МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Семинарское занятие №6

 

Вопросы для подготовки:

1. Чем мышление отличается от ощущения и восприятия?

2. Какие стороны окружающего мира человек может познать с помощью мышления?

3. Какие бывают виды мышления и интеллекта?

4. Что такое мысль и как она «рождается» в процессе мышления?

5. Чем воображение отличается от мышления? Какие виды воображения есть?

6. Как воображение и фантазии человека связаны с действительностью?

7. Может ли человек вообразить объект, который никогда не существовал?

8. Как воображение помогает человеку управлять своим поведением и справляться со стрессовыми ситуациями?

Задания:

1. Заполните таблицу, указав, какие мыслительные операции помогают человеку решить соответствующие задачи (не забудьте сами их попробовать решить).

 

Задачи Решение Мыслительные операции
Распределите следующие слова на две группы: добрый, отзывчивый, верный отзывчивый, аккуратный, хозяйственный, честный, экономный.    
Назовите одним понятием следующие слова: добрый, отзывчивый, честный, верный    
Найдите различия между двумя высказываниями и расшифруйте их смысл: «его порог чувствительности был низким» и «его порок чувствительности был низок».    
Найдите в словах ошибки: интелект, психалогия, конспиктирование.  
Составьте из слов предложение: дом, чайник, пароход, облака.      
Решите следующую задачу: Петр имеет волосы светлого цвета и является братом Ивана с темным цветом волос. У Ивана есть двоюродный брат Вася с рыжими волосами. Кем Петру приходится Вася, если известно, что он живет отдельно?    

 

2. Заполните таблицу, указав, какие механизмы воображения лежат в создании данных образов или объектов. Также приведите примеры, иллюстрирующие уже указанные в таблице механизмы воображения. Дополните таблицу собственными примерами (архитектурные объекты, предметы дизайна и интерьера, персонажи из литературы и кинофильмов и т.д.).

Должно быть не менее 5 самостоятельных примеров!

 

Примеры образов и объектов Механизмы воображения
Дюймовка, Мальчик-с-Пальчик …  
Гулливер, Великан   …
Русалка, Кентавр, Единорог   …
Карлик Нос, Сирано де Бержерак   …
Здания в виде корзинки, камня, корабля и т.д.
Склеивание (агглютинация)  
Преувеличение (гиперболизация)  
Преуменьшение  
Схематизация и аналогия  
Типизация  
Акцентирование  

 

3. При возможности посмотрите художественный фильм «Мост в Терабитию» (США, реж. Габор Чупо, 2007).

Поразмышляйте на примере главных героев фильма, какую роль воображение играет в жизни детей и подростков; как воображение помогает человеку справляться с психологическими проблемами и стрессовыми ситуациями; какие механизмы воображения лежат в основе создания фантастических персонажей фильма.

 

4. Поразмышляйте над приведенными ниже цитатами. Какие особенности мышления и воображения, и роль данных процессов в жизни человека они иллюстрируют:

«В искусстве раскрытия преступлений первостепенное значение имеет способность выделить из огромного количества фактов существенные и отбросить случайные» (Шерлок Холмс, персонаж книги).

«Тонкость так же необходима уму, как изящество телу» (Антуан Мере, писатель, моралист).

«Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком» (Дени Дидро, философ).

«Чтобы добиться успеха, надо всегда стараться поставить себя на место другого и вообразить, как поступили бы вы сами. Тут требуется известная доля фантазии, но это окупается» (Шерлок Холмс, персонаж книги).

Воображение — на то и воображение, чтобы восполнять действительность (Василий Ключевский, историк).

«Воображение — это всё. Это предварительный показ предстоящих событий в жизни» (Альберт Эйнштейн).

 

Формы отчетности:

1. Готовность ответить на каждый вопрос и сформулировать собственную точку зрения, основанную на чтении литературы.

2. Письменно выполненное задание №1–2.

 

 

Литература для подготовки к занятию:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004,

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/index.php

2. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2006, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin

3. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – Минск, 1998,

http://www.koob.ru/kolominsky/chel_psih

4. Грановская М.Р. Элементы практической психологии. – СПб., 2010

http://www.koob.ru/granovskaya_r/elementi_prak_psihologii

или издание этой же книги 1988 г., http://www.pedlib.ru/Books/1/0200/1_0200-142.shtml

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003,

6. Зинченко В. Искусственный интеллект – глазами психолога // Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990.