Дефектология. – 2005. – № 1.
Л.Ф. Хайртдинова
О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном
образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта
Изложены принципы работы педагогического коллектива с семьей, опыт исследования психологического статуса семей и практической деятельности по улучшению коммуникации между детьми и родителями, повышению качества знаний родителей об особенностях развития ребенка.
В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком [2]. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.
Интересный опыт организации работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта, получен в специальном (коррекционном) МДОУ № 125 VIII вида г. Уфы. Коллектив этого учреждения работает по коррекционно-развивающей программе Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой [1]. Работа с родителями воспитанников детского сада тесно связана с реализацией содержания нового раздела этой программы «Социальное воспитание», направленного на становление личности ребенка, его собственной идентичности, на формирование социальных связей с близкими взрослыми, педагогами, сверстниками, на включение ребенка в разные виды детской деятельности. Система работы с семьей включает:
— подготовку педагогов образовательного учреждения к взаимодействию с родителями;
Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического ...
... взаимодоверия на принципах сотрудничества, партнерства; Объектом являются семьи воспитывающие детей с особенностями в развитии. Предметом исследования выступает работа социального педагога с родителями детей с ОПФР. В ходе проведения исследования ...
— ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка;
— изучение и коррекцию родительских социально-психологических установок;
— ознакомление родителей с содержанием коррекционно-педагогической работы в детском саду;
— обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним;
— активное включение родителей в подготовку и проведение праздников и досуговых мероприятий;
— повышение педагогической компетентности родителей.
Работа с родителями проводилась в определенной последовательности. Прежде всего было организовано изучение семьи воспитанников с целью выявления социальной ситуации развития ребенка. В эксперименте приняли участие 12 семей, чьи дети впервые поступили в детский сад в 3-4 летнем возрасте в младшую группу. Исследование семьи каждого воспитанника осуществлялось в сентябре. Использовались анкетирование, беседа, тестирование. Анкета для родителей включала вопросы, направленные на выявление родительской позиции по отношению к ребенку и знание особенностей и потребностей малыша. Анализ полученных ответов показал, что родителей очень беспокоили проблемы, связанные с отсутствием или плохим развитием речи у ребенка, с задержкой психофизического развития, с непослушанием. Они считали это проявлением нездоровья ребенка. Родители не владели информацией о возрастных особенностях развития и потребностях собственных детей, не могли адекватно оценить свои воспитательские способности и возможности. Только трое из опрошенных родителей определили свое отношение к ребенку как «здоров, но имеет свои особенности развития». Именно они посещали с детьми коррекционные занятия в реабилитационном центре или имели опыт ранней коррекционной помощи в группе кратковременного пребывания в детском саду.
В ходе последующей беседы выяснилось, что до поступления в детский сад родители не получили полной информации о деятельности коррекционного образовательного учреждения, о контингенте воспитанников. Большинство матерей на момент поступления ребенка в детский сад были домохозяйками – оставили работу, поскольку дети требовали постоянной заботы.
Характер родительских установок изучался с помощью теста-опросника родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина (ОРО).
Результаты исследования показали, что проблемный ребенок эмоционально отвергался матерями. Он воспринимался как личностно и социально несостоятельный, неприспособленный к жизни. Такое отношение нередко проявлялось в раздражении, нетерпимости, отчаянии. Об этом говорят высокие показатели отвержения. У большинства матерей они оказались в границах 84,17 – 88,60 (в процентильных баллах).
Исключение составили только две мамы. Их результаты выполнения теста можно было квалифицировать как принятие ребенка.
Такое же исследование было проведено с родителями, дети которых посещают детский сад второй, третий и четвертый год. Сравнительный анализ результатов показал, что к концу дошкольного возраста эмоциональное отвержение детей матерями продолжает нарастать. В старшей и подготовительной группах показатели отвержения большинства матерей составили 95,50 (в процентильных баллах).
Концепции одарённости и её развития
... ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации ... и исследовательской активности детей и развитие их специальных способностей. Увлечённость одарённого ...
Полученные данные убедительно демонстрируют необходимость специальной организации психологической поддержки и педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс осуществлялось поэтапно. Прежде всего, родителей познакомили с результатами диагностики психофизического развития детей и содержанием коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в детском саду. Для изучения запроса на образовательные услуги и виды помощи родителям была предложена анкета. Был организован «Родительский университет». Руководство его работой осуществлял педагог-психолог, активное участие принимали воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, заведующий, врач-психиатр, а также приглашенные специалисты из других учреждений. Использовались как групповые, так и индивидуальные формы работы (информация в родительских уголках, в папках-передвижках; собрания, консультации; семинары-практики; круглые столы; деловые игры и тренинги с разбором проблемных ситуаций; «открытые дни» для родителей с просмотром различных занятий; индивидуальные занятия с родителями и ребенком; библиотека для родителей; выставки игрушек, наглядных пособий, поделок, рисунков, детских книг; совместное оформление интерьера, игровых уголков, изготовление наглядных и дидактических пособий к занятиям и т.д.).
Прежде чем начать работу с родителями воспитанников, педагоги обсуждали вопросы сотрудничества на педсоветах, участвовали в практических семинарах, тренингах, учились использовать видеоматериалы, посещали и анализировали занятия, родительские собрания; отрабатывали способы разрешения конфликтных ситуаций и снятия психоэмоционального напряжения.
В результате в лучшую сторону изменилось отношение родителей к детям, появилось осознание проблем ребенка и необходимости проведения коррекционной работы с ним. Родители овладели некоторыми приемами коррекционно-педагогической работы с ребенком. Увеличилась частота обращений за помощью и советом к педагогам детского сада и другим специалистам. Между педагогами и родителями установились доверительные отношения. Большинство матерей приняли решение выйти на работу. В местных и городских органах управления образованием инициативная группа родителей начала отстаивать интересы и права своих детей.
Литература:
1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. ,2003.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. – № 3. – С. 66-77.
3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003.
4. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. – М., 2000.
Содержание психолого-педагогичеcкой работы по педагогическому ...
... педагогической работы по педагогическому просвещению родителей, что и определило проблему нашего исследования. Объект исследования - педагогическое просвещение родителей первоклассников. Предмет исследования - методы и формы психолого - педагогической работы по педагогическому просвещению родителей ... сфере и организационной деятельности ребенка. Первоклассники быстро отвлекаются и утомляются, ...
5. Хайртдинова Л.Ф. Социальное развитие ребенка с нарушением интеллекта в системе коррекционно-педагогической работы // Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саранск, 2003. – С. 158-161.