Личность и мировоззрение М.В.Ломоносова

Хроника жизни и деятельности М.В.Ломоносова

19 ноября 1711 г. — родился Михаил Васильевич Ломоносов в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье помора.

В декабре 1730 г. получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и отправился с рыбным обозом в Москву, где в январе следующего года был зачислен в Славяно- Греко-латинскую академию.

1735 г. — для продолжения образования переведен в гимназию Петербургской академии наук.

1736 — 1740 — обучался в университетах Марбурга и Фрейбурга (Германия)

1741 г. — адъюнкт физического класса Петербургской академии наук.

1745 — профессор химии Петербургской академии наук.

1741 г. — опубликованы «Элементы математической химии». Незавершенная часть задуманного физико-химического труда

1743 — 1744 — опубликовал труд «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», в котором изложил свою корпускулярную теорию строения вещества.

1749 г. — представил в канцелярию Академии наук «Замечания на диссертацию Г. Ф.Миллера «Происхождение имени и народа российского», в которых, основываясь на исторических документах, выступил с критикой защищаемой Миллером «норманнской теории», согласно которой древнерусское государство было создано норманнами (варягами).

Критические замечания на диссертацию Миллера дали также другие члены Академии — С.Н.Крашенинников, В.К.Тредиаковский, Н.И.Попов и др. В результате работа Миллера была отклонена, а отпечатанный тираж уничтожен.

1749 — работа «Размышления о причине теплоты и холода». Считал одной из главных своих работ и поместил ее первой в «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов».

1748 г. — в письме к Леонарду Эйлеру от 5 июля сформулировал закон сохранения вещества и энергии.

1760 — опубликована книга «Рассуждение о твердости и жидкости тел», написанная на основе доклада в Академии наук 6 сентября 1760 г. Повторил формулировку закона сохранения материи и движения, впервые изложенного в письме к Л.Эйлеру.

4 стр., 1764 слов

Санкт-Петербургский Государственный Институт 9

... и делинквентного поведения трудных детей // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. – 2006. - №3 ... Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006; Клейберг Ю.А. Психология ... регуляции преступного поведения в превентивной теории и практике. Криминологический анализ ... превентивной психологии как прикладной науки, призванной профессионализировать и гуманизировать ...

1753 г. — в работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», в труде «Теория электричества, изложенная математически» (1756) изложил теорию атмосферного электричества.

1755 г. — по замыслу и проекту М.В.Ломоносова учрежден Московский университет.

1755 г. — вышла в свет «Российская грамматика»

1756 г. — в книге «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее»" изложил теорию света и цветов, трехкомпонентную теорию зрения. Английский физик Т. Юнг, с именем которого обычно связывается разработка трехкомпонентной теории зрения (1802), включил работу М.В.Ломоносова в свою обширную библиографию и поместил ее первой в разделе по физической оптике.

1758 г. — поставлен во главе географического департамента Петербургской акдкмии наук, внес важный вклад в развитие картографии.

15 апреля 1765 г. — М.В.Ломоносов скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Личность и мировоззрение М.В.Ломоносова

По точному определению А.С.Пушкина, «Ломоносов был великий человек», «Уважаю в нем великого человека». Поражает его всепоглащающая страсть к знанию. В детстве, вспоминал М.В.Ломоносов в письме к И.И.Шувалову от 31 мая 1753 г., «имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока и ушел в Спасские школы» (М.Ломоносов, 1986, с.31).

9 стр., 4291 слов

Теория науки Макса Вебера

... Образования РФ Воронежский государственный университет Факультет Компьютерных наук Теория науки Макса Вебера Выполнил: студент 3его курса Шадчнев ... и ориентируется на него". Для рассмотрения веберовской теории науки можно в качестве отправного пункта взять классификацию типов ... готовились объявить тотальную подводную войну, рискуя тем самым заставить вступить в войну американцев, он направил в Берлин ...

Несказанную бедность испытал он в годы учебы в Славяно- греко- латинской академии: «имея один алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил» (М.Ломоносов, 1986, с.31).

В годы обучения в Германии он вместе с другими студентами из России терпел нужду и лишения вследствие длительного непоступления назначенной стипендии, а также столкновений с химиком Генкелем, у которого он учился химии и горному делу во Фрейберге. Вся жизнь М.В.Ломоносова была наполнена «ревностной и беспорочной службой для приращения наук в отечестве» (Ломоносов. Избр… т.2, 1986, с.442).

Незадолго до смерти, в наброске «План беседы с Екатериной II» он писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» (Ломоносов, 1986, с.154).

Величие личности М.В.Ломоносова проистекает из величия целей, которым он посвятил всю свою деятельную жизнь. Мыслитель, гениальный ученый-энциклопедист, поэт — «Петром Великим русской литературы» называл его В.Г.Белинский, художник, просветитель и общественный деятель, организатор науки — создатель первого русского университета, он способствовал становлению в России науки европейского уровня. «Ломоносов был первый русский, который заговорил с ученой Европой на ее языке и заставил слушать себя со вниманием. Если Петр Великий быстрым усвоением средств образования и военными успехами заставил европейские государства с уважением отнестись к России, посторониться и дать ей почетное место среди себя, то Ломоносов принятием деятельного участия в решении важных вопросов, занимавших европейскую науку, заставил западных ученых с уважением отнестись к представителю русской мысли и знания и прекратить толки о возможности для России возвратиться в среду государств, чуждых европейской образованности2 (Соловьев, 1996, с.546).

12 стр., 5683 слов

Значение методов социологии в развитии науки об государственно-административном управлении

... и муниципальное управление». Комитет по высшей школе Министерства науки России включил ее в перечень специальностей высшего образования и ... значение, чем простая удовлетворенность работой. В рамках движения за человеческие отношения были разработаны различные мотивационные модели, ... когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения во многом появилось в ответ ...

Его открытия были высоко оценены уже современниками: Л. Эйлер, Хр. Вольф отмечали, что своими трудами Ломоносов принес великую честь своему народу.

По справедливому замечанию В.И.Вернадского, Ломоносов «кажется нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию» (цит. по: Ломоносов, 1986, т.1, с.5).

Он заложил основы подлинно научного мировоззрения как «надежные основания и правила, на чем бы утвердиться непоколебимо» (Ломоносов, 1986, т.1, с.393)).

Важнейшие из этих оснований следующие.

1. Корпускулярная теория строения материи, в которой он возродил атомистическое учение. Согласно корпускулярной теории, все тела состоят из мельчайших частиц — корпускул. Их движения подчиняются законам механики. Теория позволила научно объяснить физические явления природы — тепловые, электрические, магнетизм, горение — без привлечения вымышленных таинственных загадочных флюидов — теплорода, невесомой электрической и магнитной жидкости, флогистона.

2. Впервые в письме к Л. Эйлеру М.В.Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения (1748): «все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавляется, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-нибудь телу, столько же теряется у другого, сколько я затрачиваю на сон, столько же я отнимаю от бодрствования и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому» (Ломоносов, 1986, т.1, с.113).

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... мира человеком – это: философия; самосознание; наука; искусство. Деятельность, в процессе которой люди изменяют окружающие предметы, условия жизни, принято называть: духовной; эстетической; практической; научно- ... различные идеи, принято называть: духовной; эстетической; практической; научно-технической. Характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и самому себе ...

Это положение, которое М.В.Ломоносов назвал «всеобщим естественным законом» (там же, с.261), позже подтвердил собственными лабораторными опытами. Полное изложение закона он представил в докладе «Рассуждение о твердости и жидкости тел», с которым выступил в публичном собрании императорской академии наук 6 сентября 1760 г.

3. Утверждал единство теории, опыта и эксперимента. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (Ломоносов, 1986, т.1, с. 33).

4. В творчестве М.В.Ломоносова научное наблюдение неотделимо от эстетического любования природой и от религиозных размышлений В одах «Утреннее размышление о Божием Величестве» (1743) и «Вечернее размышление при случае великого северного сияния"(1743) в поэтической форме и в то же время как ученый-естествоиспытатель он описывает явления природы — восход солнца и сопровождает их вызванными этой картиной своими рассуждениями о процессах, происходящих на солнце. Он пытается понять и научно объяснить природу северного сияния, высказывает мнение о его происхождении из движений эфира. При этом для подкрепления своих догадок и мнений за последними ответами на свои вопросы он обращается к Божиему Величеству, которого называет Творцом. Признавая, что «промысел Высшего господствует во всем», он в то же время считал, что приращению наук вредны рассуждения, в которых вместо исследования «выучивают наизусть три слова «Бог так сотворил» и сие дают в ответ вместо всех причин» (Ломоносов, 1986, т.1, с.394).

В творчестве М.В.Ломоносова наука и религия в известном смысле автономны, это разные силы духа, они не мешают друг другу. «Науки подают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины» (Ломоносов, 1986, т.1, с.119).

«При сем христианская вера стоит непреложна» (Ломоносов, 1986, т.1, с.336).

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой — свою волю. Первая — видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество… Вторая книга — священное писание. В сих пророческих и апостольских боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в… книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных, в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учителя. Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре можно научиться астрономии или химии» (Ломоносов, 1986, с.336) — эти слова М.В.Ломоносова точно воссоздают его научно-философскую позицию, в которой свободное изыскание истины не стесняется верой и религиозным чувством, но и невозможно без них. В соответствии с этим в структуру университета не был включен богословский факультет («богословский оставляю синодальным училищам». — писал М.В.Ломоносов (Ломоносов, 1986, с.158).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... воронки вихрей астральных (привычки и страсти) могут втянуть в себя дух (т.е. бессмертного человека), язвы которого не изжиты на ... религий и значение веры в жизни человека, кажется совершенно немыслимым, что наука может с такой легкостью закрывать глаза ... феномена Монро» проводился при участии Института Монро (Института Прикладных Наук) в Фабере, штат Виргиния, кафедры психиатрии университета при ...

5. Историзм как важнейшая особенность методологии М.В.Ломоносова. В самом начале своих рассуждений о надежных правилах научного познания он требовал «твердо помнить, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены… Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано, будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом и потому-де не надобно исследовать причин… Таковы рассуждения весьма вредны приращению всех наук» (Ломоносов, 1986, т.1, с.394).

6. Достигнув причин, научное знание должно получить «полезное в жизни употребление… наука…служит к великому облегчению трудов наших» (Ломоносов, 1986, т.1, с.426).

Вместе с тем утилитарные задачи должны подчиняться главной цели научного познания — «строгому и правильному разысканию истины» (Ломоносов, 1986, т.1, с.217).

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

... способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в ... профессиональной специализации в рекламе. Финансовый директор – человек, под руководством которого работает несколько сотрудников, занимающихся ... занимается воплощением задуманного проекта в жизнь. Визуализатор – человек, который представляет идеи копирайтера в визуальном виде. ...

Составляя проект регламента Академии наук, М.В.Ломоносов определил права и обязанности ученого, важнейшим качеством ученого считал его стремление больше к приумножению знания, «нежели для своего прокормления» (Ломоносов, 1986, т.2, с.358).

Бедой называл М.В.Ломоносов злоупотребление ученым свободы, когда он превращает свой труд в ремесло и орудие для заработка, тогда как цель науки — расширение света истины.

7. Для научного творчества необходима четкая гражданская позиция ученого, его умение связать свои научные исследования с государственными интересами. С этим связан подлинный патриотизм М.В.Ломоносова как человека науки, испытываемое им чувство национальной гордости. С.М.Соловьев назвал М.В.Ломоносова «великим деятелем в истории народа», «великим глашатаем народной мысли, выразителем народного сознания» (Соловьев, 1996, с.547).

«Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» (Ломоносов, 1986, т.2, с.358).

Свою позицию М.В.Ломоносов выразил в письме к одному из руководителей Петербургской академии наук Г. И.Теплову. Здесь он писал; «За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю… я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет; стоял на них смолода, на старость не покину» (Ломоносов, 1986, т.2, с. 331 — 332.

8. Пропаганда науки, ее значения для человека составляет важнейшую задачу ученого. В философско-просветительской поэме «О пользе стекла» М.В.Ломоносов не только изложил достоинства, которых у простого стекла не меньше, чем у минералов и золота, но и раскрыл его пользу для человека. Из чистого стекла мы пьем вино и пиво, в секле храним и составляем лекарства, видим себя в зеркале, из стекла сделаны очки, Кеплер и Ньютон познали законы преломления световых лучей в стекле, в «зрительных трубах» стекло являет нам небесное пространство, микроскоп открыл тайны невидимых глазом частиц и мн. др.

9. Важнейшей составной частью мировоззрения является понимание человека. М.В.Ломоносов следовал демократическим принципам, утверждал несословную ценность человека. Не принадлежность к знатному роду, а личные заслуги и природные дарования определяют ценность человека. В первом параграфе составленного М.В.Ломоносовым «Проекта регламента московских гимназий» (1755) провозглашалось: право поступления должно быть предоставлено всем сословиям без каких-либо ограничений, в том числе и детям крепостных крестьян, при условии, если «помещик, усмотрев в ком из них особливую остроту, пожелает его обучать в Московской гимназии и в Университете свободным наукам» (Ломоносов, 1986, с. 167. Много претерпев из-за своего невысокого происхождения, М.В.Ломоносов обогатил российскую науку, так что его по праву называют отцом русской науки.

Вклад М.В.Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России

У М.В.Ломоносова нет специальных психологических трактатов. В то же время, однако, его вклад в развитие психологической науки в России является общепризнанным. Во всех своих научных трудах, публичных выступлениях, а также в письмах, заметках, «репортах» (отчетах о работе в Академии), деловых записках он развивает психологические идеи. Они охватывают практически все стороны душевной жизни человека — от самых элементарных ощущений до сложнейшей динамики чувств и страстей и в совокупности складываются в достаточно целостную систему. Собственные психологические идеи развиваются в контексте созданной им научно-философской концепции, а также в соотношении и с опорой на авторитеты своего времени — философско-психологические учения Декарта, Спинозы, Локка, Лейбница, Хр. Вольфа, учителя Ломоносова, благодарное отношение к которому он пронес через всю свою жизнь.

В основу объяснения ощущений Ломоносовым было положено созданное им научно-философское учение о природе, развиваемое в естественнонаучных трудах, главным образом, по физике и химии. Ощущения рассматривались как продукт воздействия объектов физического мира на человека. Воздействие осуществляется посредством «совмещения» (сцепления) мельчайших, неуловимых органами чувств частиц материи внешних тел (воздействующего объекта) с частицами материи нервного окончания в органах чувств. Возникающие в нервных окончаниях движения по механическим законам передаются по всему нерву до самого мозга. Описываются ощущения различных модальностей — обонятельные, осязательные, вкусовые, слуховые, зрительные, которые объясняются этим единым для всех них механизмом; указывается на факт связи различных ощущений между собой, например, зрительных и вкусовых, зрительных и слуховых и т. п. На основе наблюдений и многочисленных опытов, а также многолетних теоретических исследований Ломоносов разработал теорию света и выдвинул трехкомпонентную теорию цвета. На ее основании он дал объяснение физиологических механизмов цветовых явлений. По мысли Ломоносова, цвета вызываются действием трех родов эфира и трех видов цветоощущающей материи, составляющей дно глаза. С трехкомпонентной теорией цвета и цветового зрения Ломоносов выступил в 1756 г. Она выдержала проверку историей научного познания. В 1807 г. английский физик Т. Юнг, немецкий естествоиспытатель Г. Гельмгольц во второй половине XIX в. развивали трехкомпонентную теорию зрения.

Исключительно богаты психологическим содержанием сочинения Ломоносова по грамматике и риторике. В них он переходит от объяснения психических процессов, направленных на познание природы с целью открыть «завесу внутреннего святилища натуры», к описанию жизненных свойств, принадлежащих человеку как одушевленному существу. В сочинениях по риторике он перечисляет следующие психические образования и процессы, составляющие жизненные свойства человека: представления (идеи, в терминологии Ломоносова) памяти и воображения, работу творческого воображения, рассуждение, волю, чувства и страсти, мудрость, приобретенные дарования («благородие, счастие, богатство, слава, власть), телесные дарования и свойства (пол, сила, красота, здоровье), чувства (зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание).

В связи с задачами развития русского литературного языка в его значении для развития национального самосознания большое место занимают вопросы языка, особо подчеркивается красота, великолепие, сила и богатство российского языка, дается психологический анализ речи, анализируются ее функции как важнейшего средства духовного развития человека и необходимого условия существования и функционирования общества.

Особый интерес представляет учение Ломоносова о страстях и их выражении в речи. Оно излагается в его сочинениях по риторике, поскольку, по мысли Ломоносова, убедительность речи достигается не только ее содержательностью, ясностью, доказательностью и строгой логикой, но эмоциональным влиянием слова: слово оратора должно захватывать воображение и душу слушателя, возбуждать в нем любовь или ненависть, желание или отвращение. Отсюда вытекает необходимость изучения страстей. Страсть определяется как сильная чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенным движением крови и жизненных духов, причем всегда бывает услаждение или скука. Таким образом в страстях выделяются три компонента: эмоциональный (удовольствие или неудовольствие), волевой (желание или отвращение) и физиологический (движение крови).

Дается тщательное описание отдельных страстей. К ним он относит радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, надежду, боязнь, гнев, милосердие, любовь, ненависть, удивление, подражание, отчужденность, зависть, мщение. Выделяются важнейшие характеристики страстей: их противоречивость и динамизм, возможность одновременного переживания противоположных страстей, например, ярости и отчаяния. Страсть и разум рассматриваются в их взаимовлияниях, на этой основе устанавливаются правила «утоления» страстей. Главным средством воздействия на страсть является ум. Холодные доводы ума призваны показать отрицательные стороны предмета нежелательной страсти, направить все силы человека на развенчание объекта и тем самым устранить направленность на него.

В своих психологических рассуждениях Ломоносов подходит к целостному пониманию личности, таких ее свойств (признаков) как активность и связанные с ней деловые, профессиональные и нравственные качества. В его работах, как научных трактатах, так и в различных деловых записках содержатся представления о различных профессиях и психологических требованиях, которые они предъявляют к человеку. Эти идеи высоко оценены специалистами и квалифицируются как профессиологическая концепция, поучительная и для современных психологов. Причина обращения Ломоносова к этим вопросам коренится в общей направленности его научных исканий на решение жизненно важный проблем для человека и общества в целом.

В письмах, официальных записках и отчетах по вопросам работы Академии и гимназии он дает яркие характеристики ученых, общественных деятелей, с которыми взаимодействовал и которых хорошо узнал по их делам. В этих материалах он выступает глубоким психологом, подлинным аналитиком человеческой души, в том числе, и собственной. За текстами его трудов зримо выступает нравственный облик самого их автора, гениального мыслителя и великого человека. Поэтому справедливо отмечено специалистами, что его труды являются материалом к личности Ломоносова, запечатленной им самим.

В настоящее время труды М.В.Ломоносова сохраняют свою значимость для психологии не столько своим буквальным содержанием, конкретными описаниями психических явлений и трактовкой их механизмов, сколько теми задачами и целями, которые он ставил перед научным исследованием душевного мира человека. Именно гуманистическая направленность его психологической мысли как важнейший компонент наших научных традиций особенно важна и актуальна для современной науки.

Список литературы

  1. Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета: 1755 — 1855. — М., 2001.
  2. Ломоносов М.В. Избранные произведения. В 2-х т. — М., 1986.
  3. Ломоносов М.В. Избранная проза — М., 1986.
  4. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. XX. Работы разных лет. — М., 1996.

21.10.2011

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector