Межличностный конфликт в ходе учебной деятельности

Содержание

Введение

1. Конфликт: понятие, сущность, структура и виды

1.1 Понятие конфликта, его сущность и структура

1.2 Психологические аспекты основных видов межличностных конфликтов

2. Межличностные конфликты в образовательной среде: сущность, особенности

2.1 Сущность и особенности конфликтов в образовательной среде

2.2 Виды межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

  • Введение

Бесконфликтное существование -- идеал любого человеческого сообщества, сколь желанный, стать и недостижимый. Во всем мире не существует двух абсолютно одинаковых людей, которые бы полностью разделяли взгляды друг друга. В силу этого противоречия между людьми неизбежны и постоянно требуют разрешения.

Ситуация педагогического общения в этом отношении имеет свою специфику. В силу того, что участники образовательного процесса принципиально отличаются друг от друга не только своими формальными ролями, но и уровнем личностной зрелости, жизненным опытом, особенностями мироощущения, то и противоречия между ними вполне оправданы и естественны. Эффективность образовательного процесса во многом и определяется тем, насколько удается эти противоречия разрешить.

Вообще противоречие в межличностных отношениях -- явление естественное, поскольку невозможно постоянное и полное совпадение интересов, взглядов, склонностей и настроений. Несовпадение может быть разрешено в доброжелательном споре, в котором обе стороны стремятся прийти к согласию. Если же они заинтересованы только в отстаивании своей позиции любой ценой, противоречие неизбежно перерастает в конфликт. В педагогической практике, вопреки голословно провозглашаемым мнениям, имеется ряд оснований для возникновения конфликтов. В личности растущего человека происходят определенные изменения, которые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Серьезные изменения могут происходить и с коллективом, членом которого является ребенок. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе возможно несовпадение личных целей, задач, педагогических методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к конфликтам между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся познавательного интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицательного отношения к школе, порождает активное внутреннее торможение у ребенка, которое может быть расценено как недостаток способностей. Такой конфликт иногда провоцирует ребенка на поиски иной среды общения, в которой удовлетворяется потребность в защищенности, ощущении своей полноценности.

6 стр., 2839 слов

Конфликты в межличностном общении

... реальностью, взрыв эмоций и нежелание их обуздывать приводят к частым конфликтам в межличностном общении. Разрабатываются коммуникативные стратегии для урегулирования околоконфликтных ситуаций, уже возникших ... . Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие годы, проведенные во взаимном ...

Конфликты между отдельными детьми чаше всего бывают вызваны неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой конфликт он может способствовать успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребенка, консолидации сил коллектива.

Возможно возникновение межгруппового конфликта, когда в качестве противостоящих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу.

В своем развитии конфликт проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения педагога. Возможны следующие варианты психолого-педагогической коррекции конфликта: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных посредников, переключение внимания, отделение содержательной и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка.

При работе над данной темой были использованы труды таких авторов: В.М.Афоньковой, С.В. Баныкиной, М.Р. Битяновой, Г. Л. Воронина, Э.И. Киршбаума, Б.П. Ковалева, Д.И. Фельдштейн и др.

Объект исследования: межличностный конфликт.

Предмет исследования: сущность, особенности межличностного конфликта.

Цель исследования: раскрыть сущность и содержание межличностного конфликта в ходе учебной деятельности как специфического социально-психологического феномена.

Задачи данного исследования:

— раскрыть понятие конфликта, его сущность, структуру и виды,

— изучить сущность и особенности конфликтов в образовательной среде,

7 стр., 3398 слов

Сущность стресса. Понятие стресса

... то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной ... управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят. Сущность стресса. Понятие стресса. Стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») - состояние ...

— выявить основные виды межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности.

1. Конфликт: понятие, сущность, структура и виды

1.1 Понятие конфликта, его сущность и структура

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером Козер, Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.А.Назаровой; Под общ. ред. Л.Г.Ионина / [Текст]. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. — С.542. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов приводят следующее определение: конфликт -- это «наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности» Анцупов, А.Я. Конфликгология: Учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов / [Текст]. -- М.; ЮНИТИ 2006. — С.

158.

В данном определении обращает на себя внимание сдвиг в позиции авторов в сторону оценки конфликта как деструктивного явления во взаимодействии, что, естественно, предполагает необходимость избегания конфликтов.

Б. И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт -- это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет» Хасан, Б.И. Конфликт в конструктивной психологии [Текст].- СПб: Питер, 2003.- С. 33. В этом определении в качестве составляющих конфликта можно выделить такие его компоненты, как наличие противоречия и столкновение, при этом сам конфликт рассматривается прежде всего как характеристика взаимодействия.

Анализ этих и других определений показывает, что при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального либо в силу ограниченности охватываемых им явлений лишь частью конфликтной феноменологии, либо из-за многозначности используемых формулировок.

Структура конфликта -- это совокупность характеристик, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компонентов и связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс Мириманова, М. С. Конфликтология: Учебник [Текст].- М.: Академия, 2004. — С. 58.

Понимание структуры конфликта, т. е. его составных элементов, во многом определяет сам способ анализа конфликта и поиски путей его конструктивного разрешения. При всем многообразии существующих трактовок конфликта объединяет их представление о структуре конфликта. А что же необходимо для появления конфликта? Без чего он невозможен? Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта, предлагаемых отечественными психологами.

Один из вариантов структуры конфликта -- основой, или базой, конфликта является конфликтная ситуация, включающая инцидент. Как считают авторы этой концепции Ф. М. Бородкин и Н.М. Коряк, для того чтобы ситуация переросла в реальный конфликт из потенциально возможной, необходимо открытое столкновение, т. е. инцидент. Каждая из противоборствующих сторон, стремясь обладать объектом конфликта, нацелена на получение позитивного результата только для себя, т. е. на выигрыш только одной из сторон Бородкин, Ф.М.Внимание: конфликт!/ Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк [Текст].- Новосибирск: Наука, 1989.- С. 12.

Конфликтная ситуация появляется тогда, когда можно зафиксировать противоречия и разнонаправленные тенденции (цели, интересы и т. д.) реально существующих «носителей» этих противоположностей (оппонентов).

15 стр., 7490 слов

Конфликты в менеджменте, управление социально-психологическим климатом на предприятии

... но преследующих свои цели двух или более сторон [4]. Элементами конфликта являются: объект конфликта; предмет конфликта; участники конфликта; среда конфликта. Объект - то, из-за чего ... др.). 4. Психологические факторы (взаимоотношения работников между собой; степень социально-психологической совместимости; уровень конфликтности; состояние взаимодействия между подразделениями; взаимоотношения ...

12 стр., 5575 слов

Типы поведения участников конфликтной ситуации

... пресечения возникающего конфликта; 6) происходящее в конфликте оказывает ... образ желательного исхода конфликта есть регулятор конкретных действий участников конфликтной ситуации; 5) от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта зависит; быстрота ...

В структуре данной ситуации выделяют участников конфликта, именуемых оппонентами. У них есть определенные цели, которые сводятся к тому, чтобы «выиграть» или хотя бы «не проиграть». Весь конфликт разворачивается из-за определенного объекта конфликта. Объект конфликта -- это то, чем хотят обладать или завладеть оппоненты (власть, авторитет, влияние, должность, деньги и т. д.).

Конфликтная ситуация включает в себя:

— инцидент,

— объект конфликта,

— участников конфликта (оппоненты),

— цель «выиграть» или «не проиграть».

Усилия сторон направлены на достижение собственных целей и на воспрепятствование противнику в удовлетворении его потребностей. При таком рассмотрении конфликтная ситуация является «зоной», в которой еще возможна профилактика конфликта или его разрешение, причем в формах более безопасных, чем непосредственно во время инцидента, в процессе открытой борьбы.

Выделяются следующие элементы:

— стороны (участники) конфликта (личности и социальные группы);

— условия протекания конфликта (социально-групповая и социально-психологическая среда);

— образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Последнее обстоятельство представляется принципиально важным с точки зрения социально-психологических исследований конфликта. Оно обнаруживает, возможно, наиболее существенный срез социального конфликта как объекта социально-психологического анализа.

При этом представление о себе является более сложным, чем об оппоненте, который, как правило, представляется схематичным, упрощенным, стереотипным, поверхностным. Представления о среде также ограниченны, бедны деталями; возможные действия участников конфликта. Переход к конфликтному взаимодействию предполагает выбор стратегий поведения, т. е. определенной совокупности действий, направленных на оппонента; исходы конфликтных действий зависят как от выбора стратегии поведения, так и от всех остальных элементов структуры.

В структуре конфликта выделяются следующие элементы: внутренняя позиция участников; взаимодействие внешней и внутренней позиций; объект конфликта.

Внутренняя позиция участников конфликта включает их цели, мотивы, интересы. Являясь основными причинами конфликтного поведения, эти цели, мотивы, интересы скрываются от оппонента, а иногда они скрыты и от самого участника. Определить их можно с помощью вопроса: «Зачем, для чего человек участвует в этом конфликте и что-то делает?»

Внешняя позиция проявляется в открытом предъявлении требований, утверждений, отношений и т. п.; это то, что говорит участник конфликта, но не всегда то, чего он хочет.

Взаимодействие внутренней и внешней позиций состоит в том, что человек, говоря что-то, предъявляя свою внешнюю позицию, может «иметь в виду» совсем иное, и это означает, что он намеренно или ненамеренно что-то скрывает. За внешней позицией бывает скрыта внутренняя.

В работе Н.В. Гришиной дано еще одно представление о структуре конфликта Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст]. — СПб.: Питер, 2008. — С. 156. На основе анализа понятий, выделенных специалистами для описания конфликтов, категорий, существующих в обыденном сознании, а также конфликтных ситуаций ею были выделены следующие элементы: стороны (участники) конфликта; условия конфликта; предмет конфликта; действия участников конфликта; исход (результат) конфликта.

Конфликты явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

межличностный конфликт эмоциональный поведение

1.2 Психологические аспекты основных видов межличностных конфликтов

Межличностные конфликты мы рассматриваем как состояние взаимодействия субъектов общения, воспринимаемое и переживаемое как значимая социально-психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая соответствующую активность сторон. Конфликтное межличностное взаимодействие характеризуется:

— наличием дисгармонии, дисбаланса в отношениях субъектов;

— блокированием идей или интересов партнера по общению;

— столкновениями по поводу несовпадения или невозможности реализации ценностей, целей, потребностей;

— претензиями агрессора на индивидуальность оппонента посредством подавления, игнорирования, обесценивания его достоинств;

— целенаправленным воздействием на внутренний мир другого с целью порабощения и угнетения;

— наличием претензий на исключительность, оригинальность, на истину в последней инстанции, на повышенный контроль над всеми и вся;

— отягощенностью взаимодействия отрицательными эмоциями и отношением.

Межличностные конфликты реализуются преимущественно на психологическом и социально-психологическом уровнях функциональных систем.

Конфликты психологического уровня могут быть следующих видов.

Личностные конфликты — это чисто психологические, чаще эмоциональные конфликты, связанные с личностным восприятием, с эмоциональной реакцией на поведение и действия других людей, с расхождением во взглядах и т.н. Подобные конфликты обусловлены: излишней зависимостью, ролевой напряженностью, чувствами зависти, враждебности, антипатии; быстрой реакцией субъекта на ущемление его интересов; внутриличностными проблемами и личностными особенности субъектов.

Потребностные конфликты обусловлены противоречием между желанием и действительностью из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

Конфликты интересов характеризуются стремлением чего-то достичь, что-то изменить или сохранить в своем поведении и жизни.

