Внутригрупповые конфликты в юношеском возрасте и пути их разрешения

Флерко Т.Ю.

Особенностями внутригрупповых конфликтов в юношеской среде являются барьеры коммуникативного общения и причины возникающих столкновений внутри коллектива.

Юношеский возраст приходится как раз на период обучение в учебных заведениях. Система организации обучения в вузе построена таким образом, что учебные группы формируются, как правило, случайным образом, объединяют в единые коллективы молодых людей, имеющие разный социальный статус, интеллектуальный уровень, разные стереотипы поведения, общения и личностные качества. С одной стороны, такое объединение в группы разных людей может положительно сказаться на социализации отдельной личности. С другой стороны, это может быть причиной разнообразных конфликтов. Поводом для конфликтов в учебной группе могут стать личное соперничество, спортивные успехи или неудачи, конкуренция за внимание преподавателей или лиц противоположного пола, уровень жизни, неспособность уживаться с другими людьми в силу личностных особенностей, достижения в учебе, научной работе и многое другое.

Студенческая группа становится конфликтной в самом начале ее формирования. Деструктивные внутригрупповые конфликты разрушают ее структуру, нарушают ход учебного процесса, психологический климат, имеют свойство «втягивать» окружающих, расширяя «территорию» конфликтной ситуации. Это может сказаться на учебной деятельности студентов, негативно повлиять на социализацию и развитие личности, ее психическое состояние. Конструктивные конфликты позволяют выявить существующие проблемы, отрегулировать взаимоотношения внутри группы, улучшить психологический климат внутри группы. Они активизируют социальную жизнь общественной группы, служат источником создания более благоприятных условий для социализации личности и ее успешности [1.C.3J.

Поэтому является актуальным исследование внутригрупповой конфликтности и выявление факторов, влияющих на нее, с целью поиска оптимальных путей минимизации отрицательных последствий конфликтов и усиления позитивных тенденций в организации группы.

Все многообразие способов и методов разрешения конфликтов условно принято делить на два класса: прямые (открытые) и косвенные (скрытые).

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...

... представительства и т.п. Методы влияния на поведение людей в организации - административные, экономические, социально-психологические. 9. Теория человеческого капитала А. Смита, Дж. Минсера определяет ... людей в организации как носителей особого рода человеческого капитала, требующего ...

Прямые методы разрешения конфликта:

1. Директивное, настойчивое утверждение своей точки зрения.

2. Перестройка собственного поведения и уступки с учетом точки зрения подчиненных.

3. Игнорирование конфликта.

4. Сотрудничество и выработка совместных решений.

Косвенные методы разрешения конфликта:

1. Принцип выхода чувств.

2. Принцип эмоционального возмещения.

3. Принцип авторитетного третьего

4. Принцип обнаженной агрессии [2, с.412].

Исходя из всего выше изложенного, целью нашего исследования является выявление особенностей внутригрупповых юношеских конфликтов и путей их разрешения.

Объект исследования — внутри групповая конфликтность юношей.

Предмет исследования — особенности внутригрупповых конфликтов в юношеском возрасте и пути их разрешения. Гипотезы:

1. Существуют особенности внутригрупповых юношеских конфликтов;

2. Конфликтность юношеской группы понизится, при проведении психологического сопровождения и тренингов, вследствие улучшения коммуникативных способностей в межличностных отношениях

Таким образом, психологические особенности юношеского возраста включают в себя возрастной кризис, поэтому конфликтные ситуации являются неотъемлемым звеном во внутригрупповых отношениях, так как «в споре рождается истина», если истина не найдена — требуется посредник, то есть психолог.

Список литературы

1 Титкова Л .С. Внутри групповая конфликтность студентов вузов и факторы, влияющие на нее. 2004. — 19 с.

2. Гришина П.В. Психология конфликта — СПб.: Издательство «Питер», 2005. — — 464 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта