Лава 1. Функциональные системы в психофизиологии.

1.1. Нервная система как основная функциональная система человека.

Функциональными системами называется совокупность объединенных анатомически органов, выполняющих определенную функцию. Выделяют следующие функциональные системы: нервную, опорно-двигательную, кровеносную, эндокринную, иммунную, дыхательную, репродуктивную, выделительную, пищеварительную, органы слуха, обоняния и зрения. Нервную система считается основной функциональной системой.

Нервная система представляет собой целостную морфологическую и функциональную совокупность взаимосвязанных нервных структур, которая обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма, реакцию на изменения условий внутренней и внешней среды. НС подразделяется на Центральную Нервную Систему (ЦНС) и Периферическую Нервную Систему.

ЦНС представляет собой головной и спиной мозг.

Головной мозг, защищенный черепной коробкой, включает в себя три отдела: задний, средний и передний.

Задний отдел состоит из продолговатого мозга, моста и мозжечка. Продолговатый мозг осуществляет жизненно важные функции- в нем находятся центры, регулирующие дыхание, пищеварение, сокращение сердечно-сосудистой мышцы, защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота).

Мост – это часть заднего мозга, через которую проходят нервные пути, связывающие задний отдел со средним и передним. От моста отходят лицевые и слуховые нервы.

Мозжечок располагается в затылочной зоне и обеспечивает сохранение равновесия и тонус мышц-разгибателей.

Средний отдел отвечает за чувственные и двигательные реакции, а так же слух и зрение. Через него проходят пучки нервных волокон.

Передний отдел состоит из двух отделов- промежуточного мозга и больших полушарий. Промежуточный мозг образован таламусом и гипоталамусом. Таламус обрабатывает и интегрирует сигналы, поступающие в кору головного мозга от нейронов спинного, среднего мозга и мозжечка. Гипоталамус отвечает за работу желез внутренней секреции: гипофиз, щитовидную железу, работу надпочечников. Гипофиз – это железа внутренней секреции, находящаяся в промежуточном мозге, которая отвечает за регуляцию температуры тела, чувств жажды и голода, управление внутренними органами.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... повышу ур-ня обмена вещ-тв, целенапр повед Слуховая система. Периферический отдел слухового анализатора: наружное, среднее и внутреннее ухо: их строение и функции. 1.Наружное ухо – хрящ ... рецепторы). Рецептор – специализированная клетка, воспринимающая особый вид раздражения и преобразующая его в нервный процесс. Рецепторный потенциал – изменение мембр потенциала в ответ на стимул. абсолютный ...

Большие полушария подразделяются на следующие доли: лобная, теменная, затылочная и височная. Кора больших полушарий содержит в себе чувствительную и двигательную зоны [20].

Мозг человека состоит из 1012 нервных клеток, называемых нейронами. Нейроны соединены между собой отростками — проводниками и тем самым образуют нервные сети различной сложности. Это способствует, в свою очередь, созданию сети головного мозга. Нервная клетка, нейрон, состоит из трех частей: тела, дендритов и аксона. От тела отходит аксон- как раз тот самый отросток-проводник, чья основная функция- передача электрического импульса. Так же от тела дендриты, многочисленные короткие, являющиеся, своего рода, приемниками информации. Любые виды информации, которые циркулируют в нервной системе, передаются по нейронным сетям в виде электрических импульсов. Нейроны неоднородны по своему составу. Различают аффекторные (сенсорные) нейроны, которые проводят информацию от мышц и органов чувств к спинному и головному мозгу; эффекторные (моторные) нейроны, которые посылают «инструкции» от спинного и головного мозга к периферии тела, и интернейроны (промежуточные), которые отвечают за коммуникации внутри центральной нервной системы.

Теперь кратко рассмотрим спинной мозг. Он представляет собой почти цилиндрический столб нервных тканей длинной около сорока сантиметров. Спинной мозг располагается в позвоночнике и выполняет следующие функции: позволяет осуществлять простые нервные реакции и является, свое рода, путем между головным мозгом и периферической нервной системой.

 

Перейдем к следующему виду нервной системы. Периферическая нервная система представляет собой нервные узлы, нервные сплетения и нервы. Последние связывают мозг и нервные узлы с внутренними органами. ПНС так же подразделяется на соматический и вегетативный отделы. Соматическая система выполняет двойственную задачу. Во-первых, она собирает информацию об окружающем мире от органов чувств (то есть органов обоняния, зрения, слуха, языка, кожи), в которых находятся рецепторы- нервные окончания, чувствительные к раздражителям. Рецептор вырабатывает сигнал (импульс), который от этих рецепторов переносится в центральную нервную систему по чувствительным нервным волокнам [23]. Во-вторых, соматическая система передает сигналы по двигательным волокнам от центральной нервной системы к скелетным мышцам, вызывая таким образом движение[22].

Вегетативная нервная система — это часть нервной системы, обеспечивающая регуляцию внутренних органов, таких как сердце, легкие, желудок, кишечник, мочевой пузырь, половые органы и кровеносные сосуды (то есть таких органов, работа которых не зависит от воли человека), а так же постоянство состава внутренней среды. Вся вегетативная система контролируется участком головного мозга, называемым гипоталамус. Он получает информацию о любом изменении, к примеру, изменении в химическом балансе организма, и корректирует вегетативную систему с целью вернуть организм к правильному балансу[22].

3 стр., 1170 слов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

... ными и другими впечатлениями о внешних объектах. Формирование в коре головного мозга временных связей пер­вой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинает­ся уже через ... синтез заканчивается формированием программы действия: 1) эфферентной програм­мы действия (последовательности нервных команд, поступающих к исполнителям: мышцам, внутренним органам) и 2) акцептора результата действия ...

 

Заимосвязь психики и нервной системы.

Как же связаны психика и нервная система человека? Очень просто: психика является своего рода ответом на активность человека, его нервной системы. Предлагаю рассмотреть это подробнее.

Я уже говорил о таких понятиях, как «нервные узлы», «нейроны», «нервы» и «нервные волокна», а так же упоминал о их связи с головным мозгом.

Вспомним: на орган чувств произошло определенное воздействие. Мы что-то услышали, что-то увидели, попробовали на вкус- главное, что было воздействие, воздействие внешнего раздражителя. Рецептор принял на себя это воздействие, выработал сигнал, электрический импульс, который по нервным волокнам (нервному пути) и центрам ствола мозга попадают на кору больших полушарий.

В свою очередь полушария разделены на следующие зоны: сенсорные зоны, моторные зоны и ассоциативные зоны. Сенсорные зоны в свою очередь имеются теменной, лобной, височной и затылочной долях коры головного мозга. В теменной зоне находятся зоны общей чувствительности, в затылочной – зрительная, в височной- слуховая. В соответствии с тем, на какой орган чувств действует раздражитель, нервный импульс, достигая коры головного мозга, попадает в соответствующую зону. При этом складывается образ или ощущение. Приведем пример. Нам дают кусок пирога. Мы его видим, чувствуем его запах, а когда пробуем, то ощущаем вкус. Итак, на органы зрения, обоняния и вкуса было произведено воздействие, у нас сложился образ объекта, представление о его внешнем виде, форме, размере, у нас сложилось ощущение о его качествах (сладкий, приятно пахнет).

Моторная зона. Отвечает за управление движениями и располагается в лобной доле коры головного мозга. В свою очередь лобная доля отвечает не только за произвольные движения, но и за процесс самоорганизации и концентрацию внимания [18].

Ассоциативная зона. Отвечает за такие процессы, как восприятие, память, воображение, мышления и речи и необходима для планирования действий. Также располагается в лобной доле [18].

Таким образом, можно сделать вывод, что в функции мозга входят обработка сенсорной информации, поступающей из органов чувств, планирование, принятие решений, управление движениями, вниманием, памятью, восприятие и генерация речи, а также выполняет высшую функцию- мышление.

Однако, помимо этого мозг отвечает за положительные и отрицательные эмоции. Своего рода (подкорковым) центром эмоций является гипоталамус, который, как я сказал ранее, находится в промежуточном мозге, являющимся частью переднего. Кроме того, эмоции так же распределены по коре головного мозга. Изучение больших полушарий помогло выяснить, что левое полушарие в большей степени связано с возникновение и поддержкой положительных эмоций, а правое – с отрицательными [17].

Появление эмоций можно описать так: при достижение импульсом коры головного мозга, она приходит в состояние возбуждения, что приводит к перевозбуждению, которые лежат ниже коры. Иными словами, происходит нарушение (или восстановление) равновесия в соответствующих структурах ЦНС. Следует реакция, называемая эмоциональной [5]. Это может быть смех, плач, крик. То есть, происходит нарушение или исчезновение состояния, называемого «обычная сдержанность». Однако, кроме возбуждения так же может произойти и торможение, что приводит к сдерживанию внешнего проявления эмоций и чувств.

4 стр., 1875 слов

Из каких основных структур состоит нервная система человека?

... периферии организма человека. Головной мозг является высшей инстанцией нервной системы. Это самый крупный отдел центральной нервной системы. Масса мозга меняется в течение жизни человека. В состав головного мозга входят: ... логического мышления, чтения и письма) левым полушарием получил название функциональной асимметрии мозга. Правому полушарию достались процессы, связанные с регуляцией чувств. В ...

Проявление эмоций тесно связано с изменениями деятельностью функций организма, изменения во внутренней среде организма и во внешнем облике. Под первым подразумевают учащение или снижение частоты сокращения сердца, кровеносных сосудов, дыхания. Ко второму- изменения в скелетных и лицевых мышцах: изменения выражения лица, глаз, появление определенного характерного движения или жеста, специфическая интонация голоса. В зависимости от интеграции, интенсивность жизнедеятельности человека и его функциональных систем либо повышается либо понижается [10].

Стоит заметить, что важную роль в проявление эмоций играет вторая сигнальная система человека (речь).

Она расширяет область эмоциональных переживаний человека, предоставляет возможность целенаправленной передачи эмоционального опыта, а так же является физиологической основой высших человеческих чувств- моральных, интеллектуальных и эстетических [5].

Психика — это ответ на активность нервной системы человека. В ней формируется образ, обязательно эмоционально и чувственно окрашенный, то есть субъективный образ, ввиду чего отличающийся от истинного, объективного. Активное отражение человеком субъективного мира и действительности — системное свойство нервной системы. Картина мира не просто формируется, она приобретает определенный смысл и определенное значение, что является еще одним проявлением активности отражения внешней картины мира. Это называется сознание индивида.

Кроме того, активность проявляется в том, что нервные процессы, регулирующие поведение человека, возникают как из-за непосредственного воздействия внешней среды, так и под влиянием желаний, потребностей, интересов и прошлого опыта человека, его памяти.

Под повелением чаще всего понимается целенаправленная система последовательных действий, осуществляемая как как единство психических и исполнительных внешних действий, позволяющих субъекту, например, приближаться к объекту или удаляться от него а также преобразовывать их. Саморегуляция поведения является, своего рода, еще одним результатом определенных процессов нервной системы, образующемся вместе с картиной мира в сознание человека. Механизмы саморегуляции зависят от состояния нервной системой, а также проявления её свойств в виде психических феноменов, адекватных условий жизни и деятельности человека. Повреждение нервной системы, сильные стрессы, также последующие срывы влекут за собой нарушения самоорганизации и саморегуляции организма, его взаимодействие с окружающей средой и, в конечном итоге, изменения в отражение картины объективного мира.

1.3. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

Термин «функциональные системы», теория и модель функциональных систем были введен в 1935 году советским физиологом Петром Кузьмичом Анохиным. Предпосылкой создания ТФС являются полученные экспериментальным путем физиологические факты (такие как, например соединение нервных стволов), благодаря которым было выявлено подчинение отдельных систем (функций) целостному поведению. Дальнейшие исследования позволили Анохину обнаружить интеграцию физиологических процессов в единое целое [4].

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с ... (Р. Сперри – 1981г. - Нобелевская премия). Функциональная асимметрия полушарий мозга: одну и ту же ... социогенных и психогенных элементов. Биогенные: нервная система, система желез, обменные процессы, половые различия, анатомические ...

Какое же определение Петр Кузьмич Анохин дает понятию «Функция»? Функция — это достижение полезного результата в соотношение организма и среды. Таким образом, функциональная система, по мнению ученого, была динамической саморегулирующейся организацией, все составные элементы которой взаимодействуют для получения организмом полезного приспособительного результата. Этот «приспособительный результат» является показателем адаптации, необходимым для нормального функционирования организма. Функциональные системы организма складываются из нескольких различных по своему строению и предназначению элементов целого организма и на их деятельности и окончательном результате не отражается исключительное влияние какого-нибудь анатомического типу участвующей структуры. Компоненты, входящие в систему теряют свою свободу, и остаются лишь те из них, которые способствуют получению желаемого полезного результата, который является определяющим фактором для формирования функциональной системы.

Полезный результат- это обеспечение какого-либо качественно специфического соотношения организма со средой, способствующего удовлетворению его потребностей.

Результаты могут подразделяться на несколько групп:

1) Метаболические. Результаты, создающие для жизнедеятельности необходимые конечные продукты.

2) Гомеопатические. Результаты, являющиеся показателями состояния жидких средств организма (крови, лимфы) и обеспечивающие нормальный обмен веществ.

3) Поведенческие. Результаты, удовлетворяющие основные потребности живого организма.

4) Социальные. Результаты, удовлетворяющие социальные и духовные потребности человека.

Для достижения результатов разных групп формируются функциональные системы разного уровня, однако их структура в принципе однотипна и представляет собой совокупность пяти элементов:

1) Полезный приспособительный результат

2) Аппараты контроля (рецепторы)

3) Обратную связь

4) Центральную архитектонику- избирательное объединение нервных элементов различных уровней в аппараты управления.

5) Аппараты реакции- соматические, вегетативные, эндокринные, поведенческие.

Функциональные системы метаболического результата включают в себя только внутренние механизмы саморегуляции, определяют оптимальный для процесса метаболизма уровень массы крови, кровяного давления и реакции среды.

15 стр., 7028 слов

Саморегуляция личности

... и организмом [6]. Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками [17]. Саморегуляция - целесообразное функционирование живых систем ... основания для принимаемой программы действий. Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической ...

Гомеопатические Функциональные системы предусматривают внешние механизмы саморегуляции, взаимодействия организма с внешней средой, уровень питательных веществ, температуру тела и давление.

Поведенческие функциональные системы и социальные функциональные системы предусматривают внутренние и внешние механизмы саморегуляции, которые играют в равной степени равную роль.

Одновременно в организме человека моет работать несколько функциональных систем разного уровня, однако существуют определенные принципы их взаимодействия:

1) Принцип системогенеза;

2) Принцип многосвязного взаимодействия;

3) Иерархичность;

4) Последовательная динамичность взаимодействия;

5) Принцип системного квантования жизнедеятельности [24].

Предлагаю подробнее рассмотреть эти принципы.

Первый принцип, принцип системогенеза, есть ни что иное как созревание, развитие и избирательная редукция функциональной системы.

Принцип многосвязного взаимодействия определяет обобщенную деятельность различных функциональных систем, единство внутренней среды организма, изменения в результате обмена веществ и деятельности организма во внешней среде. При этом отклонения одного показателя внутренней среды вызывают перераспределение параметров результата совместной деятельности нескольких функциональных систем.

Иерархичность. Название говорит само за себя- функциональные системы разбивается на уровни, нищие из которых подчиняются высшим, в соответствии с биологической и социальной значимостью. Деятельность организма определяется доминирующей функциональной системой и первым достигается соответствующий результат. По достижению главенствующего результата, происходит достижение следующего по значимости.

Принцип последующего динамического взаимодействия. Понимается как четкая последовательность смены деятельности нескольких функциональных систем. Результат деятельности предыдущей является показателем для начала деятельности последующей системы.

Принцип системного квантования жизнедеятельности. Заключается в выделение в процессе жизнедеятельности некоторых «квантов» с их конечным результатом.

Таким образом, «полезный результат» достигается за счет двигательного (поведенческого) акта.

Поведенческий акт-это элементарный цикл соотношения целостного организма со средой, в котором выделяются системные процессы, то есть организация клеток клеточных процессов в единое целое- функциональную систему [4].

Для рассмотрения этого понятия необходимо сказать, что Анохин выделил две группы функциональных систем: первая группа- функциональные системы, которые обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма (функциональные системы метаболического результата) [4]. Вторая группа- функциональные системы, которые используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

10 стр., 4975 слов

Адаптация человека и функциональное состояние организма

... результате физиологической адаптации повышается устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и др. факторам. Изучение физиологической адаптации имеет большое значение для понимания процессов саморегуляции организма, ...

Складывается определенная схема сочетания частей функциональных систем в единое целое, определяющих поведенческий акт:

Афферентный синтез – принятие решения – акцептор результатов действия – эффективный синтез – формирование действия – оценка достигнутого результата.

Разберем предложенную цепь.

1) Афферентный синтез – это процесс передачи импульса от рабочего органа к нервному центру. На его формирование влияют следующие факторы:

а) Мотивационное возбуждение (потребность).

Появляется при возникновение какой-либо потребности и направлена на создание благоприятных условий для удовлетворения этих потребностей и существования организма.

б) Обставочная афферентация. Включающая в себе возбуждение от стационарной обстановки и возбуждения, которая ассоциируется с этой обстановкой.

в) Пусковая афферентация. Состоит в том, что, выявляя скрытое возбуждение, создаваемое обстановочной афферентацией, она приурочивает его к определенным моментам времени, наиболее целесообразным с точки зрения самого поведения.

г) Аппарат памяти. Заключается в том, что на стадии афферентного синтеза из памяти извлекаются и используются именно те фрагменты прошлого опыта, которые полезны, нужны для будущего поведения.

2) Стадия принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта – формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.

3) Следующий этап акцептор результатов действия- это, можно сказать, механизм, содержащий модель программируемых параметров будущих этапных и конечных результатов, а так же производящий сравнение результатов, которые были за прогнозированы, с теми, которые были получены.

4) Эфферентный синтез — выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам.

Далее идут стадии формирования действия и оценки достигнутого результата – обратная связь. Идет сравнение полученных результатов с запрограммированными а акцепторе результатов действия.


 

Лава 2. Описания экспериментальных исследований функциональных систем в психофизиологии.

2.1. Методы исследования саморегуляции ФС.

Теория функциональных систем Петра Кузьмича Анохина способствовала разработке методик, описывающих процессы саморегуляции функциональных систем организма. Эксперимент был проведен в городе Курске, в Курском государственном медицинском университете. В нем приняло участие двести двенадцать испытуемых, из которых сто двадцать женщин и девяносто два мужчины в возрасте от девятнадцати до двадцати шести лет [8]. Исследовались процессы саморегуляции функциональных систем, относящихся к психическому уровню индивидуальности. В начале исследования испытуемым показывали эталон, то есть образец правильно выполненного задания с учетом единиц измерения, после четыре пробных испытания при наличие обратной связи ее отсутствии и, наконец, пятьдесят контрольных тестирований.

16 стр., 7628 слов

Формирование толерантности с точки зрения космопсихологии

... «Омега-С», которая показывает уровни функциональной активности организма и его систем: сердечно-сосудистой, нервной, ауру и чакры, ... учебные программы предметов, раскрывающих механизы самоосознания и саморегуляции человека, его космической природы и непосредственной ... – С.162–166. 4 Ильина Н.Л., Денисенко Н.Н. Формирование толерантного сознания в контексте современной космобио-ритмологии. Вестник ...

Первая методика — методика исследования саморегуляции восприятия пространственно-временных параметров (ПВП).

Испытуемый видел на экране компьютерного монитора горизонтальную линию десяти сантиметров, ограниченную черточками. В четырех случаях от левой границы в течение одной секунды «бежала» стрелка, которую нужно было остановить нажатием кнопки строго над правой границей. При проведение пятидесяти контрольных экспериментов, задача была усложнена: начиная «бег», стрелка неожиданно исчезала. От испытуемых требовалось спрогнозировать момент движения стрелки над правой чертой и своевременно нажать кнопку. Это усложнение (и методика в целом) основывалась на необходимости испытуемых запомнить интервал времени в одну секунду, соотнеся его с длинной линии, скоростью бега стрелки и построить прогноз наступления момента прохождения стрелки-указателя над правой меткой. Ошибки определялись положением стрелки на мониторе до 1 миллиметра.

Вторая методика — это методика исследования саморегуляции восприятия длительности звучания частого тона (ДТ).

Испытуемым в пробных экспериментах в течение одной секунды предъявлялся чистый тон в семьсот герц. В контрольных экспериментах тон включался автоматически, а выключался только при нажатии испытуемым кнопки. При этом испытуемый должен выключить тон точно через одну секунду после начала подачи. Ошибки определялись с точность до 0,01 секунды.

Третья методика — методика исследования саморегуляции восприятия высоты частого тона (ВТ).

Теперь испытуемым предъявляли чистый тон частотой семьсот герц, но уже в длительностью в пять секунд. В контрольных измерениях частота тона была уменьшена до шестидесяти пяти ста герц. От испытуемых требовалось повысить частоту тона до начальной. Ошибки фиксировались с точностью до 1 Гц.

Четвертая методика — это методика исследования саморегуляции восприятия линейных размеров (ЛР).

Испытуемые снова видели на мониторе десяти сантиметровую линию, но теперь лишь в течение пяти секунд. После линия уменьшалась до одного сантиметра. Испытуемый нажатием на клавишу должен был восстановить размер линии. Ошибки определялись до 1 миллиметра.

Во всех четырех методиках присутствуют следующие принципы:

1) Задания воспринимаются как интеллектуальные испытания, ставятся на первое место потребность в самоутверждение и мотивация на достижение высоких результатов.

2) Формируется акцептор результатов с моделью деятельности.

3) Программируется избирательное восприятие необходимых компонентов действия.

12 стр., 5727 слов

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система

... остается практически здоровым. Функциональная устойчивость заложена в самой природе человека, она обеспечивается механизмами саморегуляции, т.е. такой формой взаимодействия в организме, при которой отклонение ... называется гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой всех систем и подсистем организма с помощью механизма саморегуляции. В данном механизме важную роль играет звено ...

4) Достигнутые результаты сравниваются с запрограммированными и прогнозами и оцениваются.

В результате исследования были рассчитаны динамические характеристики (показатели саморегуляции.

К1- средняя ошибка (результативность деятельности);

К2 – вариативность (изменчивость) оценок;

К3 – тенденция к переоценки или недооценки;

К4 – средняя величина переоценок;

К5 – средняя величина недооценок;

К6 – прогресс точности;

К7 – стабилизация саморегуляции;

К8 – степень уменьшения вариативности оценок;

К9 – степень повышения точности саморегуляции при введении обратной связи;

К10 – степень повышения стабильности саморегуляции при введении обратной связи;

К11- гибкость перепрограммированности деятельности после получения информации о прошлом результате.

К12 –чувствительность к обратной связи;

Факторная структура коэффициентов саморегуляции

Ормирование альтернативной функциональной системы при изменении функционального состояния.

Функциональное состояние – это, можно сказать, показатель уровня функционирования организма в целом и его отдельных систем. Функциональное состояние включает в себя комплекс процессов, происходящих в организма, таких как: сердечно-сосудистые процессы, дыхание, мимика и пантомимика, формирование и отражение картины мира, интонация, поведенческие установки, эмоции и чувства [1]. Экспериментально доказано, что изменения функциональных состояний влияет на формирование функциональной системы, её изменения и даже формирование альтернативной функциональной системы[2]. Исследования проводились с 2001 до 2010 года в лаборатории научно- исследовательского института экспериментальной медицины. В нем приняло участие сто четырнадцать человек: мужчины в возрасте от 36 до 38 лет и женщины в возрасте от 41 до 49 лет. Здоровья испытуемых различалось: из мужчин пятнадцать были здоровы, у двадцати девяти мужчин и пятидесяти наблюдались психогенные и психосоматические нарушения, то есть нарушения (заболевания).

В контрольную группу попали только двадцать человек- десять мужчин и десять женщин [10].

Здоровые испытуемые были подвержены электроэнцефалографии, ЭЭГ, в цикле «бодрствование — дремота – сон», а те, у которых наблюдались психосоматические отклонения по мимо ЭЭГ – тестированию, включающему в себя реактивную тревожность, субъективное время, частота сердечно-сосудистых сокращений, количество гемоглобина и глюкозы в крови, а так же коррекционные сеансы. Повторные измерения проводились через шесть месяцев.

Экспериментальным путем было выявлено, что показатель и регулятор такой функциональной системы как организация (процессов) является кора головного мозга. Выяснилось, что при изменении в ней процесса «возбуждение-торможение» у некоторых испытуемых происходит формирование альтернативной функциональной системы организации. Так у здоровых испытуемых формирование альтернативной функциональной системы произошло при смене состояний бодрствования, дремоты и сна. В состояние бодрствования были зарегистрированы альфа-ритмы. При переходе в состояние дремоты происходило их расщепление, а при засыпании был зафиксирован переход в дельта и тета-ритмы. При отсутствии перехода из состояния дремоты в состояние сна, зарегистрировано состояние релаксации, то есть отсутствие полного изменения функционального состояния [10].

Анализ ЭЭГ у испытуемых с психогенными и психосоматическими нарушениями, при наличии заболевания невроз, выраженный в депрессии, тревоги и астении формирование альтернативной функциональной системы является, своего рода, защитной реакцией, вызванная изменениями в коре головного мозга пространственно-временных взаимосвязей, а также подкорковых связей и связей внутри полушарий головного мозга. Есть вероятность, что формирование альтернативной функциональной системы и подержание их в течение всей жизни организма сопровождается прекращением работы других систем, что свидетельствует нестабильности процесса формирования.

При прохождении испытуемыми с психогенными и психосоматическими нарушения коррекционных сеансов, у них наблюдалось сокращение частоты сердечно-сосудистых сокращений, снижению уровня глюкозы и адреналина в крови. Это говорит об улучшение сердечно-сосудистой системы организма и устойчивости такого состояния как жизнеспособность. Наблюдалось улучшение показания Энцефалографии: до коррекционных сеансов наблюдалось нарушение системной организации межкурсовых и подкорковых связей, а после — гармонизация этих связей. Так же наблюдалось снижение уровня реактивной тревожности.

При проведение повторных исследований, которые были контрольными, обнаружилось сохранение положительного уровня испытуемых параметров, которые подверглись коррекции. Можно даже сказать, что уровни показателей были приближены к показателям здоровы испытуемых.

Убедимся в результатах исследования на примере таблицы.

 

Еория функциональных систем и управление тренировочным процессам спортсменов.

Высоких спортивные результаты достигаются, как известно, усиленными тренировками, во время которых происходят изменения функциональных состояний, а как следствие функциональных систем, адаптация организма к этим изменениям.

Спортивная деятельность человека – это тоже, своего рода поведенческий акт, совмещающий в себе двигательные акты (тренировки, соревнования), а так же мотивацию (желание победить).

Таким образом, спортивную деятельность можно рассматривать с точки зрения теории функциональных систем П.К. Анохина. Доминирующей функциональной системой в данном случае будет являться физиологическая возможность спортивной деятельности, а систематизирующий фактор поведения спортсмена является планируемый спортивный результат.

Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения. П.К. Анохин рассматривал поведение как совокупность поведенческих актов, то есть изменения всего целостного соотношения всего организма и со средой, их обмен между собой информацией. Этот обмен может быть описан только через соотношение внешнюю среду и процессы внутри организма- через системный критерий [15].

Вспомним цепь поведенческого акта: мотивационным возбуждение(потребность) в данном случае является желание победить. При этом мотивация сопровождается эмоциональной окраской, которая влияет на спортивную деятельность. Эта потребность удовлетворяется в том случае, ели ее сила преобладает над другими потребностями. Это сопровождается извлечением из памяти накопленный спортивный опыт. Опыт, сохраненный в памяти, дает спортсмену преимущество, так как для организации спортивной деятельности большое значение имеют ранее приобретённые и отточенные при помощи тренировок спортивные навыки. Кроме того, на поведение спортсмен оказывает влияние информация о внешней среде, поступающая в мозг в процессе тренировки и соревнований.

Совокупность мотивации, эмоционального состояния и настроя, наличие информации и спортивного опыта создает у спортсмена определенную установку на достижение результата, который был им запланирован. В данном случае большую роль играет тренер, советы которого дают спортсмену возможность правильно выполнить определенную последовательность действий и сформулировать установку на достижение высокого результата. Таким образом мы перешли к стадии принятия решения, на которой происходит формирование акцептор будущего спортивного результата, состоящий из представлений о предполагаемом спортивном результате и физиологических параметрах, которые необходимы для его достижения и тех, которые имеются у спортсмена.

Следующий этап, собственно, сам, уже сформировавшийся акцептор действия. На этом этапе во время тренировок происходит сравнение предполагаемого (желаемого) результата и результата, имеющегося на данный момент. На этом этапе происходит эмоциональная оценка. Если результаты совпадают, то эта оценка имеет положительный характер Если же не совпадают, и реальные результаты ниже предполагаемых, то отрицательный. Оценка должна заставить спортсмена (и если необходимо, тренера) проанализировать процесс тренировки и по возможно изменить его.

Пришло время сказать, что в процессе тренировки большое значение имеет динамика физиологических показателей: показания ЭКГ. Был проведен эксперимент: спортсмен тренировался индивидуально, согласно разработанной тренером программой. Перед началом нагрузки, длительность кардиоинтервалов спортсмена было постоянным, на среднем уровне. Далее была разминка, состоявшая из двух этапов. На первом этапе был выявлен переход смена состояния покоя состоянием двигательной активности и мышечного напряжения, а так же учащение пульса и сердечно-сосудистых сокращений, длительность кардиоинтервалов стала меньше. Однако на втором на втором этапе мышечное напряжение уменьшилось, показание длительности кардиоинтервалов оказалась выше, чем состояние покоя, но ниже, чем на первом этапе.

В момент максимальной нагрузки был зафиксирована минимальная длительность кардиоинтервалов. При этом в начале тренировки длительность падала, а в конце наоборот повышалась.

Восстановление физиологических параметров спортсмена был выявлен переход из состояния нагрузки в состояние покоя, увеличение длительности кардиоинтервалов к первоначальному уровню.

В момент отдыха физиологические показания практически восстановились[25].

Таким образом, можно сделать вывод, что показания параметров важно для определения функционального состояния, а соответственно и функциональных систем человека в данный момент времени [15].

При каждой последующей тренировки, во время которой происходит достижение промежуточного результата, происходит увеличение физической нагрузки на спортсмена. На последней тренировки и на соревнованиях этот увеличение достигает максимального уровня. Важно, что бы этот уровень не был превышен, иначе неизбежны сбои и срывы функциональных систем организма и ухудшение функционального состояния и здоровья человека. Выявлены общие тенденции изменения систем при увеличении нагрузки: Частота сокращения сердечной мышцы, давление, приток крови, количество адреналина в ней к голове, пульс и физическая работоспособность спортсмена увеличивались, а общее периферическое сосудистое сопротивление и кислородный запас уменьшались. Здесь необходимо сказать о таком понятии как «физиологическая цена», которую платит спортсмен за достижение сначала промежуточного, а затем и конечного результата своей деятельности. Под «физиологической ценой» понимаются все те изменения в гомеостатических функциональных систем (то есть систем, действия которых направленны на сохранения способности организма к нормальной жизнедеятельности, функционированию и саморегулированию), которые происходят в период от начала тренировки, до соревнований. «Цена» увеличивается пропорционально нагрузкам спортсмена: чем больше нагрузка, тем больше должен «заплатит» спортсмен за результат [15].


 

ывод.

Теория функциональных систем П.К.Анохина изменила стратегию исследования человека в различных сферах науки, в том числе в психофизиологии: в попытках соотнести различные психофизиологические индивидуальные свойства со структурными элементами единого целого, а также использование системного подхода в изучению нейрофизиологических основ психики и нового направления в психологии — системной психофизиологии

Данная теория показала, что работа всего организма обусловлена взаимодействием нескольких функциональных систем. Эти функциональные системы могут быть различны по своим уровням, различных по своему строению и предназначению. Цель этого взаимодействия- достижение полезного результата, являющегося системообразующим фактором функциональных систем. Достичь результата – значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

Таким образом, можно сказать, что при функционирование система изменяется, а любое её изменение направлено на получение пользы.

Теория функциональных систем описывает организацию процессов жизнедеятельности в целостном организме, взаимодействующем со средой, и экспериментально подтверждена важность знаний теории функциональных систем во многих сферах жизни общества.


 

аключение.

1) Нервная система является основной функциональной системой живого организма, так как она способна регулировать деятельность других систем нашего организма, являясь между ними, своего рода связывающим звеном. Нервная система состоит из Центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и Периферической нервной системы (нервы, нервные узлы), которые так же взаимодействуют друг с другом при осуществлении нервных реакций и процессов.

2) Являясь главной функцией живого организма, нервная система базой для психических процессов. Психика формируется по воздействием активности нервной системы. Это выражается в формировании субъективного образа картины окружающего мира, отличного от реального и эмоционально окрашенного, регуляции поведения человека осуществляемая как внутренними влияниями желаний, памяти, опыта, так и непосредственно внешней средой.

3) Основоположником теории функциональных систем является русский ученый Петр Кузьмич Анохин. Он дал определение, классификацию функциональных систем, принципы их работы и цель- достижение полезного результата.

4) Экспериментально доказано, функциональные системы живого организма зависят от его функционального состояния и при их изменение тоже терпят меняются либо происходит формирование новой, альтернативной функциональной системы, которая призвана защищать такие функции организма, как жизнеспособность. То есть альтернативная система несет жизнесберегающую функцию. При этом изменения происходя во всех уровнях гомеостазиса и носит адаптационный характере.

5) Одним из свойств всех функциональных систем живого организма является способность к саморегуляции, обеспечению функциональной системой на постоянном уровне каких-то констант организма. Саморегуляция достигается засчет наличия обратной связи.

6) Проведенные экспериментальные исследования показали важность теории функциональных систем во многих сферах жизни общества. Например, в спорте. Воспитание спортсменов – очень сложный процесс, который должен включать в себя не только практику, но и теорию, достижения в области медицины, психологии, физиологии и, конечно, психофизиологии. Системное исследование процесса тренировка, как поведенческого акта, стала научно-обоснованным методом подготовки спортсменов. Благодаря знаниям в области теории функциональных систем и применением их на практике появилась возможность пересмотра тренировочного процесса и его усовершенствование, прогнозирование функциональных состояний спортсмена во время тренировки и самих соревнований, изменения этих состояний.


писок литературы.

1)Александров Ю.И. Психофизиология. -М.: «ИНФА», 2014; – 465с.

2) Александров Ю.И. Основы психофизиологии. — М.: «Современник», 2005; – 486 с.

3) Алейникова Т. В., Думбай В. Н., Кураев Г. А., Фельдман Г. Л.; под ред. Кураева Г. А.. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 384 с.

4) Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: 1968. – 536 с.

5) Баранова А.А. Киреева Н.Н. Общая психология и психология личности. СПб.: 2011 – 639с.

6) Батуев.А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем.: Учебник для вузов.3-е изд. СПб., 2006.

7) Безденежных Б.Н. Психофизиология: учебно-методический комплекс. М.: «ЕАОИ», 2011. – 207 с.

8) Бердникова Д.В. Методы исследования саморегуляции функциональных систем. // Вестник новых медицинских технологий. №1, том ХVIII, 2011. – С.22 — 24.

9) Берштен Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: 2003. – 303 с.

10) Булгакова О.С. Формирование альтернативной функциональной системы при изменении функциональных состояний. // Успехи современного естествознания. №3. 2013. –С.35, 36 – 39.

11) Вилюнас. В.К. Психология эмоционального явления. М.: 1976. – 146 с.

12) Гальперин С. Анатомия и физиология человека. М.: «Высшая школа», 2004. – 364 с.

13) Данилова Н.Н. Психофизиология. — М.: Аспект Пресс. – 2000. – 373 с.

14) Исаев А. П. Теория функциональных систем и строений. Проблемы адаптации и стресса. — // Человек. Спорт. Медицина. № 4 часть 44, 2005. — 8 с.

 

15) Классина С.Я. Методология теории функциональных систем как новый подход к управлению тренировочным процессом. — // Всестник новых медицинских технологий. № 4, том 19, 2012. – С. 119- 124.

16) Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: « Питер», 2003- 304с.

17) Козьяков Р.В. Психофизиология. – М.: «Директ – Медиа», 2013. – 163 с.

18) Немов Р.С. Психофизиология. – М.: «Владос», 2013. – 688 с.

19) Новиков С.А. Жизненый сценарий в свете теории функциональных систем Анохина П.К. // Российский медико-биологический вестник имени академика Павлов И.П. №3, 2013. – 175 с.

20) Нуркова В.В, Березанская Н.Б. Психология. М., 2005. – 484 с.

21) Привес М.Г. Анатомия человека. М: // Медицина», 2005. – 378 с.

22) Смирнова В.М. Физиология человека. – М.: // СО РАН,2001. – 568 с.

23) Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие. — М.: Академия, 2003. — 304 с.

24) Судаков К.В. Развитие теории функциональных систем в научной школе П.К. Анохина. // Вестник Международной академии наук. Русская секция. №1. 2011. – 5 с.

25) Физиология человека: учебное пособие для студ. мед. вузов / под ред Ю. И. Савченкова. ­ 2­е изд., испр. и доп. ­ Ростов н/Д. : Феникс ; Красноярск : Издат. проекты, 2007. ­ 155 с.