Личность и мировоззрение М.В.Ломоносова

Хроника жизни и деятельности М.В.Ломоносова

19 ноября 1711г. – родился Михаил Васильевич Ломоносов в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье помора.

В декабре 1730 г. получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и отправился с рыбным обозом в Москву, где в январе следующего года был зачислен в Славяно- Греко-латинскую академию.

1735 г. – для продолжения образования переведен в гимназию Петербургской академии наук.

1736 – 1740 – обучался в университетах Марбурга и Фрейбурга (Германия)

1741 г. — адъюнкт физического класса Петербургской академии наук.

1745 — профессор химии Петербургской академии наук.

1741 г. – опубликованы «Элементы математической химии». Незавершенная часть задуманного физико-химического труда

1743 – 1744 — опубликовал труд «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», в котором изложил свою корпускулярную теорию строения вещества.

1749 г. – представил в канцелярию Академии наук «Замечания на диссертацию Г.Ф.Миллера «Происхождение имени и народа российского», в которых, основываясь на исторических документах, выступил с критикой защищаемой Миллером «норманнской теории», согласно которой древнерусское государство было создано норманнами (варягами).

Критические замечания на диссертацию Миллера дали также другие члены Академии – С.Н.Крашенинников, В.К.Тредиаковский, Н.И.Попов и др. В результате работа Миллера была отклонена, а отпечатанный тираж уничтожен.

1749 – работа «Размышления о причине теплоты и холода». Считал одной из главных своих работ и поместил ее первой в «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов».

1748 г. – в письме к Леонарду Эйлеру от 5 июля сформулировал закон сохранения вещества и энергии.

1760 – опубликована книга «Рассуждение о твердости и жидкости тел», написанная на основе доклада в Академии наук 6 сентября 1760 г. Повторил формулировку закона сохранения материи и движения, впервые изложенного в письме к Л.Эйлеру.

1753 г. — в работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», в труде «Теория электричества, изложенная математически» (1756) изложил теорию атмосферного электричества.

4 стр., 1764 слов

Санкт-Петербургский Государственный Институт 9

Психологии и Социальной Работы Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Превентивная психология» для студентов очной и заочной формы обучения (выбрать форму обучения) по специальности/направлению Психология (выбрать нужное) Д.мед.н., профессор Кулганов В.А. (Ф.И.О. преподавателя) Проректор по научной работе (должность) Психологического консультирования (кафедра) ...

1755 г. – по замыслу и проекту М.В.Ломоносова учрежден Московский университет.

1755 г. – вышла в свет «Российская грамматика»

1756 г. – в книге «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее»» изложил теорию света и цветов, трехкомпонентную теорию зрения. Английский физик Т.Юнг, с именем которого обычно связывается разработка трехкомпонентной теории зрения (1802), включил работу М.В.Ломоносова в свою обширную библиографию и поместил ее первой в разделе по физической оптике.

1758 г. — поставлен во главе географического департамента Петербургской акдкмии наук, внес важный вклад в развитие картографии.

15 апреля 1765 г. — М.В.Ломоносов скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

 

Личность и мировоззрение М.В.Ломоносова

По точному определению А.С.Пушкина, «Ломоносов был великий человек», «Уважаю в нем великого человека». Поражает его всепоглащающая страсть к знанию. В детстве, вспоминал М.В.Ломоносов в письме к И.И.Шувалову от 31 мая 1753 г., «имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока и ушел в Спасские школы» ( М.Ломоносов, 1986, с.31).

Несказанную бедность испытал он в годы учебы в Славяно- греко- латинской академии: «имея один алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил» ( М.Ломоносов, 1986, с.31).

В годы обучения в Германии он вместе с другими студентами из России терпел нужду и лишения вследствие длительного непоступления назначенной стипендии, а также столкновений с химиком Генкелем, у которого он учился химии и горному делу во Фрейберге. Вся жизнь М.В.Ломоносова была наполнена «ревностной и беспорочной службой для приращения наук в отечестве» (Ломоносов. Избр… т.2, 1986, с.442).

14 стр., 6807 слов

Заслуги Ломоносова перед русской школой

... источника развития мира. Гениальным является диалектическое утверждение Ломоносова о единстве материи и движения. Выда­ющимся является открытие Ломоносовым закона о сохранении мате­рии и ... сохранении и размножении российского народа». Благополучие России он видел в развитии экономики, науки и просвещения. Овладение основами наук Ломоносов рассматривал как тяжелый, но имеющий ...

Незадолго до смерти, в наброске «План беседы с Екатериной II» он писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» (Ломоносов, 1986, с.154).

Величие личности М.В.Ломоносова проистекает из величия целей, которым он посвятил всю свою деятельную жизнь. Мыслитель, гениальный ученый-энциклопедист, поэт – «Петром Великим русской литературы» называл его В.Г.Белинский, художник, просветитель и общественный деятель, организатор науки — создатель первого русского университета, он способствовал становлению в России науки европейского уровня. «Ломоносов был первый русский, который заговорил с ученой Европой на ее языке и заставил слушать себя со вниманием. Если Петр Великий быстрым усвоением средств образования и военными успехами заставил европейские государства с уважением отнестись к России, посторониться и дать ей почетное место среди себя, то Ломоносов принятием деятельного участия в решении важных вопросов, занимавших европейскую науку, заставил западных ученых с уважением отнестись к представителю русской мысли и знания и прекратить толки о возможности для России возвратиться в среду государств, чуждых европейской образованности2 ( Соловьев, 1996,с.546).

Его открытия были высоко оценены уже современниками: Л.Эйлер, Хр.Вольф отмечали, что своими трудами Ломоносов принес великую честь своему народу.

По справедливому замечанию В.И.Вернадского, Ломоносов «кажется нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию» (цит. по: Ломоносов,, 1986, т.1, с.5).

Он заложил основы подлинно научного мировоззрения как «надежные основания и правила, на чем бы утвердиться непоколебимо» (Ломоносов, 1986, т.1, с.393)).

Важнейшие из этих оснований следующие.

1. Корпускулярная теория строения материи, в которой он возродил атомистическое учение. Согласно корпускулярной теории, все тела состоят из мельчайших частиц – корпускул. Их движения подчиняются законам механики. Теория позволила научно объяснить физические явления природы – тепловые, электрические, магнетизм, горение – без привлечения вымышленных таинственных загадочных флюидов – теплорода, невесомой электрической и магнитной жидкости, флогистона.

10 стр., 4970 слов

Наука и научная картина мира

Истоки, предпосылки и основания экологической культуры ПЛАН 1. Экоцентрическое мировоззрение и средства его формирования 2. Наука и научная картина мира 3. Мировые религии 4. Искусство 5. Народные традиции     1. Экоцентрическое мировоззрение и средства его формирования Базисом ЭК является экоцентрическое мировоззрение. Оно формируется на основе синтеза самых разнообразных знаний, как ...

2. Впервые в письме к Л.Эйлеру М.В.Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения (1748): «все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавляется, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-нибудь телу, столько же теряется у другого, сколько я затрачиваю на сон, столько же я отнимаю от бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения : тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому» (Ломоносов, 1986, т.1, с.113).

Это положение, которое М.В.Ломоносов назвал «всеобщим естественным законом» (там же, с.261), позже подтвердил собственными лабораторными опытами. Полное изложение закона он представил в докладе «Рассуждение о твердости и жидкости тел», с которым выступил в публичном собрании императорской академии наук 6 сентября 1760 г.

3. Утверждал единство теории, опыта и эксперимента. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (Ломоносов, 1986, т.1, с. 33).

4. В творчестве М.В.Ломоносова научное наблюдение неотделимо от эстетического любования природой и от религиозных размышлений В одах «Утреннее размышление о Божием Величестве» (1743) и «Вечернее размышление при случае великого северного сияния»(1743) в поэтической форме и в то же время как ученый-естествоиспытатель он описывает явления природы – восход солнца и сопровождает их вызванными этой картиной своими рассуждениями о процессах, происходящих на солнце. Он пытается понять и научно объяснить природу северного сияния, высказывает мнение о его происхождении из движений эфира. При этом для подкрепления своих догадок и мнений за последними ответами на свои вопросы он обращается к Божиему Величеству, которого называет Творцом. Признавая, что «промысел Высшего господствует во всем», он в то же время считал, что приращению наук вредны рассуждения, в которых вместо исследования «выучивают наизусть три слова «Бог так сотворил» и сие дают в ответ вместо всех причин» (Ломоносов, 1986, т.1, с.394).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

В творчестве М.В.Ломоносова наука и религия в известном смысле автономны, это разные силы духа, они не мешают друг другу. «Науки подают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины» (Ломоносов, 1986, т.1, с.119).

«При сем христианская вера стоит непреложна» (Ломоносов, 1986, т.1, с.336).

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой – свою волю. Первая – видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество… Вторая книга – священное писание. В сих пророческих и апостольских боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в…книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных, в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учителя. Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре можно научиться астрономии или химии» (Ломоносов, 1986, с.336) — эти слова М.В.Ломоносова точно воссоздают его научно-философскую позицию, в которой свободное изыскание истины не стесняется верой и религиозным чувством, но и невозможно без них. В соответствии с этим в структуру университета не был включен богословский факультет («богословский оставляю синодальным училищам». – писал М.В.Ломоносов (Ломоносов, 1986, с.158).

5. Историзм как важнейшая особенность методологии М.В.Ломоносова. В самом начале своих рассуждений о надежных правилах научного познания он требовал «твердо помнить, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены…Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано, будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом и потому-де не надобно исследовать причин…. Таковы рассуждения весьма вредны приращению всех наук» (Ломоносов,1986, т.1, с.394).

6. Достигнув причин, научное знание должно получить «полезное в жизни употребление…наука…служит к великому облегчению трудов наших» (Ломоносов, 1986, т.1, с.426).

4 стр., 1823 слов

1.Человек коммуникативный

homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация - ...

Вместе с тем утилитарные задачи должны подчиняться главной цели научного познания — «строгому и правильному разысканию истины» (Ломоносов, 1986, т.1, с.217).

Составляя проект регламента Академии наук, М.В.Ломоносов определил права и обязанности ученого, важнейшим качеством ученого считал его стремление больше к приумножению знания, «нежели для своего прокормления» (Ломоносов, 1986, т.2, с.358).

Бедой называл М.В.Ломоносов злоупотребление ученым свободы, когда он превращает свой труд в ремесло и орудие для заработка, тогда как цель науки – расширение света истины.

7. Для научного творчества необходима четкая гражданская позиция ученого, его умение связать свои научные исследования с государственными интересами. С этим связан подлинный патриотизм М.В.Ломоносова как человека науки, испытываемое им чувство национальной гордости. С.М.Соловьев назвал М.В.Ломоносова «великим деятелем в истории народа», «великим глашатаем народной мысли, выразителем народного сознания» (Соловьев, 1996, с.547).

«Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» (Ломоносов, 1986, т.2, с.358).

Свою позицию М.В.Ломоносов выразил в письме к одному из руководителей Петербургской академии наук Г.И.Теплову. Здесь он писал; «За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю…я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет; стоял на них смолода, на старость не покину» (Ломоносов, 1986, т.2, с.331 – 332.

8. Пропаганда науки, ее значения для человека составляет важнейшую задачу ученого. В философско-просветительской поэме «О пользе стекла» М.В.Ломоносов не только изложил достоинства, которых у простого стекла не меньше, чем у минералов и золота , но и раскрыл его пользу для человека. Из чистого стекла мы пьем вино и пиво, в секле храним и составляем лекарства, видим себя в зеркале, из стекла сделаны очки, Кеплер и Ньютон познали законы преломления световых лучей в стекле, в «зрительных трубах» стекло являет нам небесное пространство, микроскоп открыл тайны невидимых глазом частиц и мн. др.

8 стр., 3679 слов

Человек в психологической науке

                     ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ                        ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ                ...

9. Важнейшей составной частью мировоззрения является понимание человека. М.В.Ломоносов следовал демократическим принципам, утверждал несословную ценность человека. Не принадлежность к знатному роду, а личные заслуги и природные дарования определяют ценность человека. В первом параграфе составленного М.В.Ломоносовым «Проекта регламента московских гимназий» (1755) провозглашалось: право поступления должно быть предоставлено всем сословиям без каких-либо ограничений, в том числе и детям крепостных крестьян, при условии, если «помещик, усмотрев в ком из них особливую остроту, пожелает его обучать в Московской гимназии и в Университете свободным наукам» (Ломоносов,1986, с.167. Много претерпев из-за своего невысокого происхождения, М.В.Ломоносов обогатил российскую науку, так что его по праву называют отцом русской науки.

Вклад М.В.Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России

 

У М.В.Ломоносова нет специальных психологических трактатов. В то же время, однако, его вклад в развитие психологической науки в России является общепризнанным. Во всех своих научных трудах, публичных выступлениях, а также в письмах, заметках, «репортах» (отчетах о работе в Академии), деловых записках он развивает психологические идеи. Они охватывают практически все стороны душевной жизни человека — от самых элементарных ощущений до сложнейшей динамики чувств и страстей и в совокупности складываются в достаточно целостную систему. Собственные психологические идеи развиваются в контексте созданной им научно-философской концепции, а также в соотношении и с опорой на авторитеты своего времени – философско-психологические учения Декарта, Спинозы, Локка, Лейбница, Хр.Вольфа, учителя Ломоносова, благодарное отношение к которому он пронес через всю свою жизнь.

В основу объяснения ощущений Ломоносовым было положено созданное им научно-философское учение о природе, развиваемое в естественнонаучных трудах, главным образом, по физике и химии. Ощущения рассматривались как продукт воздействия объектов физического мира на человека. Воздействие осуществляется посредством «совмещения» (сцепления) мельчайших, неуловимых органами чувств частиц материи внешних тел (воздействующего объекта) с частицами материи нервного окончания в органах чувств. Возникающие в нервных окончаниях движения по механическим законам передаются по всему нерву до самого мозга. Описываются ощущения различных модальностей – обонятельные, осязательные, вкусовые, слуховые, зрительные, которые объясняются этим единым для всех них механизмом; указывается на факт связи различных ощущений между собой, например, зрительных и вкусовых, зрительных и слуховых и т.п.. На основе наблюдений и многочисленных опытов, а также многолетних теоретических исследований Ломоносов разработал теорию света и выдвинул трехкомпонентную теорию цвета. На ее основании он дал объяснение физиологических механизмов цветовых явлений. По мысли Ломоносова, цвета вызываются действием трех родов эфира и трех видов цветоощущающей материи, составляющей дно глаза. С трехкомпонентной теорией цвета и цветового зрения Ломоносов выступил в 1756 г. Она выдержала проверку историей научного познания. В 1807 г. английский физик Т.Юнг, немецкий естествоиспытатель Г.Гельмгольц во второй половине XIX в. развивали трехкомпонентную теорию зрения.

Исключительно богаты психологическим содержанием сочинения Ломоносова по грамматике и риторике. В них он переходит от объяснения психических процессов, направленных на познание природы с целью открыть «завесу внутреннего святилища натуры», к описанию жизненных свойств, принадлежащих человеку как одушевленному существу. В сочинениях по риторике он перечисляет следующие психические образования и процессы, составляющие жизненные свойства человека: представления (идеи, в терминологии Ломоносова) памяти и воображения, работу творческого воображения, рассуждение, волю, чувства и страсти, мудрость, приобретенные дарования («благородие, счастие, богатство, слава, власть), телесные дарования и свойства (пол, сила, красота, здоровье), чувства (зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание).

В связи с задачами развития русского литературного языка в его значении для развития национального самосознания большое место занимают вопросы языка, особо подчеркивается красота, великолепие, сила и богатство российского языка, дается психологический анализ речи, анализируются ее функции как важнейшего средства духовного развития человека и необходимого условия существования и функционирования общества.

Особый интерес представляет учение Ломоносова о страстях и их выражении в речи. Оно излагается в его сочинениях по риторике, поскольку, по мысли Ломоносова, убедительность речи достигается не только ее содержательностью, ясностью, доказательностью и строгой логикой, но эмоциональным влиянием слова: слово оратора должно захватывать воображение и душу слушателя, возбуждать в нем любовь или ненависть, желание или отвращение. Отсюда вытекает необходимость изучения страстей. Страсть определяется как сильная чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенным движением крови и жизненных духов, причем всегда бывает услаждение или скука. Таким образом в страстях выделяются три компонента : эмоциональный (удовольствие или неудовольствие), волевой (желание или отвращение) и физиологический (движение крови).

Дается тщательное описание отдельных страстей. К ним он относит радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, надежду, боязнь, гнев, милосердие, любовь, ненависть, удивление, подражание, отчужденность, зависть, мщение. Выделяются важнейшие характеристики страстей: их противоречивость и динамизм, возможность одновременного переживания противоположных страстей, например, ярости и отчаяния. Страсть и разум рассматриваются в их взаимовлияниях, на этой основе устанавливаются правила «утоления» страстей. Главным средством воздействия на страсть является ум. Холодные доводы ума призваны показать отрицательные стороны предмета нежелательной страсти, направить все силы человека на развенчание объекта и тем самым устранить направленность на него.

В своих психологических рассуждениях Ломоносов подходит к целостному пониманию личности, таких ее свойств (признаков) как активность и связанные с ней деловые, профессиональные и нравственные качества. В его работах, как научных трактатах, так и в различных деловых записках содержатся представления о различных профессиях и психологических требованиях, которые они предъявляют к человеку. Эти идеи высоко оценены специалистами и квалифицируются как профессиологическая концепция, поучительная и для современных психологов. Причина обращения Ломоносова к этим вопросам коренится в общей направленности его научных исканий на решение жизненно важный проблем для человека и общества в целом..

В письмах, официальных записках и отчетах по вопросам работы Академии и гимназии он дает яркие характеристики ученых, общественных деятелей, с которыми взаимодействовал и которых хорошо узнал по их делам. В этих материалах он выступает глубоким психологом, подлинным аналитиком человеческой души, в том числе, и собственной. За текстами его трудов зримо выступает нравственный облик самого их автора, гениального мыслителя и великого человека. Поэтому справедливо отмечено специалистами, что его труды являются материалом к личности Ломоносова, запечатленной им самим.

В настоящее время труды М.В.Ломоносова сохраняют свою значимость для психологии не столько своим буквальным содержанием, конкретными описаниями психических явлений и трактовкой их механизмов, сколько теми задачами и целями, которые он ставил перед научным исследованием душевного мира человека. Именно гуманистическая направленность его психологической мысли как важнейший компонент наших научных традиций особенно важна и актуальна для современной науки.

 

Список литературы

  1. Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета: 1755 – 1855. – М.,2001.
  2. Ломоносов М.В. Избранные произведения. В 2-х т. — М., 1986.
  3. Ломоносов М.В. Избранная проза – М.,1986.
  4. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. XX. Работы разных лет. – М.,1996.

 

21.10.2011