Наблюдение: изучение характера взаимоотношений учащихся

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение взаимоотношений детей в классе.

Характер взаимоотношений школьника

Цель: изучит характер взаимоотношений с другими детьми

Наблюдаемые параметры На уроках На занятиях На переменах Др. режимные моменты Свободное время и прогулки
Идет на контакт
Действует сообща с педагогом
Действует сообща со сверстниками
Принимает помощь учителя
Принимает помощь детей
Устанавливает дружеские отношения
Участвует в коллективных играх, делах, учебных задачах
Участвует в делах и играх предложенных другими детьми
Действует самостоятельно
Проявляет инициативу
Может сдерживать себя, контролирует свое поведение
Конфликтует
Улаживает разногласия
Признает правила, предложенные взрослыми
Признает правила, предложенные детьми
Сочувствует
Подчиняет свои интересы интересам другого
Умеет жертвовать своими интересами ради других
Проявляет качества лидера
Умеет занимать других детей
Знает и выполняет распорядок дня и правила школьной жизни

Условные обозначения: + часто, + - иногда, — редко

(С кем часто бывает вместе? Чаще играет? Решает задачи? Какую помощь принимает или оказывает? От кого? Чьи требования — просьбы выполняет сам?)

Наблюдение: изучение характера взаимоотношений учащихся.

Предмет:

— Какие дети чаще бывают вместе, чаще общаются, чаще играют.

— Какую помощь оказывают.

— Какие требования предъявляют друг другу.

Ситуация:______________________________________________________

Способ регистрации наблюдений (Дневник наблюдений):

№ п/п Кто и кого предпочитает
Х
2. Х
3. Х
30. Х

*Условные обозначения для регистрации:

Х -разговаривают + — оказывает помощь

О -играют Т —требует

Методика «Два дома»

Данная методика предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Процедура исследования:

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем исследователь предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность).

«А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка).

А кто еще? Здесь, в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет имя будущего обитателя красного дома, исследователь записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух, трех новоселов в красный дом, исследователь рисует рядом еще один дом — черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было, где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы, между прочим).

Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то исследователь может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?! Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

Обработка и анализ результатов:

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую, без символической дешифровки. Учитываются и количественный показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в присутствии), младшего брата или сестру, учительницу, попадут ли в число новоселов одноклассники и другие сверстники.

Методика «Несуществующие животное»

Ребенку предлагается: Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Ребенку выдается белый или слегка кремовый лист бумаги формата А-4, не глянцевый. Карандаш средней мягкости (ручкой и фломастером пользоваться нельзя).

Показатели и интерпретация

Положение рисунка:

Положение рисунка к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как, высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка подавленность, нерешительность, не заинтересованность своим положением в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть:

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляться или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже не доводится до конца).

Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего, трактуется как эгоизм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувствительность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверие.

Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная. Зачерченный рот округлой формы — боязливость, тревожность.

Особое значение придается глазам, это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на ресницы — истероидно — демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркиванию своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент):

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

1. Основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию

2. Поверхность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии ног).

Соединение ног с корпусом: слабо соединенные или не соединенные ноги — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и одно направленность форм лап — комфортность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положение деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и не банальность; иногда творческое начало или инакомыслие.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря,

Перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково — функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своею деятельностью, смелость предприятий. Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

Хвосты — выражают отношение к собственным действиям и поступкам. Повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвоста вверх (положительно) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте).

Контур фигуры:

Анализируется по наличию или отсутствию выступов (щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслонены», линия удвоена.

Общая энергия:

Оценивается количество изображенных деталей — есть ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности) — высокая энергия. В обратном случае — экономия энергии, аскетичность организма, хронические соматические заболевания. Характер линии: слабая — тревожность, жирная с нажимом — уверенность в себе.

Тематические животные делятся на угрожающие, угрожающих и нейтральных. Это отношение к своему собственному «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификации себя по значимости.

Уподобление животного человеку, одевании на него одежды, включение похожести морды на лицо, ноги на руки — свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.

Степень агрессии выражена количеством углов в рисунке. Округлость фигуры свидетельствует о скрытности, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим.

Творческие возможности выражены количеством сочетающихся в фигуре элементов.

Вмонтирование в тело животного механических деталей наблюдается чаще всего у больных шизофренией и глубоких шизофреников.

Название:

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей («бегекот», «мухожер»).

Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус»).

Первое — рациональность, адаптация; второе — демонстративность, направленное демонстрирование своего разума, эрудиции, знаний. Поверхностно-звуковые названия — легкомысленное отношение к окружающим. Иронически-юмористическое название — иронически-юмористическое отношение к окружающим. Склонность к фантазированию выражена в удлинении названия («аберосинотиклирон»).

