Компоненты общения и механизмы социальной перцепции

Тема занятия: Общение как самостоятельная форма активности человека

Цель занятия: сформировать представление об общении, а также продемонстрировать важность коммуникативной компетентности для врача.

Учебно-целевые вопросы занятия:

  1. Определение общения.
  2. Понятие социализации.
  3. Виды общения.
  4. Функции общения.
  5. Компоненты общения.
  6. Механизмы социальной перцепции.
  7. Понятие каузальной атрибуции.
  8. Факторы, влияющие на общение.
  9. Эффекты межличностного восприятия.
  10. Коммуникативные барьеры.

 

Определение общения

В современной психологии общение рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется – от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоком личностном общении и сотрудничестве со взрослыми.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накоп­ленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нор­мы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Общение – важ­нейший фактор психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психичес­кие процессы, состояния и особенности личности и поведения человека.

Общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Социализация

Развитие навыков общения происходит в процессе социализации. Социализация — это процесс превращения индивида со всем его врожденным потенциалом в члена общества, происходящий под влиянием воспитания и социальных условий. Социализация — это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

 

Этапы социализации:

1. Первичная социализация. В возрасте 3-х лет происходит устная идентификация «Я», становятся интересны сверстники.

10 стр., 4836 слов

Влияние традиционных праздников на процесс социализации ребенка

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА Большое место в жизни русского населения занимали народные праздники. Рассмотрим некоторые особенности народных праздников. Они являлись специфическим видом народной культуры, и многие из них уходили своими корнями еще в дохристианские, языческие времена; складываясь, развиваясь в течение веков, праздники сохраняли древние традиции и ...

2. Социализация подростка. Формирование отношения к группе и к себе.

3. Юношеская социализация. Формирование мировоззрения.

4. Социализация взрослых. Коррекция образа «Я».

Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

Виды общения

Существует несколько классификаций общения, в основе которых лежат разные характеристики.

Непосредственное общение происходит при непосредственном контакте участников общения. Для эффективного общения, в данном случае, необходимы оперативные навыки, умение корректировать процесс общения, в зависимости от поведения собеседника. Опосредованное общение осуществляется посредством средств массовой информации, произведений искусства и т.п. Сложность этого вида общения заключается в отсутствии обратной связи, невозможности корректировать процесс общения. Формальное общение обусловлено социальными ролями. В неформальном — большую роль имеют личностные отношения, его цель — психологический контакт. В норме они не имеют четких границ. Вербальное общение – речевое, где смысл слов имеет решающее значение. Невербальное — с помощью жестов, мимики.

Типы общения

Психологи выделяют три основных типа общения: импера­тивное, манипулятивное и диалогическое.

А. Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно характеризуется тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, стремиться кон­тролировать его поведение и мысли, принуждает к опреде­ленным действиям. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения — принуждение партнера к чему-либо — не скрывает­ся. В качестве средств императивного общения используются приказы, ука­зания, предписания, требования, угрозы и пр.

Б. Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его — оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скры­то. Как и императив, манипуляция стремится добиться кон­троля над поведением и мыслями другого человека.

3 стр., 1351 слов

Педагогическое общение как творческий процесс

124 КР Педагогическое общение как творческий процесс Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы педагогического общения 6 1.1 Ретроспективный анализ понятия «педагогическое общение» 6 1.2 Понятие, сущность педагогического общения 9 1.3 Технология педагогического общения 24 Глава 2. Изучение педагогического общения как творческого процесса 29 2.1 Общие положения исследования 29 2. ...

В. Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии парт­неров. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюде­ния ряда правил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на эмоциональное состояние со­беседника и собственное психологическое состояние (сле­дование принципу «здесь и теперь»).

2. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип «доверительности»).

3. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения («принцип паритетности»).

4. Направленность общения на общие проблемы и нерешен­ные вопросы (принцип «проблематизации»).

5. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и же­ланий (принцип «персонифицирования общения»).

Функции общения

По своему назначению общение многофункционально. Мож­но выделить пять основных его функций:

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе развития человека и становле­ния его как личности. В ходе развития внешние формы обще­ния ребенка и взрослого постепенно переходят во внутрен­ний план. Благодаря этому, взрослея, человек можем мысленно предста­вить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как ему нужно.

3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми человек может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точ­ку опоры в других людях.

Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных зна­ков внимания. Указанные действия направлены на поддержа­ние у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хоро­шего самочувствия.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо поло­жительных, либо отрицательных. Даже один и тот же че­ловек может вызывать в разных ситуациях различное отношение.

5. Внутриличностная функция общения — одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает значимые поступки.

Компоненты общения и механизмы социальной перцепции

Информационный компонент. В процессе общения люди обмениваются различными представлениями, идеями и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Обмен информацией возможен лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Эмоциональный компонент. При общении возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В процессе общения люди обмениваются эмоциями, настроениями, чувствами.

Перцептивный компонент. Включает закономерности восприятия людьми друг друга. В социальной психологии под социальной перцепцией понимают процесс восприятия так называемых «социальных объектов» в социальном контексте, под которыми подразумеваются люди, социальные группы и т.п.

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, а также различных социальных объектов.  

 

 

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

 

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация обозначает уподобление себя другому человеку. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией.

Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, человек принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному.

Рефлексия — это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Эффекты межличностного восприятия

В процессе знакомства, построения коммуникативных связей складываются отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга. При этом, помимо умения конструктивно воспринимать и оценивать партнера по общению, большое влияние оказывают сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека. Выявление этих аспектов необходимо для прогнозирования ситуации межличностного восприятия. К этим факторам восприятия другого человека относят ряд типичных искажений представления о другом человеке. Это, так называемые, — «эффект ореола» («гало-эффект»), «эффект последовательности», «эффект авансирования» «эффект проецирования на других людей собственных свойств», явление «стереотипизации» и т.д.

«Эффект ореола» –влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Суть этого эффекта проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект последовательности» –касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявляемые о нем в первую очередь.

«Эффект авансирования» –человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

«Эффект проецирования» — заключается, в том, что человек ожидает от окружающих поведения по его собственной модели. Этот эффект часто встречается и проявляется при неумении людей встать на точку зрения другого человека.

Явление стереотипизации – одна из основ формирования первого впечатления. Социальные стереотип – это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.

 

Выделяют:

 физиогномические стереотипы (например, многие люди считают, что если у человека большой лоб, – умный, квадратный подбородок – сильная воля),

 стереотипы внешности (полные люди – добродушные, худые – сердитые и замкнутые),

 социальные (профессиональные, национальные и пр.).

Например, эталон образа врача большинство людей описали так: «врач должен быть в белом халате, чистом колпаке, всегда иметь при себе инструменты и уметь успокоить больного», так же считается, что все англичане худощавы и надменны, а французы только и думают о любви и т.д. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.

Каузальная атрибуция

Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей служит каузальная атрибуция. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».

Каузальная атрибуция – система интерпретации причин поведения окружающих.

 

 

Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины неизвестны, тогда в условиях дефицита информации, люди начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то, более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания – каузальная атрибуция. Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно.

Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция переоценивать значение личностных черт и недооценивать роль ситуации. Кроме того, индивид совершает основную ошибку атрибуции, интерпретируя поведение других людей. Отмечается, что люди склонны объяснять чаще свое собственное поведение с точки зрения сложившихся обстоятельств, но в отношении других склонны считать, что те сами виноваты и несут ответственность за свое поведение.

Особенности контакта с больными в психиатрической клинике

При лечении психических заболеваний тип контакта врача с больным чаще определяется особенностями их психопатологии. Вне зависимости от предлагаемых типологий взаимоотношений врача и больного в психиатрии, все авторы подчеркивают роль положительной эмоциональности врача в психотерапевтическом подходе при общении с душевнобольными, что улучшает их взаимоотношения с окружающими. Важно умение врача поддерживать коммуникацию.

В литературе описывается много различных форм недирективного поведения врача в общении с душевнобольными: отражение, прояснение, приближение к действительности и другие (Rogiewicz A., 1978).

Все они способствуют более реалистической оценке больными действительности. Замечено, что более эмпатийные психиатры добиваются лучших успехов в лечении больных шизофренией, а психиатры более эмоционально нейтральные, предпочитающие технические приемы, оказываются более результативными у невротиков. При депрессиях отмечается повышенная потребность больных в зависимости. Директивность, готовность психиатра к почти постоянному пребыванию рядом с пациентом, формирование положительного эмоционального контакта является часто гарантией сохранения жизни депрессивного больного. По мере уменьшения степени депрессии следует постепенно уменьшать и зависимость больного, переходить от директивности к недирективности в отношениях с ним.

Отражение — возвращение пациенту его высказываний (вопросов, мнений, чувств), но в иной форме. Например, больной: «Я могу сейчас уйти из больницы?»—врач: «Судите сами, будет ли это целесообразно и возможно именно сейчас». Или в ответ на агрессивное высказывание пациента: «Я хотел бы убить Вас за это» врач спрашивает: «То, что я говорю, вызывает у Вас гнев?». Если пациент передает важные мысли и чувства, врач отражает их, начиная словами: «Вы считаете (чувствуете), что…».

Отражение как форма реагирования дает возможность больному точнее осознать сказанное им самим, склоняет к рефлексии по поводу собственных высказываний и одновременно означает, что его высказывания являются серьезными и стоящими размышления.

Прояснение (тарификация) — прием, который определяется как попытка придать ясный смысл неотчетливым, неточным высказываниям больного. Врач уточняет высказывания больного, начиная со слов: «Я понял, что…», «Из вашего высказывания вытекает, что…». Уяснение в информационном плане полезно не только врачу, но и больному.

Приближение к действительности — это форма реагирования врача на обманы восприятия у больных, бредовые построения. Врач сообщает больному свое видение мира, не вступая с ним в спор и не отрицая его переживаний: «Я не вижу в этой комнате никого», «Я не заметил того, что кто-то к Вам плохо относится» и т.п. Иногда предлагается оценивать бредовые высказывания как символические, отражающие соответствующие эмоции. Например, больной говорит, что он бог. В ответ на это врач отвечает: «Вы хотите сказать, что Вы самый мудрый, сильный и лучший среди людей».

 

 

Факторы, влияющие на общение

1. Индивидуально-психологические особенности (темперамент, пол, возраст, мотивация, способности, характер).

2. Профессиональные особенности.

3. Ситуационные факторы (настроение, физиологическое состояние).

Коммуникативные барьеры

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере. Коммуникативные барьеры бывают трех типов:

1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.

Практикум 5.

1. Чем определяется эффективность общения? Какие бывают типы общения?

2. Решите следующие задачи:

А) 12 бурлаков молча тянут баржу. Общение это или нет?

Б) Мать баюкает месячного младенца. Общение это или нет?

В) Человек смотрит по телевизору балет. Общение это или нет? Если да, то где обмен информацией?

Г) Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?

3. Что мешает, что помогает людям в общении?

 

 

Используйте представленную ниже схему для наблюдения за участниками в последующих ролевых играх. Что Вы можете добавить в данную схему?

 

Что помогало в общении Чтомешалов общении
Вербальный канал коммуникации Персонификация, грамотная речь, использование техник, способствующих эффективности общения и т.д. Специфическая терминология, стилистические барьеры, и т.д.
Невербальный канал коммуникации Совпадение невербальных и вербальных проявлений, открытая поза, динамичная жестикуляция, контакт глаз, соблюдение личной (интимной) дистанции и т.д. Монотонный голос, быстрый или чрезмерно медленный темп речи, нарушение интимной дистанции или увеличение дистанции, закрытая поза, отсутствие контакта глаз и т.д.
Структура партнерского общения Установлен контакт, проведена ориентация в проблеме, обсуждение и принятие решения, выход из контакта и т.д. Несоблюдение структуры, пропуск этапов и т.д.

Контрольные вопросы

1. Как распределяется опыт общения по стадиям социализации?

2. Какую функцию выполняет механизм социальной перцепции?

3. Какую роль играет объем информации о партнере в формировании эффектов межличностного восприятия?

4. Приведите примеры влияния различных профессий на процесс общения?

5. Какие коммуникативные барьеры наиболее тяжело преодолевать? Обоснуйте свое мнение.

Вопросы

 

1. Наиболее обстоятельное описание незнакомого человека при формировании первого впечатления о нем дают в экспериментах:

1) физики;

2) экономисты;

3) юристы;

4) биологи.

2. Как влияют на нас социальные стереотипы?

1) помогают лучше понимать других людей;

2) позволяют нам составить правильное впечатление о другом человеке при первой встрече;

3) могут приводить нас к ошибочным суждениям о той или иной конкретной личности;

4) способствуют успешному взаимодействию людей.

 

3. Наибольшая удовлетворенность людей отмечается в экспериментах:

 

1) при автократическом стиле лидерства;

2) при демократическом стиле лидерства;

3) при свободном стиле лидерства;

4)когда каждый из членов группы по очереди выступает в роли лидера.

 

Описати ботанічну характеристику ячменю

Тема 4. Ячмінь озимий та ярий

Мета роботи: Дати загальну морфобіологічну характеристику роду Hordeum L. Зробити порівняльний аналіз морфологічної будови ячменю багаторядного та ячменю дворядного. Ознайомитися з технологічними заходами вирощування культури, навчитись проводити розрахунки посівної придатності, вагової і кількісної норми висіву, залікової маси зерна.

Короткі відомості: Ячмінь – одна з найдавніших культур. У країнах Близького Сходу був відомий ще за 8 тис. років до н.е. Вирощується повсюдно, де тільки можливе землеробство.

Відзначається високою біологічною пластичністю: ярий, озимий, дворучка. Посухо- і холодостійкий, але недостатньо зимостійкий. Скоростиглий, що дозволяє розміщувати післяжнивні посіви інших культур.

Недоліками культури є схильність до вилягання, поникання та обламування колоса, недостатня стійкість до хвороб.

Рід ячменю — Hordeum L.- об‘єднує близько 30 видів, серед яких лише один культурний вид – ячмінь посівний, усі інші – багаторічні та однорічні форми дикорослого ячменю.

 

З а в д а н н я:

 

1. Заповніть таблицю:

Таблиця 1

Площа посіву та урожайність ячменю

 

Місце вирощування Площа посіву Урожайність, т/га
в світі    
в Україні    
в Дніпропетровській області    

 

2. а) Описати народногосподарське значення ячменю:

________________________________________________________________________

б) визначити що є основною продукцією ячменю_____________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

в) визначити що є побічною продукцією ячменю_____________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

г) вказати співвідношення основної продукції до побічної______

__________________________________________________________

Описати ботанічну характеристику ячменю

Таблиця 2

Ботанічна характеристика пшениці

Показник Назва
українська латинська
Клас    
Родина    
Рід    
Вид      
Підвид      
Тип розвитку      

 

4. Розгляньте натуральні зразки рослин, таблиці та опишіть вегетативні органи ячменю. Заповніть таблиці.

а) коренева система: ______________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________ __________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Таблиця 3

Характеристика кореневої системи ячменю

 

Культура Тип кореневої системи Види коренів Кількість зародкових корінців, шт. Глибина проникнення кореневої системи, см
ячмінь        

б) стебло: _________________________________________________

__________________________________________________________

Таблиця 4

Морфологічні особливості стебла ячменю

Висота, см Товщина, см Кількість міжвузлів, шт. Тип росту Випов- неність Особливі ознаки
               

______________________________________________________________________

в) лист: ________________________________________________________

______________________________________________________________________

Таблиця 5

Морфологічні особливості листка ячменю

Ознака Характеристика
Тип листка  
Складові частини листка  
Форма листка  
Ширина листкової пластинки, см  
Довжина листкової пластинки, см  
Язичок листка  
Вушка листка  

5. Розгляньте натуральні зразки рослин, таблиці та опишіть і замалюйте генеративні органи ячменю. Заповніть таблиці.

а) суцвіття — ____________

________________________

 

Таблиця 6

Морфологічні особливості суцвіття ячменю озимого

Ознака
Остистість  
Кількість колосків на виступі членика колосового стрижня  
Характеристика колоскових лусок    
Кількість квіток у колосках. Будова квітки.    
Характеристика квіткових лусок    
Тип запилення  
Схема розміщення зернин у колоску ячменю
а) Ячмінь багаторядний
     

б) вивчіть та замалюйте колосок ячменю:

___________________________________

в) плід — ________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Таблиця 7

Морфологічні ознаки зернівки ячменю