Конфликты отношений, возникающие на базе противоречий между формами единения: с природой, с людьми, которые определяют потенциал жизненной энергии человека. При конструктивном единении потенциал возрастает, при негативном варианте отмечается снижение жизненных сил и возникает депрессивное состояние. Здесь можно выделить Анцупов, А.Я. Конфликгология: Учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов / [Текст]. -- М.; ЮНИТИ 2006. — С. 162.:

Конфликты безысходности, характеризующиеся тем, что отношения и обращение оппонентов друг к другу явно не совпадают, т. е. один относится положительно, а другой отрицательно и оба не хотят изменить свое отношение.

Конфликт неопределенности возможен в двух вариантах: когда один из оппонентов относится к другому положительно, а второй неопределенно; когда один относится негативно, а второй неопределенно.

Конфликт влечения — боязни характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное и отрицательное отношение, всякое движение, направленное на сближение с одновременно привлекательным и непривлекательным объектом, тормозится на определенном психологическом расстоянии, уравновешивающем стремления сблизиться и отдалиться.

Конфликты предвзятости, характеризующиеся восприятием человека в соответствии со стереотипом: ребенок, старый человек, представитель определенной профессии, представитель определенной национальности. Символами предвзятости отношения являются следующие речевые высказывания: «я давно знаю», «я давно хотел сказать» и т. д.

Когнитивный конфликт обусловлен познавательным диссонансом взаимодействующих сторон. Например, когда один из оппонентов оперирует системой понятий, недоступной другому; или в ситуации, когда содержание взаимодействия имеет эмоциональную окраску, воспринимаемую оппонентом как агрессивную, несущую интервенцию; или когда оппонент интуитивно осознает собственную познавательную ущербность по сравнению с оппонентом.

Эмоциональный конфликт характеризуется преимущественно эмоциональным содержанием. Подобные конфликты имеют внутри личностные эмоциональные проблемы, комплексы, амбиции, нереализованные потребности и желания, создающие помехи процессу взаимодействия. Также основой подобных конфликтов является отсутствие или недостаточность эмпатии (сопереживания другому человеку), негативное отношение к себе, другим, к миру Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]. — СПб.: Питер, 2008. — С. 171…

Конфликты социально-психологического уровня могут быть следующих видов.

Коммуникационные конфликты в своей основе имеют особенности коммуникативного процесса, они могут быть ориентированы на кооперацию или конкуренцию во взаимодействии; на восприятие сходств или различий конфликтующих с интерпретацией, соответствующей установкам по отношению друг к другу.

Деятельностные конфликты базируются на несовпадении процессуального и мотивационного аспектов деятельности, например, внешне требуется четкое исполнение каких-либо действий, а во внутренних процессах преобладает ориентация на мотивацию творчества. Тогда вовне проявляется противоборство требованиям и продуцируется профессиональная несостоятельность.

Адаптационные конфликты. Это конфликты между требованиями действительности и возможностями человека (физическими, психологическими, профессиональными).

Морально-нравственные конфликты, являющиеся неотъемлемой частью любого другого конфликта и обозначающиеся противоборством: между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями (B.C. Мерлин), между стремлением действовать и социальными воздействиями; между социально необходимыми личностными качествами и их выраженностью.

Подобные конфликты проявляются в противоборстве стремлений к положительной самооценке и оценке окружающих.

Ролевые конфликты, содержащие в своей основе противоборство между ролевым поведением и деятельностью человека. Например, директор школы требует и ожидает одной линии поведения, а коллеги учителя совершенно иной, даже противоположной по отношению к этим ожиданиям.

Поведенческие конфликты в своей основе имеют импульсивный, эмоционально насыщенный характер реакций на взаимодействие; использование стратегии соперничества, чрезмерной демонстрации состояний собственного внутреннего мира безотносительно к ситуации: эгоизм, отсутствие должной культуры поведения. Это наиболее яркая сторона конфликта, это то, на что в большей степени обращают внимание все участники конфликтных действий Мириманова, М. С. Конфликтология: Учебник [Текст].- М.: Академия, 2004.- С. 132.

Конфликт ответственности — предметом спора являются ответственность или самостоятельность. Это случаи с недостаточной или чрезмерной ответственностью или же ситуации, когда люди из-за взаимного непонимания (из-за различных точек зрения) обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Это ловушка ответственности, выбраться из которой можно при условии выработки единой точки зрения на данную проблему.

В зависимости от возрастного этапа конфликтующих и от сферы возникновения межличностные конфликты могут быть следующих видов.

Конфликты возрастного развития: детские, подростковые, юношеские, конфликты молодости, взрослой жизни, зрелого возраста, старости.

Семейные: супружеские, противоборство родитель — ребенок, ребенок — ребенок.

Производственные, например, в образовательной среде: учитель — учитель, администратор — учитель, учитель — родитель; ученик — учитель, ученик — ученик и др.

2. Межличностные конфликты в образовательной среде: сущность, особенности

2.1 Сущность и особенности конфликтов в образовательной среде

В напряженном ритме школьного общения постоянно возникают ситуации, провоцирующие бурный всплеск эмоций, и нам очень трудно бывает порой сдержать гнев, негодование, раздражение. Конфликтогенность образовательной среды является закономерностью функционирования педагогического социума, поскольку конфликтные столкновения в данной среде обусловлены контекстом учебно-воспитательных условий и задач педагогического процесса.

11 стр., 5213 слов

Проблема конфликта в подростковом возрасте 2

... на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам. Существуют следующие виды педагогических конфликтов: - конфликты деятельности, возникающие по ... поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты ... поведение подростка, которое внешне выглядит, как отрицание и обесценивание авторитетных взрослых выглядит в глазах ...

9 стр., 4072 слов

Конфликты и конфликтные ситуации в образовательном процессе

... меня, а мы вместе против проблемы". Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально- психологические особенности участников конфликта, менеджер должен применять различные межличностные стили разрешения ... , суть конфликта целиком определялась той противоречивой ситуацией, в которой оказались его участники. Следует сказать, что ситуаций, где отчетливо проступает объективное происхождение конфликтов, в ...

Общепризнано, что современный педагогический социум является социальным пространством повышенного напряжения. Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по классификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки.

Работая с коллективом воспитанников — учащихся, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение своих подопечных в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебно-воспитательной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]. — М.: Просвещение, 1991.- С. 132.:

— ответственность педагога за разрешение проблемных ситуаций (педагог отвечает за последствия своей деятельности перед обществом);

— профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении;

— всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие субъекты образования;

— участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

— различное понимание событий и их причин педагогом и подопечным (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму);

— присутствие других учеников-воспитанников-стажеров-студентов делает их из свидетелей конфликта участниками, а конфликт приобретает учебно-воспитательный смысл и для них.

Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее, и в целом образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы социума. Поэтому конфликтогенность образовательной среды обусловлена действием всех факторов, продуцирующих конфликты. Здесь необходимо отметить воздействие социальных, социально-психологических и психологических факторов, а также ряд специфических для образовательной среды причин Баныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира [Текст]. -- М.: Психология, 2001. — С78.:

— падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме-, невротический стиль общения во многих семьях;

— недооценка значения развития индивидуальности учащихся и учителей;

— недостаточная упорядоченность формальных и неформальных отношений в школьном социуме, зачастую неумение сочетать единоначалие и демократические принципы управления, недостаточное развитие неформальных педагогических связей в школьном коллективе;

— слабая психологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными

конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления;

— специфика педагогической работы заключается в том, что педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, которое способствует быстрому изнашиванию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

2.2 Виды межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности

Виды конфликтов в образовательной среде Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст]. -- М.: ВЛАДОС, 2003. — С. 47.:

Организационные конфликты, обусловленные несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования, проявляющиеся:

— в отсутствии преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса;

— в непродуманном введении педагогических инноваций;

— в затруднении адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива;

— в прагматическом подходе к педагогам, пренебрежении к творческой стороне их деятельности и даже к их профессиональной компетентности, с одной стороны, и в чрезмерной переоценке чисто исполнительских качеств подчиненных — с другой

Учебные конфликты, обусловленные учебной деятельностью, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, по поводу успеваемости, во внеучебной деятельности; они связаны с нарушениями делового и организационного характера, со слабой учебной мотивацией учащихся (отсутствием желания учиться и интереса к учебе).

Методические конфликты, обусловленные:

— несовершенством методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

— несоблюдением общепринятых единых требований к учащимся;

— ошибками учителей в оценивании знаний и умений детей;

— в манипуляциях оценками;

— в наличии методических изъянов в работе учителя на уроке: непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, заинтересовать предметом и др.

Личностные конфликты, в основе которых лежат личностные проблемы участников конфликтной ситуации. Подобные конфликты обусловлены:

— недостаточной компетентностью педагогического состава; например, базируясь на своем представлен и и о современных школьниках, учителя соответственно строят свое поведение с ними, нередко недооценивая современные условия развития индивидуальности ученика;

— острой реакцией педагога на оценку своих личностных качеств, поскольку педагог привык оценивать других, ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками;

— высокой личностной тревожностью педагогов, в силу которой они склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

5. Коммуникативные конфликты, обусловленные индивидуальным своеобразием конфликтующих сторон, их ценностными ориентациями, установками и др.

«Учитель--ученик»: причины возникновения конфликтов (см. Приложение А) Слепцова, С.А. Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов [Текст] // Молодой ученый.- 2010.- № 3.- С. 238.

Любой школьник-старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми Немов, Р.С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива [Текст]. -- М.: Педагогика, 1988.- С. 119. Тем не менее в последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют повышенный интерес различных СМИ к этой проблеме и многочисленные исследования конфликтного общения в учебно-воспитательном процессе (М.М. рыбакова, С.М. Илюсизова, А.К. Маркова, Л.В. Симонова, Н.В. Самоукина, Б.Т. Лихачев, Б.И. Хасан, В.Н. Мясищев, А.С. Белкин, А.Я. Анцупов, С.В. Баныкина, К.С. Лисецкий, А.И. Сахаров и др.).

Важно подчеркнуть, что в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины -- «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанниковБаныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира [Текст]. -- М.: Психология, 2001. — С. 75. И.А. Зимняя, рассматривая конфликтное общение, возникающее в отношениях «учитель-ученик» отмечает, что затруднения общения оцениваются самими участниками конфликта по-разному. Если учителя считают, что наибольшие затруднения в схеме «учитель-ученик» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности. Нередко педагоги сетуют на то, что старшеклассники переоценивают свои возможности и не желают принимать «помощь» со стороны старших, а ученики -- на несправедливость и недопонимание со стороны педагогов. Исследования

Т.Н. Мальковской показывают, что учащиеся часто даже не могут припомнить причину конфликта, но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения учителем своего недовольства. Именно это вызывает обиду и внутреннее несогласие с критикой.

Поэтому актуально то, что проблема выявления причин возникновения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст]. -- М.: ВЛАДОС, 2003. — С. 177.

Как отмечает С.М. Илюсизова, вызывать конфликт могут различные обстоятельства и факторы: психические состояния и установки людей, их позиции в отношениях, особые индивидуальные свойства и качества личности.

Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; межличностых отношений; знаний, умений, способностей; функций управления; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания, интерпретации информации; оценок и самооценок.

Возникновение конфликтов обусловлено объективными, организационно-управленческими, социально-психологическими и личностными причинами. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая -- главным образом субъективный. В.Н. Мясищев подчеркивает единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития конфликтов, их социальной и психологической природы. В свою очередь С.В. Баныкина обозначила общие и специфические причины возникновения школьных конфликтов. К общим причинам относятся: неблагоприятная экономическая социально-политическая обстановка в стране и регионе; непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании; содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса; «неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.

Таким образом, можно отметить, что причины, нарушающие взаимодействие учителя с учеником, имеют свою специфику и достаточно разнообразны. Однако анализ психолого-педагогической литературы и конкретных ситуаций позволил выделить типичные конфликты в системе отношений «учитель-ученик». В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе Баныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира [Текст]. -- М.: Психология, 2001. — С. 100.

Специфические причины приводят к конфликтному общению в системах отношений учитель-администратор; учитель-учитель; учитель-ученик; учитель-родитель. Рассмотрим их подробнее.

Специфические причины конфликтов «Ученик--ученик»

— грубость, жестокость, озлобленность, являющиеся проявлением деформаций, аномалий развития, наличия массы неудовлетворенных потребностей и недостаточности

воспитательных воздействий;

— борьба за лидерство в классе, группе;

— дефекты развития, основанные на подавлении личности растущего человека;

— стремление компенсации проблем развития внутреннего мира в доступных формах (побить младшего, отнять у него сладкое и др.)

— усвоение негативных стереотипов поведения;

— учебные перегрузки детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обострению противоречий;

— смена школьного (или классного) коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;

— отсутствие умений соотносить себя с другими, несоответствие самооценки ученика с оценкой товарищей;

— неопределенность социального статуса личности конкретного ученика в школьном социуме;

— общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в классе, школе.

Специфические причины конфликтов «Учитель--родитель»

Взаимодействие учителя и родителя затруднено в силу следующих причин:

— разные уровни общей и педагоги ческой культуры;

— несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);

— непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;

— различия в отношении к ребенку как к личности;

— отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи, претензии типа «школа, а не семья обязана…»;

— «старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания;

— столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;

— профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам).

Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя — защитить своего ребенка Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]. — М.: Просвещение, 1991.- С. 154.

Специфические причины конфликтов «Учитель--учитель»

— индивидуальное своеобразие личности;

— разный уровень профессиональной компетенции;

— создание благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией, посредством участия во многих общественных мероприятиях и саморекламы;

— необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);

— неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости;

-косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого или сравнения с кем-либо);

— интриги, связанные со статусно-ролевыми назначениями и распределением поощрений;

— «групповой фаворитизм», проявляющийся в делении коллектива на «своих» и «чужих», и др.

Возможные причины конфликтов между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе Баныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира [Текст]. -- М.: Психология, 2001. — С. 78.:

— непонимание роли жизненного опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых педагогов;

— учитель, возраст которого за пятьдесят лет, чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах современной молодежи;

— с одной стороны, канонизация собственного опыта, противопоставление нравственных и эстетических вкусов поколений учителями со стажем, с другой стороны — завышенная самооценка, профессиональные промахи молодых учителей и др.

Специфические причины конфликтов «Учитель--администратор»

— недостаточно четкое разграничение между администраторами школы, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога;

— отсутствие непосредственного участия руководителя в основной, профессиональной деятельности коллектива, выполнение им лишь административных функций;

— конфликтность зависит от численности коллектива и повышается, если эта численность превышает оптимальную;

— жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер требований;

— перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;

— недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;

— нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя;

— неравномерная загруженность учителей общественными поручениями;

— нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога.

Заключение

Итак, межличностные конфликты — это действительно «болезнь» и социального пространства, и индивида, включающего в свою жизнедеятельность лицемерие, жадность, зависть и пр. В числе основных профилактических мер деструктивных межличностных отношений можно отметить:

— осознание и структурирование различного рода проблемных зон межличностных отношений, их переориентация в позитивном ключе;

— воспитание культуры эмоционального поведения посредством обучения правилам поведения в конфликте;

— формирование коммуникативной компетентности;

— знакомство с теорией психического развития человека;

— обучение умениям работать с информацией в ситуации конфликта;

— работа над формированием мотивационной сферы субъекта;

— психологическая и организационная поддержка в реализации запросов человека; и др.

У Л. Шопенгауэра есть прекрасное высказывание о том, что целостный, конструктивный человек, подобно успешному государству, не нуждающемуся во внешних заимствованиях, не нуждается во внешних завоеваниях и самоутверждении за счет других. Поэтому основным средством профилактики межличностных конфликтов является работа над формированием гармонично развитой личности. Особенно актуально это сегодня в условиях построения нового, гуманистически ориентированного общества.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель -- передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты между учителями и учителей с администрацией школы ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того нелегкую жизнь школьного педагога. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Глоссарий

1 Адаптационные конфликты. — конфликты между требованиями действительности и возможностями человека (физическими, психологическими, профессиональными).

2 Деятельностные конфликты — базируются на несовпадении процессуального и мотивационного аспектов деятельности, например, внешне требуется четкое исполнение каких-либо действий, а во внутренних процессах преобладает ориентация на мотивацию творчества

3 Когнитивный конфликт — обусловлен познавательным диссонансом взаимодействующих сторон

4 Коммуникационный конфликт — имеют особенности коммуникативного процесса, они могут быть ориентированы на кооперацию или конкуренцию во взаимодействии; на восприятие сходств или различий конфликтующих с интерпретацией, соответствующей установкам по отношению друг к другу

5 Конфликт ответственности — предметом спора являются ответственность или самостоятельность

6 Конфликт безысходности — характеризуются тем, что отношения и обращение оппонентов друг к другу явно не совпадают, т. е. один относится положительно, а другой отрицательно и оба не хотят изменить свое отношение.

7 Конфликт интересов — характеризуются стремлением чего-то достичь, что-то изменить или сохранить в своем поведении и жизни

8 Конфликт отношений — возникают на базе противоречий между формами единения: с природой, с людьми, которые определяют потенциал жизненной энергии человека

9 Личностные конфликты — это чисто психологические, чаще эмоциональные конфликты, связанные с личностным восприятием, с эмоциональной реакцией на поведение и действия других людей, с расхождением во взглядах и т.н.

10 Межличностные конфликты — состояние взаимодействия субъектов общения, воспринимаемое и переживаемое как значимая социально-психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая соответствующую активность сторон

11 Морально-нравственный конфликт — противоборство между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями, между стремлением действовать и социальными воздействиями; между социально необходимыми личностными качествами и их выраженностью

12 Поведенческий конфликт — в своей основе имеют импульсивный, эмоционально насыщенный характер реакций на взаимодействие; использование стратегии соперничества, чрезмерной демонстрации состояний собственного внутреннего мира безотносительно к ситуации: эгоизм, отсутствие должной культуры поведения

13 Потребностный конфликт — обусловлены противоречием между желанием и действительностью из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей

14 Эмоциональный конфликт- характеризуется преимущественно эмоциональным содержанием

Список использованных источников

1 Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст]. -- М.: ВЛАДОС, 2003. — 208 с. — ISBN 5−691−1 057−3.

2 Анцупов, А.Я. Конфликгология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.; ЮНИТИ 2009. — 551 с.- ISBN 5−238−62−6.

3 Баныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира [Текст]. — М.: Психология, 2001. — 168 с.- ISBN 5−79 513−566.

4 Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст]/ Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк.- Новосибирск: Наука, 2009.- 189 с.- ISBN 5−02−29 097−1.

5 Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст]. — СПб.: Питер, 2008.- 544 с. -ISBN 978−5-91 180−895−2

6 Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: учебное пособие [Текст].- Ростов-н/Д: Феникс, 2008. — 480с.- ISBN-5−222−31−1.

7 Козер, Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.А.Назаровой; Под общ. ред. Л.Г.Ионина / [Текст]. — М.: Идея-Пресс, 2007. — 205 с.- ISBN: 978−5-94 865−934−3.

8 Леонов, Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / [Текст].- Воронеж: МОДЭК, 2006. — 232 с. — ISBN 5−89 395−541−2.

9 Мириманова, М. С. Конфликтология [Текст]: Учебник.- М.: Академия, 2009.- 348 с.- ISBN 978−985−441−733−2.

10 Немов, Р.С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива [Текст]. -- М.: Педагогика, 1988.- 156 с.

11 Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]. — М.: Просвещение, 1991.- 188 с.

12 Слепцова, С.А. Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов [Текст] // Молодой ученый.- 2010.- № 3.- С. 238.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector