Мотивы смыслообразуюшие и мотивы стимулы

Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами

  1. Мотивация деятельности. Такое раздвоение возникает вследствие того, что деятельность необходимо становится полимотивированной, т. е. одновременно отвечающей двум или нескольким мотивам. Ведь действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. Так, трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется также такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях. В условиях социалистических отношений смысл труда порождается для рабочего общественными мотивами; что же касается материального вознаграждения, то этот мотив, конечно, тоже выступает для него, но лишь в функции стимулирования, хотя ион и побуждает, «динамизирует» деятельность, но лишен главной функции — функции смыслообразования.

Мотивы Д. вступают в иерархические отношения друг с другом. Иерархия эта отнюдь не строится по шкале их близости к витальным (биологическим) потребностям, подобно тому, как это представляет себе, например, Маслоу: в основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостазис; выше — мотивы самосохранения; далее — уверенность, престижность; наконец, на самой вершине иерархии — мотивы познавательные и эстетические.

Эти отношения определяются складывающимися связями деятельности субъекта. Это относится и к главному соотношению — к соотношению смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой — функцию дополнительной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться «за занавесом» — и со стороны сознания, и со стороны своей непосредственной аффективности.

24 стр., 11965 слов

Направленность и мотивы деятельности личности

... ) функция смыслообразования, которая заключается в том, что мотивы придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл; 4) функция контроля над направленностью деятельности личности --эта функция осуществляется мотивами ...

9. Роль мотивации в развитии личности

Ядро личности образуют иерархии деятельностей и мотивов. В ходе развития личности образуются «узлы», соединяющие отдельные виды деятельности и соответственно мотивы. Они завязываются в системе отношений личности. Это явление называется соподчинение мотивов.

Наблюдение легко обнаруживает те первые «узлы», с образования которых у ребенка начинается самый ранний этап формирования личности. В очень выразительной форме это явление однажды выступило в опытах с детьми-дошкольниками. Экспериментатор, проводивший опыты, ставил перед ребенком задачу — достать удаленный от него предмет, непременно выполняя правило — не вставать со своего места. Как только ребенок принимался решать задачу, экспериментатор переходил в соседнюю комнату, из которой и продолжал наблюдение, пользуясь обычно применяемым для этого оптическим приспособлением. Однажды после ряда безуспешных попыток малыш встал, подошел к предмету, взял его и спокойно вернулся на место. Экспериментатор тотчас вошел к ребенку, похвалил его за успех и в виде награды предложил ему шоколадную конфету. Ребенок, однако, отказался от нее, а когда экспериментатор стал настаивать, то малыш тихо заплакал.

Что лежит за этим феноменом? В процессе, который мы наблюдали, можно выделить три момента: 1) общение ребенка с экспериментатором, когда ему объяснялась задача; 2) решение задачи и 3) общение с экспериментатором после того, как ребенок взял предмет. Действия ребенка отвечали, таким образом, двум различным мотивам, т. е. осуществляли двоякую деятельность: одну — по отношению к экспериментатору, другую — по отношению к предмету (награде).

9 стр., 4217 слов

Направленность личности: потребности, мотивы и цели

... активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - «предметы потребностей». Отсюда - центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, ... «системой доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, которые направляют его социальную активность». Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных ...

Как показывает наблюдение, в то время, когда ребенок доставал предмет, ситуация не переживалась им как конфликтная, как ситуация «сшибки». Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с экспериментатором, так сказать, post factum: конфета оказалась горькой, горькой по своему субъективному, личностному смыслу.

Итак, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. В чем, однако, психологически выражается эта подчиненность, эта иерархия деятельностей? В соответствии с принятым нами определением мы называем деятельностью процесс, побуждаемый и направляемый мотивом — тем, в чем опредмечена та или иная потребность. Иначе говоря, за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов.

С.Л. Рубинштейн

1. Ввел понятие направленности личности — эта иерархия базовых потребностей и ведущих мотивов личности, направляющая её активность, преобразуясь в цели деятельности Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенден­ций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Относил к структуре Н. установки, тенденции, потребности, идеалы и интересы. Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

2. Потребность — это испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, которая определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Благодаря им и в них человек выступает как активное существо. Р-н делает акцент на необходимости учета внешних факторов в развитии потребностей, критикуя т.о. психоанализ за рассмотрение только внутренних динамических тенденций, влечений. Любая активность заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего.

3 стр., 1345 слов

Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности

Содержание 1. Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности……………………………………………………………................3 2. Практическое задание № 4…………………………………………………...17 Список используемой литературы ... сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр. По основанию направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное психологическое ...

В ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, происходит их развитие, изменение, утончение первоначальных потребностей и развитие новых.

Будучи источником деятельности, потребности являются вместе с тем и ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься, побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может превратиться в потребность.

Существуют различные уровни осознания потребностей:

Влечение, желание хотение — виды потребностей. С.Л. Рубинштейн рассматривал их как различные формы и стадии развития потребности. Влечение — это начальный этап в осознании потребности, переходная форма от органических ощущений к более сложным формам. При влечении — предмет удовлетворения потребности не осознается. По мере появления предмета потребности влечение становится желанием — осознание предмета. Но желание хотя и включает знание о цели действия, в нем еще нет готовности к достижению этой цели. Когда же готовность возникает, то такую потребность — нужно называть хотением — в данном случае желанна не только сама цель, но и действие, которое к ней приводит.

Рассматривает 2 вида потребностей: материальные и духовные

3. Интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете: Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование — направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри се­бя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется по­требность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыс­лей, помыслов; потребность — во влечениях, желаниях, в воле. По­требность вызывает желание в каком-то смысле обладать предме­том, интерес — ознакомиться с ним. Интерес — это мотив, который действует в силу своей осознан­ной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом ин­тересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соот­ношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлека­тельность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует потому, что интересует, нравится потому, что нравится.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятель­ность.

4. Идеал — Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведе­ния; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом.

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием.

5. Установки — Из тенденций выделяется как особый момент установка. Уста­новка личности — это занятая его позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выража­ется в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установке,—это рабочая поза, приспосабливающая индивид к производству со­ответствующих движений. В таких же моторных приспособлениях выражается и сенсорная установка, приспосабливающая организм или орган к наилучшему восприятию. И в этих случаях налицо из­бирательное отношение к определенной задаче и приспособление органа к соответствующей операции. Установка личности в широком, обобщенном значении заключает в себе такое же избирательное от­ношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соот­ветствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности ... и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит ...

Смена установки означает смену и перестройку мотивации.

6. Тенденции. Тен­денции выступают как стремления, когда намечается не только ис­ходный, но и конечный их пункт. Тенденции, как связанные с состоя­ниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях интересах и идеалах. Общественно зна­чимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции иногда большой дей­ственной силы, тенденции долженствования — это личностно значимые динамические силы, в виде норм права и нравственности. отличные от первона­чальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту (органические мотивационные источники поведения).

6. Соотношение мотивов в направленности личности

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается оп­ределенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуально­сти, одни за другими выступают последующие. Потребность и ин­тересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность опре­деляется вышеуказанным законом.

Д.Н. Узнадзе

Работал над проблемой установок. И рассматривал мотивацию и потребности с позиции «теории установок».

Установка, по Узнадзе, — это такое отношение потребностей к ситуации, которое определяет функциональный статус личности в данный момент.

1. Установка личности — это занятая его позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

8 стр., 3688 слов

Мотивация как процесс

... видах мотивации и их различительных признаках: экстринсивной (обус­ловленной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутрен­ней, связанной с личностными диспозициями: потребностями, установками ... или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как ...

Рассматривал в качестве необходимого условия развития установки — потребность, как нужду в объектах внешней и внутренней среды.

Для того чтобы возникла установка к определенной активности, нужно чтобы потребность совпадала с наличием ситуации, включающей в себя условия ее удовлетворения. Состояние установки имеет важное функциональное значение: субъект подготовлен к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т. е. более эффективно

2. Виды потребностей. Различал два основных рода потребностей — потребности субстанциональные и потребности функциональные. Потребности: а) субстанциональные (голод); б) функциональные (потребность к деятельности, действовании в определенном направлении); в) специфические человеческие потребности (интеллектуальные, моральные и эстетические).

В первом случае мы имеем в виду потребности, для удовлетворения которых необходимо что-нибудь субстанциональное, нечто, по получении чего потребность оказывается удовлетворенной. Так, например, состояние голода представляет собой пример определенной субстанциональной потребности: для того, чтобы утолить голод, необходимо иметь, например, хлеб. Но эта категория еще не исчерпывает всех имеющихся у нас потребностей. Как мы только что отметили, в живом организме намечается стремление к тому или иному виду активности. В зависимости от условий, в которых приходится жить организму в каждый данный момент, у него появляется потребность к деятельности и функционированию в том или ином направлении. Этого рода потребности мы и называем функциональными потребностями. 3. Типы поведения импульсивное и волевое

в основе волевого поведения лежит установка, которая проявляется в момент принятия решения. Мотив решения — осознание преимущества ценности, присущей тому или иному поведению.

В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация. Т.Е. установка связана с актуальной потребностью.

У каждого человека выработаны свои особые фиксированные установки, так или иначе проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении.

Личность человека создают исключительно эти установки.

Примеры: моторная установка: преднастройка позы руки, спринтер на старте, готовый к рывку; перцептивная установка: ожидание угрозы — слышатся шаги, шорохи; умственная установка — пример в тригонометрических символах — решать при помощи тригонометрических формул.

.

Эксперименты Узнадзе: иллюзии объема, зрения, силы давления, слуха, освещения, количества, веса. Обнаружились контрастные иллюзии установки и ассимилятивные иллюзии установки.

Но Узнадзе доказал, что эта установка неосознаваемая — опыты под гипнозом.

Не имеет никакого значения, знает испытуемый что-нибудь о предварительных опытах или он ничего о них не знает: и в том и в другом случае в нем создается какое-то состояние, которое в полной мере обуславливает результаты критических опытов (состояние, которое нельзя назвать сознательным, но оно вполне действенно направляет и определяет содержания нашего сознания).

Внесознательный психический процесс, оказывающий решающее влияние в данных условиях на содержание истечения сознательной психики.

В.К. Вилюнас

Анализировал биологические особенности мотивации.

Биологическая мотивация — совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновения побуждения к жизненно необходимым целям, направляющих поведение на удовлетворение потребностей.

Выделяет 2 фазы в процессе актуализации потребностей и порождении мотивов:

  1. Состояние мотивационной установки — потенциальная готовность к активной реакции. Возникает при отсутствии в окружении соответствующего предмета для удовлетворения потребности. Отражается в виде диффузного переживания, неудовлетворенности, побуждающей поисковую активность.
  2. Эмоциональное отношение — открывает субъекту потребностную значимость предмета и побуждает направленность активности. Значимость раскрывается в виде положительных и отрицательных оценок. (в виде желания, влечения и т. д.)

Наблюдается слияние понятий эмоции и мотивация. Эмоции — это субъективная форма сущетствованяи мотивации.

В ходе эволюции сложились 2 формы биологической мотивации:

1. Филогенетически первичная — инстинктивная мотивация, обусловлена наследственностью. В состоянии аффекта происходит возвращение к инстинктивной форме мотивации.

2. Онтогенетически развивающаяся мотивация — предполагает прижизненное выявление мотивационно значимых воздействий и способа ответа на них.(более совершенная мотивация).

В качестве механизма развития мотивации называет ситуативное развитие эмоционального отношения к безусловным воздействиям (избирательное закрепление эмоционального значения за важными для активности условиями и сигналами.

Выделяет специфику Ч. Мотивации:

  1. Социальное происхождение — предметы потребностей являются продуктом общественного производства, формируются в результате специально направленных формирующих воздействий — воспитания человека.
  2. Опосредованность мотивации Ч. Интеллектом, речью и сознанием и волей. Это обеспечивает устойчивость, надситуативность и автономность личности от организма.
  3. Отмечает внутреннюю организацию и динамику мотивационной сферы человека — иерархию и полимотивированность.

Отличительная особенность его теории: совмещал понятие социальной и биологической мотивации. Говорил о том, что социальная мотивация не отрицает действия биологических механизмов.

Возникновение С.М. обусловлено Б.М. — на начальных этапах онтогенеза.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector