« Насильное обучение не может быть твердым,
но то, что с радостью и весельем входит,
крепко западает в души внимающим».
Василий Великий
Я работаю в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани учителем начальных классов 3, 5 года. Еще на этапе обучения в университете нас готовили к новым принципам обучения детей.
Концепция модернизации образования на период до 2020 года перед школой ставит важнейший задачи: школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно — экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Необходимость реализации этих задач привела к разработке Федеральных образовательных стандартов 2 поколения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения обозначена цель образования: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач».
С одной стороны в рамках введения ФГОС большое значение современные исследователи придают проектной деятельности школьников. Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников
... школьников. Объект исследования - учебная деятельность младших школьников, предмет исследования - саморегуляция в учебной деятельности младших школьников. Для решения ... 20-х годах в школе Л.С. ... образования, и осуществляется через работу определенных нервных центров, связанных с сознательным отражением. Ч. Шеррингтон писал: «Иными словами, реакции рефлекторных дуг управляются механизмами, деятельность ...
С другой стороны возникает вопрос о формировании положительной мотивации учебной деятельности. Ведь тесная взаимосвязь мотива с целями и задачами проекта делает действие осознанным, исходящим из реальных потребностей младшего школьника.
Моё видение данной проблемы, ее актуальность и определило выбор темы методической работы: «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации учебной деятельности на уроках окружающего мира».
Работая над этой проблемой, появляется вопрос:
— Как правильно организовать работу над проектом, чтобы максимально повысить уровень мотивации учебной деятельности младшего школьника?
Цель моей деятельности: формирование осознанных мотивов учебной деятельности, создание условий для самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
1 . Стимулирование у ребят к осуществлению самостоятельных действий на уроках окружающего мира.
2.Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
3.Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности.
4.Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей
5.Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Теоретическая база опыта
Для начала, определю, что такое мотивация. Мотивамция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Соответственно, учебная мотивация — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуации успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать, что даже самый небольшой его успех есть продвижение вперёд.
Формирование мотивации — это процесс, и педагогу надо постоянно сравнивать полученные результаты с исходным уровнем, предшествовавшим формированию, а также с теми планами, которые были намечены.
Я выдвинула гипотезу, влияет ли работа над проектом на формирование положительной мотивации к деятельности по учебному предмету в целом?
Рассмотрим более подробно, термин проект и этапы его реализации. Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта, для выполнения которого выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки. Проектная деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая цель, методы и способы деятельности, направленные на достижение результата — создание проекта.
Проект учебного занятия
... материала, допускает существенные ошибки, неуверенно с большим затруднением формулирует практические задания. Результаты: в ходе проведения ролевой игры студенты ознакомились с правилами проведения игры, ... ситуаций. Оборудование: столы, стулья, книги, карточки с заданиями. Тип учебного занятия: учебное занятие - закрепление нового материала Вид учебного занятия – ролевая игра План урока: № этапа ...
Любой учебный проект имеет два значения:
для ученика — это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя — это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Различают следующие виды проектов:
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты — одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся — она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком — либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
1 этап — мотивационный:
Проект «моя мама – ребенок»
... количества случаев раннего материнства; Целевой группой проекта, т.е. клиентами являются несовершеннолетние беременные девушки с несформированной мотивацией на сознательное родительство и уже родившие ... ребенка и формирование осознанного родительства: материнства и отцовства. Долгосрочной целью проекта является улучшение социальной ситуации в районе: уменьшение количества несовершеннолетних мам. ...
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
2 этап — планирование деятельности:
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
3 этап. Информационно-операционный:
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап. Рефлексивно-оценочный:
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.
Таким образом, правильно организованная работа с проектами позволит поддерживать интерес к предмету на протяжении всего учебного года, позволит ребятам наглядно увидеть, где они могут применить полученные знания, осознать каким образом овладение ими пригодится школьникам во «взрослой » жизни.
Входная диагностика
Прежде всего, нужно определить эмоциональный климат в классе, уровень мотивированности учеников, это даст возможность увидеть проблемные точки, пути продвижения вперёд. В начале года используем совместно с психологом следующие виды диагностик: 1)наблюдение, 2)анкетирование учащихся, 3)опросы родителей; все этопоказывает микроклимат в классе, отношение к учебной деятельности.
Применяемые методики:
— Тест Филлипса
Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности (рис. 1)
— Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.
В целях изучения психологического климата в классе, учащиеся отвечают на ряд вопросов. Обводят кружком ответ, выражающий их мнение.
Обработка результатов:
За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам:
6-12 баллов — школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
13-18 баллов — школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
Психолого-социальная работа с детьми и подростками, находящимися ...
... Российской Федерации активно осуществляется законодательная деятельность по следующим направлениям: охрана семьи, материнства, отцовства и детства; социальная поддержка детей групп риска; защита прав детства; ... теоретическом и методическом обеспечении системы работы с детьми и подростками определила выбор темы исследования «Психолого-социальная работа с детьми и подростками, находящимися в трудной ...
19-30 баллов — школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой, (рис. 2)
— Методика изучения мотивации обучения школьников (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)
Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики в пособии выделяется несколько содержательных блоков, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Авторы исходили из того, что методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагностики. Авторы выделяют пять таких блоков:
-личностный смысл процесса учения;
-виды мотивов;
-целеполагание;
-реализация мотива в поведении;
-эмоциональный компонент мотивации учения.
Обработка результатов( рис.3)
25-30 баллов — высокая школьная мотивация, учебная активность;
20-24 баллов — нормальная школьная мотивация;
15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
10-14 баллов — низкая школьная мотивации;
< 10 баллов — негативное отношение к школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть детей успела адаптироваться в начале учебного года.
По результатам исследования было выявлено, что для большей части детей характерна повышенная тревожность. Тревожность в основном выявляется по таким факторам как, общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний, страх на соответствия ожиданиям окружающих. Исключая фактор тревожности нужно отметить тот факт что, и с повышенной тревожностью дети высоко оценивают психологический климат в школе, то есть им нравятся люди, с которыми они учатся.
Дети, у которых был выявлен уровень тревожности (повышенная, высокая) оценивают психологический климат в классе как очень плохой.
Выявлены проблемы в социально-психологическом климате класса. Намечены пути решения.
Совместно с психологами были даны следующие рекомендации:
Классному руководителю:
· Выяснить причины страха.
· Обратить внимание на детей, которые не адаптировались в классе, оказывать им поддержку;
· Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.
· Организовать совместную деятельность с ребенком.
Родителям:
· Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах — значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
· В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
· Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.
· Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
Анкетирование родителей показало, что вопрос повышения благоприятного климата в классе и повышение учебной мотивации волнует и их. Значит, в лице родителей я нашла союзников.
Формирование учебной мотивации в процессе подготовки, выполнения и презентации проектов на уроках окружающего мира.
Проектная деятельность, прежде всего, позволяет находить способы развития нестандартного мышления, самостоятельности детей, а дети имеют условия для того, чтобы попробовать себя в самых разнообразных ролях, применить различные способы деятельности (трудовой, художественный, сочинительский, режиссерский, организационный и другие).Проекты служат конкретным важным целям образования. Они не являются развлечениями или добавлениями к «настоящему» учебному плану или просто заданиями по знакомой теме. Учебный план, реализуемый на использовании метода проектов, основан на важных вопросах, которые связывают содержательные стандарты и мышление высокого уровня с целью, находящейся в реальном мире. Учащиеся часто берут на себя роли из реальной жизни и выполняют значимые для них задания.
В ходе проектной и исследовательской деятельности формируются следующие способности:
* Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
* Целеполагать (ставить и удерживать цели);
* Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);
* Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;
* Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Выполняемые на уроках проекты отличаются друг от друга. Учащиеся могут работать индивидуально (результаты деятельности каждого объединяются в коллективный труд (например, сборник юмористических рассказов)), в группах ( создание поделки, оформление стенгазеты, подготовка викторины, проведение конкурса, игры), всем классом (например, выпуск классной газеты, подготовка классного мероприятия, инсценировка по прочитанному произведению).
По итогам школьники презентуют результаты своей работы:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.).
Различаются проекты и по продолжительности выполнения ( в течение урока, четверти, учебного года), по количеству этапов работы, по соотношению времени выполнения действий в школе и вне школы, по необходимости привлечения взрослых.
Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит творческий характер, является одним из путей формирование благоприятного климата в классе. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Я стараюсь использовать различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Я знакомлю детей с правилами работы в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе ( слушай, что говорят другие, задавай вопросы, говори спокойно ясно, только по делу, анализируй свою деятельность, помогай товарищам, точно выполняй возложенную на тебя роль.).
Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:
организатор — отвечает за работу группы в целом;
дипломат — выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
*критик-контролер — проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.
Работа групп может отличаться по типам их деятельности , т.е.
1-ая группа — проектирует,
2-ая группа — проводит исследование;
3-я группа — решает проблему.
Следующий этап направлен на изучение способов получения информации:
— наблюдение;
— использование учебной и дополнительной литературы (работа с ресурсами школьной библиотеки);
— использование интернет- ресурсов (знакомство ребят с «полезными» сайтами );
— исследовательская деятельность;
— помощь родителей.
Отчет групп о проделанной работе.
1. Расскажите, какое задание выполняла группа.
Что вы предприняли для выполнения задания.
Представьте результат своей работы.
Оцените работу своей группы.
При работе над любым проектом очень важно, чтобы дети понимали кому, для чего может быть полезен продукт их деятельности, что именно они получат в качестве результата.
На этапе рефлексии ученик оценивает свою деятельность, отвечая на вопросы анкеты:
-Почему я начал работу над проектом?
-Какой результат я хочу получить?
-Какой результат я получил работая над проектом?
-Что нового я узнал, чему научился?
-Мои впечатления от работы над проектом.
Учащиеся анализируют свою деятельность, отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Использование проектного метода на уроках окружающего мира может эффективно применяться в начальных классах. При этом учебный процесс позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития, Главное отличие детей, способных принимать активное участие в исследовательской работе — наличие познавательного интереса.
Примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК «Школа России», помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:
1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».
2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира».
3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени».
На примере проектов покажу, как я организую деятельность учащихся на каждом этапе.
При изучении темы «Красная книга» ( 2 класс) проектное задание было создавать страницы по каждому разделу «Красной книги», по шаблону и под руководством учителя, оформить полученные результаты в общую книгу.
Задачи:
1. Изучить структуру содержания «Красной книги», выделить основные части, разделы.
2. Распределить между группами разделы «Красной книги»
3. Изучить раздел, составить план рассказа по каждому виду, составить шаблон оформления
4. Выделить пять животных, растений или грибов своего раздела, которые вызвали наибольший интерес у группы, оформить информацию о них в виде брошюр, объединить все в общий раздел
5. Рассказать каждой группе о своем разделе
Форма организации детей: групповая работа.
Ведущая деятельность: исследовательская
Форма продуктов проектной деятельности: книга, в которой рассказывается о нескольких видах животных, растений, грибов по каждому разделу.
Класс разделен на 7 групп по 4 человека в каждой, каждая группа готовит рассказ и книгу по определенному разделу
1 группа — Млекопитающие
2 группа- Птицы
3 группа- Рептилии. Амфибии.
4 группа — Рыбы.
5 группа — Беспозвоночные.
6 группа — Растения.
7 группа — Грибы.
В ходе выполнения проекта дети учатся извлекать информацию, готовить рисунки и фотографии, учатся узнавать представителей растительного и животного мира, понимать зависимость жизни человека от природы, а также учатся презентовать свойраздел и оценивать свои достижения в выполнении проекта.
Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных умений:
* намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место.
* проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.
* усваивать информацию со слов.
* высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении
Проект «Здоровое питание»
Цель: составить примерное меню здорового питания, подготовить сборник рецептов блюд для правильного питания, оформить информационный стенд в классе, провести беседу «Здоровое питание».
Задачи:
· Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье.
· Распределить полезные продукты на основные группы.
· Определить режим правильного питания.
· Составить примерное меню.
· Составить сборник рецептов блюд для правильного питания
· Выпустить листовки для учащихся начальной школы с призывом к правильному питанию.
Форма организации детей: групповая работа, индивидуальная
Ведущая деятельность: исследовательская.
Сфера применения: здоровье сберегающие технологии.
Форма продуктов проектной деятельности: меню правильного питания, сборник рецептов «Здоровое питание школьника», стенд «Здоровое питание»
Предполагаемые результаты:
В результате выполнения работы ребята должны узнать:
— группу опасных для здоровья продуктов питания;
— основные группы полезных продуктов питания;
— оптимальный режим питания;
— принципы составления меню.
Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережливость, избирательность.
Режим работы: урочное время, внеурочное время
Описание проекта.
Погружение в проект.
1 определение «лишних» продуктов питания в каждой группе.
2 беседа о вреде продуктов фаст-фуд.
3 беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.
4 постановка цели.
Организация работы над проектом.
1 Разбиение класса на группы.
2 Распределение ролей в группе.
Определение руководителя группы.
3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над определением параметров таблицы оценочного листа.
Работа над проектом.
1 Выполнение этапов работы.
2 Презентация.
— Устное сообщение.
— Демонстрация продуктов проекта.
3 Ответы на вопросы.
4 Самоанализ.
Роль родителей в проектной деятельности
Успешность положительной динамики развития мотивации учебной деятельности на начальном этапе знакомства с проектной деятельностью во многом зависит от роли взрослых, особенно родителей. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Если основным мотивом деятельности является интерес, то школьник активно проявляет инициативу в поиске нужной информации. Очень важна помощь родителей, они делятся своими знаниями, умениями, опытом. Чтобы получать удовольствие от совместной творческой деятельности, ребенку должно быть комфортно, взрослый создает условия для успеха. Помощь взрослого стимулирует ребенка, искать ответы на сложные вопросы, требующие более детальной работы. Ученик чувствует себя «победителем» лишь преодолевая трудности, а не получая готовый результат. Эти факторы очень важны для поддержания мотивации.
Чтобы избежать затруднений, которые могут возникнуть у родителей, я провожу специальные родительские собрания. На них я стараюсь, во первых, разъяснить основные цели проектно- исследовательской работы, ее значимость в процессе формирования и развития личности ребенка, рассказываю об этапах работы, роли и формах участия родителей; во вторых, на практике предлагаю выполнить проект на предложенную тему. Это способствует активному участию родителей, формированию заинтересованности, что приводит к повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.
Проектная деятельность в контексте УМК «Школа России» обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.
Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях
Тема конференции, кем организована, дата проведения |
Тема выступления |
Уровень |
Результат |
Документы |
|
Научно-практическая конференция младших школьников «Первый шаг в науку», ОО Советского района, 2014 |
«Весовые измерения» |
район |
участие |
свидетельство |
|
Научно-практическая конференция младших школьников «Первый шаг в науку», ОО Советского района, 2015 |
«Мосты в архитектурном облике Казани , история и современность.» |
район |
участие |
Благодарственное письмо, свидетельство |
|
Это примеры воспитания познавательной активности, где ученики находят связь окружающего мира с историей, с жизнью.
Творческая самостоятельность осуществляется с помощью проделывания интересных творческих домашних работ. (Лучше их задавать на выходные или каникулы и обязательно как альтернативу основной работе, на выбор. Если нет вдохновения, то можно сделать задания из учебника. Стараюсь избегать перегрузки домашней работой учеников).
Участие в заочных конкурсах и олимпиадах за 2013-2015 гг.
Вид, название мероприятия |
Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) |
Результат (занятое место) |
Дата проведения |
Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов) |
|
Международный дистанционный Турнир учащихся 1-2 классов по русскому языку и математике 2013 |
международный |
лауреат |
25-30 апреля 2013 год |
Диплом лауреата турнира |
|
Всероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон «Муравейник -2013» |
федеральный |
победитель |
2013 год |
Диплом победителя |
|
Всероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон «Муравейник -2014» |
федеральный |
победитель |
2014 год |
Диплом победителя |
|
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех» |
федеральный |
победитель |
2014 год |
Диплом победителя |
|
Всероссийский конкурс по информатике «КИТ-2015» (Компьютеры, информатика, технологии). |
федеральный |
победитель |
25 ноября 2015 год |
Диплом победителя |
|
Результаты обучающихся на основе годовых оценок по окружающему миру по всем классам:
Учебный год |
Предмет |
Качество обучения |
Успеваемость(%) |
|
2013-2014 |
Окружающий мир |
85 |
100% |
|
2014-2015 |
Окружающий мир |
82,7 |
100% |
|
Промежуточная диагностика
мотив учебный самостоятельный познавательный
И вновь диагностика. Изменилось ли у учеников отношение к учебе? Вновь, наблюдения, опросы, анкеты. Заинтересованность предметом растёт, это позволяет думать, что школьники, осознавая важность и нужность предмета, будут стараться развивать свои способности. Участие в конкурсах, олимпиадах также показывает стремление детей познать окружающий мир за пределами предметных знаний. Многие ребята приносят на урок интересные факты, парадоксы и диковины. Всё это вселяет надежду на то, что мотивация к учебной деятельности у моих учеников будет только возрастать.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
5. повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний, таким образом повышается мотивация учащихся к учению.
Использованная литература
1. http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы
2. .Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.
3. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. — Киров, 2003.
4. Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. C. 42-51.
5. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. C. 18-38.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2008.
7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. — Народное образование. — М., 2000, № 9, с.177-180.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., Интор, 1996.
9..Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. — 2004. — №2.
10. Ляхова Л. В. Организация научно — исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.
11. Новолодская Е. Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008.
12. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.
Размещено на