Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Отделение психолого-педагогического образования

 

Утверждаю»____________________

Руководитель направления подготовки

Юматова И.И.

 

«____»______________2015 г.

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

Направление подготовки 04.03.02

«Психолого-педагогическое образование»

 

Уровень образования академический бакалавр

Профиль «Психология образования»

 

Форма обучения: очная, заочная

 

 

Ростов-на-Дону

Место и время проведения практики

Модуль 2 — учебная психолого — педагогическая практика объемом 6 зачетных единиц в 4 семестре.

Структура и содержание учебной практики

Структура и содержание модуля 2 (психолого-педагогической) учебной практики

Общая трудоемкость Модуля 2 учебной практики составляет 6 зачетных единиц 216 часов.

 

  № п/п   Разделы (этапы) практики Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
    Семестр неделя лекции Семинары СРС Дифференцированный зачет
    4 семестр  
Подготовительный этап 1 неделя План работы Собеседование
Методическая работа 1-2 неделя Методические материалы Собеседование
Научно-исследовательская работа 2-3 неделя Эмпирические и научные материалы Собеседование
Психолого-педагогическая работа 1-3 неделя Конспекты занятий Собеседование
Подготовка отчета по практике. 4 неделя Отчет Защита отчета

 

Содержание модуля 2 учебной практики

Подготовительный этап: ознакомительные лекции (задание на практику), инструктаж по технике безопасности.

Методическаяработа: сбор материала о работе практического психолога в образовательном учреждении; подготовка методического материала.

Научно-исследовательская работа: мероприятия по сбору, обработке и систематизации эмпирического и научного материала, наблюдения, измерения:

изучать научную и профессиональную литературу по программе подготовки, связанную с психолого-педагогической деятельностью;

доступ к современным электронным базам данных, содержащим современную, в том числе зарубежную исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки;

доступ к тематическим и профессионально ориентированным интернет – ресурсам;

осуществлять сбор и обработку научной информации в процессе выполнения научно-исследовательской работы;

подготовка результатов исследования к выступлению с научными сообщениями на научных конференциях, публикации.

Психолого-педагогическая работа:

Ежедневно студент организует свою деятельность с учетом требования правил внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Организация педагогического процесса в группе: подготовка и организация занятий, мероприятий; планирование игровой деятельности и психодиагностика детей и подростков.

Подготовка отчета по практике: обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике.

Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике.

Технология личностно-ориентированного обучения, которая реализуется путем организации индивидуальных встреч и консультаций со студентом по вопросам подготовки, разработки и проведения заданий (уроков, мероприятий, диагностических процедур) в рамках учебной практики.

Тьюторское сопровождения руководителем практики деятельности студентам в процессе учебной практики: разработка методических мероприятий, составление различного рода программ в зависимости от запросов образовательных учреждений, подбор методов исследования, организация процесса исследования, количественная и качественная обработка полученных данных, подведение итогов практики.

Проектная технология — комплекс поисковых, исследовательских и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы, в том числе и на площадках практик.

Портфолио –технология работы с результатами учебно-познавательной деятельности студентов, использующуюся для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике

Задание практиканту

1. Познакомиться с программой практики, распределиться по объектам под руководством групповых руководителей. Оформить в дневнике практики цель и задачи практики, содержание заданий.

2. Разработать примерный план работы отряда (детской площадки), познакомиться с детьми, выполнить организационно-педагогическую работу:

указать общие сведения о лагере (детской площадке), его(ее) структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях; возрастном составе детей.

3. Отразить в дневнике мероприятия, связанные с организацией и использований здоровьесберегающих технологий, трудовой, игровой, художественно-творческой, спортивной деятельности детей.

4. Разработать и оформить конспекты проведенных психопрофилактических мероприятий (не менее двух) (см. приложение 1).

5. Изучить специфику проявления возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояние здоровья, условия жизни и воспитания, провести диагностику личности ребенка и детского коллектива.

Отразить в дневнике ход психологического исследования личности ребенка и его результаты по следующим направлениям:

— социальный статус и социальные роли в системе межличностных отношений;

— особенности эмоциональной и волевой сферы;

— способности и склонности.

6. Обобщить полученные результаты, написать отчет о прохождении практики.

Примерный диагностический материал для исследования

Личности ребенка и коллектива

1. Социометрия.

Целью данной методики является выявление межличностных отношений в группе. Суть его состоит в выборе учащимся других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях. Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из ребят он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ребенка и группы в целом.

2. Методика «Угадай выбор». Цель: изучение осознания школьником своего положения в коллективе.

3. Методика для оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Цель: опросник САН предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. В своей основе эти состояния имеют фон или уровень активности нервной системы, при котором реализуются те или иные поведенческие акты, определяющие эффективность любой (в том числе и учебной) деятельности.

4. Методика для изучения изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу.

Материал: оборудование для рисования.

Ход исследования: ребенку говорят: «Нарисуй, какую хочешь картинку. Если твоя картинка получится хорошо, то я возьму ее на выставку». После окончания рисования ребенка спрашивают: «Расскажи, что ты нарисовал? Как ты считаешь, твоя картинка получилась хорошо, не все получилось или плохо получилось? Почему ты так думаешь? Можно ли твою картинку взять на выставку? Почему?»

5. Методика для изучения музыкальности и эстетических чувств ребенка.

Материал: оборудование для музыкального занятия.

Ход исследования. Студент наблюдает за ребенком на музыкальном занятии во время слушания музыки.

1. Анкета интересов предназначена для изучения преобладающих интересов школьников.

Установочная конференция

Предварительным этапом практической деятельности студентов является проведение установочной конференции за 1 неделю до начала практики. Ее цель — инструктирование и подготовка студентов-практикантов к работе в детских оздоровительных лагерях и т. д.

Формы отчетности по практике

Отчетная документация

Для получения положительной оценки студенты предоставляют следующую отчетную документацию:

1. Программа практики.

2. Отзыв или характеристика из образовательного учреждения.

3. Дневник по педагогической практике.

4. Отчет о практике – основной документ, характеризующий работу во время практики. В отчет должно быть включено:

·методическое обеспечение проведенных занятий (подробный конспект занятия; форма проведения занятия; перечень контрольных вопросов); задачи, тесты; развернутые планы занятий; учебно-методические материалы;

·самоанализ проведенных занятий по соответствующей схеме.

5. Методические материалы. В качестве приложения к отчету могут быть представлены планы занятий, видео материалы и пр.

6. Отзыв научного руководителя.

 

Приложение 1