Изучение эмоций и мотивации

Схема наблюдений и оценки эмоциональных состояний учащихся (учащегося)

__________(дата) _______________________________________ (Ф.И.О. учащегося, класс)

Цель:осуществить наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся (учащегося) класса в течение всего урока (на разных режимных моментах) и дать педагогическую оценку эмоционального состояния.

Задачи:

1. Осуществить наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся (учащегося) класса в ходе всего урока (на разных режимных моментах) и фиксировать проявление эмоций в форме таблицы.

2. Осуществить анализ зафиксированных в таблице фактов, оценить в целом эмоциональное состояние учащихся (учащегося) и его динамику, сформулировать выводы в соответствии со следующим вопросом: «Какие условия необходимо организовывать на уроке-занятии для эмоционального благополучия учащихся (учащегося), проявления их эмоциональной отзывчивости, интереса, удивления, радости в ходе изучения нового материала, позитивной самооценки себя?»

Пояснения к работе над схемой:

— Студенты фиксируют в таблице состояние эмоций учащихся (учащегося) на разных этапах урока, переменах, классных часах.

— Для фиксации используют условные обозначения эмоциональных состояний: Р.- радость, Ст — страх, Г — гнев, П — печаль, И — интерес, С — сомнение, А — азарт, Ж — желание решать и выполнять задание, Уд — удивление, Н — никакое, … (!! Придумайте сами другие эмоции).

Действия учащихся на уроке (перемене, классном часе) Эмоциональное состояние

Результаты анализа и выводы:

Анкета для оценки школьной мотивации

Учащихся начальных классов (Н.Г Лускаловой).

Данная анкета разработана Н.Г. Лускаловой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В неё включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:

1. Высокая мотивация, учебная активность — 25−30 баллов.

2. Нормальная школьная мотивация — 20−24 балла.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами — 15−19 баллов.

4. Низкая школьная мотивация — 10−14 баллов.

5. Негативное отношение к школе, дезадаптация — ниже 10 баллов.

Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ- 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Сумма баллов, набранные ребенком, фиксируются непосредственно на заполненном им опросном листе. Результаты по тесту соотносятся с различными параметрами статуса, при этом действуют следующие рабочие нормы оценки:

1 — 2 уровень — А

3 — 4 уровень — ВДА

5 уровень — ДА

А — адаптация, ВДА — возможная дезадаптация, ДА — дезадаптация.

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

— не очень

— нравится

— не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома

— бывает по-разному

— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

— остался бы дома

— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

— не нравится

— бывает по-разному

— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы

— не хотел бы

— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю

— не хотел бы

Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто

— редко

— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю

— хотел бы

— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало

— много

— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся

— не очень

— не нравятся

Опрос «Отношение ребенка к обучению в школе»

Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступивших в школу. Подсчет результатов ведется по той же схеме, что и предыдущей методике. Но для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла. Полностью готовым к обучению в школе является ребенок, набравший в результате 8 баллов.

Вопросы:

1. Хочешь ли ты ходить в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем обычно занимаются в школе?

4. Что нужно иметь для того, Чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашнее задание?

8. Зачем нужно выполнять его?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появилось в твоей жизни, когда ты начал ходить в школу?

Методика «Лесенка уроков»

Цель исследования: методика предполагает определение того, какие предметы школьник считает для себя самыми интересными (так называемые «основные» предметы — математика, чтение, русский или остальные предметы).

Методику можно проводить либо со всем классом одновременно, либо — индивидуально, с каждым учеником.

Далее ученик должен выразить свое отношение к каждому предмету и построить «Лесенку уроков».

Если основные школьные предметы стоят на верхних ступенях лесенки (1−4), то отношение к ним определяется как положительное, если они на нижних ступенях лесенки (5−8) — как отрицательные.

Инструкция испытуемому: Имя испытуемого! В школе есть самые разные уроки. Давай постоим «Лесенку уроков»! Мы хотим знать, какие уроки нравятся больше, а какие — меньше.

Перед тобой карточки, на которых написаны названия уроков. Разложи их перед собой.

Теперь внимательно прочитай названия уроков и выбери один урок, который нравится тебе больше всего. Отложи эту карточку наверх по парте.

Посмотри на оставшиеся уроки. Какой из них нравится тебе больше всего? Возьми карточку с названием урока и положи ее ниже первой карточки, чтобы получилась лесенка из двух ступенек.

Посмотри на оставшиеся уроки и выбери тот, который больше всего тебе нравится. Положе эту карточку еще ниже. Теперь лесенка состоит из трех ступенек.

Понятно, как её строить? Из оставшихся уроков надо всегда выбирать тот, который больше всего тебе нравится.

Продолжаем строить «лесенку» дальше.

Мы закончили «лесенку уроков». Проверь, правильно ли ты её построил?

Сверху, на первой ступеньке должно быть название урока, который нравится больше всего. Так ли это?

На нижней ступеньке лесенки должно быт название урока, который нравится тебе меньше всего. Так ли это?

МЕТОДИКА «Волшебное расписнаие»

(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)

Цель: изучить отношения школьников к отдельным предметам и учителям.

Ход проведения: школьникам предлагается составить расписание самого благоприятного для них дня либо расписание занятий на всю неделю.

Обработка и интерпретация результатов. При обработке составленного учащимися расписания на неделю выделяются следующие рубрики:

1. число выборов уроков, совпадающие с фактическим расписанием;

2. число выборов уроков больше, чем в фактическом расписании;

3. число выборов уроков меньше, чем в фактическом расписании;

4. отсутствие выборов уроков по данному предмету

Проба Де Греефе

Данная экспериментальная процедура, предложенная французским психиатром Де Греефе, является простым и весьма остроумным приемом исследования самооценки у детей. Эта проба относится к прямым методам определе­ния самооценки. Ее рекомендуется использовать при ра­боте со школьниками 1−11 класса.

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или ка­рандаш.

Процедура исследования:

В индивидуальной беседе ребенку показывают нари­сованные на листе бумаги три одинаковых кружка и го­ворят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозна­чает твоего учителя, второй — тебя самого, третий — твоего одноклассника (назвать имя).

От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый, — самую короткую; от того, кто средний, — сред­нюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка и анализ результатов:

В опытах Де Греефе была выявлена повышенная самооценка у детей с умственной отсталостью. Эти дети, как правило, проводили самую длинную линию от кружка, обозначающего их самих. Обнаруженный Де Греефе сим­птом повышенной самооценки у умственно отсталых детей Л. С. Выготский предложил назвать именем автора методики. Возникновение этого симптома у детей с по­ниженным интеллектом объясняется свойственной им высокой эмоциональной окрашенностью оценок и само­оценок, что обусловлено общей незрелостью личности.

По данным А. И. Липкиной (1976), в норме уже в пер­вом классе все дети самую длинную линию проводят от кружка, который обозначает их учителя. При решении же вопроса о том, кому должна достаться средняя линия, а кому самая короткая — испытуемому или его однокласс­нику — преимущество, как правило, отдается тому, кто лучше учится.

Если результаты ребенка отличаются от этого наибо­лее распространенного варианта оценивания, не следует делать скоропалительных выводов о его умственной непол­ноценности. Данное обследование, как впрочем, и любое другое, должно обязательно сопровождаться беседой с ребенком, в ходе которой выясняются основания его дей­ствий и решений.

На протяжении младшего школьного возраста отмеча­ется определенная динамика самооценок. Первоклассники и второклассники (в особенности слабоуспевающие и от­личники), обнаруживают явное стремление несколько пе­реоценивать себя: слабые, как это показывает последую­щая беседа, из-за несогласия быть зачисленными в «третье­сортные» отличники — из-за боязни того, что в какой-то мере пошатнется их позиция в классе, которой они очень дорожат. Эти дети, проводя более длинную линию от сво­его кружка, весьма откровенно заявляли экспериментатору, что они лучше других, что другие хуже учатся.

В 3 и особенно в 4 классе тенденция к переоценке себя у отстающих школьников значительно снижается, а у отличников выражается не в столь откровенной форме. Под влиянием уже усвоенной этической нормы «хвалить самого себя нескромно» отлично и хорошо успевающие четвероклассники, как правило, уже не решаются прово­дить от своего кружка линию более длинную, чем от круж­ка товарища, даже когда имеют перед ним явное превосходство в успеваемости. Проводя безоговорочно самую длинную линию от кружка, обозначающего учителя, они затем заявляют: «Эго я уж не могу сказать, кто из нас умнее, я или Н., спросите у учительницы».

Таким образом, по справедливому замечанию А.И. Липкиной, к концу младшего школьного возраста метод прямого получения самооценки утрачивает свою диагностическую ценность.

Методика «Лесенка»

Данная методика разработана В. Г. Щур и предназна­чена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представ­ления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооцен­ки ребенка (как общего отношения к себе) и представле­ний ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: деревянная (или нарисован­ная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования:

Методика проводится индивидуально. Процедура ис­следования представляет собой беседу с ребенком с ис­пользованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Беседа с ребенком начинается с непринужденного раз­говора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т. д. Затем экспериментатор показывает дере­вянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три — вниз. (В модифициро­ванном варианте методики аналогичная лесенка рисует­ся экспериментатором на листе бумаги).

При этом ре­бенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже — просто хорошие, затем — средние, но еще хорошие дети. Соот­ветственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке — самые плохие и т. д.». После этого ребенку дается: фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка).

Экспериментатор просит поставить фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь? При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поста­вит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие воп­росы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или cecтpeнку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким­-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто — на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основ­ных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отно­шения с разными людьми.

По мере ответов ребенка психолог фиксирует назван­ные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).

Беседа с одним ребенком занимает примерно 20−30 мин.

Обработка и анализ результатов:

Дети старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и; как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

При оценке результатов необходимо, прежде всего, уста­новить отношение ребенка к себе. В старшем дошколь­ном и младшем школьном возрастах подавляющее боль­шинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как пока­зывают данные В. Г. Щур, дети, поставившие себя на са­мую верхнюю ступеньку (т. е. причислившие себя к са­мым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причина­ми, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.,

Как правило, отношение других людей к ребенку вос­принимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, ба­бушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ре­бенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже — на вторую-третью сту­пеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработа­ли способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».

Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе со­впадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть ха­рактерна для детей:

— действительно благополучных;

— инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развер­нутых формулировок; поясняющих такое приписывание);

— «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

И еще один вариант — дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методи­ки считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок заме­чено ребенком и несет для него страшный смысл — его не любят. По данным В.Г. Щур, прогнозируемая ребенком низкая самооценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей. Которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.

Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из 6лизких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?». И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он «самый хороший». Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко.

Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга.

Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

— методика «Нарисуй себя»

Методика «Определение объема и вида памяти»

1.Дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

2.Самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, столб.

3.Пароход, собака, парта, сапоги, сковорода, калач, роща, гриб, шутка, сено.

4.Волк, бочка, коньки, самовар, пила, весло, загадка, прогулка, книга, трактор.

Ребенку предлагается поочередно четыре группы слов. Первый ряд слов читается с интервалом в 4−5 сек. Между словами (слуховое запоминание).

После 10-секундного перерыва ребенок записывает на листочке запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут.

Затем показываю слова второго ряда. А ребенок шепотом повторяет каждое слово и «записывает» его в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание), После 10 секундного перерыва воспроизводит слова на листочке.

После перерыва в 10 минут для запоминания предъявляются слова 4 ряда. На этот раз я читаю слова вслух, а ребенок одновременно следит по карточке, шепотом повторяет каждое слово и «пишет» его в воздухе (комбинированное запоминание).

Затем слова записывает.

Обработка и анализ результатов.

О преобладающем типе памяти у ребенка можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти C:

С=А/10*100%

ГдеА —Кол-во правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти (более 80% - высокий, 60−79% - средний, менее 50−60 — низкий).

Методика «Вербальная фантазия»

(речевое воображение)

Ребенку предлагается продолжить рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, Животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 10 минут. Начало для рассказа предлагаю я, например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…». В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим параметрам по трехбалльной системе.

Схема протокола к методике

Параметры оценивания «1» балл «2» балла «3» балла
1. Законченность рассказа.
2.Необычность, оригинальность образов
3.необычность поворота сюжета.
4.Впечатлительность, эмоциональность образов
5.Глубина и проработанность деталей

Вывод об уровне развития:

«15» баллов — очень высокий.

«10"-"9» баллов — высокий

«8"-"5» баллов — средний

«4"-"2» балла — низкий

«0"-"1"балл — очень низкий

Методика «Определение понятий»

Перед началом диагностики методики ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько различных набор слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов, Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово „велосипед“ Как бы ты объяснил это?».

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов выбранной наугад из пяти предложенных наборов. За каждое правильно данное определение ребенок получает по 1 баллу. На каждое слово отводится по 30 секунд.Если ребенок дал не полный или не совсем точный ответ, то ему ставиться 0,5 баллов. А если ответ вообще не был получен, то ставится 0 баллов.

Наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2.Самолет, кнопка, книжка, плащ, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеть, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Оценка результатов

10 баллов — очень высокий.

8−9 баллов — высокий.

4−7 баллов — средний.

2−3 балла — низкий.

0−1балл — очень низкий.

Методика «Исключение понятий»

Ребенку предлагается банк с 17 рядами слов по 5 в каждом. За три минуты он должен вычеркнуть слова, не входящее в родовой ряд.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, кора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землятресение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Квартира, шалаш, дым, сарай, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, фломастер, маркер, чернила.

Ключ к методике:

1. Иванов. 10. Землятресение.

2. Маленький 11. Сало.

3. Постепенно. 12. Светлый.

4. Чешуя 13. Дым.

5. Понимать 14. Сирень.

6. Голубой. 15. Вечер.

7. Сторожка. 16. Злой.

8. Волнение. 17. Чернила

9. Спокойствие.

Балл
Кол-во «+» 12−13

— Особенности речевой деятельности школьника

— Называние противоположных по значению (контрастных) слов.

— Называние действий

— Составление рассказа по картинке

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector