Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике 2

Программа

Комплексной психолого-педагогической практики

 

 

  Номер и дата регистрации в УМУ: №__________от_________________ №__________от_________________ №__________от_________________  

 

Ханты-Мансийск

2011 год

Введение

Комплексная психолого-педагогическая практика в школе является последним, завершающим этапом непрерывной практической подготовки студентов. Студенты работают в качестве педагогов-психологов в образовательных учреждениях (школах, дошкольных учреждениях, учреждениях интернатного типа), социально-педагогической, реабилитационно-оздоровительной сферах, учреждениях дополнительного образования, службах психологического консультирования, в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Продолжительность

Продолжительность практики – 4 недели (продолжительность и сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом).

Сроки прохождения

Практика проводится на 5 курсе очного отделения, в 10 семестре и на 6 курсе заочного отделения, в 12 семестре.

Цели и задачи практики

Цель практики: закрепить и апробировать теоретические, практические, методические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин, а также, на предыдущих видах практики; формировать навыки работы психолога с различными возрастными и социальными категориями детей, подростков, взрослых.

 

Задачи практики:

· отработка и закрепление профессиональных умений и навыков педагога-психолога по всем направлениям его деятельности;

· проведение психолого-педагогических диагностических исследований (совместно с психологом учреждения – базы практики), закрепление умений и навыков психокоррекции;

· профессиональное и личностное развитие студента, активизация его личностных и профессиональных качеств

 

Структура и содержание практики

Комплексная психолого-педагогическая практика проводится способом «погружения» (с отрывом от обучения) в жизнь коллектива образовательного учреждения и подразумевает полную включенность в его деятельность. Этот вид практики отличается своей активностью, самостоятельностью, ответственностью. Студенты приобретают опыт по основным направлениям практической деятельности педагога-психолога.

Комплексная психолого-педагогическая практика предполагает активную работу по сбору эмпирического материала в русле тематики выпускной квалификационной работы, апробирование разработанных коррекционно-развивающих, профилактических мероприятий (если представление таковых в ВКР предполагается).

Практиканту устанавливается рабочий день продолжительностью не менее шести часов в неделю.

 

Таблица 1

Основные этапы комплексной психолого-педагогической практики

 

Задания Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный этап  
1. Познакомиться с программой практики, распределением, со своими групповыми руководителями. 2. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте Участие в работе установочной конференции.     Оформить в документации: — цель и задачи практики, — содержание заданий.
Основной этап  
1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. 2. Осуществить общее знакомство с учреждением         -знакомство с типом учреждения, профилем подготовки студентов, учащихся, знакомство с психолого-педагогическим коллективом; -изучение документации учреждения (Устав; нормативные документы с должностными обязанностями; изучение традиций заведения)     привести в документации: -общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, психолого-педагогических кадрах, их функциональных обязанностях; -о контингенте клиентов.

 

3. Знакомство со спецификой деятельности психологической службы колледжа -ознакомление с системой работы психологической службы учреждения, оснащением кабинета психолога, арсеналом средств по оказанию профессиональной помощи, нормативной документацией, рабочими местами основными аспектами работы психологической службы — отразить в документации: цели, задачи психологической службы, основные направления деятельности педагога-психолога.
4. Индивидуальное планирование студентом-практикантом своей деятельности на период практики (совместно с преподавателем, руководителем практики) -составить индивидуальный план работы на весь период практики, утвердить его у руководителя. — обсуждение и утверждение тематики мероприятий на период практики (с руководителями практики) — отразить в документации: индивидуальный план работы на каждую неделю прохождения практики  
5. Знакомство с группой/ клиентами   — предварительная беседа с куратором группы, психологом и клиентами; — наблюдение за клиентами на занятиях; — посещение учебных занятий, психолого-педагогических и воспитательных мероприятий специалистов заведения (в зависимости от специфики учреждения, на базе которого студент проходит практику), их психологический и методический анализ. — отразить в документации: состав учебной группой, индивидуальные особенности клиентов (направленность интересов, способности и склонности, коммуникативные навыки и т.п.).
6. Диагностическая работа -изучению отдельных детей, групп, коллектива с использованием адекватных исследовательских методик, выявляющих конкретные психологические проблемы (методика Векслера, тест Равена, ШТУР, простые аналогии, опросник Айзенка, тест школьной тревожности Филлипса, тест Розенцвейга, тест незаконченных предложений, методика К. Леонгарда, мотивационные анкеты, вопросник Кетелла (его варианты), ПДО Личко, опросник Шмишека, изучение уровня притязаний, тест Томаса, модификация теста Лири, тест-опросник распределения ролей в семье, методика Рене Жиля, диагностика стиля семейного воспитания, рисуночные тесты и другие диагностические методики в зависимости от проблемы и запроса).

Выбор исследовательских методик осуществляется с консультационной помощью педагога-психолога учреждения. — оказание индивидуальной помощи по поводу профессиональных и личностных проблем студентов (1-2 человека).

— аналитические справки по результатам проведения 5 диагностических исследований     — 2 конспекта индивидуальных бесед с клиентами.
7. Коррекционно-развивающая деятельность — проведение тренингов различного направления (коммуникативные, личностного роста, социально-психологические), связанных с выявленными проблемами. Проанализировать результаты своей деятельности, оценить их. — конспекты 2 мероприятий с самоанализом, утвержденные руководителем    
8. Психопрофилактическая работа   — групповые консультации по профилактике наркомании, алкоголизма и других проявлений девиантного поведения, по проблемам психологизации образовательного процесса, по проблемам воспитания — конспекты 2 мероприятий с самоанализом, утвержденные руководителем
9. Взаимодействие со специалистами — смежниками -участие в консилиумах или других формах обсуждения конкретных случаев, этапов коррекционной, консультативной, психотерапевтической работы.   -материалы ПМПК, отражающие работу студента-практиканта и / или конспект выступления или другой равноценный вид представления результата работы студента-практиканта по данному направлению.
10.Научно-исследовательская работа — проведение исследования в русле тематики выпускной квалификационной работы (выбор исследовательских методик осуществляется с консультационной помощью руководителя ВКР) — материалы исследований, утвержденные руководителем ВКР
Итоговый этап (12 часов, включая участие в итоговой конференции – 2 часа)
1. Обобщить полученные на практике результаты.     -Проанализировать свою деятельность за период прохождения практики, выявить свои достижения и недостатки, а так же наметить пути их исправления. -Написать отчет по практике по установленной форме.  
2.Подготовить выступление к заключительной конференции -Выступление на итоговой конференции по практике, сопровождаемое слайдовой презентацией.

Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

В процессе практики студент может использовать деловые и ролевые игры, решение конкретных ситуаций, методы активного социального обучения, компьютерные симуляции.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Студентов на практике

I. Составление индивидуального плана работы.

Индивидуальный планработы составляется студентом совместно с групповым руководителем в самом начале практики на весь ее период. В нем необходимо отразить все виды работ и все мероприятия, которые должен провести практикант, с указанием сроков.

Продуманный, правильно составленный индивидуальный план работы позволяет студенту более четко и последовательно организовать свою деятельность.

Перед составлением индивидуального плана студент должен провести тщательную подготовительную работу, ознакомившись предварительно с различными планами учреждения и согласовав задания практики со своим групповым руководителем.

Содержание работы в каждом разделе определяется программой практики, на основании которой студент подбирает те формы работы, которые он обязан и может провести в данном учреждении.

Для выполнения намеченных заданий студенту необходимо продумать организационную, подготовительную, текущую и индивидуальную работу, которая в плане-графике не отражается. Поэтому на каждую неделю студент составляет конкретный недельный план. В нем отражается то, что необходимо сделать для реализации заданий практики, а также текущие дела, которые не вошли в план-график. Недельный план работы пишется в дневнике в начале каждой недели.

II. Самоанализ деятельности студента – практиканта (отчет).

1. Ваши достижения?

2. Какие трудности возникали? Каковы причины этих трудностей? Каким образом эти трудности были решены? Кто оказывал помощь в решении трудностей?

3. Что полезного вы извлекли для себя, как будущего специалиста, из этой практики?

5. Какие знания, умения, навыки получили?

6. Совпали ли ваши ожидания от проделанной работы с реальными результатами?

7. Ваши предложения по организации и проведению практики.

 

Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

По окончании практики студент предоставляет все наработанные материалы руководителю-методисту на проверку, и в соответствии с рекомендациями руководителя-методиста вносит необходимые коррективы в отчетную документацию.

 

1. Перечень отчетной документации

1.1. Дневник студента – практиканта (с печатью школы и подписью руководителя практики в учреждении).

1.2. Самоанализ деятельности студента – практиканта (отчет).

1.3. Аналитические справки по результатам проведения 5 диагностических исследований.

1.4. 2 конспекта индивидуальных бесед с учащимися*.

1.5. Конспекты 2 мероприятий по коррекционно-развивающему направлению с самоанализом, утвержденные руководителем*.

1.6. Конспекты 2 мероприятий по психопрофилактическому направлению с самоанализом, утвержденные руководителем*.

1.7. Материалы ПМПК, отражающие работу студента-практиканта и / или конспект выступления или другой равноценный вид представления результата работы студента-практиканта по данному направлению*.

1.8. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.

1.9. Материалы исследований в русле тематики выпускной квалификационной работы, утвержденные руководителем ВКР.

1.11. Характеристика студента руководителем практики (с печатью учреждения и подписью руководителя, оценкой работы студента в период практики).

2. Выступление студента на итоговой конференции по практике, сопровождаемое слайдовой презентацией.

Все материалы должны быть проверены и заверены подписью руководителя практики в базовом образовательном учреждении.

Критерии оценки

Дифференцированный зачет по практике (оценка) приравнивается к оценка (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, на выполнившие программу практики без уважительных причин или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном Уставом вуза.

Оценка «отлично» выставляется студенту, полноценно выполнившему программу практики и все, предусмотренные виды деятельности, умело решающему задачи по всем направлениям работы педагога-психолога и учебно-воспитательные задачи, продемонстрировавшему творческое отношение и адекватные методы и приемы профессиональной деятельности, ответственно относящийся к выполнению функций педагога-психолога, умеющий устанавливать субъект-субъектные взаимоотношения.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, полностью выполнивший программу практики, с элементами творческих решений в диагностической, коррекционной, профилактической, учебно-воспитательной работе, используя необходимые методические приемы, ответственно относящийся к выполнению функций педагога-психолога, умеющий устанавливать необходимые отношения.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, полностью выполнивший программу практики, но не проявивший творчества в решении диагностико-коррекционных и учебно-воспитательных задач, использующий ограниченный перечень методических приемов, испытывающий трудности в установлении контакта с учащимися, допускающий незначительные нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту не полностью и некачественно выполнившему программу практики, допускающему существенные недостатки в решении задач по основным направлениям деятельности педагога-психолога, в решении учебно-воспитательных задач, допускающему нарушения трудовой дисциплины, не продемонстрировавшему умений и навыков взаимодействия с учащимися и педагогическим коллективом.

Руководство практикой и контроль за ее проведением

Студенты проходят практику подгруппами по (4-8 человек) под руководством одного руководителя в педагогическом училище (колледже).

Контроль за ходом, организацией и проведением практики осуществляет руководитель практики.

Функции руководителя практики:

· распределяет студентов по базам практики, готовит проект приказа о ее проведении;

· устанавливает связи с руководителями образовательных учреждений, баз практики;

· проводит совещания с руководителями образовательных учреждений по организации практики;

· организует и проводит установочную и итоговую конференции по практике, инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;

· контролирует ход практики;

· знакомит руководителей и работников базовых образовательных учреждений с задачами и содержанием практики, студентами-практикантами;

· совместно работниками образовательных учреждений организует и проводит консультации по различным видам деятельности, входящим в программу практики, организует дискуссии, «круглые столы» по проблемам практической подготовки студентов;

· подводит итоги практик для каждого студента и группы в целом, готовит отчет.

 

Функции руководителей практики в базовых образовательных учреждениях:

· проводят инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;

· помогают составить индивидуальный план работы студента-практиканта на период практики;

· совместно с работниками школ определяет график проведения учебных и внеклассных занятий, различных форм психолого-педагогической деятельности;

· проводят для студентов открытые мероприятия;

· знакомят со спецификой учреждения, учебными группами, классами;

· осуществляют текущий анализ деятельности студентов и контроль за выполнением студентом индивидуального плана практики;

· проводят консультации по различным видам деятельности, входящим в программу практики, организуют дискуссии, «круглые столы» по проблемам практической подготовки студентов;

· участвуют в итоговой аттестации студентов-практикантов.

 

Функции студента-практиканта:

· присутствует на установочном совещании по организации и проведению практики;

· присутствует на инструктаже по технике безопасности на рабочем месте;

· составляет индивидуальный план практики под руководством группового руководителя, методиста и руководителя практики базового учреждения;

· выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики, тщательно готовится к проведению каждого вида психолого-педагогической деятельности, предусмотренного программой практики, к выполнению функций педагога-психолога учебного заведения;

· практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка учреждения-базы практики, распоряжениям администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики;

· осуществляет подготовку ко всем видам деятельности, разрабатывает конспекты, программы и протоколы диагностических исследований, необходимые учебные материалы, консультируется у руководителей практики;

· посещает занятия и мероприятия преподавателей, педагогов-психологов образовательного учреждения, а также, студентов-практикантов, находящихся с ним на практике, анализирует их;

· изучает опыт работы педагогов-психологов, преподавателей и специалистов учреждений – баз практики;

· ведет УИРС в соответствии с темой курсовой (дипломной) работы;

· участвует в методических объединениях преподавателей педагогики, психологии, педагогов-психологов, совещаниях педагогических коллективов, педсоветах;

· ведет дневник практиканта, записывает и анализирует результаты наблюдений, конспекты учебных занятий, все виды психолого-педагогической деятельности в период практики;

· по завершению практики сдает руководителю все отчетные материалы;

· студенту, не прошедшему практику, назначается повторное прохождение практики по решению заведующего выпускающей кафедры без отрыва от учебных занятий в университете.

Литература

1. Александрова, Ю. В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность [Текст] : метод, пособие / Ю. В. Александрова. -М.; Воронеж, 2001. -96 с.

2. Банщикова, Т. А. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом [Текст] : учеб.-метод, пособие / Т. Н. Банщикова, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина. — М. : Книголюб, 2004. — 352 с.

3 Батаршев, А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] : кн. для деловых людей / А. В. Батаршев. — Талин Брегалис, 1998.- 108 с.

4. Березин, Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые обл. применения [Текст] / Ф Б. Березин, М. П. Мирошников, Е. Д. Соколова. — М. : Фолиум, 1994. — 76с

5. Братченко, С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала [Текст] : метод, пособие для шк. психологов / С. Л. Братченко. — Псков, 1997. — 67 с.

6. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.-2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2001.

7. Бурлачук, Л. Ф. Введение в проективную психологию [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. — Киев : Ника- Центр, 1997. — 125 с.

8. Волков, Б. С. Методы изучения психики ребёнка [Текст] / Б. С. Волков, Н, В. Волкова. — М.: [б. и.], 1994. — 80 с.

9. Диагностика семьи [Текст] : методики и тесты / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара : БАХРАХ-М, 2004. — 736 с.

10. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / под ред. И. Б. Дермановой. — СПб.: Речь, 2002. — 176 с.

11. Драгунский, В. В. Цветовой личностный тест [Текст] : практическое пособие / В. В. Драгунский. — Минск : Харвест, 1999. — 448 с.

12. Иванова, Н. Л. Репертуарные личностные методики [Текст] / Н. Л. Иванова. -Ярославль, 1995. — 88 с.

13. Лебеденко, Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности [Текст] : метод, руководство / Е. Н. Лебеденко. — М. : Прометей ; Книголюб. — 2003. — № 1. — 64 с.

14. Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Леонов. — СПб.: Питер, 2005. -. 240 с.

15. Леонтьев, Д. А. Методика предельных смыслов (МПС) [Текст] : метод, руководство / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 36 с.

16. Мельникова, Н. Н. Психологический практикум [Текст] / Н. Н. Мельникова. — Самара: БАХРАХ. — 1998. — Ч. 2. — 672 с.

17. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Журавлевой. — М., 1995. — 196 с.

18. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности; теория и практика [Текст] /Н. И. Непомнящая. — М.: Владос, 2001,- 192 с.

19. Носе, И. Н. Введение в практику психологического исследования [Текст] : учеб. пособие / И. Н. Носе, Н. В. Васина. — М., 2004. -348 с.

20. Подольский, А. И. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика [Текст] : учеб. пособие / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, П. Хейманс. — СПб. : Питер, 2004. — 202 с.

21. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. А. Бодрова. — М. : ПЕРСЭ, 2003. — 768 с.

22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению для спец. «Психология» / под ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб. : Питер, 2000. — 560 с.

23. Практикум по психодиагностике: Дифференциал. Психометрика [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. В. Сталина, А. Г. Шмелева. — М., 1984.-152 с.

24. Практикум по психологии состояний [Текст] : учеб. пособие под ред. А. О. Прохорова. — СПб. : Речь, 2004. — 408 с.

25. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии [Текст] / М. К. Тутушкина, Е. Г. Булгакова, М. А. Гулина; под ред. М. К. Тутушкиной. — СПб. ; Дидактика Плюс, 1998. — 152 с.

26. Психологические аспекты подбора и проверки персонала [Текст] / сост. Н.А. Литвинцева. — М., 1997. — 400 с.

27. Психологическое консультирование в школе [Текст] / сост. Я В. Коптева. — Пермь: [б. и.], 1993. — 219 с.

28. Романова, Е. С. Графические методы в психологической диагностике [Текст] / Е.С. Романова, О. Ф. Потемкина. — М, : Дидакт, 1992. г -256 с.

29. Рубинштейн, С. Я, Экспериментальные методики патопсихологии [Текст]: практ. руководство. — СПб. : ЛЕНАТО, 1998. — 166 с.

30. Руденский, Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера [Текст] : учеб пособие / Е. В. Руденский. — М. : Инфра-М ; Новосибирск : НГАЭиУ, 1998. — 180 с.

31. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л. Н. Собчик. — СПб. : Речь, 2005. — 624 с.

32. Собчик, Л. Н. Рисованный апперцептивный тест PAT [Текст] / Л. Н. Собчик. — СПб.: Речь, 2002. — 32 с.

33. Собчик, Л. Н. СМИЛ (MMPI).Стандартизированный многофакторный метод исследования личности [Текст] / Л. Н. Собчик. — СПб.; Речь, 2001.-219с.

34. Фанталова, Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта [Текст] / Е. Б. Фанталова // Темат. прил. к «Журн. практ. психолога». — 1997. -№ 2. — 48 с.

35. Я работаю психологом…: Опыт, размышления, советы [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. — М. : ТЦ Сфера, 1999.-256 с.