к действию.

Потеря идеала народом народ = толпой – крушение цивилизации от первой же угрозы.

ü историческое развитие — циклическая траектория.


Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века.


Для русской Школы характерно:

ü Быстрый отклик на социальную действительность

ü Многие идеи развивались паралл с европейскими трактовками

ü Интерпретации психологические.

ü Своеобразный характер позитивизма – упор в наши традиции, другие выводы

ü Для русских социальный прогресс – неотрывен от направленного роста личности. — — ориентировка на нравственность.

ü общество как совокупность отдельных индивидов;

ü роль иррациональных факторов в социальном поведении;

ü человеческая природа имеет некий неизменный характер